ТРАНСПОРТНЫЙ СЕКТОР В ЯНВАРЕ-АПРЕЛЕ 2018 ГОДА – ПРОШЛОГОДНИЙ РОСТ СМЕНИЛСЯ ПАДЕНИЕМ

По данным Госстата, за первые четыре месяца 2018 г. грузооборот уменьшился на 2,8%, объемы перевозки грузов – на 2,6%, количество перевезенных пассажиров – на 1,9%.

05/06/2018
Моніторингові продукти
ТРАНСПОРТНЫЙ СЕКТОР В ЯНВАРЕ-АПРЕЛЕ 2018 ГОДА – ПРОШЛОГОДНИЙ РОСТ СМЕНИЛСЯ ПАДЕНИЕМ

В предыдущие два года транспортный сектор наряду со строительным показывал стабильный роста и был одним из драйверов восстановления экономики. Рост грузооборота и объема перевезенных грузов в 2016-2017 годах на 8,3% и 5,7% соответственно при сохранении таких тенденция позволял предполагать, что еще внынешнем десятилетииудастся ликвидировать последствия «транспортной катастрофы» 2014-2015 годов, когда грузооборот и грузоперевозки сократились соответственно на 16,2% и 19,6%...

Однако этого не произошло. В 2017 году рост сменился устойчивым падением по 3 из 4 ключевых индикаторов, а рост пассажирооборота на 3,4% «вытянут» в основном за счет авиационного его сегмента (+18,2%).

В сфере грузовых перевозокпозитивные результаты продемонстрировали только авиационный и автомобильный сегмент, показавшие рост грузооборота на 23,9% и 9,7%, а также увеличение объема перевозки грузов на 16,6% и 2,4% соответственно.

Особо радоваться этим результатам не стоит.

- Доля авиациив грузовых перевозках составляет всего 0,08% по грузообороту и 0,01% по объемам перевозки грузов, поэтому всего на один-два рейса больше могут дать впечатляющие цифры роста по сравнению с прошлогодними. При нынешних объемах перевозки грузов авиатранспортом по итогу года эта подотрасль выйдет хотя бы на 100 тысяч тонн, в то время как в восьмидесятые годы минувшего столетия ежегодно перевозили 214-285 тысяч тонн.

- Автомобильный сегмент воспользовался удачной для себя конъюнктурой, когда цены на бензин оставались более-менее стабильными, а прошлогоднее повышение цен на железнодорожные перевозки переориентировало часть заказчиков, кому это позволяли технические условия, на перевозку грузов автотранспортом. В то же время, текущая ситуация на рынке нефти понемногу ликвидирует «конкурентное преимущество» автомобилистов. Нефть три месяца устойчиво держалась на отметках выше 70 долларов за баррель, а 17 мая – перешагнула очередную психологическую отметку в 80 долларов, чего не наблюдалось с ноября 2014 года. В недавнем отчете Bank of America Merrill Lynch его аналитики допустили повышение котировок до 100 долларов за баррель к первой половине 2019 года. С учетом того, что на конец 2017 года Правительство предполагает, что нацвалюта ослабнет до уровня 30 грн за доллар США, нас ждет неминуемое заметное подорожание бензина, и как следствие – повышение цен и сокращение объемов автомобильных перевозок.

Остальные сегменты грузовых перевозок в январе-апреле 2018 года показали падение.

- Вжелезнодорожномсегменте грузооборот сократился на 1,7%, объемы перевозки грузов – на 4,1%. На внутреннем сообщении и на экспорт отправлено на 86,6 млн. тонн грузов меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Перевозки каменного угля снизились на 15,6% (одно из следствий проводимой с весны прошлого года полной блокады неподконтрольных районов Донбасса), зерна и продуктов перемола – на 13,6% (результат прошлогоднего сокращения сбора урожая зерновых), нефти и нефтепродуктов – на 13,4%, цемента – на 10,7%, строительных материалов – на 1,6%, кокса – на 0,6%.

