ИТОГИ РАБОТЫ ПРОМЫШЛЕННОСТИ УКРАИНЫ В ЯНВАРЕ-АПРЕЛЕ 2017 ГОДА – ТЕМПЫ ПАДЕНИЯ УВЕЛИЧИВАЮТСЯ

Промышленное производство в январе-апреле 2017 года сократилось на 2,0% (к аналогичному периоду 2016 г.), в апреле 2017 г. – на 6,1% (к апрелю 2016 г.).

25/05/2017
Моніторингові продукти
ИТОГИ РАБОТЫ ПРОМЫШЛЕННОСТИ УКРАИНЫ В ЯНВАРЕ-АПРЕЛЕ 2017 ГОДА – ТЕМПЫ ПАДЕНИЯ УВЕЛИЧИВАЮТСЯ
В апреле 2017 года добывающая промышленность сократила объемы производства по сравнению с предыдущим месяцем на 4,1%, перерабатывающая – на 6,9% (без учета сезонной корректировки), а по сравнению с прошлогодним апрелем добывающая промышленность вообще провалилась (-12,3%), а в целом объемы промышленного производства упали на 4,5%.
Региональный разрез
- В 13 регионах страны промышленность показала результаты худшие, чем в первом квартале год назад (по итогам первого квартала таких было на два меньше). Наиболее весомое падение – в Луганской (-25,0%), Донецкой (-12,9%), Закарпатской (-7,5% ), Черниговской (-5,9%), Ровенской (-4,3%), Черкасской (-4,4%), Днепропетровской (-4,4%) областях…  
Отраслевой разрез
- Большая часть отраслей и под-отраслей промышленности (занимающие почти 2/3 в структуре промпроизводства) показали отрицательную динамику. В январе-апреле 2017 г. (против аналогичного периода 2016 г. ) добыча угля упала на 15,9%, руды – на 10,6%, углеводородов – на 0,6%, производство кокса и нефтепереработка – на 21,1%, химпроизводство – на 5,1%, фармацевтическая отрасль – на 9,4%, металлургическое производство – на 2,6%, на 8,8% - электронное машиностроение – на 8,8%, электромеханическое машиностроение – на 6%, поставки электроэнергии, газа и пара – на 4,1%. 
Производство основных видов промышленной продукции
Еще более удручающая ситуация в разрезе производства основных видов продукции.  
- На фоне рассказов о необходимости наращивания объемов обеспечения сырьем отечественной металлургической отрасли ( пока конъюнктура внешних рынков более-менее благоприятна для нас) и борьбе за достижение энергетической независимости в январе-апреле 2017 года на 10,6% сократилась добыча металлических руд, на 3,4% - железорудного неагломерированного концентрата, на 28,2% - агломерированного концентрата, на 22,0% - каменного угля, на 5,1% - сырой нефти. После решения Президента и Правительства о полной блокаде зоны АТО в силу наступившего дефицита начались перебои в работе тепловой генерации: объемы производства электроэнергии на них сократились на 14,3%, а пять ТЭС – вообще ушли в простой.
- Продолжает испытывать проблемы отечественная металлургия: выплавка стали в январе-апреле сократилась на 6,5% (Украина снова покинула первую десятку его производителей), чугуна – на 20,1%, катанных и кованных полуфабрикатов – на 12,5%, полуфабрикатов, полученных непрерывным литьем – на 22,5%, проката черного металла – на 7,7%... В сегменте продукции «для металлургов» - тоже проблемы: производство прокатного оборудования сократилось на 47,8%! Из-за проблем с перевозкой грузов по железной дороге меткомбинаты Мариуполя вынуждены перейти на работу на 70% своей мощности.
