ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В ЯНВАРЕ – ИЮЛЕ 2017 Г.

05/09/2017
Моніторингові продукти
ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В ЯНВАРЕ – ИЮЛЕ 2017 Г.
Доходы
- За январь-июль 2017 года в государственный бюджет поступило 447,7 млрд. грн., что на 146,4 млрд грн (+48,6%) больше, чем в январе-июле 2016 года.
- Высокие темпы роста доходов обеспечены, в первую очередь, нерегулярными источниками: 25 млрд. грн. прибыли НБУ и 29,7 млрд. грн. доходов от конфискации/реализации коррупционного имущества. За счет этих двух источников обеспечено 27,3% нетто-прироста доходов за период (см. приложение).
- Другие определяющие для наполнения бюджета факторы:
o НАК Нафтогаз. НАК «Нафтогаз Украины» 27 июня закончил перечисление в госбюджет рекордной суммы дивидендов за 2016 год в 13,3 млрд. грн. Кроме того, НАК перечислил в госбюджет авансовые взносы по налогу на прибыль, начисленные на сумму дивидендов в 2,4 млрд. грн. . Таким образом НАК «Нафтогаз Украины» обеспечил около 10% прироста доходов госбюджета за первые семь месяцев.
o Рост импорта (+девальвация в 1-м квартале). За первые семь месяцев доходы от НДС с импортных товаров увеличились на 41,1% до 134,7  млрд. грн. При этом импорт в долларовом выражении увеличился за первое полугодие 2017 года на 29,9% (в том числе за счет энергетического импорта).
o Увеличение фискального давления. 
- Административное повышение минимальной зарплаты. За первые семь месяцев 2017 г. в госбюджет от подоходного налога поступило 41,1 млрд. грн., что на 27,4% больше, чем в прошлом году. При этом темпы роста подоходного налога без учета доходов от процентов по депозитам и военного сбора составили +36,8%.
- С января 2017 года был полностью ликвидирован льготный режим по НДС для аграриев.
- Повышение акцизов. В январе-июле 2017 года акциз на внутренние товары вырос на 21,2% до 36,2 млрд. грн. Вместе с принятием бюджета на 2017 были в очередной раз повышены ставки акцизов (ликероводочные изделия на 40%, пиво на 12%, сигареты на 40%).
- Накопление переплат по налогам и сборам. Сумма переплат по налогам и сборам в государственный бюджет за январь-июль увеличилась на 28%  с 31,8 до 40,7 млрд. грн. 
Расходы
- Расходы составили 420,5 млрд. грн., что на 70,5 млрд. грн. (+20,1%) больше, чем в январе-июле 2016 г 
- Расходы недофинансируются (характерно для всех бюджетов, обычно ускоряется к концу года). Расходы общего фонда госбюджета отставали от плана на 10,2%, или на 44,3 млрд. грн. Хуже всего обстоят дела с капрасходами (7,0 млрд. грн. или 20,0% от плана на год) и расходами на медикаменты и перевязочные материалы (0,9 млрд. грн. или 11,2% от плана на год). Из общего фонда за январь-июль от плана отставало финансирование сферы здравоохранения – на 61,8% (!), соцобеспечения – на 20,0%, образования – 8,1%, культуры -23,4%, поддержки реальных секторов экономики – на 23,0%, обороны – на 7,9%. На социальное обеспечение за первые 7 месяцев 2017 г. было потрачено на 13,3% или на 10,4 млрд грн меньше, чем в прошлом году. 
Дефицит/профицит
- Ввиду значительных нерегулярных доходов на конец июля доходы госбюджета превышали расходы на 27,0 млрд. грн. (в I квартале 2017 года отмечался дефицит на уровне 9,7 млрд. грн.). 

Основные риски/ поддерживающие факторы выполнения бюджета до конца года

Риски

Поддерживающие факторы

Приватизация. Скорее всего, в очередной раз не будет выполнен план по приватизации – 17 млрд. грн.

Из-за отсутствия заявок в августе сорвался ряд аукционов по продаже компаний (ОАО "Одессаоблэнерго", ОАО "Донбассэнерго","Сумыоблэнерго").

Правительство намерено добиться погашения задолженности местных бюджетов в размере 9.0 млрд грн за среднесрочные кредиты, которые предоставлялись местным бюджетам казначейством в прошлых периодах

Дефицит средств на выплату ЖК-субсидий. По оценкам ВБ, на выплату субсидий в 2017 г. может понадобиться до 70 млрд. грн. (заложено в бюджете 47 млрд. грн. + еще 14,1 млрд. грн. в результате внесения изменений в бюджет, вступивших в силу 3 августа). Недостаток составляет еще порядка 8-10 млрд. грн. – и это при условии, что количество претендентов на субсидии не будет увеличиваться.

Ускорение инфляции/ девальвации под конец года – МЭРТ уже пересмотрел прогноз инфляции на конец 2017 г. до 11,2% (против 8,1% в бюджете)

Осовременивание пенсий (с октября 2017 г.). По оценкам Минсоцполитики, потребует 11,8 млрд. грн. трансферта ПФ.

Выход с еврооблигациями (3 млрд. дол. с учетом обратного выкупа еврооблигаций с погашением в 2019 – 20 гг. – сумма нетто-привлечения составила около 1,4 млрд. дол.)

Замедление темпов роста экономики – из-за блокады ОРДЛО, худшего урожая, ухудшения внешней конъюнктуры, эффекта «3200». МЕРТ снизил прогноз роста ВВП на 2017 г. до 1,8% (против 3%, которые закладывались при формировании бюджета)

 

 

Приложение

Основные показатели выполнения государственного бюджета за 2016 г., млрд. грн.

 

Доходы

Расходы

 

2015

2016 

 2016/  2015 

 

2015

2016 факт

 2016/  2015 

факт

факт

факт

Подоходный налог

45,1

59,8

+32,7%

Оборона +правопорядок

106,61

131,02

+22,9%

Налог на прибыль

34,8

54,3

+56,3%

Здравоохранение

11,45

12,46

+8,8%

НДС

178,5

235,5

+32,0%

Образование

30,18

34,83

+15,4%

Акциз

63,1

90,1

+44,1%

Соцобеспечение

103,70

151,97

+44,1%

Рентная плата (недра)

37,0

39,7

+7,3%

Обслуживание долга

84,51

95,79

+13,4%

Прибыль НБУ

61,8

38,2

-59,4%

Трансферты МБ

173,98

195,40

+12,3%

Всего

534,6

616,3

+15,3%

Всего

576,85

684,74

+18,7%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные показатели выполнения государственного бюджета за январь – июль 2017 г., млрд. грн.

 

Доходы

Расходы

 

2016

2017 

 2017/  2016 

 

2016

2017

 2017/  2016 

факт

факт

факт

факт

Подоходный налог

32,3

41,1

127,4%

Оборона +правопорядок

63,0

75,0

119,0%

Налог на прибыль

25,7

33,3

129,5%

Здравоохранение

4,1

4,8

116,8%

НДС

127,6

140,6

110,2%

Образование

18,2

22,6

124,5%

Акциз

48,7

58,4

120,0%

Соцобеспечение

78,7

68,3

86,7%

Рентная плата (недра)

19,9

24,5

123,1%

Обслуживание долга

52,0

58,3

112,1%

Прибыль НБУ

0,0

15,0

 

Трансферты МБ

108,1

152,4

141,1%

Конфискация коррупционного имущества

0,0

29,7

 

 

 

 

 

Всего

301,3

447,7

148,6%

Всего

350,0

420,5

120,1%

 


НоСЭП