-  Втрубопроводном сегменте грузооборот сократился на 8,2%, объемы транспортировки грузов – на 4,4%. Перекачка и транзит нефти сократились на 6,1% и 9,3%, природного газа – на 5,0% и 9,3% соответственно. И магистральная нефте-, и газотранспортная система досталась Украине в наследство от СССР, они остро нуждаются в модернизации, но при таких тенденциях к сокращению прокачки на первый план с каждый годом все острее будет выходить вопрос хотя бы поддержания функциональной готовности к работе… К тому же нужно понимать, что через год подойдет к концу срок действия 10-литенего «газового договора» с РФ. Россия все активнее продвигает проекты газопроводов в обход Украины, которые пусть и не исключат нашу страну полностью из тематики газового транзита в Европу, но могут существенно сократить объемы прокачки, что крайне негативно повлияет на «экономику» магистральных газопроводов Украины. Час «Ч» неумолимо приближается, но, похоже, в правительстве это никого особо не волнует, и сегодня практически незаметно серьезной работы в направлении решения вопроса – какой судьба ждет ГТС Украины после 2019-2020 годов, и что делать для того, чтобы она не осталась в конечном итоге пустой…

- Самые печальные результаты продемонстрировалводныйтранспорт. Грузооборот по сравнению с январем-апрелем 2017 года сократился на 30,2%, объемы перевозки грузов – на 18,5%. Его удельный вес в грузоперевозках остается предельно низким, и с каждым годом продолжает падать. Сейчас это всего 0,85% от общего грузооборота , в то время как на реках Европы аналогичный показатель достигает 15%. Украина просто игнорирует самый дешевый и экологически чистый подвид транспорта, и если бы не усилия и энтузиазм «Нибулона», организовывающего строительство и обслуживание частной прибрежной инфраструктуры, спуск на воду судов, организацию дноуглубительных работ и расчистки русел рек – о водном транспорте Украины можно было бы уже сейчас говорить в прошлом времени. Ныне по водным артериям Украины перевозится в 22 раза меньше грузов, чем в 1990 году…

В пассажирском сегментеобращает на себя внимание сокращение количества перевезенных пассажиров на 1,9%.

Еще более пессимистичная картина – в сфере пассажирскихжелезнодорожныхперевозок: «минус» 6,8% по сравнению с январем-апрелем 2017 года. Одна из основных причин - ползучее подорожание поездок на поездах, которое по данным Госстата, составило +7,0% с начала года, при сохранении низкого качества обслуживания пассажиров. При этом в 2018 году «Укрзализныця» запланировала двухэтапное повышение цен на билеты – с 30 мая и с 1 октября, по 12% на каждом этапе.

На 4,7% упали перевозки пассажиров иавтомобильнымтранспортом. Результат неудивителен: здесь государство не имеет полномочий по регулированию тарифов, а они за первые 4 месяца 2018 г. (против аналогичного периода 2017 г.) выросли на 20,8%! Вышеупомянутое предстоящее повышение цен на бензин неминуемо заставит автоперевозчиков и дальше раскручивать ценовой маховик, в результате чего все больше украинцев станут отказываться от пользования этим видом транспорта, а предприятия – все быстрее приближаться к банкротству.

Единственное светлое пятно – пассажирскиеавиаперевозки, выросшие на 18,2% по обороту, и на 15,4% - по количеству перевезенных пассажиров. По итогам первых четырех месяцев авиатранспортом воспользовались 3 млн. человек. Но и этот результат воспринимается грустно. Из трех десятков аэропортов, половина из которых имеют статус международного, активно эксплуатируется всего шесть-семь. По итогам прошлого сезона, рекордного для «Борисполя», главная воздушная гавань страны заняла лишь 49 место по объему перевезенных пассажиров в Европе, заметно отстав от аэропортов Бухареста, Будапешта, Праги, Варшавы.

Рост авиаперевозок на фоне падения железнодорожных и автомобильных дает право констатировать формально не имеющий к работе отрасли, но объективный факт – растет уровень бедности, социальное расслоение общества углубляется. Небольшая прослойка украинцев могут позволить себе все чаще и больше летать, в то время как подавляющему большинству населения все меньше по карману билеты на обычный плацкарт или автобус…

В 2018 году, после двух лет восстановления, транспортная отрасль снова ушла в минус, став по итогам 4-х месяцев работы одним из главных тормозов развития экономики. Зафиксированные в ней тенденции не дают нам шанса в нынешнем десятилетии компенсировать падение 2014-2015 годов и выйти хотя бы на уровень докризисного 2013 года.

НоСЭП