УРОВЕНЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА В СЕНТЯБРЕ ПРЕВЫСИЛ 2 ТРИЛЛИОНА ГРИВЕН

По данным Минфина, на начало октября 2017 года общая сумма государственного и гарантированного государством долга Украины составила 2043,03 млрд. грн. (77,03 млрд. дол.)

08/11/2017
Моніторингові продукти
УРОВЕНЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА В СЕНТЯБРЕ ПРЕВЫСИЛ 2 ТРИЛЛИОНА ГРИВЕН
В сентябре темпы роста госдолга значительно ускорились (это самые большие темпы прироста в этом году).
- На конец сентября суммарный (государственный и гарантированный государством) госдолг впервые перевалил за  2 триллиона грн., точнее – достиг 2043 млрд. грн.  Госдолг в гривне за сентябрь вырос сразу на 4,3% или на 84,7 млрд. грн. 
- Госдолг в валютном эквиваленте достиг 77,03 млрд. дол. За сентябрь также вырос на 0,6% или на 0,47 млрд. дол.
- Основная причина ускорения роста госдолга в сентябре – размещение новых еврооблигаций на сумму 3 млрд. дол. (из них 1,68 млрд. дол. пошло на выкуп реструктуризированных еврооблигаций с погашением в 2019-2020 гг.). С учетом этой операции, задолженность по еврооблигациям увеличилась за сентябрь на 1,42 млрд. дол. 
Динамика задолженности в сентябре – продолжение тенденции стремительного роста госдолга. За первые девять месяцев 2017 г. сумма государственного и гарантированного государством долга выросла:
- в долларах: на 8,5%, или на 6,06 млрд. дол. (вначале года 70,97 млрд. дол), 
- в гривневом эквиваленте:  на 5,9%, или на 113,22 млрд. грн. (вначале года 1929,8 млрд. грн). 
- госдолг в гривне на одного человека в течение января-сентября 2017 года вырос с 45 213  грн. до 48 134 грн. (+6,4%).

Государственный и гарантированный государством долг Украины

 

общий долг

внешний долг

внутренний долг

 

млрд. грн.

?, млрд. грн.

?,%

млрд. грн.

?,%

млрд. грн.

?,%

на 01.01.2010

316,9

 

 

211,8

 

105,1

 

на 01.01.2011

432,2

+ 115,4

+36.4%

276,7

+30.7%

155,5

+47.9%

на 01.01.2012

473,1

+ 40,9

+9.5%

299,4

+8.2%

173,7

+11.7%

на 01.01.2013

515,5

+ 42,4

+9.0%

309,0

+3.2%

206,5

+18.9%

на 01.01.2014

584,1

+ 68,6

+13.3%

300,0

-2.9%

284,1

+37.6%

на 01.01.2015

1100,6

+ 516,4

+88.4%

611,7

+103.9%

488,9

+72.1%

на 01.01.2016

1572,2

+ 471,2

+42.8%

1042,3

+70.4%

529,5

+8.3%

на 01.01.2017

1 929,8

+357,6

+22,7%

1 240,0

+18,9%

689,73

+30,2%

На 01.10.2017 (к началу года)

2 043,03

113,22

5,87%

1 323,29

6,72%

719,74

4,35%

Источник: Минфин

Динамика размера госдолга с начала 2017 г. года объясняется разнонаправленными факторами.

На увеличение госдолга повлияли:

- Уже упоминавшийся выпуск еврооблигаций. В сентябре впервые за несколько лет Украина разместила еврооблигации на 3 млрд дол под 7,375% годовых с 15-летним сроком погашения. 

- Заимствованиями у МФО. Из наиболее крупных займов следует выделить займы у МВФ на общую сумму порядка 1 млрд дол США (367 млн специальных прав заимствований (СПЗ), 200 млн фунтов стерлингов, 146 млн евро и 92 млн дол . США), и второй транш от ЕС в рамках макро-финансовой помощи в объеме 600 млн. евро.

- Рекапитализация госбанков. В феврале-июле 2017 года правительство направило 48,9 млрд грн  на увеличение уставного капитала банков, включая: докапитализацию Приватбанка (32,3 млрд. грн.), Ощадбанка (8,9 млрд грн.) и Укрэксимбанка (7,7 млрд грн.) . Операции были произведены путем обмена ОВГЗ эквивалентной суммы на акции дополнительной эмиссии госбанков. На 2017 г. правительство имеет лимит на докапитализацию банков и поддержку Фонда гарантирования вкладов на 71,6 млрд. грн.


