ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСБЮДЖЕТА И МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ В ЯНВАРЕ – МАЙЕ 2017 Г.

30/06/2017
Моніторингові продукти
ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСБЮДЖЕТА И МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ В ЯНВАРЕ – МАЙЕ 2017 Г.
I. Госбюджет 
План на 2017 г.  (с изменениями): доходы – 731 млрд. грн., расходы – 800,1 млрд. грн., дефицит (с учетом предоставления и возвращения кредитов) – 77,6 млрд. грн. (?2,81%ВВП)    
Текущие тенденции (январь – май 2017 г.)
Доходы
- За январь-май 2017 года в государственный бюджет поступило 325,8 млрд грн, что на 106,5 млрд грн (+48,6%) больше, чем в январе-мае 2016 года.
- Высокие темпы роста доходов обеспечены, в первую очередь, нерегулярными источниками: 15 млрд. грн. прибыли НБУ и 29,7 млрд. грн. доходов от конфискации/реализации коррупционного имущества. Эти два источника объясняют 39,4% нетто-прироста доходов за период (см. приложение).
- Другие определяющие для наполнения бюджета факторы:
o Рост импорта (+девальвация в 1-м квартале). За первые пять месяцев доходы от НДС с импортных товаров увеличились на 41,7% до 95,4 млрд. грн. При этом импорт в долларовом выражении увеличился за 5 месяцев  на 30% плюс курс доллара по отношению к гривне в среднем за 5 месяцев 2017 г был на 5,2% выше, чем в аналогичном периоде прошлого года.
o Увеличение фискального давления. 
- Административное повышение минимальной зарплаты. За первые 5 месяцев 2017 г. в госбюджет от подоходного налога поступило 27,9 млрд. грн., что на 27,0% больше чем в прошлом году. При этом, темпы роста подоходного налога без учета доходов от процентов по депозитам и военного сбора составили +37,9%.
- С января 2017 года был полностью ликвидирован льготный режим по НДС для аграриев.
- Повышение акцизов. В январе-мае 2017 года акциз на внутренние товары вырос на 22,4% до 25,4 млрд грн. Вместе с принятием бюджета на 2017 были в очередной раз повышены ставки акцизов (ликероводочные изделия на 40%, пиво на 12%, сигареты на 40%).
- Накопление переплат по налогам и сборам. Сумма переплат по налогам и сборам в государственный бюджет за январь-май увеличилась на 1/5 с 31,8 до 38,5 млрд грн. 
- Увеличение норматива отчисления прибыли госпредприятий до рекордных 75%. В госбюджет в виде части прибыли государственных и унитарных предприятий было перечислено 4,8 млрд грн., что 1,1 млрд грн. или на 28% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. 
Расходы
- Расходы составили 300,0 млрд. грн., что на 54,4 млрд. грн. (+22%) больше, чем в январе-мае 2016 г 
- Расходы недофинансируются (характерно для всех бюджетов в первой половине года). Расходы общего фонда госбюджета отставали от плана на 10% или на 37,6 млрд. грн. По- прежнему продолжали стагнировать капитальные расходы (2,8 млрд. грн. или 8,5% от плана на год). Из общего фонда за январь-май от плана отставало финансирование сферы здравоохранения – на 70,1% (!), соцобеспечения – на 15,8%, образования – 7,6%, культуры -28,6%, поддержки экономики – на 26,4%. На задания обороны в первые 5 месяцев 2017 г. было потрачено меньше, чем в прошлом году на 4,8 млрд. грн. и на 16,4% меньше от плана на период. 
Дефицит/профицит
- Ввиду значительных нерегулярных доходов на конец мая доходы госбюджета превышали расходы на 26,5 млрд. грн. (в первом квартале’17 отмечался дефицит на уровне 9,7 млрд. грн.). 

Основные риски/ поддерживающие факторы выполнения бюджета до конца года

 

Риски

Поддерживающие факторы

Приватизация. Скорее всего, в очередной раз не будет выполнен план по приватизации – 17 млрд. грн.

Репрофайлинг – замена ОВГЗ в портфеле НБУ новыми выпусками с более длительными сроками обращения – даст порядка 10 млрд. грн. экономии на обслуживании госдолга в 2017 г. 

