ДОХОДЫ ГОСБЮДЖЕТА В ЯНВАРЕ 2018 ГОДА «ПРОСЕЛИ»

15/03/2018
Моніторингові продукти
ДОХОДЫ ГОСБЮДЖЕТА В ЯНВАРЕ 2018 ГОДА «ПРОСЕЛИ»

Доходы

По оперативным данным государственной казначейской службы, за январь 2018 года в государственный бюджет поступило 55,2 млрд. грн.,что на 4,3 млрд. грн. (-7,2%) меньше чем в январе2017 года.При этом план доходов общего фонда госбюджета по итогам месяца перевыполнен на 1,1% или на 0,5 млрд. грн.

На снижение показателей выполнения доходов бюджетапо сравнению с предыдущим годомповлияли:

Большие объемы возмещения НДС.В январе 2017 года ГФС блокировала возмещение НДС и свела его практически до нуля.  В то же время, в январе 2018 года из бюджета возмещено 12 млрд. грн. НДС. Впрочем, задолженность по НДС с начала года сократилась ненамного. В то время как на 1 января она составляла 15,3 млрд. грн., то на 1 февраля 2018 года – 14,9 млрд. грн.

Отсутствие авансовых платежей за пользование недрами со стороны Укргаздобычи.В январе 2017 г. Укргаздобыча внесла авансовую плату за пользование недрами в размере 4.8 млрд. грн. В январе 2018 г. таких платежей не было. Как результат, суммарные поступления от рентной платы упали с 5,26 млрд. грн. в январе 2017 г. до 1,38 млрд. грн. в январе 2018 г.  

По остальным основным источникам доходов наблюдалась положительная динамика, однако такой рост не является прямым результатом активизации экономической деятельности либо улучшения налогового администрирования. Факторы роста доходов в январе 2018 г. связаны с ростом импорта, административным повышением минимальной зарплаты, увеличением переплат по налогу на прибыль:

(I) Рост импорта и нестабильность курса обмена валют.Наибольшими темпами увеличивались доходы от налогов уплачиваемых на импортные товары:

- НДС с импортных товаров в январе 2018 года вырос на 44,1% г/г до 6,7 млрд. грн.;

- Импортная пошлина выросла по сравнению с прошлым годом на 42,9% до 0,6 млрд. грн.;

- Акцизный налог с импортных товаров увеличился на 41,3% до 0,9 млрд. грн.

Во-первых, подобное увеличение это отражение ситуации с обменным курсом валют. В среднем курс доллара в январе 2018 года составлял 28,43 грн. /дол, в то время как год назад -  27,15 грн./дол. Во-вторых, продолжался рост импорта. Согласно данным таможенной статистики импорт в январе 2018 года был на 31% выше, чем год назад.[1]Продолжал дорожать энергетический импорт,[2]на 44% вырос импорт химической промышленности, почти на треть - продукции машиностроения.

(II) Административное увеличение минимальной зарплаты.Высокими темпами выросли и доходы от подоходного налога +28,7% г/г. В результате в январе 2018  года госбюджет получил 5,9 млрд. грн. соответствующих доходов. Следует отметить, что дата уплаты подходного налога за декабрь 2017 года приходятся на январь 2018. Поскольку темпы роста минимальной зарплаты в 2018 году меньше, чем в 2017 году, то уже в ближайший месяц ожидается снижение темпов роста доходов от подоходного налога.

(III) Перенаправление доходов местных бюджетов в государственный бюджет.Правительство опять снизило часть экологического налога, которое передается в местный бюджет. В результате государственный бюджет в январе 2018 года получил 2 млрд. грн. экологического налога, который в прошлом году был засчитан в местные бюджеты.

(IV) Увеличение переплат по налогу на прибыль.В январе 2018 года госбюджет получил доходов от налога на прибыль в объеме 1,5 млрд. грн., что в 3,5 раза больше чем в прошлом году. Подобное увеличение произошло несмотря на отсутствие граничных сроков уплаты налога на прибыль в январе и объясняется ростом авансовых платежей по этому налогу на 1,5 млрд. грн.