- В тяжелом положении – химическая и коксохимическая отрасль. Производство кокса и коксопродуктов по сравнению с январем-апрелем 2016 года сократилось на 23,3%, серной кислоты – на 13,5%, спирта неденатурированного – на 15,6%, моющих средств  - на 4,1%. Увеличивается зависимость отечественных аграриев от поставок российских удобрений – из-за непродуманной антидемпинговой политики отечественные производители стали , а российские химики только за первый квартал заработали на украинских потребителях почти 180 млн. дол. США. 
- В коматозном состоянии находится автомобильная промышленность, состоящая пока еще формально из 8 автозаводов. Из позитивов – рост на 1900% производства автобусов (220 шт. против 11 в январе-апреле прошлого года; примерно 1,8 штуки в день, или 55 в месяц ), но здесь все объясняется «нулевой базой сравнения: в прошлом году в январе-апреле «Черкасский автобус» выпустил одну единицу продукции, «Черниговский автозавод» и «Часовоярский автобусный завод» - вообще не произвели ни одной машины, в то время как поточном году выпустили 100, 44 и 32 автобусов соответственно. Все 1691 легковых автомобилей, собранные за четыре месяца, произвел закарпатский «Еврокар» (для сравнения – с конвейеров Volkswagen каждые сутки сходит 28,2 тысячи автомобилей, Toyota – 27,8 тысяч). С конвейера бывшего лидера отрасли – «АвтоЗАЗ» не сошли ни одного легкового автомобиля. Уже полтора года не работает и скорее всего прекратит существование Бориспольский автозавод. 
- На трех авиазаводах страны – продолжается прошлогодние затишье и застой (что уже не удивляет – в прошлом году общими усилиями выпустили один демонстрационный образец Ан-132, однако и это достижение было бы невозможно, если бы не финансы заказчика – Саудовской Аравии). Разрабатывать новые модели самолетов, похоже, также не планируют: многолетний легендарный главный конструктор «Антонова» Д.Кива еще осенью прошлого года уволен и уехал вместе с группой коллег создавать авиастроительную отрасль Азербайджана, а сама должность «генеральный конструктор» - ликвидирована (видимо, за ненадобностью)… 
- Некогда мощная судостроительная отрасль постепенно превратилась в судоремонтную и судо-покрасочную , но и в этих незамысловатых видах деятельности провалов больше, чем успехов – флагман отечественных ВМС «Гетман Сагайдачный» поломался буквально через неделю после выхода из ремонта, вчера на Черноморском судостроительном заводе произошло возгорание ремонтируемого там водолазного судна «Нетешин», а готовый на 95% бывший тяжелый ракетный крейсер «Украины» решено не достраивать, а распродать раздельно как корпус, ходовая и комплектующие.
- В легкой промышленности – зафиксировано сокращение производства шерстяной пряжи на 30,6%, костюмов, пиджаков, юбок, брюк, комбинезонов женских – на 11,3%, женских жакетов и блейзеров – на 9,5%, одеял и пледов – на 8,5%, мужских пиджаков – на 8,4%, женских пальто и плащей – на 5,5%, костюмов и комплектов мужских – на 3,9%, чулочно-носочных изделий – на 3,6%, обуви – на 2,3%, платьев – на 1,1%.
- В пищевой промышленности – на 3,6% сократилось производство свежей и охлажденной свинины, на 4,0% - замороженной свинины, на 9,5% - соков фруктовых и овощных, на 14,0% - их смесей, на 6,2% - свежего сыра неферментированного, на 7,8% - йогуртов и сквашенного молока, на 2,4% - муки, на 8,8% - хлеба, на 2,2% - кондитерских изделий, на 4,1% - соусов, продуктов для их приготовления, приправ и пряностей, на 30,5% - спредов и жировых смесей, на 6,2% - молокосодержащих продуктов, на 29,7% - коньяков, на 23,7% - крепких спиртных напитков, на 3,1% - пива. При таких тенденциях пищепром не только не сможет расширять присутствие на внешних рынках, но вскоре начнет терять и собственный внутренний…
- В фармацевтической отрасли на 29,3% упало производство лекарственных средств, содержащих антибиотики, на 9,1% - препаратов на основе алкалоидов.