Кейс: затраты на рекапитализацию госбанков (2014-2017)
В 2014-2017 гг. общие расходы на докапитализацию Ощадбанка составили 25,5 млрд грн, Укрэксимбанка – 22 млрд грн, Приватбанка – 139,3 млрд. грн.  Суммарно это 186,8 млрд. грн, которые легли на государственный долг (для сравнения на всю медицину в 2014-2016 гг. по сводному бюджету государство потратило примерно столько же – 203 млрд. грн.). 

На сдерживание роста госдолга:
- Недовыполнение плана внутренних заимствований. Правительство за 9 месяцев 2017 г. привлекло для финансирования госбюджета 87,5 млрд. грн. из расписанных планом 147,8 млрд. грн. внутренних заимствований. Условно можно сказать, что снижение необходимости в заимствованиях на 2/3 обусловлено недовыполнением запланированных расходов бюджета (за январь-сентябрь расходы общего фонда госбюджета были на 56,7 млрд. грн. меньше, чем установлено планом на период).
- Скачки курса валют. 1 октября 2017 года курс гривны по отношению к доллару составлял 26,52 грн/дол США, что на 2,5% ниже, чем по состоянию на 31 декабря 2016 года (27,19 грн/дол США). Соответственно, гривневый эквивалент внешнего долга только за счет укрепления курса гривны по отношению к доллару сократился на 30,56 млрд. грн.
- Досрочное погашение еврооблигаций 2019-2020 гг. Минфин направил на выкуп долговых ценных бумаг Украины 2015 со сроком погашения в 2019—2020 годах 1,68 млрд. дол из привлеченных 3 млрд дол еврооблигаций. Бумаги со сроком погашения в 2019 году Украина выкупила по 106% от номинала, а бумаги со сроком погашения в 2020 году — по 106,75% от номинальной стоимости. 
Основные кредиторы Украины.  Тройка топ – кредиторов Украины на сегодня выглядит таким образом: 32,3% от общей суммы госдолга - кредиты МФО (основной кредитор МВФ, на долю которого приходиться 18,7% госдолга), 26,6% - держатели еврооблигаций, 17,7% - НБУ.
Суммарная долговая нагрузка на экономику за последние годы стремительно выросла. С начала 2014 - 9 мес. 2017 гг. величина госдолга в гривневом эквиваленте выросла почти в 3,5 раза или на 1458 млрд. грн. 
Текущий уровень долговой нагрузки на экономику  находится за порогом долговой устойчивости:
- Соотношение госдолга к ВВП – основной показатель, характеризующий устойчивость уровня госдолга и способность государства его обслуживать. По состоянию на начало 2017 года, уровень госдолга к ВВП достиг 81,0% ВВП. Это уже значительно выше безопасного уровня в 60% ВВП для развитых стран и в 2 раза выше потолка для развивающихся стран в  40% ВВП. По последним прогнозам МВФ, на конец 2017 г. соотношение госдолга к ВВП составит 86,2%. 
- Расходы на обслуживание госдолга – превышают критический показатель. В 2017 г. расходы на обслуживание госдолга планируются на уровне 10,5 % сводного и 13,2% госбюджета. Это выше, чем критическая нагрузка (для Украины не более 10% расходов бюджета). План расходов на погашение госдолга в 2,1 раза превышает плановый дефицит госбюджета в 2017 г.  

- Валютная структура госдолга сигнализирует о значительных долговых рисках. На 1 октября валютная часть госдолга составляла 69,5% (для сравнения в 2013 г. - 59,8%). Показатель больше 60% для развивающихся стран должен вызывать опасения, так как делает размер госдолга уязвимым перед валютными шоками. 
В ближайшее время вопрос долговой нагрузки станет острее. 
За счет выпуска новых более длинных еврооблигаций и ре-профайлинга (обмена ОВГЗ, находящихся в портфеле Нацбанка, на новые ОВГЗ с более длительным сроком обращения) правительству удалось несколько сгладить пики выплат по долгам, приходившиеся на 2018 -2020 гг. (см. кейс ниже).  

