ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В ЯНВАРЕ – СЕНТЯБРЕ 2017 Г.

10/11/2017
Моніторингові продукти
ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В ЯНВАРЕ – СЕНТЯБРЕ 2017 Г.
Доходы
- За январь-сентябрь 2017 года в государственный бюджет поступило  585,8 млрд. грн., что на 178,2 млрд. грн. (+43,7%) больше, чем в январе-сентябре 2016 года.
- Высокие темпы роста доходов обеспечены, в первую очередь, нерегулярными источниками: 30 млрд. грн. прибыли НБУ и 29,7 млрд. грн. доходов от конфискации/реализации коррупционного имущества. За счет этих двух источников обеспечено 33,5% нетто-прироста доходов за период (см. приложение).
- Другие определяющие для наполнения бюджета факторы:
o НАК Нафтогаз. НАК «Нафтогаз Украины» 27 июня закончил перечисление в госбюджет рекордной суммы дивидендов за 2016 год в 13,3 млрд. грн. Кроме того, Компания перечислила в госбюджет авансовые взносы по налогу на прибыль, начисленные на сумму дивидендов в 2,4 млрд. грн. . Таким образом, НАК «Нафтогаз Украины» обеспечил около 8,8% прироста доходов госбюджета за первые 9 месяцев.
o Рост импорта. За первые девять месяцев доходы от НДС с импортных товаров увеличились на 37,8% до 176,8  млрд. грн. При этом, по данным Госстата, импорт в долларовом выражении увеличился за первые 8 месяцев 2017 года на 27,4% (в том числе за счет энергетического импорта).
o Увеличение фискального давления. 
- Административное повышение минимальной зарплаты. За первые девять месяцев 2017 г. в госбюджет от подоходного налога поступило 53,6 млрд. грн., что на 27,5% больше, чем в прошлом году. При этом темпы роста подоходного налога без учета доходов от процентов по депозитам и военного сбора составили +36,5%.
- С января 2017 года был полностью ликвидирован льготный режим по НДС для аграриев.
- Повышение акцизов. В январе-сентябре 2017 года акциз на внутренние товары вырос на 21,8% до 48,3 млрд. грн. Вместе с принятием бюджета на 2017 были в очередной раз повышены ставки акцизов (ликероводочные изделия на 40%, пиво на 12%, сигареты на 40%). Кроме того,  Кабмин 9 августа повысил минимальные розничные цены на водку на 19,4% и на вино на 12%. 
- Накопление переплат по налогам и сборам. Сумма переплат по налогам и сборам в государственный бюджет за январь-сентябрь увеличилась на 16,5%  с 31,8 до 37,1 млрд. грн. 
- Несовершенная система блокировки налоговых накладных, что приводит к искусственному завышению доходов от НДС. Как известно, с 1 июля работает система автоматического блокирования накладных НДС с признаками фиктивности. Система автоматической блокировки налоговых накладных имеет ряд недочетов. Так, из-за несовершенного алгоритма блокируется регистрация налоговых накладных реального сектора экономики. Например, в первые недели работы произошла массовая блокировка налоговых накладных предприятий, оказывающих услуги, в частности, грузовые перевозки, а также ряда производственных предприятий. Причина блокировки – несовпадение между видами закупаемых товаров и конечным поставляемым продуктом. Подобные ситуации возникают и по сей день. 
Расходы
- Расходы составили 571,1 млрд. грн., что на 100,3 млрд. грн. (+21,3%) больше, чем в январе-сентябре 2016 г 
- Расходы недофинансируются (характерно для всех бюджетов, обычно ускоряется к концу года). Расходы общего фонда госбюджета отставали от плана на 9,7%, или на 56,7 млрд. грн. 
o Хуже всего обстоят дела с капитальными расходами (14,1 млрд. грн. или 30,8% от плана на год) и расходами на медикаменты/перевязочные материалы (4,1 млрд. грн. или 51,6% от плана на год). 
o Из общего фонда, за январь-сентябрь от плана отставало финансирование сферы здравоохранения – на 32,4% (!), соцобеспечения – на 21,4%, образования – 8,7%, культуры -22,8%, поддержки реальных секторов экономики – на 21,3%, обороны – на 10,0%. 
o На соцобеспечение за первые 9 месяцев 2017 г. потрачено на 14,9% или на 15,7 млрд. грн. меньше, чем в прошлом году. Отставание объясняется более низкими темпами перечисления трансферта Пенсионному фонду (при плане на первые 9 месяцев в 105,6 млрд. грн., перечислено – 82,9 млрд. грн.), что в свою очередь связано с перевыполнением плана по доходам Пенсионного фонда (за 9 месяцев план перевыполнен на 14,2 млрд. грн.). Перечисления Пенсионному фонду должны ускориться в последнем квартале 2017 г. в виду необходимости финансирования повышения и осовременивания пенсий с 1 октября: до конца года на это потребуется 26 млрд. грн. (порядка 15 млрд. грн. на осовременивание, 11 млрд. грн. – на выплаты в связи с повышением минимальной пенсии).  По оценкам ПФ, «октябрьское» повышение пенсий не потребуется дополнительного трансферта ПФ из госбюджета: ресурс на это частично заложен в бюджете Пенсионного фонда, частично – будет покрыт за счет перевыполнения плана доходов ПФ.   
Дефицит/профицит
- Ввиду значительных нерегулярных доходов на конец сентября доходы госбюджета превышали расходы на 15,0 млрд. грн. (за 9 месяцев 2016 г. отмечался дефицит на уровне 63,4 млрд. грн.). 