Дефицит средств на выплату ЖК-субсидий. По оценкам ВБ, на выплату субсидий в 2017 г. может понадобиться до 70 млрд. грн. (заложено в бюджете 47 млрд. грн. еще 15 млрд грн планируется увеличить путем внесения изменений в госбюджет)

Ускорение инфляции/ девальвации под конец года – МЕРТ уже пересмотрел прогноз инфляции на конец 2017 г. до 11,2% (против 8,1% в бюджете)

Осовременивание пенсий (с октября 2017 г.). По оценкам Минсополитики, потребует 11,8 млрд. грн. трансферта ПФ

Возможный выход с евробондами (по оценкам МВФ, до 1 млрд. дол. в –м квартале 2017 г.)

Замедление темпов роста экономики – из-за блокады ОРДЛО, худшего урожая, ухудшения внешней конъюнктуры, эффекта «3200». МЕРТ уже снизил прогноз роста ВВП на 2017 г. до 1,8% (против 3% в бюджете)

Правительство намерено выбить из местных бюджетов задолженность в 9.0 млрд грн за среднесрочные кредитов которые предоставлялись местным бюджетам казначейством в прошлых периодах

Необходимость дополнительных вливаний ОВГЗ на рекапитализацию Привата, неучтенных при планировании бюджета. Сумма дополнительной капитализации оценивается в 30-57 млрд. грн.

 

II. Местные бюджеты 
Текущие тенденции (январь – май 2017 г.)
Доходы
- Поступило доходов (без трансфертов) 85,8 млрд. грн., что на 23,3 млрд. грн. (+37,3%) больше, чем в январе - мае 2016 г. (см. приложение)
- Прирост доходов достигнут, преимущественно, за счет «старых» (те, которые были у местных бюджетов до реформы) источников доходов. Так, 49,5% прироста дал подоходный налог, который засчитывается в местные бюджеты, еще 12,6% прироста поступлений местных бюджетов обеспечил единый налог, а 5,6% - земельный налог. НДФЛ как был, так и остается основным ресурсным источником местных бюджетов, обеспечивая почти половину доходов (без трансфертов).
- Удельный вес доходов местных бюджетов (без трансфертов) в сводном бюджете сократился с 22,3% за первые 5 месяцев в 2016 г. до 21,0% за 5 месяцев 2017 г.
- Бюджет развития наполняется медленными темпами и отстает от плана. За 5 месяцев 2017 г. в бюджет развития передано всего 21,9% от плана на год (9,8 млрд. грн. из 44,9 млрд. грн.). Кроме того, за 5 месяцев местным бюджетам ни копейки не выделено из обещанных 3,5 млрд. грн. фонда регионального развития, 1,5 млрд. грн. предусмотренных бюджетом на развитие инфраструктуры ОТГ. Из 4,0 млрд. грн., предусмотренной на 2017 год субвенции  на социально-экономическое развитие выделено всего 0,1 млрд грн или 3,5% от плана на год.
Расходы
- Расходы составили 172.4 млрд. грн., что на 57,2 млрд. грн. (+49,5%) больше, чем в январе-мае 2016 г. 
- «Социалка» (медицина, образование, соцзащита, культура-спорт) занимают 86,5% всех расходов местных бюджетов. По сравнению с аналогичным периодом 2016 г., расходы на медицину выросли на 39,2% до 28,6 млрд. грн., на образование – на 51,2% (до 50,2 млрд. грн.), на социальную защиту и обеспечение – на 51,1% до 65,0 млрд. грн. Основные причины роста расходов по этим статьям – передача дополнительных расходных полномочий на местный уровень, повышение зарплаты бюджетников и начислений на нее, рост коммунальных платежей бюджетных учреждений, увеличение субсидий на оплату ЖК-услуг. 
Дефицит/профицит
Профицит местных бюджетов за первые 5 месяцев 2017 г. вырос до 24,0 млрд. грн. (в аналогичном периоде 2016 г. он составлял 22,7 млрд. грн.). Всего остатки средств местных бюджетов с учетом сальдо на начало года достигли 60,7 млрд. грн. (37,0 млрд. грн. в 2015 году, 49,8 млрд грн. на начало 2017 года)

НоСЭП