ФИНАНСИРОВАНИЕ СФЕРЫ НИОКР В УКРАИНЕ В 4 РАЗА НИЖЕ, ЧЕМ ПО СТРАНАМ ЕС

Сфера научных исследований и разработок является важнейшей составляющей для обеспечения устойчивого развития страны и залогом перехода на новые технологические уклады.

18/05/2018
Моніторингові продукти
ФИНАНСИРОВАНИЕ СФЕРЫ НИОКР В УКРАИНЕ В 4 РАЗА НИЖЕ, ЧЕМ ПО СТРАНАМ ЕС

Тем не менее, состояние украинской науки планомерно ухудшается с середины 90-хх, что проявляется и в систематически снижающемся финансировании, и в сворачивании научных программ, и в равнодушии к обеспечению престижности научной деятельности, развитию, воспитанию и сохранению научных кадров, и многих других моментах. Необходимо констатировать, что за последние годы эти негативные тенденции только усилились.

1. Сокращается доля финансирования НИОКР в ВВП Украины.

- По данным Госслужбы статистики, финансирование НИОКР из всех источников в 2017 г. составило 13,4 млрд. грн. или 0,45% ВВП.

- Объем финансирования науки как доля в ВВП имеет устойчивую долгосрочную  тенденцию к снижению: за последние два десятилетия  этот показатель уменьшился с почти 1,5% в середине 90-хх  до менее 0,5% ВВП сегодня. Вместе с тем, вызывает опасение, чтоза последние годы тенденция к сокращению финансирования сферы НИОКР существенно ускорилась. Если в 2010-2013 гг. относительный объем финансирования НИОКР практически не изменился, немного снизившись за этот период с 0,75% до 0,70% ВВП; то за 2014-2017 гг. – финансирование ужалось более чем на треть: 0,6% ВВП в 2014 году, 0,55% - 2015 году, 0,48% - 2016 году, 0,45% - 2017 году (данные приведены в сопоставимых показателях по видам работ, а начиная с 2014 г. – без Крыма и ОРДЛО).

Финансирование НИОКР из бюджета в процентном соотношении к ВВП демонстрирует еще более ниспадающую траекторию. За последние 4 года этот показатель ужался вдвое с 0,32% в 2013 г. до 0,16% в 2017 г., что свидетельствует уже даже не об остаточном принципе финансирования науки в Украине, а о полной деградации системы государственной поддержки научных, фундаментальных и прикладных исследований и разработок.    

- Низкие спадающие показатели финансирования НИОКР обрекают Украину на углубление разрыва в экономическом развитии со странами региона Центральная и Восточная Европа, консервируя технологическую отсталость и низкую производительность труда. Для сравнения, по данным ОЭСР, в 2016 г. финансирование НИОКР из всех источников по странам ЕС-28 составляло 1,94% ВВП, в т.ч. в Чехии – 1,68%, Эстонии – 1,28%, Венгрии – 1,21%, Польше – 1%, Словакии – 0,79%.

2. Падают в реальном выражении объемы бюджетной поддержки науки.

- При инфляции в +138,9% за 2014 – 4 месяца 2018 года:

o    объемы финансирования исследований, научных и научно-технических разработок подготовки научных кадров, развитии научной инфраструктуры и объектов, имеющих статус «национального достояния», по линии Министерства науки и образования выросло всего на 57%;

o    финансирование научных исследований, проводимых Киевским национальным университетом им. Шевченко (имеющим отдельную строку в бюджете) – увеличилось на 55%;

o    объемы средств на фундаментальные и прикладные исследования в системе Национальной академии наук Украины – выросли лишь на 17%, в системе Национальной академии медицинских наук – на 44%, в системе Национальной академии аграрных наук – на 81%. 

- Таким образом, темпы увеличения финансирования научной деятельности по сравнению 2013 годом в 1,7-8 раза отставали от темпов инфляции.

- На самом деле ситуация обстоит еще хуже – кроме инфляции, на реальные объемы финансирования и возможности отечественной науки повлияла и более чем трехкратная девальвация. Практически 95% оборудования для проведения научных исследований – импортное, отечественное приборостроение давно умерло и не в состоянии обеспечивать ученых даже элементарными измерительными и лабораторными приборами украинского производства. 

3. Украина стремительно теряет кадры, способные заниматься научной деятельностью, продолжают закрываться научные учреждения.

