УКРАИНА ПРОИГРЫВАЕТ БОРЬБУ С РАКОМ

4 февраля отмечен в мире как международный день борьбы с раком. С какими проблемами и достижениями Украина подошла к этой дате в 2018 году?

02/02/2018
Моніторингові продукти
УКРАИНА ПРОИГРЫВАЕТ БОРЬБУ С РАКОМ

- По данным Госстата, Украина занимает 2 место в Европе по темпам распространения онкопатологий. Начиная с 2014 г наблюдается рост количества случаев впервые выявленных новообразований (+1,65% за 2014 – 2016гг).

- В Украине более 1 млн. украинцев больны раком и это только те, которые стоят на учете. В 2016 году было впервые выявлено 369 тыс. случаев онкопатологии, из них 25 943 дети до 17 лет (7%)

- Более 30% всех случаев онкологических заболеваний в Украине диагностируется на поздних стадиях[1], что обуславливает высокую смертность. В первый год после постановки диагноза умирает около 40%. Это один из признаков низкого качества медобслуживания населения.

- Онкологические заболевания занимают второе место в Украине среди причинсмертности населения(1 место сердечно-сосудистые заболевания),в среднем 180 человек ежедневно умирает от рака. По официальным данным МОЗ, соотношение заболеваемости и смертности 51,3%.

- По прогнозу ВОЗ количество новых случаев рака в мире возрастет к 2032 году примерно на 70%.

В то же время на сегодня в развитых странах в отличие от Украины рак не является приговором.В  Швеции, Финляндии, Дании, уровень заболеваемости злокачественными новообразованиями в полтора раза выше, чем на Украине. Однако при этом уровень смертности там в полтора раза ниже  —за счет (1) ранней диагностикии (2)успешного лечения.

В Украине пока нет ни первого, ни второго.

Ранняя диагностика. Пока Украина не может позволить себе такую роскошь, хотя профильное министерство достаточно «резко» заявило о том, что пора от лечения рака переходить к его профилактике. Это вызвало резкую критику среди населения и не безосновательно.

- Нет сомнений, что эффективная профилактика – это основа качественной медицины в т.ч. успешной борьбы с раком. Она начинается с врача первого контакта (первичного уровня). Что происходит на первичном уровне в Украине сегодня?  2018 год объявлен годом  реформирования «первички». Но ни средств, ни кадров, ни нормальной организации процесса преобразований пока  не видно.

- Основой для профилактики (как минимум пропаганды здорового образа жизни) и раннего выявления онкологии (скрининг)  нужны(1) современное оборудование и (2) хорошо мотивированные врачи в достаточном количестве

- Необходимого оборудования нет, и средств на его приобретение в бюджете 2018 не предусмотрено. На сегодня уровень оснащения первичной помощи составляет ?40% от потребности.

o В 2018 г. на  первичку вначале выделили целевые средства (отдельная бюджетная программа - БП) в сумме 13,2 млрд. грн. В принятую версию бюджета попало только 8 млрд. грн. Поскольку основа для работы по отдельной БП на первичке не подготовлена и медики с начала года рисковали вообще остаться без зарплаты, 5 млрд. грн.  было переброшено на медсубвенцию. Средства, что остались, в лучшем случае смогут покрыть минимум необходимых анализов и обследований для диагностики. На скрининг средств не хватит (стоимость набора исследований «онкологическая панель» составляет около 500 грн.).

o Отсутствуют полноценные скрининговые программы. Но даже если они и появятся, их невозможно реализовать без  бесплатных и доступных УЗИ, маммографий, гастроскопий, лабораторных исследований, онко-маркеров и пр. А вакцинация девочек против вируса папилломы как профилактический метод против рака шейки матки пока для Украины выглядит фантастикой.

