ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСБЮДЖЕТА В ЯНВАРЕ - АПРЕЛЕ 2018 Г: ДОХОДЫ ПРОДОЛЖАЮТ ОТСТАВАТЬ ОТ ПЛАНА

18/06/2018
Моніторингові продукти
ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСБЮДЖЕТА В ЯНВАРЕ - АПРЕЛЕ 2018 Г: ДОХОДЫ ПРОДОЛЖАЮТ ОТСТАВАТЬ ОТ ПЛАНА

Доходы

По данным Госказначейства, за январь-апрель 2018 г. в госбюджет поступило 272,8 млрд. грн.,что всего на 13,1 млрд. грн. (+5%) больше, чем в январе-апреле2017 года.При этомплан доходовобщего фондагосбюджета по итогам первых четырех месяцев недовыполнен на 2,2% или на 5,6 млрд. грн., в целом по госбюджету (общий и спецфонд) – на 1,8% (или на 5,09 млрд. грн.).

Темпы наполнения доходной части бюджета с начала года остаются низкими:

При том что в 2018 г. запланированные доходы госбюджета должны вырасти на 15,6% по сравнению с фактом за 2017 г., фактические поступления за 4 месяца 2018 г. опережали прошлогодние показатели за аналогичный период только на 5% (см. диаграмму). 

Поступления с начала 2018 г. стабильно отстают от плана на период. Хотя следует отметить, что в последние несколько месяцев ситуация начала выравниваться.Еслиза первые 2 месяца текущего года план по доходам госбюджета был не выполнен на 5,8%, то за 1-й квартал – на 3,1%, за 4 месяца – на 1,8%. По оперативным данным Госказначейства (полных отчетов пока нет) , эта тенденция сохранилась и в мае – отставание по доходам госбюджета от плана на 5 месяцев составило 0,6%.

Выполнение бюджета по доходам будет хуже, если исключить влияние нерегулярных источников доходов, напр. перечислений прибыли НБУ, которые пока что в 1,5-2 раза превышают показатели аналогичного периода прошлого года.В сопоставимых показателях перечисления трансфертов НБУ, недовыполнение по итогам первых 4-х месяцев 2018 г. составило бы не 1,8% (5,1 млрд. грн.), а 3,6% (10,1 млрд. грн.). Больше пояснений – см. ниже. 

При этом на динамику доходов в 2018 г. оказывают влияние ряд разнонаправленных факторов:

А. На небольшойприростдоходов в январе - апреле 2018 г. ( против аналогичного периода прошлого года) повлияли в большей мере факторы, связанные не с активизацией экономической активности, которая остается слабой, а с использованием административных/ нерегулярных источников доходов,таких как увеличение трансфертов от НБУ, поступлений от платы за лицензии 4G (последние, вопреки рекомендациям МВФ учитываются Минфином в доходах, а не в части финансирования дефицита бюджета), повышение минимальной зарплаты и др.:  

(I) Доходы от НБУ. В первые 4 месяца 2018 года в госбюджет перечислено 15 млрд. грн. поступлений  от превышений доходов над расходами НБУ. В аналогичном периоде прошлого года такие перечисление были в полтора раза меньше и составляли 10 млрд. грн.По итогам января – мая, по оперативным данным Госказначейства, перечисления от НБУ составили уже 32 млрд. грн. (против 17 млрд. грн. в январе - мае 2017 г.). Всего, в соответствии с решением Совета НБУ,  к перечислению в бюджет-2018 подлежит прибыль, в размере 44,6 млрд. грн.[1]

(II) Доходы от продажи лицензий. В январе-апреле 2018 года Украина получила плату за лицензии 4G в размере 8,0 млрд. грн. Больше таких доходов в 2018 году не планируется.

(III) Доходы от налога на прибыль.Доходы госбюджета от налога на прибыль увеличились более чем в два раза (+112%) до 30,0 млрд. грн. Отчасти это связано с инфляционным увеличением доходов предприятий в 2017 году, а отчасти – с улучшением показателей государственных монополий, в том числе за счет роста тарифов для населения.[2]

(IV) Административное увеличение минимальной зарплаты.Высокими темпами выросли и доходы от НДФЛ +21.9% г/г. В результате в январе-апреле 2018  года госбюджет получил 26,9 млрд. грн. соответствующих доходов. Причина – сохраняющиеся высокие темпы роста номинальной зарплаты (+26,4% в январе – апреле 2018 г. против аналогичного периода 2017 г.), что в т.ч. связано с административным увеличением минимальной зарплаты (МЗП), которая выросла на 16,3% за указанный период (большинство работников получают зарплаты в пределах 1–2 МЗП).

