ВЫПОЛНЕНИЕ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ В ЯНВАРЕ – ДЕКАБРЕ 2017 Г.

08/02/2018
Моніторингові продукти
ВЫПОЛНЕНИЕ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ В ЯНВАРЕ – ДЕКАБРЕ 2017 Г.

Доходы

- Поступило доходов (без трансфертов) 229,5 млрд. грн., что на 58,8 млрд. грн. (+34,5%) больше, чем в 2016 г. (см. приложение)

- Прирост доходов достигнут, преимущественно, за счет «старых» (те, которые были у местных бюджетов до реформы) источников доходов. Так, НДФЛ как был, так и остается основным ресурсным источником местных бюджетов, обеспечивая более половины доходов (без трансфертов). В 2017 году подоходный налог дал 54,8% прироста доходов в местные бюджеты. Кроме этого, еще 10,6% прироста поступлений обеспечил единый налог, 5,2% - земельный налог.

Расходы

- Расходы составили 496,1 млрд. грн., что на 145,7 млрд. грн. (+41,6%) больше, чем в 2016 г.

- «Социалка» (медицина, образование, соцзащита, культура-спорт) занимают 76,6% всех расходов местных бюджетов. По сравнению с 2016 г., расходы на медицину выросли на 36,1% до 85,75 млрд. грн., на образование – на 44,4% (до 136,6 млрд. грн.), на соцзащиту и обеспечение – на 32,8% до 141,3 млрд. грн, на культуру – на 37,9% до 16,4 млрд. грн . Основные причины роста расходов по этим статьям – передача дополнительных расходных полномочий на местный уровень, повышение зарплаты бюджетников и начислений на нее, рост коммунальных платежей бюджетных учреждений, увеличение субсидий на оплату ЖКХ-услуг.

Дефицит/профицит

Профицит местных бюджетов за 2017 г. составил 5,6 млрд. грн. (в 2016 г. - 15,4 млрд. грн.). Всего остатки средств местных бюджетов с учетом сальдо на начало года достигли 55,7 млрд. грн. (37,0 млрд. грн. в 2015 году, 49,8 млрд. грн. на начало 2017 года).

Оценка реформы межбюджетных отношений

Власти проводят пример роста доходов и профицита местных бюджетов как основное достижение реформы межбюджетных отношений (действует с 2015 г).Контраргументы, ставящие под сомнение успешность реформы:

Темпы роста доходов могли быть выше,если бы не произошло перераспределения доходов между местными и гос.бюджетами. Объемы подоходного налога, который забрали на центральный уровень, оказались выше, чем доходы, которые были переданы во время реформы межбюджетных отношений[1].

Правительство ограничивает права местных бюджетов в администрировании новых доходов.

- Так, хотя попытки забрать розничный акциз на центральный уровень не удались, правительство забрало на местный уровень розничный акциз с нефтепродуктов. Вместо этого правительство пообещало перечислять эквивалентные доходы с центрального уровня. Однако на практике, в январе-феврале и в июле-августе 2017 года Минфин блокировал перечисление соответствующих средств в местные бюджеты. В результате, часть местных бюджетов[2], испытывала затруднения с финансированием защищенных статей расходов.[3]По сообщениям Ассоциации городов Украины, в некоторых местных бюджетах из-за новой нормы Закона недопоступления составили 80%.

- Другой пример - доходы от экологического налога.[4]В 2017 г в местные бюджеты перечислялось  80% доходов от экологического налога. Средства значительные и наблюдается тенденция роста доходов с опережением плана. Так, в 2017 году местные бюджеты получили 3,0 млрд. грн экологического налога, что составляет 115,7% от годового плана. Тем не менее, эти доходы не смогли быть перенаправлены на финансирование первоочередных нужд: в 2017 году местные власти недовыполнили расходы по природоохранным мероприятиям на 41,3%[5]. Причина – ограниченные возможности местных органов распоряжаться средствами.

Фискальная автономия ухудшилась. Удельный вес доходов местных бюджетов (без трансфертов) в сводном бюджете сократился с 23,6% в 2013 году до 22,6% в 2017 г.

Местные бюджеты недополучают значительные средства земельного налога из-за того что Минобороны не платит земельный налог, а субъектам космической деятельности и самолётостроения предоставлены льготы на центральном уровне. В то же время, компенсации таких источников доходов местным бюджетам не предусмотрено.

Успехи децентрализации очень неравномерны.

- Из-за перераспределения в доходах между уровнями местных бюджетов, наибольших дополнительный ресурс пошел на откуп «богатых» городов областного значения и районов, тогда как области, города районного значения и поселки (а у последних двух забрали 25% НДФЛ), оказались на обочине реформы. Согласно последним данным, удельный вес доходов сводного бюджета, который поступил в 2016 году ( по сравнению с 2014 годом, т.е. до реформы децентрализации) в областные бюджеты сократился с 8,5% до 7,3%, в города республиканского и областного значения с 8,8% до 8,7%, города районного подчинения с 0,6% до 0,5%, поселковых бюджетов с 0,6% до 0,5%. В то же время, улучшилось положение районов и сел – тут удельный вес доходов сводного бюджета, перераспределяемый в пользу соответствующих местных бюджетов, увеличился на 0,4 (с 2,2 до 2,6%) и 0,2 (с 1,6 до 1,8%) п.п. соответственно.

