В 2017 Г. УРОВЕНЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА ПРЕВЫСИЛ 2 ТРИЛЛИОНА ГРИВЕН

По данным Минфина, на конец 2017 года общая сумма государственного и гарантированного государством долга Украины составила 2141,67 млрд. грн. (76,31 млрд. дол.).

12/02/2018
Моніторингові продукти
В 2017 Г. УРОВЕНЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА ПРЕВЫСИЛ 2 ТРИЛЛИОНА ГРИВЕН
В 2017 году госдолг значительно вырос:

В гривневом эквиваленте:  На конец декабря суммарный (государственный и гарантированный государством) долг составил 2141,67 млрд. грн. За 2017 год госдолг в гривне вырос на 11,0% или на 211,9 млрд. грн.

В долларахГосдолг в валютном эквиваленте достиг 76,31 млрд. дол. За последний год он вырос на 7,5% или на 5,33 млрд. дол.

-  Госдолг в гривне на одного человекав течение января-декабря 2017 года вырос с 45 213  грн. до 50710 грн. (+12,2%).

- Основные причины роста госдолга в 2017 году – размещение новых еврооблигаций на сумму 3 млрд. дол. (из них 1,68 млрд. дол. пошло на выкуп реструктуризированных еврооблигаций с погашением в 2019-2020 гг.); вливания в уставный фонд госбанков, получение кредитов международных финансовых организаций.

Уровень госдолга по отношению к ВВП несколько снизился с 81% до оценочно 73,6% ВВП.Ранее МВФ прогнозировал, что по итогам 2017 г. уровень долговой нагрузки на экономику вырастет до 86% ВВП (WEO, октябрь 2017 г.). Лучшая динамика по итогам года объясняется рядом факторов : (1) не выборка запланированных средств МФО (по программе EFF и связанного финансирования от МБ и ЕС) из-за невыполнения требований кредиторов  (см. ниже); (2) относительно меньшие, чем ожидалось, темпы девальвации гривны (среднегодовой курс гривны по отношению к доллару в 2017 г. снизился на 4,1% или на 1,05 грн.).

Государственный и гарантированный государством долг Украины

 

общий долг

внешний долг

внутренний долг

 

млрд. грн.

?, млрд. грн.

?,%

млрд. грн.

?,%

млрд. грн.

?,%

на 01.01.2010

316,9

 

 

211,8

 

105,1

 

на 01.01.2011

432,2

+ 115,4

+36.4%

276,7

+30.7%

155,5

+47.9%

на 01.01.2012

473,1

+ 40,9

+9.5%

299,4

+8.2%

173,7

+11.7%

на 01.01.2013

515,5

+ 42,4

+9.0%

309,0

+3.2%

206,5

+18.9%

на 01.01.2014

584,1

+ 68,6

+13.3%

300,0

-2.9%

284,1

+37.6%

на 01.01.2015

1100,6

+ 516,4

+88.4%

611,7

+103.9%

488,9

+72.1%

на 01.01.2016

1572,2

+ 471,2

+42.8%

1042,3

+70.4%

529,5

+8.3%

на 01.01.2017

1 929,8

+357,6

+22,7%

1 240,0

+18,9%

689,73

+30,2%

На 31.12.2017 (к началу года)

2 141,67

211,9

11,0%

1 375,0

10,9%

766,7

11,2%

Источник: Минфин


Динамика размерагосдолга с начала 2017 г.года объясняется разнонаправленными факторами.

На увеличение госдолга повлияли:

- Дефицит госбюджета.Правительство каждый год тратит больше, чем зарабатывает. По итогам 2017 г. дефицит госбюджета составил оценочно 1,6% ВВП.

- Уже упоминавшийся выпуск еврооблигаций.В сентябре впервые за несколько лет Украина разместила еврооблигации на 3 млрд. дол под 7,375% годовых с 15-летним сроком погашения.

- Заимствованиями у МФО. Из наиболее крупных займов следует выделить займы у МВФ на общую сумму порядка 1 млрд. дол США (367 млн. специальных прав заимствований (СПЗ), 200 млн фунтов стерлингов, 146 млн. евро и 92 млн дол. США), и второй транш от ЕС в рамках макро-финансовой помощи в объеме 600 млн. евро.

