В 2016 ГОДУ УКРАИНСКИЕ ТРУДОВЫЕ МИГРАНТЫ ПЕРЕВЕЛИ НА РОДИНУ БОЛЕЕ 6,1 МЛРД. ДОЛЛАРОВ

International Fund for Agricultural Development представил результаты своего свежего, июньского исследования, из которого следует, что по уровню перечислений заработанного трудовыми мигрантами (6,161 млрд. дол. США)

29/06/2017
Моніторингові продукти
В 2016 ГОДУ УКРАИНСКИЕ ТРУДОВЫЕ МИГРАНТЫ ПЕРЕВЕЛИ НА РОДИНУ БОЛЕЕ 6,1 МЛРД. ДОЛЛАРОВ
Украина занимает второе место на континенте после Польши (6,820 млрд. дол. США).
Высокие объемы перечислений от трудовых мигрантов – критерий признания страны бедной и неблагополучной в отношении рынка труда. Платежи мигрантов ныне составляют 6,5% отечественного ВВП (для сравнения: для наших ближайших соседей Беларуси и Польши – всего 1,4% ВВП, Чехии – 1,5% ВВП, Румынии – 1,7% ВВП).
Достоверной информации о реальных объемах денежных переводов украинских гастарбайтеров нет:
- В 2014-2015 гг. МОМ оценивала ежегодный общий объем перечислений в Украину от украинских «заробитчан» в 2,8 млрд. дол. США, или порядка 3,1% ВВП (передано официальными, неофициальными каналами и в натуральной форме) . 
- НБУ ведет официальную статистику учета частных денежных переводов в Украину, большую часть из которых составляют переводы трудовых мигрантов (см. табл.). Пик переводов пришелся на 2013 г. (8,5 млрд. дол.), снизившись до 5,4 млрд. дол. по итогам 2016 г. (это на 736 млн. дол., или на 12% меньше данных свежего исследования IFAD). При этом как доля в ВВП – переводы выросли с 4,7% в 2013 г до 5,8% в 2016 г. Начиная с 2013 г. поступления по частным переводам стабильно и значительно превышают чистый приток прямых иностранных инвестиций. 

 

Год

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Сумма, млн. дол. США

6177

5370

5862

7019

7526

8537

6489

5154

5425

- через банковские счета

3275

2832

2959

3252

3278

3293

2410

2006

2279

- через международные платежные системы

2097

1825

2126

2804

3213

4084

3190

2135

2126

- неформальными каналами

805

713

777

963

1035

1160

889

1013

1020


В то же время, считать приводимые НБУ цифры чистыми переводами трудовых мигрантов нельзя – кроме них, туда попадают платежи в пользу граждан Украины, находящихся на родине, но работающих удаленно на иностранного работодателя (потому в пятерке стран, откуда пришли денежные переводы – Кипр, где крайне мало украинских трудовых мигрантов, но зарегистрировано множество оффшорных бизнесов, а в ТОП-12 - Сингапур), и переводы родственникам и знакомым (по этой причине на втором и третьем месте по объемам средств – США и Германия, а поступления из Израиля, где количество трудовых мигрантов пока составляет несколько тысяч человек, превышают поступления из Польши, где таких сотни тысяч – почти вдвое), и другие платежи разной природы и происхождения.
Есть основания сомневаться и в корректности самой статистики. По данным НБУ, на неофициальные каналы в 2014 году приходилось 13,7% переводов (в 2016 году - 18,8%). Вместе с тем, опрос МОМ самих гастарбайтеров и членов их семей показал, что в том же 2014 году 98% долго- и 75% краткосрочных трудовых мигрантов хотя бы раз пользовалась неформальными каналами, а общий объем использования этого способа перевода составляет не 13,7%, а 53%.

