СИТУАЦИЯ С ИНФЕКЦИОННОЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬЮ В УКРАИНЕ УХУДШАЕТСЯ

За последние 4 года большая часть украинцев значительно обеднела: за это время реальные располагаемые доходы суммарно упали примерно на 30%.

22/12/2017
Моніторингові продукти
СИТУАЦИЯ С ИНФЕКЦИОННОЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬЮ В УКРАИНЕ УХУДШАЕТСЯ
Для половины населения лечение стало непосильной финансовой ношей, что особенно опасно при инфекционных заболеваниях. Помимо этого в стране систематически уничтожались государственные институции, которые многие десятилетия обеспечивали эпидемическую стабильность.
Снижение уровня жизни происходит на фоне ухудшения доступности к нормальным коммунальным услугам (теплоснабжению, водоснабжению, энергоносителям), качественным продуктам и медпомощи. В связи с этим факторы передачи инфекционных болезней активизируются.  
- За 4 года (с 2013 по 2017 ), если считать в долларовом эквиваленте, средняя зарплата в Украине снизилась на 36% , средняя пенсия  - почти вдвое.  При этом потребительские цены выросли в 2,3 раза. Если номинальный рост заработных плат хоть как-то успевал за официальным ростом цен (рост в 2,1 раза), то средняя пенсия – выросла всего на 66%.
- Почти половина украинских семей оформляют субсидии на услуги ЖКХ, людям нечем платить за газ, воду, тепло, а это значит, что человек экономит и ему все труднее обезопасить себя от болезней (мыть руки, не перемерзать, кипятить воду,  готовить пищу и пр.)  
- В 2016 году по данным ООН 60% населения Украины находилось за чертой бедности.
- По результатам опроса, проведенного Социологической группой «Рейтинг» в июле-августе 2017 года, 61% опрошенных сообщили, что лечение для них и их семьи обходится очень дорого, и это почти вдвое больше, чем было в октябре 2016 года (39%).
Провалы госзакупок лекарств последних 3-х лет, послужили фактором ухудшающим эпидситуацию в стране. 
- Сбои в поставках иммунобиологических препаратов, закупаемых в рамках госпрограмм, привели к провалу вакцинации. С 2015 года этот процесс обеспечивается международными организациями  и о его финансовой эффективности существуют разные экспертные мнения, как позитивные, так и негативные. Но неоспоримым, остается тот факт, что закупки и поставки запаздывают как минимум на год. Именно такое запаздывание в обеспечении вакцинами и привело к падению уровня охвата иммунизацией населения, в первую очередь, детского. 
o По состоянию на конец декабря 2017г еще не завершены процедуры закупок и поставок за бюджет 2016 года. По программе «Закупка иммунобиологических препаратов…» от заявленной потребности  поставлено 68%. По некоторым позициям – около трети (корь краснуха паротит – 34,7% на 21.12.2017г).
o Ситуация с закупками за бюджет 2017г. (5,9 млрд. грн. ) практически ничем не отличается от 2016 г. МОЗ до 26 декабря 2017 г попросил через общественное обсуждение дать предложения к будущей номенклатуре препаратов (не по всему спектру, а только по 26 позициям, и обещал следующие 16 позиций обсудить в самое ближайшее время) . Из этого следует, что  реальные действия по закупкам опять начнутся не ранее ІІ кв. 2018 года. 
- Т.к. природный фактор инфекционного процесса перестал сдерживаться средствами иммунопрофилактики, то последствия не замедлили проявиться - заболеваемость среди населения поползла вверх. За последние годы в мировом рейтинге показателей вакцинации детей Украина оказалась в восьмерке стран с самыми низким охватом . По состоянию на август 2016 года, только 30% детей в Украине были полностью вакцинированы от кори, 10% – от гепатита В и только 3% – от дифтерии, коклюша и столбняка . По рекомендации ВОЗ уровень охвата вакцинацией для предотвращения эпидемических осложнений должен составлять не менее 95%.
o В 2017 г в Украине началась вспышка кори. На 01.11.2017 заболело 2381 человек, это в 70 раз больше чем за аналогичный период прошлого года. Как вынужден был признать МОЗ, основная причина вспышки отсутствие у половины детей прививок из-за срыва календаря в прошлом году. НО самое опасное то, что в напряженной эпидситуации среди детей начали болеть взрослые, для которых это заболевание очень опасно осложнениями и даже смертельными исходами. За 10 мес. 2017 г. уровень заболеваемости среди взрослого населения поднялся на 57,7% и нарастание процесса продолжается. 
o Повысилась заболеваемость краснухой, в т.ч. среди детей на 28%. Если процесс продолжит нарастать, в зоне риск окажутся беременные женщины. Для них перенесенное заболевание является 100% показанием для прерывания беременности. Это дополнительный негатив в и так сложной демографической ситуации в стане.
o Обостряется ситуация с  туберкулезом. Украина и так является европейским «лидером» по уровню заболеваемости туберкулёзом. В стране за 2017 год на 19% повысилась заболеваемость туберкулезом среди всех детей, а среди детей 1-4 года на 47,6%. Не смотря на это, за бюджет 2016 г вакцина для профилактики туберкулеза закуплена на 71% от потребности и развезена по регионам только в сентябре. На остальные 30% контракт подписан, но вакцины на стадии производства, когда она будет в Украине, не уточняется. Ситуация усугубляется еще срывом поставок препаратов для лечения туберкулёза, которое нельзя прерывать, т.к. у больных формируются формы болезни устойчивые к лекарствам. На декабрь т.г. ряд препаратов для лечения туберкулёза закуплены, но не поставлены или поставлены в ограниченном количестве, например : рифампицин/ изониазид/ пиразиномид – в зависимости от дозировки  поставлен от 0% до 49%  от закупленного количества. Т.е. не все больные получат лечение и источник инфекции активизируется. 
o Впервые за много лет начали регистрироваться смертельные случаи от столбняка из-за отсутствия сывороток. 
В стране, начиная с 2014 года, планомерно разрушается система санэпиднадзора. 
- В 2017 году после двухлетних судов и признания незаконным постановления КМУ 2014 г о реорганизации СЭС с передачей ее функций Минагрополитики, Правительство решило «во исполнение судебного решения» не восстановить службу, а вообще ее ликвидировать . 
- Полноценная альтернатива ликвидированной СЭС предложена не была, а основной недостаток созданной модели - это отсутствие оперативной связи между 2-мя ведомствами: МОЗ и Минагрополитики. 
o В сфере управления МОЗ оказались лабораторные центры (бывшие территориальные СЭС), которые профессионально должны обеспечивать профилактические и противоэпидемические мероприятия, но не осуществлять контроль (вести мониторинг инфекционных заболеваний, расследовать вспышки, исследовать на предмет опасности для здоровья населения факторы окружающей среды – воду, воздух, почву, физ. факторы и пр.). 
o В сфере управления Минагрополитики создана Госпродпотребслужба, которая должна проводить контроль и принимать административные меры в случае нарушения санитарного законодательства. Это законодательство для нее должен написать МОЗ.
o На практике система не работает. Даже формально любое решение Госпродпотребслужбы  в сфере санитарного законодательства может быть оспорено, т.к. она работает по старым документам СЭС. Ни один новый документ для нее МОЗом не написан.
o Отсутствие четкой системы санэпиднадзора по принципу: «выявили заболевание/нарушение – быстро приняли меры – проверили эффективность их выполнения» способствовало росту заболеваемости практически по всей кишечной группе болезней (дизентерия +28%, энтериты, колиты с установленной этиологией + 19%, ротавирусный энтерит +62%, острые кишечные инфекции неустановленной этиологии + 19,7%. Отмечен рост гепатита А (+4,2%, а среди детей +6,4%). Возросла заболеваемость менингококковой инфекцией (+11%), болезни от укусов клещей (болезнь Лайма +39%).
• Несбалансированность системы и внутри самой Госпродпотребслужбы, где контроль качества и безопасности продуктов питания закреплен за одним подразделением, а работа с заболеваниями людей, которые их употребляли за другим. Такая ситуация усугубила риски возникновения вспышек инфекционных заболеваний связанных с промышленным производством пищевых продуктов. Так, например на 15.11.2017. зарегистрировано 112 случаев ботулизма , пострадало – 132 человека, умерло 11. (За аналогичный период 2016 г - 99 случаев, 119 пострадало, 12 умерло). Из всех заболевших ботулизмом  35 сообщили, что продукцию, которая вызвала заболевание, они приобрели в официальной торговой сети. В стране  массовых вспышки промышленного ботулизма было со времен Советского Союза. В Украине регистрировалась единичные «промышленные» случаи. Надо отметь, что сыворотки для лечения ботулизма в Украину поставил Красный крест только в октябре, уже после случившихся смертей.
• Возросло количество случаев и групповых кишечных заболеваний (за 10 мес. 2017г 149 против 121 за аналогичный период 2016г.). Большая часть вспышек возникла в организованных детских коллективах. Одна из причин – это «неспецифичность» для Минагрополитики работы (контроля) в детских коллективах ( садики, школы, интернаты) особенно по детским инфекциям, которые не связаны с продуктами питания.