Можно также отметить рост доходов от импорта, темпы прироста которых хотя и снизились, все же оставались выше среднего:

- НДС с импортных товаров в январе-апреле 2018 года вырос на 13,3% г/г до 86,4 млрд. грн.;

- Импортная пошлина выросла по сравнению с прошлым годом на 9,9% до 7,8 млрд. грн.;

- Акцизный налог с импортных товаров увеличился на 18,9% до 13,2 млрд. грн.

Динамика таких доходов объясняется приростом номинальных объёмов импорта, которые по данным НБУ, составили +13,9% (4 мес. 2018 г./4 мес. 2017 г.), а также снижением на 14,9% курса гривны по отношению к евро,[3]к которому привязано ставки акцизов с импортированных товаров.

Б.На снижениепоказателей выполнения доходов бюджета повлияли:

Большие объемы возмещения НДС.В январе - апреле 2018 г. возмещено НДС на сумму 43,6 млрд. грн. против 38 млрд. грн. в аналогичном периоде прошлого года. Впрочем, задолженность по НДС с начала года сократилась ненамного. В то время как на 1 января она составляла 15,3 млрд. грн., то на 1 мая 2018 года – 15 млрд. грн.[4]

Снижение поступлений от рентной платы за пользование недрами.В январе-апреле 2018 г. в госбюджет поступило 9,0 млрд. грн. доходов от рентной платы за пользование недрами. Это составляет всего 43,7% от доходов аналогичного периода 2017 года (20,6 млрд. грн.). Снижение может быть связано с несколькими факторами: отсутствием перечисления вначале года авансовой платы за пользование недрами со стороны Укргаздобычи; перечислением с 1 января 2018 г. 5% ренты за добычу нефти и газа в местные бюджеты; снижением на 0,5%  добычи газа в январе – апреле 2018 г. (против аналогичного периода 2017 г.).

Сокращение объемов производства табачных изделий.Вместо ожидаемого увеличение поступлений из-за роста ставок акцизов на табачные изделия на 30%, доходы госбюджета от акцизов на произведенные в Украине товары за первые 4 месяца 2018 года сократились в сравнении с прошлым годом на 12,7% или на 2,6 млрд. грн. Больше всего сократились доходы от акцизов на табачные изделия: если в январе-апреле 2017 года соответствующие доходы составляли 12,5 млрд. грн., то за тот же период 2018 г – 9,0 млрд. грн. (т.е. «минус» 3,5 млрд. грн.). Причина – сокращение объёмов производства табачных изделий. Согласно данным Укрстата, производство табачных изделий в Украине сократилось на 29,1 % за январь-апрель 2018 года.

Налоговые долги предприятий.Сумма налоговых долгов предприятий по состоянию на 1 мая 2018 г. превысила 94,4 млрд. грн., увеличившись на 3 млрд. грн. с начала года. Наибольшими должниками являются энергетические компании во главе с Укрнафтой.[5]

Расходы

В первые 4 месяца расходы росли гораздо более высокими темпами, чем доходы.В январе-апреле 2018 г. расходы госбюджета составили 293,4 млрд. грн., что на 53,2 млрд. грн. (+22,1%) больше, чем в аналогичном периоде 2017 г.

На какие статьи пошел прирост расходов?

Из этого прироста расходов в 53,2 млрд. грн., в абсолютном выражении больше всего денег было направлено на финансирование дефицита Пенсионного фонда (25% или + 13,1 млрд. грн. ),  общественного порядка (15% или + 8,2 млрд. грн.), общегосударственных функций (+9% или 4,8 млрд. грн.).На финансирование образования и здравоохранения было выделено дополнительно всего 1,9% и 0,5% из выше обозначенных 53,2  млрд. грн.


План расходов в первые месяцы года традиционно не выполняется. Не стал исключением и 2018 г.

План расходов общего фонда на январь-апрель 2018 года был недовыполнен на 9,1% или на 27,7 млрд. грн.Наименьший уровень выполнения плана отмечается по таким сферам как здравоохранение (план недовыполнен на 57%! – более детально см. приложение), экономика (42%), духовная и физическая культура (32%), социальная защита семей, детей и молодежи (29%), охрана окружающей среды (22%), образование (11%).

По ряду направлений не выделено ни гривны либо финансирование составляет несколько процентов от плана на период (ниже приводятся цифры пообщему фондубюджета):

Непрофинансирован ряд важных социальных статей. Напр, за январь - апрель ни копейки не выделено на финансовую поддержку общественных объединений инвалидов  (должны были выделить 26,7 млн. грн. или треть от плана на год), льготный проезд студентов  (3 млн. грн. или 17% от плана на год соответственно), реконструкцию Национального института рака (8,4 млн. грн. и 5%). Строительство лечебно-реабилитационного корпуса «Национальный институт сердечно сосудистой хирургии им. Амосова» профинансировано всего на 0,3%от плана на первые 4 месяца, строительство «Охмадета» (на 1,2%), меры по социальной, трудовой, профессиональной реабилитации инвалидов (на 1,7%) , реабилитации детей-инвалидов (на 3%), социальная защита на случай потери трудоспособности (6,2%) меры по социальной защите детей, семей, женщин и других социально уязвимых категорий граждан (9,6% ).