Топ-12 стран по денежным переводам в Украину в 2016 году

Страна

Сумма, млн. дол. США

% в общем объеме

2016/2015 гг., %

Россия

977,6

22,2

84,4

США

602,0

13,7

116,9

Германия

303,9

6,9

112,7

Великобритания

266,7

6,1

108,9

Кипр

255,9

5,8

104,7

Италия

203,7

4,6

119,4

Греция

186,4

4,2

97,4

Израиль

172,6

3,9

161,6

Польша

96,9

2,2

175,9

ОАЭ

96,9

2,2

117,1

Канада

76,2

1,7

78,7

Сингапур

75,9

1,7

101,5


Трудовая миграция, «гастарбайтеры»-«заробітчани» – это проблема всех 25 лет независимости. От челноков на рынках европейских стран в начале 90-х до разбежавшихся по всему миру ученных из массово закрывавшихся НИИ и КБ, от моряков из бывшего крупнейшего в Европе Черноморского морского пароходства (ныне регулярно становящимися жертвами пиратов южных морей) до ВУЗовских преподавателей в Германии / США и врачей-медсестер в Ливии, от строителей подмосковных коттеджей до сборщиков урожаев мандаринов в Португалии и клубники в Польше – такой пестрый и многоликий образ украинского трудового мигранта, третье десятилетие не имеющего достойного дохода на родине.
Более благополучное финансовое положение позволяет мигрантам содержать оставшихся в Украине членов семьи и родственников. По данным экспертов, на себя мигранты тратят около 39% своего дохода, а 61% - это накопления, часть которых переводится в Украину. По данным МОМ, среднегодовой перевод превышает 4,3 тыс. дол. США, или около 360 дол. /месяц (для сравнения: на нынешней неделе В. Гройсман пообещал, что средняя месячная зарплата в 2017 году составит 7000 грн., или 270 дол. США).
Как в отношении переводов, так и по части данных по количеству «гастарбайтеров», достоверной статистики в Украине нет. Разброс цифр является значительным:
- по данным специального исследования по Украине Международной организации миграции (МОМ), внешними трудовыми мигрантами в 2014-2015 годах были примерно 688 тыс. человек (в т.ч. 424 тыс. – долгосрочные мигранты, 264 тыс. – краткосрочные мигранты). В то же время, только в ЕС оформлено официальное разрешение на проживание для 905 тыс. человек, польское правительство оценивало на конец 2016 года количество работающих в стране украинцев примерно в 1 млн. человек, в РФ – по данным миграционной службы МВД – предоставлено право на жительство и работу почти 800 тыс. человек и т.д.
- Мировой банк и отдел народонаселения экономического департамента ООН оценивают количество украинских мигрантов приблизительно в 6,5 млн. человек (по этому показателю мы в первой пятерке после Мексики, Индии, России и Китая, в это число входят и эмигранты, и мигранты, т.е. возвращающиеся время от времени на родину).
- по оценкам Департамента консульской службы МИД Украины, за пределами страны на легальных основаниях постоянно находится около 5 млн. человек.
Если принять во внимание вышеупомянутое исследование МОМ по структуре (возраст, пол, образование и т.д. ) мигрантов, а также сопоставив приходящие в Украину денежные потоки – то вероятнее всего количество реальных трудовых мигрантов составит не меньше 2-3 млн. человек (из которых около 40%, по оценке исследования - нелегальная и полулегальная миграция).
География трудовой миграции достаточно традиционна и стабильна: в Топ-12 – Польша (22,5%), РФ (19,2%), Чехия (18,3%), Италия (15,7%), Германия (3,2%), Португалия (2,7), Беларусь (2,5%), США (2,0%), Испания (2,0%), Словакия (1,7%), Венгрия (1,2%), Греция (0,9%). Есть вероятность, что скоро последние страны сможет потеснить Израиль (0,8%) – с ним в 2016 году подписано соглашение, предусматривающее расширение возможностей для трудоустройства украинцев в этой стране (только строителей Израиль готов принять до 20 тыс. человек).
Интересно проследить тенденцию в разрезе «долго-/краткосрочная миграция». Если в страны бывшего СССР превалирует краткосрочная миграция (для РФ соотношение составляет 1:1,5, для Беларуси 1:1, т.е. большинство предполагает «заработать и вернуться»), то в кажущихся украинцам стабильных государствах ЕС наблюдается существенный перевес в пользу долгосрочной миграции (по Италии – в 6,8 раза, по Чехии – в 3,1 раза, в Польше – 2,1 раза, т.е. большинство намеревается не только заработать, но и «зацепиться» и попытаться легализоваться, а в лучшем случае – остаться надолго или навсегда). Особенно тревожит тот факт, что количество тех, кто решил для себя не возвращаться в Украину, в возрастной группе 18-29 лет – вдвое больше, чем в возрастной группе 45-65 лет. Эта опасная тенденция, свидетельствующая о том, что пропорция «работающие / пенсионеры» в Украине будет с каждым годом обостряться (возрастные мигранты будут возвращаться на родину и уходить на пенсию, а планы молодого поколения – остаться работать за границей), увеличивая давление на Пенсионный фонд…  
