АНАЛИЗ ПЕРВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОВЫШЕНИЯ МИНИМАЛЬНОЙ ЗАРПЛАТЫ И СИТУАЦИИ С ВЫПЛАТОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

По инициативе Правительства с 1 января 2017 г. удвоен размер минимальной зарплаты (МЗП, с 1600 грн. до 3200 грн.).

06/06/2017
Моніторингові продукти
АНАЛИЗ ПЕРВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОВЫШЕНИЯ МИНИМАЛЬНОЙ ЗАРПЛАТЫ И СИТУАЦИИ С ВЫПЛАТОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
При этом прожиточный минимум был «отвязан» от МЗП и произведено уравнивание 1-го-6-го разряда Единой тарифной сетки (схема выплаты зарплат в бюджетном и государственном секторе). С 1 мая прожиточный минимум увеличен на 5,3% (1684 грн), с 1 декабря он вырастет еще на 4,6% (1762 грн.). 
Правительство заявляло, что повышение МЗП призвано решить несколько задач:
(1) компенсировать потери населения от инфляции 2014-2016 годов;
(2) восстановить социальную справедливость; 
(3) детенизировать выплаты зарплат; 
(4) найти дополнительный ресурс для последующего осовременивания и повышения пенсий; 
(5) создать импульс для перезапуска экономики (через увеличение частного потребления и детенизацию экономики в целом).
Последствия поднятия МЗП:
1. Удвоение МЗП привело к росту средней зарплаты, но в значительно меньшей степени. По данным Госслужбы статистики, номинальные зарплаты в апреле 2017 г. выросли на 36,0% по сравнению с апрелем 2016 года (год-к-году, г/г), достигнув 6659 грн., а по сравнению с мартом 2017 г.– сократились на 1,4%. Реальная зарплата в апреле 2017 г. в сравнении с мартом 2017 г. сократилась на 2,3%, а относительно апреля 2016 г. – выросла на 20,7%.
2. Инфляционные  потери населения не компенсированы полностью.
О полной компенсации можно говорить лишь для тех, кто получал минимальную зарплату, не лишился работы и получил ее удвоение, но таких не более 2-3% от общего числа работающих.
Средние реальные зарплаты в Украине все еще ниже соответствующего месяца 2013 года, их покупательская способность так и не восстановилась до уровня 4-летней давности.
Реальная зарплата в апреле 2017 г. все еще на 9,3% ниже уровня апреля 2013 г. Другие оценки также указывают на то, что покупательская способность заработных плат так и не восстановилась до уровня 2013 г:
o Если в апреле 2013 года средняя зарплата составляла 2,7 размера официально рассчитанного фактического минимума , то в апреле 2017 года только 1,8 такого прожиточного минимума (с учетом ПДФО). 
o Средняя заработная плата в долларах в апреле 2017 г. была эквивалентна 247,9 дол. США (официальный курс НБУ 26.85 грн./дол), что на 29,4% выше уровня апреля 2016 г. (191,6 дол), но на 16,1% меньше уровня апреля 2014 г. (295,7 дол), а по сравнению с апрелем 2013 г – вообще ниже в 1,6 раза (398,7 дол.).
3. Разрыв между МЗП и фактической минимальной потребительской корзиной все равно останется
Минимальная зарплата в 3200 грн. с трудом покрыла рассчитываемый (и искусственно занижаемый) Минсоцполитики т.н. «фактический уровень прожиточного минимума» по состоянию на январь 2017 года. Но за 4 месяца инфляция составила 4,9%. КМУ недавно ухудшил прогноз по инфляции на 2017 год до 11,5%. Таким образом, разрыв между МЗП и  минимально необходимым набором для выживания будет увеличиваться. По экспертным оценкам, МЗП будет покрывать около 70% минимально необходимого для выживания потребительского набора.

4. После отвязки МЗП от прожиточного минимума на заниженном уровне остались все социальные выплаты, привязанные к прожиточному минимуму, а также социальная помощь, выраженная в абсолютных значениях. Например, помощь переселенцам, которая в 2014 году составляла 36,3% от МЗП, составляет в 2017 году до 13,8% МЗП. При этом теряется ее смысл как реальной поддержки, государство подтолкнет ВПЛ к неоформлению помощи, и таким образом – сэкономит на этой малозащищенной категории лиц. 