- Хватает проблем в подотрасли стройматериалов: добыча известняка и известнякового камня (для изготовления цемента и извести) в январе-апреле уменьшилась на 25,1%, производство негашёного известняка – на 10,2%, цемента – на 1,2%, сухих строительных смесей – на 7,9%, неогнеупорного кирпича – на 3,8%, элементы строительных конструкций из цемента, бетона и искусственного камня – на 3,3%, дверей – на 6,1%, древесины – на 6,9%.
- Падение продолжается в электронной, электромеханической и механической отрасли. По сравнению с январем-апрелем прошлого года на 4,3% сократился выпуск счетчиков электроэнергии, на 53,7% - инструментов автоматического управления и регулировки, на 31,7% - низкомощных и на 24,2% - среднемощных электродвигателей, на 37,9% - панелей цифрового управления, на 10,7% - контрольно-распределительной аппаратуры, на 32,6% - стиральных и сушильных машин, на 32,5% - контрольно-кассовых, маркировочных и билетных аппаратов, на 17-29% - насосов, на 49,2% - валов, на 11,0% - верстатов, на 19,9% - машинного оборудования для сортировки, просеивания, промывания, дробления и т.д.. 
Речь не идет о какой-то новой, трудоемкой, технологически неподъемной в условиях кризиса промышленной продукции – мы теряем объемы производства того, что выпускалось всего 12 месяцев назад, а его реализация давала людям рабочие места, а бюджету – налоговые поступления.
И это не предел – уже сейчас в значительно бОльшей степени начнет проявляться эффект от блокады ОРДЛО. Недопоставки антрацита уменьшат производство электроэнергии. Уменьшение объемов производства кокса – даст сокращение металлургического производства, соответственно – меньше металла получат отечественные машиностроители и т.д. и т.п. Это грозит дальнейшей «сырьевизации» экономики Украины (к примеру, из-за остановки Алчевского МК, Енакиевского метзавода, Донецкстали, и Днепровский МК – образовались излишки железорудного сырья, которые уехали в Китай).
Перед отечественной промышленностью нависла очередная угроза – повышение тарифов на железнодорожные перевозки (а на них приходится почти 60% от всех объемов грузооборота). Отраслевые объединения промышленников призвали Правительство, «Укрзализныцю» и Мининфраструктуры к взвешенному подходу при формировании тарифной политики, которая должна учитывать возможности и реалии нынешней «экономики производства» в базовых отраслях. Адекватной реакции и конструктивного диалога пока не наблюдается…

После непродолжительного роста в январе-феврале, украинская промышленность ожидаемо ушла в «минус», прежде всего, на фоне блокады ОРДЛО и сокращения выпуска в отраслях, ориентированных на ГМК, и в энерго-генерации. Однако проблем хватает и в других отраслях – химпроме, фармпроизводстве, отдельных под-отраслях машиностроения. Темпы падения углубляются: по итогам января – апреля спад зафиксирован в отраслях, занимающих почти 2/3 в структуре промпроизводства, и в 13 регионах (наибольше – закономерно в Донецкой и Луганской областях). Как результат, Украина продолжает де-индустриализироваться стремительными темпами, а объемы промпроизводства составляют 77,8% от уровня января – апреля 2013 г. 
Фундаментальные факторы восстановления промпроизводства остаются слабыми: по итогам 2017 г. в промышленности будет зафиксировано падение. Причины - отсутствие про-активной промышленной политики (по поддержке и продвижению экспорта, создания новых рабочих мест, стимулирования новых видов деятельности, инноваций и т.д), продолжающийся кризис в банковской системе, слабый прогресс в улучшении инвестиционного климата и значительные риски неопределенности, из-за отсутствия прогресса в урегулирования конфликта на Донбассе.

Владислав Мельник