Не финансируется часть субвенций местным бюджетам. Ни копейки не выделено по субвенции на реализацию мер по развитию сельской медицины ( должны выделить 250 млн. грн. или 25% отплана на год), субвенции на осуществление мер по поддержке территорий, пострадавших от вооруженного конфликта на востоке Украины (3,7 млн. грн. и 11% соответственно), финансовой поддержки создания рабочих мест для восстановления и развития инфраструктуры Донецкой области (5,7 млн. грн. и 7%), субвенции на формирование инфраструктуры ОТГ (211 млн. грн. и 11%), субвенции на социально-экономическое развитие  территорий (546 млн. грн. и 11%), на проекты Фонда регионального развития (800 млн. грн. и 20%).

Не финансируются десятки запланированных статей расходов развития (по поддержке промышленности, экспорта, инноваций, АПК).Несмотря на наличие бюджетных планов, ноль гривен выделено по новой программе создания фонда поддержки инноваций, на формирование капитала экспортно-кредитного агентства, функционирование институций по поддержке и продвижению экспорта, пополнение уставного капитала инновационного финансово-кредитного учреждения, поддержку технологических инноваций, финансовую поддержку животноводства, удешевление кредитов для АПК, поддержку фермерских хозяйств и т.д.

Основная причина низкого уровня финансирования -медлительность правительства в оформлении формальностей необходимых для осуществления расходов, прежде всего капитального характера. Кроме того, по состоянию на 2 мая 2018 г. не были утверждены 59 паспортов бюджетных программ.[6]

Дефицит/профицит

На конец апреля дефицит госбюджета составил20,6 млрд. грн. При этом дефицит общего фонда госбюджета составил 25,5 млрд. грн. вместо запланированного дефицита в 47,6 млрд. грн. Следует обратить внимание, что подобные показатели –результат недовыполнения расходов.

Риски выполнения бюджета в 2018 г.

Невыполнение плана по приватизации.Как и в 2014-2017 гг, план приватизации в 2018 г. скорее всего не будет выполнен. В 2017 г. от приватизации получено 3,4 млрд. грн., при плане – 17 млрд. грн. На 2018 год доходы от приватизации запланированы на уровне 21,3 млрд. грн. Из 4,2 млрд грн запланированных доходов от приватизации в первые 4 месяца а госбюджет поступило почти в 100 раз меньше (0,048 млрд грн.).

Наполнению бюджета будут способствоватьускорение инфляции и девальвация гривныво второй половине года

Невыполнение плана по перечислению прибыли НБУ. В апреле 2018 г., на основе аудиторского вывода, Совет НБУ зафиксировал  прибыль к перечислению в бюджет 2018 г. в размере 44,6 млрд. грн, в то время как при принятии бюджета этот показатель определили в сумме 50,5 млрд. грн.

 

Перерасчет пенсий военным пенсионерам. По расчетам Минсоцполитики на это необходимо 35 млрд. грн. Частично перерасчет будет профинансирован за счет дополнительных доходов ПФ от повышения МЗП, однако всей суммы не будет – понадобится трансферт из госбюджета.  Уже сейчас четверть прироста расходов бюджета приходится на покрытие дефицита Пенсионного фонда.

 

Увеличение минимальной зарплаты до 4200 грн.По оценкам Минфина, повышение МЗП может «потянуть» от 13 млрд. грн. до 30 млрд. грн. (расчеты делались при пересмотре с 1 апреля).

 

Неполучение траншей МВФ, макро-финансовой помощи ЕС и как результат, худшие/ неприемлемые условия на размещение еврооблигаций ?невыполнение плана по внешнему финансированию дефицита бюджета.За первые 4 мес. 2018 г. план привлечения внешнего финансирования (евробондов) по общему фонду на 56 млрд. грн. провален полностью. 

 


По итогам первых 4 месяцев  2018 г. можно говорить о сохранении рисков выполнения бюджета:

Темпы роста доходов бюджета остаются низкими и отстают от плана(на 5,1 млрд. грн. или 1,8%).

- Хотя показатели выполнения бюджета по доходам в апреле (а как свидетельствуют оперативные данные Госказначейства, и в мае) несколько улучшились, во многом это связано с более активным (по сравнению с прошлым годом) перечислением прибыли НБУ и получением нерегулярных (разовых) источников доходов, таких как доходы от продажи лицензий на 4G.

- Расходы профинансированы почти на 10% ниже плана – отчасти это традиционная проблема для начала года. Тем не менее, по целому ряду статей расходов развития и социальной поддержки населения финансирование даже не было открыто, что создает риски эффективного использования этих средств до конца года. 

