Доходы
- Поступило доходов (без трансфертов) 160,0 млрд. грн., что на 39.3 млрд. грн. (+32,5%) больше, чем в январе - сентябре 2016 г. (см. приложение)
- Прирост доходов достигнут, преимущественно, за счет «старых» (те, которые были у местных бюджетов до реформы) источников доходов. Так, 55,8% прироста дал НДФЛ, который засчитывается в местные бюджеты, еще 11,4% прироста поступлений обеспечил единый налог, а 5,7% - земельный налог. НДФЛ как был, так и остается основным ресурсным источником местных бюджетов, обеспечивая почти половину доходов (без трансфертов).
Расходы
- Расходы составили 331,3 млрд. грн., что на 106,7 млрд. грн. (+47,5%) больше, чем в январе-сентябре 2016 г.
- «Социалка» (медицина, образование, соцзащита, культура-спорт) занимают 80,6% всех расходов местных бюджетов. По сравнению с аналогичным периодом 2016 г., расходы на медицину выросли на 37,2% до 56,5 млрд. грн., на образование – на 47,6% (до 92,7 млрд. грн.), на социальную защиту и обеспечение – на 48,9% до 107,2 млрд. грн. Основные причины роста расходов по этим статьям – передача дополнительных расходных полномочий на местный уровень, повышение зарплаты бюджетников и начислений на нее, рост коммунальных платежей бюджетных учреждений, увеличение субсидий на оплату ЖКХ-услуг.
Дефицит/профицит
Профицит местных бюджетов за первые 9 месяцев 2017 г. вырос до 26,7 млрд. грн. (против 31,7 млрд. грн. за такой же период 2016 г). Всего остатки средств местных бюджетов с учетом сальдо на начало года достигли 61,6 млрд. грн. (37,0 млрд. грн. в 2015 г., 49,8 млрд. грн. на начало 2017 г).
Оценка межбюджетных отношений
После нового этапа реформы межбюджетных отношений (действует с 2015 г.) доходы и профицит местных бюджетов демонстрируют высокие абсолютные и относительные показатели роста. Тем не менее, следует обратить внимание на следующие тенденции, ставящие под сомнение декларируемые результаты в направлении децентрализации:
- Темпы роста доходов могли быть выше, если бы не произошло перераспределения доходов между местными бюджетами и госбюджетом. Объемы подоходного налога, который забрали на центральный уровень, оказались выше, чем доходы, которые были переданы во время реформы межбюджетных отношений. Данный тезис также подтверждается структурой распределения доходов сводного бюджета по уровням бюджетов. Так, если до реформы (в 2014 г.) на долю госбюджета приходилось 77,8% средств сводного бюджета, то по результатам 2016 – 78,2% (а в 2013 г. было и вовсе 76,2%), т.е. на лицо тенденция к централизации доходов в госбюджете.
- Правительство ограничивает права местных бюджетов в администрировании новых доходов.
- Так, хотя попытки забрать розничный акциз на центральный уровень не удались, правительство забрало на местный уровень розничный акциз с нефтепродуктов. Вместо этого правительство пообещало перечислять эквивалентные доходы с центрального уровня. Однако на практике, в январе-феврале и в июле-августе 2017 года Минфин блокирует перечисление соответствующих средств в местные бюджеты. В результате, часть местных бюджетов , испытывает затруднения с финансированием защищенных статей расходов. По сообщениям Ассоциации городов Украины, в некоторых местных бюджетах из-за новой нормы Закона недопоступления составили 80%.
- Другой пример - доходы от экологического налога. Сегодня в местные бюджеты перечисляется 80% доходов от экологического налога. Средства значительные и наблюдается тенденция роста доходов с опережением плана. Так, в январе-сентябре 2017 года местные бюджеты получили 2,2 млрд грн экологического налога, что составляет 91% от годового плана. Тем не менее, не факт что эти доходы пойдут на финансирование первоочередных нужд: в прошлом году местные власти использовали лишь 32% полученного ресурса . Причина – ограниченные возможности местных органов распоряжаться средствами.
- Фискальная автономия ухудшилась. Удельный вес доходов местных бюджетов (без трансфертов) в сводном бюджете сократился с 23,6% в 2013 году до 21,6% за 9 месяцев 2017 г.
- Местные бюджеты недополучают значительные средства земельного налога из-за того что Минобороны не платит земельный налог, а субъектам космической деятельности и самолётостроения предоставлены льготы на центральном уровня. В то же время, компенсации таких источников доходов местным бюджетам не предусмотрено.
- Успехи децентрализации очень неравномерны.
- Из-за перераспределения в доходах между уровнями местных бюджетов, наибольших дополнительный ресурс пошел на откуп «богатых» городов областного значения и районов, тогда как области, города районного значения и поселки (а у последних двух забрали 25% НДФЛ), оказались на обочине реформы. Согласно последним данным, удельный вес доходов сводного бюджета, который поступил в 2016 году ( по сравнению с 2014 годом, т.е. до реформы децентрализации) в областные бюджеты сократился с 8,5% до 7,3%, в города республиканского и областного значения с 8,8% до 8,7%, города районного подчинения с 0,6% до 0,5%, поселковых бюджетов с 0,6% до 0,5%. В то же время, улучшилось положение районов и сел – тут удельный вес доходов сводного бюджета, перераспределяемый в пользу соответствующих местных бюджетов, увеличился на 0,4 (с 2,2 до 2,6%) и 0,2 (с 1,6 до 1,8%) п.п. соответственно.