5. Предложенный механизм увеличения МЗП привел к уравниловке. 
Уравнивание 1-6 тарифных разрядов (т.р.) приведет к уравниванию оплаты квалифицированного и не квалифицированного труда. На начало 2017 г. между 1 т.р. и 25 т.р. разница составляет 3 828 грн., а между 6 т.р. и 25 т.р. – 3 626 грн (разница в окладах). После «уравнивания» 1т.р. и 6 т.р. и минимальной зарплаты на уровне 3 200 грн. разница в начисленной зарплате работникам 1 т.р и 25 т.р. может составить 2 440 грн. 

6.  Существенной детенизации  зарплат пока не произошло. 
Оценивать повышение МЗП как элемент, приводящий к детенизации, нужно крайне аккуратно. С одной стороны, темп роста номинальных зарплат в январе-апреле 2017 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (+36,5%) опередил темпы роста поступлений ЕСВ (+31,6%). С другой – безработица не уменьшалась, количество штатных работников сокращалось, росла задолженность по заработной плате, прекратили хозяйственную деятельность 12-15% от всех ФОП – с учетом этого можно говорить, что в +31,6% поступлений ЕСВ – есть элемент детенизации, но он крайне невысок.
Рост в 2017 году средней зарплаты по сравнению с концом прошлого года был в значительной степени простимулирован априори «белой» бюджетной сферой. В апреле 2017 года темпы роста заработных плат работников бюджетного сектора были одними из самых высоких в экономике. Если в среднем по стране апрельская зарплата была выше прошлогодней ноябрьской (декабрь – непоказателен в силу всевозможных доплат, премий и др . поощрений к новому году, которые сильно завышают доход) на 23,2%, то в образовании она была выше на 45,1%, здравоохранении – на 38,1%, социальном обеспечении – на 36,5%, культуре – на 33,6% и т.д.
В реальном секторе, в частности в промышленности,  увеличение зарплат было заметно меньшим (в целом по промышленности – 14,4%, в углепроме – 15,2%, пищепроме – 16,5%, легпроме – 15,4%, химпроме – 14,8%, металлургии – 10,3%, электромашиностроении – 11,7%, автопроме – 10,4%, ТЭК – 11,9% и т.д.)
Бизнесы повышали зарплату своим работникам не под влиянием экономических факторов, а прежде всего под резким давлением со стороны правительства, грозящего тотальными проверками и гигантскими штрафными санкциями (доходящими до 320 тыс. грн. за нарушение). Об этом сообщило 83% предприятий, которые участвовали в опросе деловых ожиданий НБУ . Они активно ищут инструменты, как минимизировать свои дополнительные затраты, что негативно повлияет на наемных работников: 
- Работники корпоративного сектора, как и бюджетники, попадают под уравниловку. По результатам опроса деловых ожиданий лишь половина намерена поднять зарплату всем категориям работников. На половине предприятий зарплату минимальщиков подтягивается до более высокооплачиваемых , что будет иметь свои негативные проявления в виде низкой мотивации к труду и его продуктивности. 
- Предприятия перераспределяют фонд оплаты труда в пользу менее квалифицированных работников. Около 8,3% предприятий указали на то, увеличение заработной платы намерены делать за счет др. работников. Это значит, что у части высокооплачиваемых работников зарплата сократится.
- Не все работники получат на руки больше денег из-за перераспределения зарплат «из конвертов». Около 10% предприятий вообще не планируют увеличивать зарплату, мотивируя это тем, что у них и так высокие зарплаты. 
- Планируются сокращения персонала. Всего изменить количество работников намерены почти четверть предприятий (24% ), из них 13% собираются сократить низко-квалифицированный персонал, еще 9% - перевести на неполный рабочий день, а 2% - вообще перевести на неполный рабочий день весь имеющийся персонал.