Кейс: сглаживание пиков выплат в 2018-2020 гг. в результате операций с госдолгом 
Репрофайлинг
9 октября НБУ и Минфин завершили оформление сделки (репрофайлинг) по обмену ОВГЗ, находящихся в собственности Нацбанка, на новые ОВГЗ с более длительным сроком обращения.
Из общего объема портфеля ОВГЗ в собственности НБУ (360,6 млрд. грн.) под репрофайлинг попали облигации в сумме  219, 6 млрд. грн.:
- 145,2 млрд. грн конвертированы в долгосрочные гривневые ОВГЗ с погашением  в 2036-2047 гг. и привязкой доходности к уровню инфляции, 
- 74,4 млрд. грн. – обменяны в долгосрочные гривневые ОВГЗ с погашением  в 2025-2035 гг. с фиксированными процентными ставками ( 11,3% в мае 2015 г., снижаясь до 8,1% в ноябре 2035 г.).
Исходя из расчетов правительства, в 2017 г. репрофайлинг позволит «сэкономить» порядка 10 млрд грн на обслуживании и 15 млрд грн. на погашении, в 2018 г. – 9,2 млрд. и 44 млрд. грн., в 2019-м — 2,5 млрд и 65,5 млрд грн, в 2020-м — 5,5 млрд и 36,2 млрд грн, соответственно. Эти выплаты будут. 
Еврооблигации
Выкуп еврооблигаций с погашением в 2019-2020 гг. и выпуск вместо них бумаг с более длительным сроком обращения позволит в свою очередь сэкономить порядка 1,3 млрд. дол. на их обслуживании и погашении в 2019-2020 гг., соответственно перенеся и увеличив выплаты на период после 2020 г.  

Однако реструктуризация госдолга – это отсрочка, но не решение проблемы высокой долговой нагрузки. Проведя две операции с госдолгом этой осенью, власти попытались снизить долговые риски в 2019-2020 гг., перенести выплаты на более длительную перспективу, но не сняли с повестки дня проблему растущей долговой нагрузки:  
- Госдолг никуда не делся и только вырос (+1,32 млрд. дол. от размещения еврооблигаций)
- Пики выплат, которые приходились на 2018-2020 немного срезались, но все равно платежи в ближайшие 3 года остаются внушительными. 
- По оценкам НБУ, в 2018-2021 гг. Украину ожидают выплаты по госдолгу, деноминированному в валюте (включая валютные ОВГЗ), в сумме более 7 млрд. дол. в год, что почти в полтора раза превышает текущий уровень золотовалютных резервов. 
- В проекте госбюджета - 2018 платежи по обслуживанию госдолга составляют 10,8% и 13,5% доходов соответственно сводного и госбюджета и превышают критический показатель в 10%. 
- Стоимость обслуживания госдолга остается высокой и может вырасти:
- Внешний госдолг. Годовая доходность новых украинских еврооблигаций 2017 высока - 7,375%, что отражает высокие страновые риски. Она сравнима с доходностью при размещении гособлигаций другими странами с низким кредитным рейтингом, выпущенные в 2017 г. (Таджикистан – 7,125%, Гондурас – 6,25%). Те же самые деньги и на более длительный срок можно брать у МФО под 3% (напр., кредиты ВБ можно брать под 2,25-2,75% на 35 лет), однако правительство не выбирает возможные объемы кредитов низкопроцентных МФО (по отдельным проектам выборка составляет менее 5%).
- Внутренний госдолг. В результате репрофайлинга стоимость обслуживания внутреннего долга может увеличиться. Ставка процентного дохода части ОВГЗ, которая выпущена в результате репрофайлинга, привязана к инфляции. Стоимость обслуживания будет определяться по формуле: годовая инфляция +2,2%, которая фиксируется не более чем за два месяца до даты выплаты процентного дохода. В Украине уже 4-й год подряд сохраняется высокая двузначная инфляция (цены за 2014-2017 гг. вырастут на более чем 130%). Инфляция более 10% будет и в 2018 г. За 26 лет независимости (1992-2017) двузначная инфляция наблюдалась в 19 периодах из 26. В таких условиях привязка ОВГЗ к инфляции несет риски увеличения расходов на обслуживании внутреннего госдолга. 
- Проблема выплат по деривативам – не за горами, особенно если Украина ставит перед собой цели ускорения роста более 4% в год, что не является чем-то недостижимым.
- Украина, как и ранее, остается зависимой от главного кредитора МВФ: восстановление выхода на рынок еврооблигаций, не снимает вопроса о необходимости получения средств от МВФ для обеспечения курсовой и фискальной устойчивости страны, и соответственно выполнения требований МВФ. 

НоСЭП