ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В ЯНВАРЕ – АВГУСТЕ 2017 Г.

26/10/2017
Моніторингові продукти
ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В ЯНВАРЕ – АВГУСТЕ 2017 Г.
Доходы
- За январь-август 2017 года в государственный бюджет поступило  527,6 млрд. грн., что на 166,4 млрд. грн. (+46,1%) больше, чем в январе-августе 2016 года.
- Высокие темпы роста доходов обеспечены, в первую очередь, нерегулярными источниками: 30 млрд. грн. прибыли НБУ и 29,7 млрд. грн. доходов от конфискации/реализации коррупционного имущества. За счет этих двух источников обеспечено 30,2% нетто-прироста доходов за период (см. приложение).
- Другие определяющие для наполнения бюджета факторы:
o НАК Нафтогаз. НАК «Нафтогаз Украины» 27 июня закончил перечисление в госбюджет рекордной суммы дивидендов за 2016 год в 13,3 млрд. грн. Кроме того, Компания перечислила в госбюджет авансовые взносы по налогу на прибыль, начисленные на сумму дивидендов в 2,4 млрд. грн. . Таким образом НАК «Нафтогаз Украины» обеспечил около 8% прироста доходов госбюджета за первые восемь месяцев.
o Рост импорта. За первые восемь месяцев доходы от НДС с импортных товаров увеличились на 38,9% до 155,7  млрд. грн. При этом импорт в долларовом выражении увеличился за первые семь месяцев 2017 года на 29,4% (в том числе за счет энергетического импорта).
o Увеличение фискального давления. 
- Административное повышение минимальной зарплаты. За первые восемь месяцев 2017 г. в госбюджет от подоходного налога поступило 47,3 млрд. грн., что на 27,5% больше, чем в прошлом году. При этом темпы роста подоходного налога без учета доходов от процентов по депозитам и военного сбора составили +36,6%.
- С января 2017 года был полностью ликвидирован льготный режим по НДС для аграриев.
- Повышение акцизов. В январе-августе 2017 года акциз на внутренние товары вырос на 20,7% до 42,1 млрд. грн. Вместе с принятием бюджета на 2017 были в очередной раз повышены ставки акцизов (ликероводочные изделия на 40%, пиво на 12%, сигареты на 40%). Кроме того,  Кабмин 9 августа повысил минимальные розничные цены на водку на 19,4% и вино - на 12%. 
- Накопление переплат по налогам и сборам. Сумма переплат по налогам и сборам в государственный бюджет за январь-август увеличилась на 14.5%  с 31,8 до 36,4 млрд. грн. 
- Блокировка налоговых накладных. С 1 июля в полном режиме заработала система автоматического блокирования накладных НДС с признаками фиктивности. По данным ГФС, только за июлю-август это принесло в бюджет дополнительны 3,5 млрд. грн. (всего с начала действия системы с 1 апреля в тестовом режиме – 10,5 млрд. грн.).  В то же время, из-за не проработанности критериев остановки накладных под блокировку могут подпадать реальные сделки и добросовестные налогоплательщики, которые вынуждены затем оспаривать решения ГФС в рамках специально созданной комиссии или в судебном порядке . Кроме того, под видом борьбы с «налоговыми скрутками» ГФС, несмотря на запрет в Налоговом кодексе, продолжает практику разрыва в одностороннем порядке договоров о признании электронных документов, тем самым блокируя подачу накладных в электронном виде .  Это приводит к искусственному завышению доходов от НДС.
Расходы
- Расходы составили 489,1 млрд. грн., что на 85,9 млрд. грн. (+21,3%) больше, чем в январе-августе 2016 г 
- Расходы недофинансируются. На фоне высоких темпов выполнения доходной части, расходы общего фонда госбюджета отставали от плана на 10,2%, или на 51,3 млрд. грн. 
- Хуже всего обстоят дела с капитальными расходами (10,6 млрд. грн. или 23,8% от плана на год) и расходами на медикаменты и перевязочные материалы (2,4 млрд. грн. или 30,6% от плана на год). 
- Из общего фонда за январь-август от плана отставало финансирование сферы здравоохранения – на 47,6%, соцобеспечения – на 20,1%, образования – 8,8%, культуры -20,9%, поддержки реальных секторов экономики – на 25,4%, обороны – на 8,7%. 
- На социальное обеспечение за первые 8 месяцев 2017 г. было потрачено на 13,4% или на 12,3 млрд. грн. меньше , чем в прошлом году. Отставание объясняется более низкими темпами перечисления трансферта Пенсионному фонду (при плане на первые 8 месяцев в 92 млрд. грн., перечислено – 72,3 млрд. грн.), что в свою очередь связано с перевыполнением плана по доходам Пенсионного фонда (за 8 месяцев план перевыполнен на 14,2 млрд. грн.). Перечисления Пенсионному фонду должны ускориться в последнем квартале 2017 г. в виду необходимости финансирования повышения и осовременивания пенсий с 1 октября: до конца года на это потребуется 26 млрд. грн. (порядка 15 млрд. грн. на осовременивание, 11 млрд. грн. – на выплаты в связи с повышением минимальной пенсии).  По оценкам ПФ, «октябрьское» повышение пенсий не потребуется дополнительного трансферта ПФ из госбюджета: ресурс на это частично заложен в бюджете Пенсионного фонда, частично – будет покрыт за счет перевыполнения плана доходов ПФ.   
Дефицит/профицит
- Ввиду значительных нерегулярных доходов на конец августа доходы госбюджета превышали расходы на 38,5 млрд. грн. (за аналогичный период 2017 года отмечался дефицит на уровне 42 млрд. грн.). 