7. Жесткий административный прессинг не только не ликвидировал такое явление, как зарплаты ниже минимально установленной законом, но и ухудшил реальное положение вещей. 
Если к концу декабря платили меньше гарантированного минимума 2,8% работников, то после удвоения МЗП к концу марта 2017 г. зарплату меньше минималки стало получать уже 10,3% ( каждый 10-й) штатный работник. 27,1% работающим стали начислять зарплату в диапазоне 3200-4000 грн., т.е. бизнесы формально выполнили решение о повышении минималки, набросив на нее 100-200-500 грн., чтобы «не нарваться» на контролирующие органы. Количество же высокооплачиваемых (10000 грн.+, хотя это всего 380+ дол. США) – осталось практически неизменным – 12,6% в марте против 12,5% в прошлогоднем декабре, 

8. ПФ не получит необходимый для последующего осовременивания и повышения пенсий 
Повышая МЗП, правительство заявляло, что это даст дополнительный ресурс для осовременивания пенсий. Вместе с тем, по расчетам Минсоцполитики, ожидаемые дополнительные поступления от ЕСВ – за счет детенизации и повышения зарплат –  составят около 8 - 10 млрд. грн. Этих денег не хватит ни на покрытие дефицита ПФ (дефицит фонда на 2017 г. превышает 141 млрд. грн.), ни на «осовременивание» пенсий (по нашим расчетам, ожидаемых средств хватит на прибавку в 95 грн. или +5,5% к средней пенсии на сегодня, что явно не тянет на осовременивание).

9. Выросла фискальная и административная нагрузка на бизнес, что будет отрицательно влиять на рост экономики.
- Выросли затраты бизнеса на выплату как самой зарплаты, так и уплату налогов на фонд оплаты труда (ЕСВ и НДФЛ), что само по себе неплохо. Плохо то, что они не перекрыты ростом доходов от экспорта и ростом производительности экономики.   
- МСБ на едином налоге (1-я и 2- я группы) вынуждены платить больше единого налога, ставки которого привязаны к МЗП (напр., 20% от МЗП для 2-й группы).  
- При этом параллельно повысились и другие виды налоговой нагрузки, прежде всего, на аграриев (у которых забрали 25 млрд. грн., отменив спец-режим по НДС, и предложив взамен в 5 раз меньший размер господдержки).
- Предприятия уже сейчас вынуждены отбиваться от контролирующих органов, которые получили невиданные права по контролю за соблюдением «трудовых прав» наемных работников, а размер штрафов за нарушения может достигать 320 тысяч гривен!
Поэтому повышение МЗП будет оказывать негативное влияние на экономический рост. 
Согласно прогнозам НБУ, повышение МЗП в 2 раза ускорит инфляцию на 1% (за январь-апрель цены год-к-году выросли на 13,5%). 
Судя по всему, не верит в то, что повышение МЗП даст какой-нибудь толчок для экономики и само правительство, которое понизило с 3,0% до 1,8% свой прогноз роста ВВП на 2017 г. 
10. «Фактор-3200» пока не дал значительного эффекта с точки зрения роста безработицы, но это рискует проявиться в будущем в виде сокращения персонала и роста зарплатных долгов. 
Официальная статистика Службы занятости не отображает реального положения дел: она фиксирует только число ставших на учет как безработные, и их количество с начала года сократилось на 12,8% (с 429,0 до 374,2 тыс. человек), а уровень безработицы упал до 1,4%. Такие результаты – несовершенство методики определения реальной безработицы.
Косвенные признаки уже говорят, что из-за повышения МЗП проблемы обострятся уже в ближайшее время.
К примеру, количество штатных работников в апреле по сравнению с мартом сократилось на 23,2 тыс. чел. (по сравнению с апрелем 2016 – на 182,5 тыс. чел., по сравнению с началом 2017 года – на 67,1 тысячу, или на 8,6% ), а количество отработанных часов – со 153 в марте до 134 в апреле 2017 г. (-12 по сравнению с апрелем 2016 г., это уже проявление неполной занятости). С начала года закрылось уже 253 тыс. ФОП.
По прогнозу НБУ, удвоение МЗП приведет к росту безработицы на 1 п.п. (до 10% по методологии МОТ). Ожидается, что бщая численность работников формального сектора экономики в 2017 г. сократится на 9% по сравнению с 2016 г. «Взнос» в это количество за счет удвоения МЗП оценивается в 5,4 п.п. или 630 тыс. чел.
Реальный размер безработицы с учетом того, что процедура сокращения персонала занимает от 70 до 90 дней, появится уже в статистике МОТ за II квартал (будет доступна не ранее конца сентября). 
Вместе с тем, повышение зарплат уже вылилось в резкий рост задолженности по выплате зарплаты.
Только за апрель 2017 года зарплатные долги выросли сразу на 5,6% (!!!), достигнув 2185 млн. грн. Это рекордный показатель за последние 15 лет!
Всего задолженность с начала года выросла на 22,0% или на 394,2 млн. грн. (на начало января 2017 года долг составлял 1 791,0 млн. грн.).
Более 90% прироста задолженности обеспечено увеличением невыплат на экономически активных (работающих) предприятиях. 
Все больше людей сталкивается с невыплатой или несвоевременной выплатой зарплаты. Выросло (невзирая на увеличение ответственности за нарушение зарплатного законодательства) количество работников, которым не выплатили зарплату. Так, если в начале января 2017 г. зарплату вовремя не получило 96,6 тысячам работников экономически активных предприятий, то в начале мая 2017 г. невыплаты коснулись уже 146,0 тысяч человек (+51,1%). Средняя сумма долга составила 7774 грн. на человека или 116,7% среднемесячной зарплаты за апрель. 
Правительство пытается списать проблему с задолженностью по зарплатам на АТО. В Минсоцполитики заявляют, что проблема долгов по заработной плате наполовину объясняется проблемами предприятий в зоне АТО и на неподконтрольной территории.  Однако такое объяснение сомнительно: 
- Действительно, согласно данным Госстата, предприятия Донецкой и Луганской областей накопили 355,2 млн. грн. и 535,0 млн. грн. соответственно задолженности по зарплатам, что составляет 40,7% всей задолженности в экономике. Однако предприятия в зоне АТО и на неподконтрольных территориях не включаются в статистику еще с января 2015 года! 
- Помимо Донецкой и Луганской областей, проблема задолженности остается особенно острой в Харьковской области (236,3 млн. грн.), Днепропетровской (152,6 млн. грн.), Киевской (122,6 млн. грн.), Сумской (105,5 млн. грн.) областях. В этом месяце превысила отметку в 100 млн. грн. Черкасская область (107,5 млн. грн.), близка к ней Львовская область (96,5 млн. грн.). 
- Проблема усугубляется не столько за счет Луганской (+3,2% или +16,6 млн. грн. в апреле) и Донецкой (+9,8% или +31,7 млн. грн.) областей. Только в апреле задолженность по зарплате выросла в 16 из 25 регионов Украины, а сначала года в 18-ти, т.е. в ? административных единиц страны. 
- Около 56% прироста задолженности по зарплатам в апреле 2017 года объясняется увеличением долгов по зарплате в Днепропетровской (+19,5% или 29,7 млн. грн.), Черкасской (+49,5% или 35,6 млн. грн.), Ровненской областях ( +51,5% или 17,4 млн. грн.).