В последние годы фиксируется изменение предпочтений направления миграции. Количество желающих работать в России, по данным опроса GFK-Україна по заказу МОМ, сократилось с 18% в 2011 г. до 12% в 2015 г., а количество желающих поработать в Польше за этот же период выросло с 15% до 30%. 
Ключевая причина миграции остается неизменной – доход трудового мигранта за пределами Украины (24150 дол. США за год, МОМ) значительно выше, нежели средний доход жителей Украины. Правительством, по его мнению, поставлена амбициозная задача – добиться к 2020 году средней зарплаты в 10 тысяч гривен. Но при прогнозируемом им же обменном курсе 30,5-31 грн./дол. работающий в стране через три года заработает за 12 месяцев около 3900 долларов, т.е. вшестеро меньше, чем зарабатывал средний трудовой мигрант в 2014-2016 годах. 
В определенном плане подталкивают к увеличению трудовой миграции и иностранные государства. Польша, сталкивающаяся с дефицитом рабочей силы в результате трудоустройства поляков в Великобритании и Германии, уже несколько раз на разных уровнях заявляла о готовности принять на работу до 1 млн. украинцев. Чехия разрабатывает свою программу, которая может охватить еще до 250 тыс. нынешних жителей Украины, в качестве стимула рекламируя возможность бесплатного получения не только среднего, но и высшего образования для детей трудовых мигрантов. «Бонус» от Венгрии – перспектива через несколько лет претендовать на венгерское гражданство. Эти страны рассчитывают не только на достаточно образованных и недорогих работников для своих экономик, но и на возможность в сложных переговорах с ЕС закрыть миграцией на средне- и долгосрочную работу ментально-близких и предсказуемых украинцев квоту по приему на свою территорию непредсказуемых мигрантов из проблемных Сирии, Афганистана и прочих «проблемных» стран, которые станут не трудовым ресурсом, а обузой для принимающей стороны.
Предоставление с 11 июня безвизового режима для украинцев с ЕС может поспособствовать росту дополнительного количества трудовых мигрантов:
- Пресс-служба Госпогранслужбы два дня назад заявила – «всего за 7 дней действия «безвиза» границы ЕС пересекли почти 441 тысяча человек». Сколько при этом совершили передвижение в обратном направлении (в Украину) – скромно умалчивается.
- Биометрические паспорта, дающие право находится на территории ЕС 90 дней в течение каждого полугодия, уже имеют на руках почти 5 млн. украинцев. 
- Если в марте в сутки обладателями биометрики в стране становилось в среднем 5 тысяч человек, то в мае-июне 20-25 тысяч. Далеко не все из них имеют исключительно туристические намерения – это показал кейс переселенки с Донбасса, которая в первый же день действия «безвиза» (11 июня) попыталась проехать в ЕС с 8-милетним ребенком со старым паспортом, а будучи возвращенной польскими пограничниками – ровно через неделю (18 июня) попыталась провезти его через границу в чемодане, но также неудачно. Туристические компании пока не фиксируют резкого увеличения продаж даже на недорогие туры на август-сентябрь, зато у автобусных перевозчиков (предлагающих проезд из Киева в Варшаву всего за 790 грн.) нет отбоя в клиентах, и «Укрзализныця» фиксирует очень высокую популярность и заполняемость поезда Киев-Пшемышль…
«Безвиз» дает определенный шанс стать неофициальным трудовым мигрантом в ЕС даже тем категориям граждан, у которых при визовом режиме возможностей даже попасть в ЕС практически не было. Не все, безусловно, но часть людей из нижеприведенных категорий вполне может попробовать пристроиться за пределами Украины, не имея здесь работы или зарабатывая копейки…
- Прежде всего, это безработные, количество которых оценивается почти в 1,8 млн. человек. Для них отсутствие справки с места работы с приличной зарплатой, а также других доказательств финансовой состоятельности ранее являлось почти 100%-ной гарантией отказа в получении визы. Многих понимающих свои низкие шансы останавливал от подачи документов и невозвращаемый визовый сбор в 35 евро (это почти равняется месячному пособию для безработного). 
- Еще одна возможная категория – вынужденные переселенцы. Из почти 600 тысяч трудоспособных ВПЛ смогли найти работу около 28%, еще 5% - организовали свой бизнес. За последний год, не найдя себя в «новой жизни» за пределами Донбасса, более 200 тысяч человек вернулось в т.н. «ДНР-ЛНР». Ранее посольства достаточно настороженно относились к запросам переселенцев на шенгенскую визу, оценивая их как высоко-рисковых потенциальных мигрантов. Сейчас, с биометрическим паспортом и безвизом у них есть шанс, не найдя источника доходов на подконтрольной Украине территории, попытаться это сделать в ЕС…     