- За 2014-2017 годы количество людей, занимающихся научной деятельностью, сократилось на 39,3% (со 155,4 до 94,3 тыс. человек - всего за 4 последних года!), в том числе докторов наук – на 37,8% (с 11,2 до 6,9 тыс. человек), кандидатов наук – на 53,3% (с 41,2 до 19,2 тыс. человек). При практически неизменном количестве вспомогательного персонала (2013 год – 25,4 тыс. чел.; 2017 год – 25,7 тыс. чел.) почти вдвое сократилось количество исследователей (со 115,8 до 59,4 тыс. человек)! Для сравнения – в 1991 году научной деятельностью в Украине занималось 295 тысяч человек.

- Только за 2015-2017 гг. численность работников Национальной академии наук Украины сократилась на 22% (-7 753 человек) и сегодня составляет менее 30 тыс. человек.

Количество исполнителей научных исследований и разработок на 1000 человек занятого населения в Украине уменьшилось с 9,5 человек в 2010 году до 6,0 в 2016 году, тогда как в странах ЕС этот показатель составлял 19,7 человек.

- Теряя старые и выбывающие кадры, государство не уделяет должного внимания подготовке на замену им новых, притом сразу на всех уровнях – от самого низового (поиска юных талантов и развития их способностей) до подготовки научных и научно-педагогических кадров высшего звена. Реальные объемы финансирования системы Малой академии наук Украины и учреждений внешкольного образования в 2018 году сократились по сравнению с 2013 годом на 82,9%, повышения квалификации кадров по приоритетным направлениям науки и подготовки к государственной аттестации в системе Национальной академии наук Украины – почти на 70%.

- Если в 1991-2005 годы количество учреждений и организаций, ведущих научную деятельность, выросло на 12,4% и достигло 1510 единиц, то в последующие 10 лет – сократилось до 978, а, начиная с 2016 года, государство вообще перестало интересоваться этим вопросом – и Госстат прекратил сбор соответствующих данных!

4. Украинские ученые получают крайне низкие по сравнению со своими зарубежными коллегами зарплаты, которые еще и выплачиваются не вовремя и в неполном размере.

- Уровень зарплат в сфере профессиональной, научной и технической деятельности согласно официальной статистике – несколько выше, чем в целом по экономике. В 2017 году  она составляла 10 039 грн. (378 $), в том числе по персоналу, занимающемуся научными исследованиями и разработками – 8 212 грн. (309 $). Но это – ничто по сравнению с уровнем зарплат их зарубежных коллег. Для сравнения доктор наук в Чехии  получает 1 800$, в Польше – 2 800$ в Китае – 3 100$.

- За 4 года (2013/2017гг) номинально зарплаты в сфере профессиональной, научной и технической деятельности, в том числе по персоналу, занимающемуся научными исследованиями и разработками, выросли более чем в 2 раза (2,25 и 2,04 раза соответственно). В то же время в реальном выражении они снизились на 2% и 11% (в целом по экономике -5%), а в долларовом эквиваленте  на  32,4% и 38,7% (в целом по экономике -34,6%).

Вид деятельности

Номинальная зарплата за январь-декабрь

2013/2017 гг. (грн.)

Падение в реальном  выражении 2013/2017 гг. (грн.)

Падение в реальном  выражении 2013/2017 гг. (%)

Зарплата в долларовом эквиваленте

2013/2017 гг. дол. США

Падение в долларовом эквиваленте  2013/2017 гг. (%)

% от средней з.п. по экономике 2013/2017 гг.

В целом по экономике

3265/7104

-364

-5

409/267

-34,6

100

Профессиональная, научная и техническая деятельность

4465/10039

-174

-2

559/378

-32,4

137/141

в том числе научные исследования и разработки

4024/8212

-992

-11

504/309

-38,7

123/116

- В 2018 году ситуация кардинально не улучшилась. В январе-марте т.г. средняя зарплата в сфере профессиональной, научной и технической деятельности, в том числе у персонала, занимающегося научными исследованиями и разработками, составила соответственно 10 727 грн. и  8 898 грн., что эквивалентно 393 $ и 326 $ соответственно.

- В то же время задолженность по зарплате в сфере профессиональной, научной и технической деятельности на 1 апреля 2018 года достигла 115,8 млн. грн., увеличившись всего за один квартал на 8%, а по экономически активным учреждениям и организациям – 12,2%.