Основные риски/ поддерживающие факторы выполнения бюджета до конца года

 

Риски

Поддерживающие факторы

Приватизация. В очередной раз не будет выполнен план по приватизации – 17 млрд. грн. Из-за отсутствия заявок в августе сорвался ряд аукционов по продаже компаний (ОАО "Одессаоблэнерго", ОАО "Донбассэнерго",[1] "Сумыоблэнерго"). Повторная приватизация ОПЗ, по оценкам ФГИУ, состоится не ранее весны 2018 г.

Выход с еврооблигациями правительству удалось привлечь на внешнем рынке 3 млрд. дол. заимствований, из которых 1,68 млрд. дол. пошло на выкуп реструктуризированных еврооблигаций с погашением в 2019-2020 гг.

Стоимость новых заимствований - 7,375% годовых, срок погашения бумаг - 15-лет

Дефицит средств на выплату ЖК-субсидий. По оценкам ВБ, на выплату субсидий в 2017 г. может понадобиться 70-75 млрд. грн. (заложено в бюджете 47 млрд. грн. + еще 14,1 млрд. грн. в результате внесения изменений в бюджет, вступивших в силу 3 августа). Недостаток составляет еще порядка 9-14 млрд. грн. – и это при условии, что количество претендентов на субсидии не будет увеличиваться. Нехватку ресурса на выплату субсидий примерно в таком же объеме подтвердили в Минсоцполитики.

Репрофайлинг.

9 октября НБУ и Минфин завершили оформление сделки (репрофайлинг) по обмену ОВГЗ, находящихся в собственности Нацбанка, на новые ОВГЗ с более длительным сроком обращения.

Из общего объема портфеля ОВГЗ в собственности НБУ (360,6 млрд. грн) под репрофайлинг попали облигации в сумме  219, 6 млрд. грн:

-  145,2 млрд. грн конвертированы в долгосрочные гривневые ОВГЗ с погашением  в 2036-2047 гг. и привязкой доходности к уровню инфляции,

-  74,4 млрд. грн. – обменяны в долгосрочные гривневые ОВГЗ с погашением  в 2025-2035 гг. с фиксированными процентными ставками ( 11,3% в мае 2015 г., снижаясь до 8,1% в ноябре 2035 г.).

Исходя из расчетов правительства, в 2017 г. репрофайлинг позволит сэкономить порядка 10 млрд грн на обслуживании и 15 млрд грн. на погашении, в 2018 г. – 9,2 млрд. и 44 млрд. грн., в 2019-м — 2,5 млрд и 65,5 млрд грн, в 2020-м — 5,5 млрд и 36,2 млрд грн, соответственно