- Третья категория потенциальных трудовых мигрантов – выпускники ВУЗов (ежегодно – 350-380 тысяч человек). Менее 1% удается сразу найти работу по специальности. Уровень безработицы среди молодежи – более 20%. Даже тем, кому удается трудоустроиться – работодатели платят молодым специалистам (за редким исключением) очень мало. Вместе с тем, практически вся нынешняя молодежь уже владеет иностранными языками, что является безусловным плюсом для потенциального трудового мигранта. Набирающая популярность дистанционная, или «удаленная» работа, при котором работник де-факто не бывает в офисе своего работодателя и получает переводы от него как от физического лица на карточку или банковский счет – практически сложно вычисляемая для пресечения схема, применяемая во все большем количестве т.н. «сервисных» профессий… 
- Четвертая категория – закрывшиеся бывшие ФОП. После введения с 1.01.2017 необходимости платить ЕСВ вне зависимости от того, получал предприниматель доход или нет, прекратили свою хозяйственную деятельность почти четверть миллиона «ФОПовцев», для многих из которых «безвиз» - это какой-никакой, но шанс и альтернатива безработицы. 
- Шестая категория – жители приграничных и близких со странами ЕС регионов (4-5 млн. человек). На сегодняшний день привилегиями упрощенного пересечения границы в рамках т.н. «малого приграничного движения пользуются жители, зарегистрированные в населенных пунктах в пределах 30-50 км от государственной границы. Со справкой они сегодня могут перемещаться на аналогичные дистанции вглубь Польши, Словакии, Венгрии, Румынии (на этот сегмент по статистике приходится более 65% от всех пересечений границы с ЕС, осуществляемых с коммерческими целями – заработать на разнице цен на различные товары в Украине и соседних странах). «Безвиз» позволит расширить эти горизонты – теперь и жители более отдаленных районов (50-100-150 км) приграничных Волынской, Львовской, Закарпатской, Ивано-Франковской, Черновицкой (а возможно также и Тернопольской и Ровенской области), смогут в понедельник приезжать в ЕС, а после пятидневной «туристической» смены возвращаться на выходные в Украину.
Помочь в этом деле могут лазейки в трудовом законодательстве. 
- К примеру, в Польше (и ряде других стран) оформление стажером, исследователем, тренером, участникам международных программ обменов, студентам-практикантам позволяет совершать определенную работу без получения рабочей визы. Она также не требуется, если потенциальный работодатель заявляет о срочной необходимости закрыть вакансию, но это невозможно сделать другим способом (для сезонных сельскохозяйственных работ это можно аргументировать потерей урожая, и выставив при этом зарплату чуть выше польской минимальной, но неприемлемой для среднего поляка).
- По финскому законодательству не считается работой сбор грибов и ягод и сдача их в государственные приемочные пункты (за деньги).
- В мире все больше распространяется схема (сейчас ей охвачены уже миллионы), по которой небогатые в большинстве своем молодые люди едут по приглашению иностранцев (и не только в ЕС) на месяц-два-три, получая право пожить с пропитанием и небольшим денежным довольствием за помощь в уборке семейной мини-гостиницы или ресторанчика, ухода за домом или садом, в собирании урожая частному фермеру, помощи в ведении семейной бухгалтерии, преподавании детям иностранного языка, выгуле домашних животных и т.д.
- Наконец, не требуется получать рабочую визу для людей, работающих на волонтерских началах – т.е. за проживание и еду, но без официальной оплаты со стороны «квази-работодателя». При этом ничто не помешает получать от него деньги неофициально (налом) – и это может иметь обоюдную выгоду. При этом не исключен и риск мошенничества, но для малообеспеченных и отчаявшихся на достойный уровень жизни в основной массе украинцев – он, как показывает практика, приемлем.
Вычислить пользователей таких «схем» достаточно непросто, и довольно хлопотно (поэтому, несмотря на борьбу с ними, и в Европе, и в мире проблема нелегального или полулегального трудоустройства является достаточно острой). Да и для использования такого жесткого инструментария, как приостановка Евросоюзом безвиза – требует не только катастрофического для ЕС наплыва трудовых нелегалов из Украины (что вряд ли произойдет), но и наличия жесткой политической воли со стороны руководства ЕС (перед которым сейчас стоят куда более серьезные вызовы в виде начавшихся 19 июня переговоров по BREXIT, обострению отношений с США по Парижскому климатическому договору и режиму санкций против РФ, резкое усиление террористических угроз со стороны ИГИЛ). Поэтому некритическое увеличение количества мигрантов скорее всего будет «пропущено мимо» европейцами…   

1. Высокий уровень внешней трудовой миграции – свидетельство крайней бедности страны и неблагополучной ситуации на внутреннем рынке труда.
2. Высокий, близкий к историческому рекорду уровень безработицы в стране, меры стран-соседей по стимулированию привлечения в свои страны квалифицированной рабочей силы с Украины, а также предоставленный украинцам с 11 июня безвизовый режим с ЕС будут способствовать дальнейшему росту внешней трудовой миграции (как легальной, так и «серой»).

Владислав Мельник