В головной научной организации страны – Национальной академии наук – ситуация хуже, чем по сфере науки в целом.По заявлению профсоюза работников НАН (28.04.2018), в академии обычным явлениями стали: вынужденные отпуска без сохранения зарплаты, работа на 0,5 ставки и другие виды «экономии». В январе-марте 2018 г. в режиме неполной занятости работали 117 из 178 научных учреждений НАН Украины (66,5%). В 2017 году средняя заработная плата в НАН Украины составляла 6 159 грн., что ниже средней в сфере профессиональной, научной и технической деятельности (10 039 грн.), в промышленности  (7 631 грн.) и по экономике в целом (7 104 грн.).

5. Снижается престижность занятия научной деятельностью.

Нивелирован такой стимулирующий механизм как стипендии для молодых ученых. В 2008 году были учреждены стипендии ВР в размере 2 тыс. грн., иэтот размер остается неизменным уже десять лет. Если в 2008 году  такая стипендия составляла в долларовом эквиваленте 380 $, то в 2018 г – это 73 $, т.е. в 5 раз меньше. Но даже этот мизер не выплачивается вовремя. В 2017 г. ВР приняла решение о выплатах 19 декабря, т.е. в течение года отмеченные 30 стипендиатов материальной поддержки не получали. В том же 2017 году ВР приняла решение о необходимости увеличения вдвое своих стипендий для молодых ученых, но по состоянию на середину мая 2018 г оно не реализовано, и в текущем году пока не определено ни одного стипендиата.

Пенсионная реформа 2017 года отменила возможность оформления т.н. «научной пенсии»,которая составляла 60% от зарплаты научного работника при наличии научного стажа 20 для мужчин и 15 для женщин ( обычная «трудовая пенсия» - 30-40% от зарплаты). Для научных работников при сравнительно невысоком уровне оплаты труда спецпенсия служила определенным стимулом заниматься научной деятельностью. Тех, кто ранее вышел на научную пенсию, исключили из процесса «осовременивания», чтобы как можно скорее выдавить их на  общую систему.

6. Нынешние власти признают нарастание кризисных явлений в сфере украинской науке, однако в практической плоскости для их решения делается крайне мало. В июле 2017 года Верховная Рада утвердила Рекомендации парламентских слушаний на тему «О состоянии и проблемах финансирования образования и науки в Украине», которыми правительству были поставлены ряд заданий для преодоления кризиса в отечественной науке.Большая часть из них и спустя год остается нерешенными.

o    Законами Украины про государственный бюджет ни в 2017 году, ни в 2018 году не утвержден процент ВВП, который должен направляться на научную и научно-техническую деятельность, что противоречит соответствующему профильному Закону.ОБ в ходе бюджетного процесса предлагал установить такие затраты в 2018 году в размере 1% от ВВП, но это предложение было отклонено. Также проигнорирована рекомендация парламентских слушаний обеспечить в 2017 году финансирования научно-технической сферы в объеме хотя бы 0,5% ВВП (12,924 млрд. грн.).

o    Вопреки Рекомендациям, определение потребностей в финансировании научных учреждений, прежде всего академических, по-прежнему производится по остаточному принципу и не покрывает даже затраты на заработную плату и оплату коммунальных услуг, не говоря уже о необходимости развития материально-технической базы, финансирования проведения перспективных исследований на высокотехнологических направлениях.

o    Так и не предложено никаких финансовых, налоговых, кредитных стимулов для расширения научных исследований и инновационной деятельности, привлечения средств частных предприятий на проведение научных исследований и разработок. Несколько этапов повышений ставки рефинансирования НБУ привели к тому, что и так достаточно дорогое кредитование науки стало еще дороже и недоступнее, чем несколькими годами ранее.

o    Правительством проигнорирована поставленная парламентом задача разработать в 2017 году Стратегию развития (образования и) науки на 10-15 лет и необходимые законодательные акты для ее реализации.

o    Еще в 2014 году в рамках экономии бюджетных средств была остановлена реализация более полусотни государственных целевых программ, большая часть которых имела в своем составе научную компоненту. В октябре 2016 года установлен мораторий на разработку новых государственных целевых программ и внесение изменений в действующие, прекращено финансирование за счет средств бюджета затрат на проведение научных симпозиумов, конгрессов, конференций, ограничения возможностей для командирования сотрудников и т.д. Все это сужает возможности для полноценной организации ведения научной деятельности, налаживания сотрудничества с зарубежными коллегами и т.д. Парламент порекомендовал правительству проанализировать состояния реализации и возможности разморозки части актуальных на данный момент программ, снятия ограничений, сдерживающих научную деятельность, но за 10 месяцев в этом направлении не сделано


НОСЭП