Расходы

Больше всего расходы выросли в силовом секторе. В январе 2018 года расходы госбюджета составили 46,9 млрд. грн., что на 4,0 млрд. грн. (+9,3%) больше, чем в 2016 г. Из этого прироста расходов в 4 млрд. грн., в абсолютном выражении больше денег было направлено на финансирование общественного порядка (41% из 4,0 млрд. грн.), обороны (11,7%), общегосударственных функций (16,4%). На финансирование здравоохранения, образования, социального обеспечения было выделено дополнительно 1,9%, 6,4% и 1,6 % из выше обозначенных 4 млрд. грн.

План расходов в январе 2018 года традиционно не выполняется. План расходов общего фонда на январь 2018 года был недовыполнен на 15,4% или на 8,2 млрд. грн. Наименьшими темпами выполнения плана расходов «отличились» такие сферы как здравоохранение (-54%), социальное обеспечение (-53%), культура (-41%), экономика (-32%), образование (-23%), оборона (-23%).

Одна из основных причин – медлительность правительства в оформлении формальностей необходимых для осуществления расходов. Так, например, на середину февраля 2018 года было утверждено лишь 46,2% паспортов бюджетных программ.[3]

Дефицит/профицит

На конец января профицит госбюджета составил7,87 млрд. грн. При этом профицит общего фонда госбюджета составил 4,085 млрд. грн. вместо запланированного дефицита в 4,668 млрд. грн. Следует обратить внимание, что подобные показатели –результат недовыполнения расходов.

Риски выполнения бюджета в 2018 г.

Риски выполнения бюджета 2018

Компенсаторы

Невыполнение плана по приватизации. Из года в год план приватизации срывается, а соответственно и не выполняется план финансирования дефицита. В 2017 г. от приватизации получено 3,4 млрд. грн., при плане – 17 млрд. грн. На 2018 год доходы от приватизации запланированы на уровне 21,3 млрд. грн.

Наполнению бюджета будут способствовать ускорение инфляции и девальвация национальной валюты

Перерасчет пенсий военным пенсионерам.По расчетам Минсоцполитики на это необходимо 35 млрд. грн.Частично перерасчет будет профинансирован за счет дополнительных доходов ПФ от повышения минимальной зарплаты, однако всей суммы не будет – понадобиться трансферт из госбюджета.  

 

Увеличение минимальной зарплаты до 4100 грн.Ввиду начала предвыборной гонки правительство после 1-го квартала  предложит пересмотреть бюджет 2018 с целью увеличения минимальной зарплаты, что в свою очередь увеличит не сколько доходы от подоходного налога, сколько расходы бюджета.

 

Недополучение поступлений  поприбыли/ дивидендам госпредприятий, прежде всего от Нефтегаза (сумма возможных недопоступлений оценивается в 20 млрд. грн.), хотя в свете выигранного арбитража с Газпромом этот риск может быть нивелирован.

 

Неполучение траншей МВФ и макро-финансовой помощи ЕС.Из-за стагнации реформ и начавшейся предвыборной гонки у Украины есть серьезные риски потерять транши МВФ. В то же время на 2018 год приходится пик выплат по долговым обязательствам.

 

Приложение 1

Основные показатели выполнения госбюджета за январь 2017-2018 гг., млрд. грн.

 

Доходы

Расходы

 

2017

2018 

 2018/  2017 

 

2017

2018

 2018/  2017 

факт

факт

факт

факт

Подоходный налог

4,56

5,86

+28,67%

Оборона +правопорядок

6,8

8,87

+30,9%

Налог на прибыль

0,43

1,53

+251,18%

Здравоохранение

0,36

0,37

+2,8%

НДС возмещение

-0,03

-12,01

 

Образование

2,23

2,55

+14,1%

НДС импорт

15,29

22,03

+44,09%

Соцобеспечение

0,39

0,45

+16,6%

Акциз

6,83

8,22

+20,20%

Обслуживание долга

5,68

5,80

+2,0%

Рентная плата (недра)

5,26

1,38

-73,75%

Трансферты МБ

24,35

24,64

+1,2%

Всего

59,45

55,19

-7,17%

Всего

42,89

46,88

+9,3%



[1]http://sfs.gov.ua/mytna_statystyka/express-dovidky/305638.html

[2]Так в январе 2018 года стоимость импортного газа в национальной валюте составила 7784 грн/тыс м3, что на 29% больше чем в январе 2017 года.

[3]https://www.minfin.gov.ua/news/view/informatsiia-shchodo-stanu-podannia-pasportiv-biudzhetnykh-prohram-na--rik-na-?category=bjudzhet&subcategory=pasporty-biudzhetnykh-prohram