- Девальвация.31 декабря 2017 года курс гривны по отношению к доллару составлял 28,06 грн/дол США, что на 3,2% выше, чем по состоянию на 31 декабря 2016 года (27,19 грн/дол США). Соответственно, гривневый эквивалент внешнего долга только за счет девальвации гривны по отношению к доллару увеличился на 42,62 млрд. грн.

- Рекапитализация госбанков.В 2017 году правительство направило 70,7 млрд. грн[1]на увеличение уставного капитала банков, включая: докапитализацию Приватбанка (48,3 млрд. грн.), Ощадбанка (14,2 млрд грн.)[2]и Укрэксимбанка (7,7 млрд грн.)[3]. Операции были произведены путем обмена ОВГЗ эквивалентной суммы на акции дополнительной эмиссии госбанков.

Кейс: затраты на рекапитализацию госбанков (2014-2017)

Докапитализация госбанков остается основой квази-фискального дефицита (не учитывается в балансе бюджета, но при этом увеличивает государственный долг).  В 2014-2017 гг правительство выпустило ОВГЗ с целью увеличения уставного фонда госбанков на сумму 212,4 млрд грн. В том числе: докапитализацию Ощадбанка 30,8 млрд грн, Укрэксимбанка – 22 млрд грн, Приватбанка – 155,3 млрд. грн.[4]Для сравнения на всю медицину в 2014-2016 гг. по сводному бюджету государство потратило примерно столько же – 203 млрд. грн.

Суммарные фискальные затраты на преодоление банковского кризиса (2014-2017 гг.), которые пошли на увеличение госдолга, на сегодня составляют 264 млрд. грн. (?9% ВВП). Помимо затрат на рекапитализацию госбанков, это выпуск ОВГЗ правительством под векселя ФГВ для выплат вкладчикам обанкротившихся банков (в рамках гарантированных сумм). Эти ОВГЗ были выпущены в 2014-2015 гг. на сумму 51,6 млрд. грн. и монетизированы Нацбанком.   

На сдерживание роста госдолга:

- Недобор по кредитным линиям МФО. Всего за 2017 год Украина выплатила МВФ 858,7 млн. специальных прав заимствования (СПЗ) – или 1,268 млрд дол. в эквиваленте. При этом Украина получила в течение года от МВФ всего один транш на 1 млрд. дол. Ранее правительство планировало получить в 2017 году 5 и 6 транши от МВФ на общую сумму 3,5 млрд. дол. Приостановка пересмотра программы EFF привела к замораживанию выделения 3-го транша макро-финансовой помощи ЕС (600 млн. евро) и 1 млрд. дол. от ВБ.  

- Досрочное погашение еврооблигаций 2019-2020 гг.Минфин направил на выкуп долговых ценных бумаг Украины 2015 г. со сроком погашения в 2019—2020 годах 1,68 млрд. дол из привлеченных 3 млрд дол еврооблигаций. Бумаги со сроком погашения в 2019 году Украина выкупила по 106% от номинала, а бумаги со сроком погашения в 2020 году — по 106,75% от номинальной стоимости.

Основные кредиторы Украины. Тройка топ – кредиторов Украины на сегодня выглядит таким образом: 32,2% от общей суммы госдолга - кредиты МФО (основной кредитор МВФ, на долю которого приходиться 18,4% госдолга), 26,8% - держатели еврооблигаций, 16,9% - НБУ.

Динамика задолженности в 2017 г. – продолжение тенденции стремительного роста госдолга.Суммарная долговая нагрузка на экономику за последние годы стремительно выросла. В 2014 - 2017 гг. величина госдолга в гривневом эквиваленте выросла почти в 3,7 раза или на 1556,9 млрд. грн.

Текущий уровень долговой нагрузки на экономику  находится за порогом долговой устойчивости:

- Соотношение госдолга к ВВП– основной показатель, характеризующий устойчивость уровня госдолга и способность государства его обслуживать. За 2017 год уровень долга по отношению к ВВП снизился с 81,0% ВВП до 73,6%. Тем не менее, этот уровень значительно превышает порог безопасности в 60% ВВП для развитых стран и почти в 2 раза выше потолка для развивающихся стран в 40% ВВП. Более того в 2018 г. он обещает снова увеличиться. Так, согласно Закону о госбюджете на 2018 год и правительственному макропрогнозу, на конец 2018 г. госдолг вырастет до 82,4% ВВП[5].

