
Закон о государственных финансовых гарантиях был презентован в Парламенте как кардинальная реформа в сфере здравоохранения, и в первую очередь в сфере оплаты медицинских услуг. В Законе сделана попытка изменить подходы к финансированию здравоохранения путем:
- разделения медицинских услуг на платные и бесплатные, то есть гарантируемые государством (программа медицинских гарантий);
- введения договорных отношений между государством как заказчиком услуги и ее провайдерами — медицинским учреждением/врачом.
После принятия закона правительство ожидает перехода от финансирования койко-мест к оплате за услугу, предоставления гарантий для населения на получение определенного пакета медицинских услуг бесплатно, привлечения в здравоохранение значительного объема небюджетных средств, повышения качества медицинских услуг и доходов медиков.
Всем в нашей стране хотелось бы, чтобы благие ожидания по поводу будущих результатов медицинской реформы полностью оправдались. Однако если обойтись без необоснованных «хотелок» и популистких «обещалок», то дорога к светлому будущему лежит через качественные законы и эффективный механизм их имплементации. Насколько же хорош принятый Закон, и какие его скрытые рытвины и ухабы могут помешать идущему?
Самая главная проблема Закона — отсутствие определенности в формировании пакета гарантированных государством медицинских услуг и нерешенность вопроса, как обеспечить доступность хотя бы необходимого минимума медицинских услуг для пациента, особенно если у него низкий доход. В этом заложен риск существенного снижения уровня социальных гарантий для населения.
КТО ПЛАТИТ?
По нашему мнению, Закон предусматривает снижение уровня государственного финансирования. Основы законодательства Украины о здравоохранении предусматривают финансирование на уровне не менее 10% национального дохода. Теперь устанавливается новая норма — не менее 5% от ВВП. И хотя 10% норма никогда не выполнялась, ведь, как известно, уровень государственного финансирования здравоохранения в Украине не составлял более 4% ВВП, а за последние годы снизился до 3% ВВП, такой подход может закрепить негативную тенденцию к уменьшению объема государственного финансирования отрасли.
Закон устанавливает, что только услуги, входящие в Программу медицинских гарантий, могут оплачиваться за счет Государственного бюджета. Все остальное должно покрываться из других источников, в частности за счет средств Государственного бюджета для других (помимо Программы медицинских гарантий) программ, местных бюджетов, добровольного медицинского страхования, средств юридических и физических лиц и других источников (ч. 5, ст. 3 и абзац 2, ч. 3, ст. 4). Однако в действительности ситуация выглядит следующим образом:
- за счет бюджета, помимо Программы медицинских гарантий, государство в лучшем случае сможет покрыть часть медикаментов по программе реимбурсации и целевые программы, которые из года в год остаются практически неизменными (вакцинация, детская онкология, гемодиализ, лечение орфанных заболеваний и др.);
- что касается средств местных бюджетов, то в основном это означает их сверхплановые доходы, поскольку после принятия изменений в Бюджетный кодекс и окончания переходного периода (2018–2019 гг.) медсубвенция местным бюджетам выделяться уже не будет. Но сверхплановые доходы — это ненадежный и непостоянный источник;
- средства юридических лиц (например корпоративное страхование) и благотворительные фонды, как показывает сегодняшняя практика, действительно помогают части граждан, но не могут обеспечить потребности всех пациентов, нуждающихся в медицинских услугах.
В результате основная часть оплаты медицинских услуг за пределами Программы медицинских гарантий ляжет на самого пациента в виде его добровольного страхования или живых денег их кармана. Поэтому пациенту очень важно знать, что войдет в Программу медицинских гарантий.
ЧТО ВОЙДЕТ В ПРОГРАММУ МЕДИЦИНСКИХ ГАРАНТИЙ?
Определение Программы медицинских гарантий в Законе размыто и неконкретно, что позволяет включать в него различные перечни и объемы медицинских услуг, при этом не гарантируя полного покрытия даже на уровне первичной и экстренной помощи.
Согласно Закону (ч. 1, ст. 4) «в рамках программы медицинских гарантий государство гарантирует гражданам полную оплату за счет Госбюджета необходимых им услуг и лекарственных средств, связанных с предоставлением: 1) экстренной медицинской помощи; 2) первичной медицинской помощи; 3) вторичной (специализированной) медицинской помощи; 4) третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи; 5) паллиативной медицинской помощи; 6) медицинской реабилитации; 7) медицинской помощи детям до 16 лет; 8) медицинской помощи в связи с беременностью и родами.
Это означает, что Программа медицинских гарантий может включать услуги всех видов медицинской помощи, но необязательно каждого из видов и необязательно в полном объеме. Это означает, что некоторые услуги определенного вида медицинской помощи (даже первичной и экстренной) могу стать платными!
Заявления в СМИ о полной бесплатности первичной, экстренной, паллиативной медицинской помощи не подтверждаютсянормами Закона. Иллюзия полного охвата гарантированным пакетом всех видов медицинской помощи возникает из-за неэквивалентности понятий «медицинская помощь» и «медицинская услуга». Из-за отсутствия четкой дефиниции «медицинская услуга» разработчики по умолчанию трактуют ее как составляющую медицинской помощи. Таким образом, «полная оплата необходимых услуг» в конкретном виде помощи не означает, что все услуги в рамках этого вида помощи будут оплачены на 100%.
В международной практике государство, как правило, оплачивает помощь врача общей практики (первичная, в том числе на дому), помощь врача-специалиста в больницах и амбулаторно по направлению врача общей практики, медикаменты по рецептам, госпитализацию в случае необходимости, помощь по беременности и родам, плюс другие услуги в зависимости от возможностей той или иной страны*. А что будет покрывать своим гражданам Украина?
Например, остается открытым очень чувствительный вопрос о платности/бесплатности помощи по беременности и родам. Учитывая негативные демографические тенденции, это вопрос не только конкретной семьи, но и будущего страны.
Нет определенности в том, какая специализированная медицинская услуга может быть бесплатной для пациента. Будет ли, например, предоставление плановой стационарной хирургической помощи покрываться бюджетными средствами, если да, то частично или полностью, согласно очереди или в зависимости от определенных критериев?
В СМИ уже озвучивается стоимость ряда услуг вторичной и третичной помощи — она составляет десятки и даже сотни тысяч гривен. Принятая версия Закона позволяет выводить за пределы Программы медицинских гарантий любые специализированные медицинские услуги второго и третьего уровня. Это означает, что они станут недоступными для основной массы населения.
Авторы: Ирина Акимова; Марина Максимчук
С полным текстом можно ознакомиться по ссылке:http://www.apteka.ua/article/431996