- Другой пример: 85% депозитов местных бюджетов, за размещение которых местные власти получили 1,4 млрд. грн. доходов по итогам 2016 г., сосредоточено на счету 20 городов (6% общин) . По состоянию на 1 октября 2017 года объем депозитов местных бюджетов составлял 14,5 млрд грн. В лидерах по объемам депозитов на 01/11/2017 (данные ГКУ) Донецкая область — (2,7 млрд грн), Днепропетровская (2,6 млрд грн), Запорожская (1,3 млрд), Харьковская — (0,9 млрд грн), Полтавская (0,8 млрд грн), Киевская (0,7 млрд грн).
- Бюджет развития наполняется медленными темпами и отстает от плана. Так в 2016 г. в бюджет развития передано 88% из 50 млрд. грн. запланированных на год. За 9 месяцев 2017 г. в бюджет развития передано всего 59% от плана на год (32,8 млрд. грн. из 55,8 млрд. грн.). Кроме того, за 9 месяцев местным бюджетам выделено всего 23,1% из обещанных 3,5 млрд. грн. фонда регионального развития, 2/3 из 1,5 млрд. грн. предусмотренных бюджетом на развитие инфраструктуры ОТГ. Из 5,0 млрд. грн., предусмотренной на 2017 год субвенции на социально-экономическое развитие выделено всего 3,3 млрд грн или 70% от плана на год.
- Объединение громад – в целом шаг в правильном направлении, однако утверждать, что объединенные громады (ОТГ) от этого существенного выиграли, пока будет преувеличением. Из 159 ОТГ (объединившихся в 2015 г. и перешедших на прямые бюджетные отношения с Минфином), дотационными оставались 125. Только 34 громады обрели финансовую самостоятельность – 11 сбалансированные (не требуют дотации, но и не являются донорами) и 23 бюджета – донорские (т.е перечисляют деньги в госбюджет). Согласно опросу центра Разумкова, две трети объединенных общин не почувствовали улучшений в своих условиях жизни. Более того, серди жителей ОТГ удельный вес жителей, которые почувствовали улучшение сократилась с 16% до 11%, а процент тех, которые почувствовали ухудшение вырос с 9% до 12%.
В проекте бюджета 2018 правительство продолжает тенденцию увеличения не профинансированных расходов. Вместе с реформой децентрализации и передачей дополнительных доходов власти начали скидывать на места все больше и больше полномочий. Так, дополнительно переданные и не профинансированные полномочия местных бюджетов в 2015 г. оценивались в 34,0 млрд. грн., в 2016 г. они уже выросли до 52,7 млрд. грн., а в 2017 г. – почти 70 млрд. грн. Напр., в 2016 г. медицинская субвенция была профинансирована на 60-70% от реальных потребностей. Одна из причин – отсутствие закрепленных социальных стандартов и нормативов в описательном и денежном эквиваленте по каждому делегированному полномочию (власти обещали их разработать до 1 марта 2015 г., но так и не сделали). Во внесенном проекте бюджета 2018 года эта практика продолжается. Так, на следующий год правительство предлагает:
- Передать на местный уровень полномочия по оплате льгот на жилищно-коммунальные услуги. Таким образом, из госбюджета правительство намеревается покрывать только субсидии. По предварительным оценкам, объем дополнительных расходов местных бюджетов составит порядка 7 млрд. грн. Это деньги, которые мог ли бы пойти на развитие собственной инфраструктуры.
- Занизить объемы образовательной субвенции на 6,5 млрд грн. Так, объем образовательной субвенции составляет порядка 61,2 млрд грн (рост 16,5%), при этом Кабмин заложил увеличение зарплат педагогических работников на 25%.
- Занизить объем медицинской субвенции на 7,0 млрд грн. Уже сейчас объем недофинансирования медицинской отрасли из госбюджета превышает 30%. Растет задолженность по выплате заработных плат (с начала года выросла в 4,2 раза). По данным правительства, если не будут приняты меры, задолженность перед медиками на конец года может составить 2,7 млрд. грн., а по оценкам профсоюзов – 4 млрд. грн.
- Не предусматривать механизм покрытия потерь местных бюджетов вследствие принятия решения НКРЭ относительно повышения тарифов на электроэнергию для внешнего освещения населенных пунктов.
- Предусмотреть объем стабилизационной дотации лишь в объеме 1,7 млрд. грн, что значительно ниже прошлого года. В то же время, и этих средств не хватает на урегулирование неотложных вопросов местных бюджетов на протяжении года.
- Не предусматривать субвенции на погашения задолженности по погашению разницы в тарифах прошлых лет. Государство так и не рассчиталось за долги 2013-2015 гг из-за экономически необоснованных тарифов, установленных национальным регулятором. У коммунальных предприятий ресурсы для покрытия таких расходов отсутствуют, а задолженность гасят местные бюджеты за счет своих инвестиционных ресурсов.