1. Украина по уровню инфекционной заболеваемости постепенно скатывается к показателям стран 3-го мира, что влечет за собой увеличение смертности и инвалидности. 
2. Повышение инфекционной заболеваемости и эпидемические осложнения ведут к пиковым тратам бюджета и если средств на лечение, профилактику и др. мероприятия (напр., очистка воды) не хватает, то эпидемию остановить невозможно. 
3. Если в ближайшее время не будет организована эффективная система эпиднадзора ситуация с инфекционной заболеваемостью будет ухудшаться. 
4. Пока не будет наведен порядок в госзакупках, решить вопрос «провала» вакцинации и снизить уровень заболеваемости управляемой средствами иммунопрофилактики не удастся. Это в первую очередь касается планирования, поскольку на сегодня создается впечатление, что объёмы определяются «ориентировочно». От необходимой (100%-й) потребности заказывается какое-то количество, а потом на сэкономленные средства докупается остальная часть препаратов. Например, вакцина от гемофильной инфекции: потребность 1,156 млн. доз, закуплено 193,4 тыс. (16% от потребности), на сэкономленные средства планируется закупить остальные 962,8  тыс. доз (83,3%).
5. На сегодня не смотря на оптимистичные заявления МОЗ,  ситуация с годовым запаздыванием госзакупок продолжается. Ничего не меняется. За средства бюджета 2017 г. (объём всей программы 5,94 млрд. грн.) реальные закупки и поставки будут осуществлены только к концу 2018 года.

НоСЭП