- Другой пример: 85% депозитов местных бюджетов, за размещение которых местные власти получили 1,4 млрд. грн. доходов по итогам 2016 г., сосредоточено на счету 20 городов (6% общин)[6]. В 2017 году картина остаётся прежней. По состоянию на 1 декабря 2017 года[7]объем депозитов местных бюджетов составлял 14,4 млрд грн. В лидерах по объемам депозитов на 01/12/2017 (данные ГКУ) Днепропетровская область (2,8 млрд грн), Донецкая— (2,6 млрд грн), Запорожская (1,1 млрд), Полтавская (0,8 млрд грн), Харьковская — (0,7 млрд грн), Львовская (0,7 млрд грн).

Бюджет развития наполняется медленными темпами и отстает от плана. Так в 2016 г. в бюджет развития передано 88% из 50 млрд. грн. запланированных на год. За 2017 г. в бюджет развития передано всего 87,0% от плана на год (56,3 млрд. грн. из 64,7 млрд. грн.). Кроме того, за 2017 г местными бюджетами не в полной мере освоены средства фонда регионального развития: недовыполнение составило 11,7% или 410 млн грн.

Объединение громад– в целом шаг в правильном направлении, однако утверждать, что объединенные громады (ОТГ) от этого существенного выиграли, пока будет преувеличением.Из 159 ОТГ (объединившихся первыми в 2015 г. и перешедших на прямые бюджетные отношения с Минфином)[8], в 2016 г. дотационными оставались 125 (данных за 2017 г. еще нет). Только 34 громады обрели финансовую самостоятельность – 12 сбалансированные (не требуют дотации, но и не являются донорами) и 23 бюджета – донорские (т.е перечисляют деньги в госбюджет). Согласно опросу центра Разумкова,  две трети объединенных общин не почувствовали улучшений в своих условиях жизни.[9]  Более того, серди жителей ОТГ удельный вес жителей, которые почувствовали улучшение сократилась с16% до 11%, а процент тех, которые почувствовали ухудшение вырос с 9% до 12%.

Приложение

Основные показатели выполнения местных бюджетов за январь – декабрь, млрд. грн.

Доходы

Расходы

 

2017

2016

Рост %

 

2017

2016

Рост %

Подоходный налог

110,7

79,0

40,1%

Зарплата+ЕСВ

129,1

116,3

+11,0%

Налог на прибыль

6,5

5,9

10,3%

Соцобеспечение

131,1

99,8

+31,3%

Акцизы

13,2

11,6

13,1%

Капрасходы

74,3

52,6

+41,3%

Доходы от превышения плана по таможенным сборам

12,3

2,3

442,7%

    

Земельный налог

26,4

23,3

13,1%

    

Единый налог

23,4

17,2

36,2%

    

Без трансфертов

229,5

170,6

34,5%

    

Трансферты

272,6

195,4

39,5%

    

Всего

502,1

366,0

37,2%

Всего

496,1

350,4

+41,6%


НоСЭП

[1]За 2017г в госбюджет получено 75,0 млрд. грн. подоходного налога. Если исключить из этой суммы военный сбор (15,1 млрд. грн.), налог на процентный доход с депозитов (6,0 млрд. грн.), а также 40% отчислений от НДФЛ из бюджета Киева, которые ранее – до реформы межбюджетных отношений – уплачивались в госбюджет (14,6 млрд. грн. доходы г Киев в 2017 году), то госбюджет получил дополнительный доход от расщепления НДФЛ ( 25% + увеличенный до 60% норматив для Киева) оценочно39,3 млрд. грн. Для сравнения за этот же период в местные бюджеты поступили новые доходы в меньшем объеме: акциз (13,2 млрд. грн.), налог на прибыль (6,5 млрд. грн.), плата за предоставление административных услуг (2,9 млрд. грн.), доходы от налога на недвижимость составили 2,4 млрд. грн. (или 1,1% собственных доходов местных бюджетов), доходы от рентных платежей за пользование недрами – 1,1 млрд . грн, перечисление сверхплановых доходов от таможни (согласно п 33 переходных положений БК) –12,3 млрд грн. Всего:38,4 млрд. грн.

[2]Доходы подчас составляют половину доходов общего фонда отдельных местных бюджетов

[3]https://www.auc.org.ua/novyna/amu-zvernulasya-do-premyer-ministra-shchodo-vregulyuvannya-problemy-vidsutnosti-nadhodzhen-do

[4]https://www.auc.org.ua/novyna/amu-neprypustymo-zvynuvachuvaty-misceve-samovryaduvannya-za-nedoskonalist-byudzhetnogo

[5]http://www.kmu.gov.ua/control/uk/publish/article?art_id=250170138&cat_id=244277212

[6]Из них четверть принадлежит местным бюджетам Днепропетровской области. Еще четверть общей суммы депозитов разместили Запорожская, Полтавская, Черкасская и Винницкая области.

[7]Последние доступные данные.

[8]По данным Минрегионбуда, на конец 2017 г. в Украине насчитывалось 665 ОТГ. 

[9]https://dt.ua/UKRAINE/dvi-tretini-meshkanciv-ob-yednanih-gromad-ne-vidchuli-niyakih-zmin-249372_.html