Пока нет перспективы получить хорошо мотивированных врачей в достаточном количестве. Проблема нарастает и  содержит в себе два взаимосвязанных аспекта

o Врачам  сначала обещали поднять зарплату до 18 – 20 тыс. грн., потом уточнили, что это сумма не на врача, а на «медпрактику» (зарплата 1 врача + 2 медсестры + расходы по оказанию помощи). Средств, при этом в бюджете не добавили. На все здравоохранение в реальном выражении в 2018 году добавили + 1,7%.

o Говорить о серьезном повышении зарплат в 2018 году не приходится, разве, что пройдут масштабные сокращения. Но тогда, первичка столкнется с катастрофической нехваткой рабочих рук и о скрининге можно вообще забыть.

o Уже сейчас дефицит врачей на первичке составляет более 30%. На одного врача в зависимости от региона может приходиться от 3 700 до 10 тыс. более пациентов (рекомендуемый норматив 2 000). В ситуации, которая складывается, у врача не будет возможности не только проводить дополнительные исследования и обследования, но и даже и побеседовать с пациентом, рассказав ему, например, о  вреде курения.

Доступное и качественное лечение большинство украинских онкобольных получить не могут.Если даже (каким-то чудом) на первичном уровне украинская медицина и сможет проводить раннюю диагностику, теоретически увеличивая шансы больного на полное выздоровление, то  вторичный и третичный уровень не сможет обеспечить это лечение. 

Государство деньги выделяет, но лекарств по факту не хватает. Госбюджет выделяет немалые средства  на закупку через международные организации лекарственных средств (ЛС) и изделий медицинского назначения (ИМН). В 2017 г – 2018 гг. - это по 6 млрд. грн. Но эта часть деятельности МОЗ сопровождается постоянными скандалами и дефицитом лекарств. Закупки идут с опозданием на год. На сегодня еще длятся процедуры по закупкам за бюджет 2016 года. (в целом в 2016г на госзакупки было вылеплено  почти 4 млрд. грн., ин них по программам взрослая и детская онкология – 750 млн.). По данным МОЗ, по состоянию на 30.01.2018 по этим программам освоено 69,9% и 99,26% от выделенных средств соответственно. Закупки за бюджет 2017 г. фактически еще не начинались, а если учитывать темпы поставок (до 18 мес.), то больные получат лекарства только в конце 2019 г. или в начале 2020 г.

Если не получать помощи от государства (или от благотворительных организаций) стоимость лечения онкологии  не по карману даже среднеобеспеченному украинскому пациенту.

o Кроме базовых препаратов химиотерапии, с которыми возникли перебои, больной должен за свои средства оплатить  сопроводительную терапию, которая  по стоимости  не меньше  основного курса химиотерапии.

o Если ориентироваться на цены в частных клиниках, то  средняя цена курса лечения рака в Украине составляет $5 тыс.  В целом в зависимости от сложности заболевания, стадии и вида рака стоимость лечения в частной клинике стартует от 40 тыс. грн[2].

o В госмедучреждениях цены не на много ниже. Учитывая, что препараты поступают с перебоями, а лечиться надо сегодня  многие пациенты должны частично или полностью оплачивать свое лечение самостоятельно. На рынке противоопухолевых химиотерапевтических препаратов преобладают импортные лекарства, большинство из них — брендированные генерики,  а значит, их цена достаточно высока.

o В зависимости от стадии рака, метода лечения (хирургический, терапевтический), места и региона лечения онкольной вынужден заплатить за лечение начиная от 5-10 тыс. грн. и до сотен  тыс. грн. 

Многие виды лечения онкопатологии недоступны больным из-за отсутствия в достаточном количестве высокотехнологичного оборудования и современных методик лечения рака.

o Например, лучевая терапия может применяться в ограниченном объёме, поскольку, обеспеченность высокоэнергетическими лучевыми установками в стране составляет 2,4 на 1 млн. жителей (для сравнения: в Германии — 6,4 на 1 млн. жителей). На всей территории Украины действуют всего 56 центров лучевой терапии (в Германии — 291) и насчитывается 449 специалистов в этой области (против 1 054 в Германии).

o Такие методы как иммунотерапия[3]или таргетная терапия[4]в Украине – редкость. Основной метод лечения хирургическое вмешательство, что травматично и не всегда эффективно.

o Средства на приобретение высокотехнологично оборудования и развитие современных технологий лечения онкопатологии не выделяются, но даже если и выделяются, не осваиваются в полном объёме. Например, средняя цена компьютерного томографа составляет 6 млн. грн., а стоимость линейного ускорителя достигает 12-15-20 млн. грн., в зависимости от комплектации. Целевых средств на такие закупки в госбюджете за последние 3 года не было, а закупить за местный бюджет такое оборудование плюс оплатить его установку – достаточно накладно в условиях кризиса.