В 2017 году смогли несколько сократить задолженность по заработной плате только 11 из 33 секторов экономики (среди которых не самые существенные, к примеру – гостинично-ресторанного хозяйства, электронной, деревообрабатывающей промышленности, финансово-страховой деятельности).
В сельском хозяйстве (невзирая не собранный рекордный урожай, почти 40% которого ушло на восстанавливающийся от падения цен мировой рынок ), долги по зарплате с начала года выросли на 17,9%, в транспортной отрасли – на 18,1%, в IT – на 52,3%, в медицине – на 60%, в сфере услуг – на 25,6%, в операциях с недвижимостью – на 252,9%, в жилищно-коммунальном хозяйстве – на 124,2%. 
В промышленном секторе зарплатная задолженность в автомобилестроении увеличилась на 17,6%, легкой промышленности – на 60,5%, в электромашиностроении – на 98,4%, в металлургии – на 132,6%, в химической – на 650,2%!

11.Риски от административного удвоения МЗП на будущее:
- Рост безработицы, скрытой занятости и расширение возможных схем уклонения от «фактора-3200» (перевод на неполный рабочий день, на половину ставки, перевод увольняемых на работу по гражданско-правовым договорам или на аутсорсе, что позволяет обойти необходимость платить не меньше 3200 грн.).
- Увеличение долгов по зарплате.
- Ухудшение «экономики предприятий», уход в зону убыточности, повышение рисков неплатежеспособности и дальнейшего банкротства. 

НоСЭП