- Расходы на обслуживание госдолга – превышают критический показатель. В 2018 г. расходы на обслуживание госдолга планируются на уровне 13,1% госбюджета (столько же как и по факту в 2017 г.). Это выше, чем критическая нагрузка (для Украины не более 10% расходов бюджета). План расходов на погашение госдолга в 1,6 раза превышает плановый дефицит госбюджета в 2018 г.

- Валютная структура госдолгасигнализирует о значительных долговых рисках. На 31 декабря 2017 г валютная часть госдолга составляла 69,95% (для сравнения в 2013 г. - 59,8%). Показатель больше 60% для развивающихся стран должен вызывать опасения, так как делает размер госдолга уязвимым перед валютными шоками.

Несмотря на две реструктуризации осенью 2017 г. ,  в ближайшее годы вопрос долговой нагрузки будет оставаться острым.

Осенью правительство провело две операции по управлению госдолгом: выпуск новых более длинных еврооблигаций и ре-профайлинг (обмена ОВГЗ, находящихся в портфеле Нацбанка, на новые ОВГЗ с более длительным сроком обращения). Таким образом правительству удалось несколько сгладить пики выплат по долгам, приходившиеся на 2018 -2020 гг. (см. кейс ниже),но не сняли с повестки дня проблему растущей долговой нагрузки и не устранили связанные риски:

Кейс: сглаживание пиков выплат в 2018-2020 гг. в результате операций с госдолгом

Репрофайлинг

9 октября НБУ и Минфин завершили оформление сделки (репрофайлинг) по обмену ОВГЗ, находящихся в собственности Нацбанка, на новые ОВГЗ с более длительным сроком обращения.

Из общего объема портфеля ОВГЗ в собственности НБУ (360,6 млрд. грн.) под репрофайлинг попали облигации в сумме  219, 6 млрд. грн.:

-  145,2 млрд. грн конвертированы в долгосрочные гривневые ОВГЗ с погашением  в 2036-2047 гг. и привязкой доходности к уровню инфляции,

-  74,4 млрд. грн. – обменяны в долгосрочные гривневые ОВГЗ с погашением  в 2025-2035 гг. с фиксированными процентными ставками ( 11,3% в мае 2015 г., снижаясь до 8,1% в ноябре 2035 г.).

Исходя из расчетов правительства, в 2017 г. репрофайлинг позволит «сэкономить» порядка 10 млрд грн на обслуживании и 15 млрд грн. на погашении, в 2018 г. – 9,2 млрд. и 44 млрд. грн., в 2019-м — 2,5 млрд и 65,5 млрд грн, в 2020-м — 5,5 млрд и 36,2 млрд грн, соответственно.

Еврооблигации

Выкуп еврооблигаций с погашением в 2019-2020 гг. и выпуск вместо них бумаг с более длительным сроком обращения позволит в свою очередь сэкономить порядка 1,3 млрд. дол. на их обслуживании и погашении в 2019-2020 гг., соответственно перенеся и увеличив выплаты на период после 2020 г. 

- Ближайшие три года являются пиковыми по выплатам по госдолгу в целом и по госдолгу, деноминированному в валюте в частности, что будет создавать нагрузку на бюджет и платежный баланс:

-  По оценкам Минфина, платежи по погашению и обслуживанию госдолга составят 305 млрд. грн. в 2018 г., 290 млрд. грн. – в 2019 г., 259 млрд. грн. – в 2020 г (см. график ниже). Этоплановыерасчеты по состоянию на конец прошлого года, которые не учитывают новых заимствований и возможных операций с госдолгом в ближайшие три года. Фактические платежи, по крайней мере, в 2019-2020 гг., будут больше.

-  В текущем году, по сравнению с 2017 г., суммарные выплаты по госдолгу,деноминированному в валюте (вкл. валютные ОВГЗ и выплаты по валютным долгам госкомпаний/банков), вырастут с 5 до 9 млрд. дол. (см. график ниже и календарь основных платежей в приложении). По данным НБУ,в ближайшие 3 года выплатыпо госдолгу в валюте составят более 27 млрд. дол, что почти в полтора раза превышает текущий уровень ЗВР. Даже если из этой суммы вычесть валютные ОВГЗ (?4,2 млрд. дол.), которые власти, скорее всего, относительно легко рефинансируют на внутреннем рынке, остается внушительная сумма, которая будет давить на платежный баланс и обменный курс. По оценкам НБУ, именно пиковые выплаты по внешнему госдолгу станут основным фактором  формирования отрицательного сальдо платежного баланса в 2019-2020 гг. и снижения ЗВР до критических 3 месяцев импорта[6].    