Но вместе с тем, даже те средства, которые выделяются, расходуются не эффективно.

o Ведущее учреждение – Национальный институт рака, где лечатся самые сложные случаи со всей Украины, превратилось в классический «недострой», где высокоточное оборудование много лет лежит на складе, т.к. нет средств на его установку. Скудные средства, выделяемые институту, не могут решить этих проблем.[5]  Бюджет - 2017 предусматривал 168,6 млн. грн. на реконструкцию и расширение института, но до сих пор никто не отчитался, как они были использованы.

Особенно сложные проблемы в детской онкологии.

o Ежегодно в Украине ставят на учет около 1000 детей больных раком. В отличие от взрослых, при своевременно оказанной помощи 7 из 10 детей выздоравливают (у детей выявляют рак на более ранних стадиях, чем у взрослых, и в целом их организм легче поддается лечению). Но, в Украине не спасают эти 70% (выздоравливают всего 47%) и Украина занимает 5 место среди стран европейских стран по показателям смертности детей от злокачественных образований.

o Если говорить о госзакупках по программе детская онкология, то помимо опозданий с закупками, в начале 2017 года разразился громкий скандал из-за поставок препаратов на конце срока реализации (до конца 3 месяца, хотя необходимо не менее 6)

o В то же время, уже «притчей во языцех» стало строительство нового корпуса ОХМАДЕТа. Именно там установлен новый линейный ускоритель. Корпус торжественно открыли в конце 2017 года, ускоритель смонтировали,  но  он по-прежнему не работает. Проблема состоит еще и в том, что в Украине метод лучевой терапией малодоступен детей – их лечить практически негде, и именно ОХМАДЕТ должен был стать  специализированным детским учреждением для лечения опухолей у детей.[6]

Не имея возможности пролечиться в Украине, онкобольные ищут спонсоров и пытаются получить медпомощь за рубежом. Для украинца, даже обеспеченно, цена такого лечения космические (100 – 200 тыс. дол. и выше).

o Бюджетная программа «лечение за рубежом»  предусматривала на 2017 г. – 389,9  млн. грн,  на 2018 г - 628,3 млн. грн.). Реализация этой программы так же сопровождается постоянными скандалами. Пациенты жалуются, что профильное министерство не может организовать нормальную работу и даже при наличии денег обеспечить пациентов гарантийными письмами. Были зарегистрированы случаи, когда дети умирали, не дождавшись «бумажки от МОЗ»

1. Ситуация в части заболеваемости и смертности от рака в стране ухудшается.

2. Грядущая в 2018 г. реформа первичного уровня и дальнейшие преобразования медицины  без денег и целостной стратегии могут вывести Украину в европейские анти-лидеры не только по СПИДу и туберкулезу, но и по онкопатологии.

3. Отсутствие нормальной профилактики, доступного лечения и новых  медицинских  технологий  приведет к тому, что украинцы будут продолжать умирать от рака, в то время как в цивилизованных странах онкопатологию собираются в ближайшем будущем переводить в разряд обычных хронических заболеваний, например, таких как диабет.


НоСЭП

[1]http://racurs.ua/1198-nacionalnyy-institut-raka

[2]https://delo.ua/business/onkologicheskij-rynok-ukrainy-bez-novoobrazovanij-296274/

[3]Современный метод лечения предполагает стимулирование иммунной системы таким образом, чтобы она самостоятельно начала бороться с раковыми клетками.

[4]Новейшая технология, основанная на принципах целевого воздействия на фундаментальные молекулярные механизмы, имеет минимальные побочные эффекты.

[5]Бюджет 2016 – выделено на реконструкцию 115 млн. грн., в 2017 г -  124,4 млн. грн.

[6]Для лечения детской онкологии методом лучевой терапии необходимо организовывать специальные детские отделения, получать лицензии и пр. «Взрослые» онкодиспансеры  этой работой не занимаются.