Основные риски/ поддерживающие факторы выполнения бюджета до конца года

Риски

Поддерживающие факторы

Приватизация. В очередной раз не будет выполнен план по приватизации – 17 млрд. грн. Из-за отсутствия заявок в августе сорвался ряд аукционов по продаже компаний (ОАО "Одессаоблэнерго", ОАО "Донбассэнерго",[1] "Сумыоблэнерго"). Повторная приватизация ОПЗ, по оценкам ФГИУ, состоится не ранее весны 2018 г.

Ускорение инфляции/ девальвации под конец года.

Инфляция по итогам года составит 13-14% (против 8,1%, изначально заложенных в бюджете), подстегивая прирост доходов бюджета, прежде всего, по налогам на потребление (НДС, акцизы).

Курс. За август – октябрь среднемесячный официальный курс гривны по отношению к доллару снизился на 1 гривну или примерно на 4% с 25,63 до 26,65 грн/дол. Девальвация (при прочих равных условиях) будет стимулировать ускорение поступлений налогов от импорта.  

Дефицит средств на выплату ЖК-субсидий. По оценкам ВБ, на выплату субсидий в 2017 г. может понадобиться 70-75 млрд. грн. (заложено в бюджете 47 млрд. грн. + еще 14,1 млрд. грн. в результате внесения изменений в бюджет, вступивших в силу 3 августа). Недостаток составляет еще порядка 9-14 млрд. грн. – и это при условии, что количество претендентов на субсидии не будет увеличиваться. Нехватку ресурса на выплату субсидий примерно в таком же объеме подтвердили в Минсоцполитики.

Обновление: 9 ноября приняты очередные изменения в бюджет-2017, которыми увеличены расходы на субсидии ЖКХ на 7,6 млрд. грн. за счет сокращения расходов на обслуживание внутреннего госдолга. 

Репрофайлинг.

9 октября НБУ и Минфин завершили оформление сделки (репрофайлинг) по обмену ОВГЗ, находящихся в собственности Нацбанка, на новые ОВГЗ с более длительным сроком обращения.

Из общего объема портфеля ОВГЗ в собственности НБУ (360,6 млрд. грн) под репрофайлинг попали облигации в сумме  219, 6 млрд. грн:

-  145,2 млрд. грн конвертированы в долгосрочные гривневые ОВГЗ с погашением  в 2036-2047 гг. и привязкой доходности к уровню инфляции,

-  74,4 млрд. грн. – обменяны в долгосрочные гривневые ОВГЗ с погашением  в 2025-2035 гг. с фиксированными процентными ставками ( 11,3% в мае 2015 г., снижаясь до 8,1% в ноябре 2035 г.).

Исходя из расчетов правительства, в 2017 г. репрофайлинг позволит сэкономить порядка 10 млрд грн на обслуживании и 15 млрд грн. на погашении, в 2018 г. – 9,2 млрд. и 44 млрд. грн., в 2019-м — 2,5 млрд и 65,5 млрд грн, в 2020-м — 5,5 млрд и 36,2 млрд грн, соответственно

 

Выход с еврооблигациями правительству удалось привлечь на внешнем рынке 3 млрд. дол. заимствований, из которых 1,68 млрд. дол. пошло на выкуп реструктуризированных еврооблигаций с погашением в 2019-2020 гг.

Стоимость новых заимствований - 7,375% годовых, срок погашения бумаг - 15-лет


По нашим оценкам риски и поддерживающие факторы взаимно компенсированы, т.е. за счет операций с госдолгом (репрофайлинг + выпуск новых еврооблигаций), правительство покрыло риски на стороне не выполнения плана по приватизации, внутренним заимствованиям и необходимости увеличения финансирования субсидий ЖКХ, что и подтверждает внесение изменений в бюджет в ноябре 2017 г.


 Приложение

Основные показатели выполнения госбюджета за январь – сентябрь 2017 г., млрд. грн.

 

Доходы

Расходы

 

2016

2017 

 2017/  2016 

 

2016

2017

 2017/  2016 

факт

факт

факт

факт

Подоходный налог

42,1

53,6

127,5%

Оборона +правопорядок

85,1

102,0

119,9%

Налог на прибыль

36,1

48,3

133,6%

Здравоохранение

5,5

9,5

146,3%

НДС

168,4

223,9

132,9%

Образование

24,7

28,3

122,4%

Акциз

65,1

78,2

120,2%

Соцобеспечение

105,4

89,7

86,6%

Рентная плата (недра)

26,1

36,1

137,9%

Обслуживание долга

76,3

88,3

113,3%

Прибыль НБУ

0,0

30,0

 

Трансферты МБ

135,6

198,1

145,6%

Конфискация коррупционного имущества

0,0

29,7

 

 

 

 

 

Всего

407,6

585,8

143,7%

Всего

470,8

571,1

121,3%

 

Основные показатели выполнения государственного бюджета за 2016 г., млрд. грн.

 

Доходы

Расходы

 

2015

2016 

 2016/  2015 

 

2015

2016 факт

 2016/  2015 

факт

факт

факт

Подоходный налог

45,1

59,8

+32,7%

Оборона +правопорядок

106,61

131,02

+22,9%

Налог на прибыль

34,8

54,3

+56,3%

Здравоохранение

11,45

12,46

+8,8%

НДС

178,5

235,5

+32,0%

Образование

30,18

34,83

+15,4%

Акциз

63,1

90,1

+44,1%

Соцобеспечение

103,70

151,97

+44,1%

Рентная плата (недра)

37,0

39,7

+7,3%

Обслуживание долга

84,51

95,79

+13,4%

Прибыль НБУ

61,8

38,2

-59,4%

Трансферты МБ

173,98

195,40

+12,3%

Всего

534,6

616,3

+15,3%

Всего

576,85

684,74

+18,7%


НоСЭП