- Стоимость обслуживания госдолга может вырасти даже больше

Внешний госдолг. Годовая доходность новых украинских еврооблигаций 2017 высока - 7,375%, что отражает высокие страновые риски. Она сравнима с доходностью при размещении гособлигаций другими странами с низким кредитным рейтингом, выпущенные в 2017 г. (Таджикистан – 7,125%, Гондурас – 6,25%). Кроме того, эта ставка – результат ожиданий транша МВФ. Еще раз сыграть на "ожиданиях транша", как это было осенью у Минфина уже не получится. Без этого ставка будет превышать 8%, что является плохим сигналом. В тоже время, те же самые деньги и на более длительный срок можно брать у МФО под 3% (напр., кредиты ВБ можно брать под 2,25-2,75% на 35 лет), однако правительство не выбирает возможные объемы кредитов низкопроцентных МФО (по отдельным проектам выборка составляет менее 5%).

Важно (!): нагрузку по внешнему госдолгу могут добавить "судебные" разбирательства – 1-2 млрд. дол. по итогам стокгольмского арбитража с Газпромом, 3 млрд дол - по "долгу Януковича» (учитывается в госдолге, но не обслуживается), 0,3 - 0,5 млрд дол - по евробондам ПриватБанка и еще 1,1 млрд дол - по оспариваемым конфискованным средствам экс-президента Януковича и его окружения.

Внутренний госдолг. В результате репрофайлинга стоимость обслуживания внутреннего долга может увеличиться. Ставка процентного дохода части ОВГЗ, которая выпущена в результате репрофайлинга, привязана к инфляции. Стоимость обслуживания будет определяться по формуле: годовая инфляция +2,2%, которая фиксируется не более чем за два месяца до даты выплаты процентного дохода. В Украине уже 4-й год подряд сохраняется высокая двузначная инфляция (цены за 2014-2017 гг. вырастут на более чем 130%). Инфляция более 10% будет и в 2018 г. За 26 лет независимости (1992-2017) двузначная инфляция наблюдалась в 19 периодах из 26. В таких условиях привязка ОВГЗ к инфляции несет риски увеличения расходов на обслуживании внутреннего госдолга.

Если не брать во внимание выпуск ОВГЗ для пополнения уставного фонда госбанков, то доходность облигаций деноминированных в гривне в 2017 году превышала 15%, а вначале 2018 года Минфин выпустил 8 млрд. грн ОВГЗ с доходностью в 16,11%.

Важно (!): Проблема выплат по деривативам (VRI) c 2021 г.– не за горами, особенно если Украина ставит перед собой цели ускорения роста более 4% в год, что не является чем-то недостижимым. Однако во власти этот вопрос даже не поднимается.

- Украина, как и ранее, остается зависимой от главного кредитора МВФ:Без поддержки МВФ, Украина не сможет справиться с грядущими обязательствами по погашению внешних долгов. Последнее несет угрозы курсовой и фискальной устойчивости страны.

НоСЭП

[1]https://bank.gov.ua/control/uk/publish/article?art_id=27843415&cat_id=44578#1 Грошово-кредитна статистика НБУ, Інформація щодо розміщення ОВДП у 2017 році

[2]https://ua.korrespondent.net/business/financial/3922828-oschadbank-dokapitalizuuit-na-57-mlrd-hryven

[3]постанова № 89 от , 122-123 від 6 березня 2017

[4]http://finbalance.com.ua/news/Bezdonni-bochki-Kabmin-vitratit-shche-10-mlrd-hrn-na-Oshchadbank-ta-Ukreksimbank

[5]Согласно Закону о госбюджете, граничный объем госдолга на конец 2018 г. составляет 2 747 млрд. грн., официальный прогноз ВВП на 2018 год – 3 332,3 млрд. грн.

[6]https://bank.gov.ua/doccatalog/document?id=63442010