- Помимо провалов на стороне доходов,сохраняются риски с финансированием дефицита бюджета. Скорее всего, в 2018 г. будет традиционно не выполнен план по приватизации. В то же время, основной риск состоит в возможности привлечения внешнего финансирования. Бюджет на 2018 г. предполагает внешние займы на сумму 108 млрд. грн., тогда как за первые 4 месяца Украина привлекла менее 1% от этой суммы (1,3 млрд. грн.). По сравнению с прошлым годом условия выхода на рынок еврооблигаций ухудшились. Кроме того, размещение евробондов и получение макро-финансовой помощи от ЕС будет зависеть от продолжения программы МВФ – вопроса, которой до последнего момента оставался подвешенным. Положительное голосование по АКСУ 7 июня (если будет одобрено донорами) повышает шансы правительства выполнить план по внешним займам, в противном случае - не исключен секвестр бюджета, так как такой объем финансирования вряд ли может быть полностью перекрыт на внутреннем рынке

Приложение 1

Основные показатели выполнения госбюджета за январь-апрель 2017-2018 гг., млрд. грн.

 

Доходы

Расходы

 

2017

2018 

 2018/  2017 

 

2017

2018

 2018/  2017 

факт

факт

факт

факт

Подоходный налог

22,1

26,9

21,9%

Оборона +правопорядок

37,4

50,5

35,0%

Налог на прибыль

14,1

30,0

112,2%

Здравоохранение

2,6

2,8

9,8%

НДС возмещение

-38,0

-43,6

14,7%

Образование

11,9

13,0

8,7%

НДС импорт

76,2

86,4

13,3%

Соцобеспечение

38,1

51,3

34,7%

Акциз

31,7

31,2

-1,6%

Обслуживание долга

38,0

35,2

-7,3%

Рентная плата (недра)

20,6

9,0

-56,3%

Трансферты МБ

94,4

115,7

22,6%

Всего

259,8

272,8

5,03%

Всего

240,2

293,4

22,1%


Приложение 2

Проблемные вопросы финансирования медицины из госбюджета

По  результатам первых 4-х месяцев т.г. сфера здравоохранения финансируется неэффективно.  План расходов по общему фонду госбюджета выполнен всего на 43% (план – 5,648 млрд. грн, выполнено – 2,413 млрд. грн.)

Так, в январе - апреле осталисьполностью не профинансированнымиот плана 4 бюджетные программы:

- Закупки медикаментов международными организациями (МО) под госпрограммы (план на январь - апрель: 2,48 млрд. грн.[7]) Как следствие, медикаменты для  лечения таких тяжёлых заболеваний, как СПИД, туберкулез, редкие (орфанные) и онкологические заболевания, а также вакцины и необходимые тест - системы за средства бюджета в январе - апреле 2018 г не закупались. МОЗ только в конце апреля подписало договора с закупочными международными организациями (ПРООН, ЮНИСЕФ и британским закупочным агентством Crown Agents). Повторяется порочная практика  последних лет – запаздывание з госзакупками и поставками медикаментов МО за средства госбюджета (начиная с 2015 г. поставки по этим программам запаздывали от 6 до 18 месяцев). Как результат, больные не получают вовремя специфического лечения, профилактические мероприятия срываются. Последствия для страны крайне негативные: уровень заболеваемости туберкулезом, в первую очередь, среди детей вырос в разы, а вспышку кори, которая длится уже второй год, локализовать и ликвидировать не удается. По данным Центра общественного здоровья МОЗ Украины, охват прививками БЦЖ на 1 апреля составил  в среднем от плана: 16%, в том числе дети до года - 20%, год и старше – 11%, 2-7 лет – 8%. По кори общий уровень вакцинации от плана – не более 50%. 

- Реконструкция и расширение Национального института рака (план на январь – апрель: 8,43 млн. грн.). Проблемы онкобольных продолжают игнорироваться, не только на уровне госзакупок медикаментов, но и в части расширения технологических возможностей лечения. На реконструкцию и расширение Национального института рака предусмотренные в бюджете средства не поступают уже второй год. Так, в 2017г из запланированных на эти цели 124,2 млн. грн. также не было профинансировано ни копейки.

- Реабилитация больных на детский церебральный паралич (план на январь – апрель:  4,72 млн. грн.)

- Пилотный проект по трансплантации (план на январь – апрель:  22,4 млн. грн).  

По программе строительства нового корпуса детской больницыОХМАДЕТфинансирование выделяется неравномерно и неэффективно. План на январь-апрель 2018 г. профинансирован только 1,17% (545,78 тыс. грн. из 5,42 млн. грн., всего в бюджете  т.г. на эти цели выделено 929, 6 млн. грн.) Вследствие затягивания стройки новые технологии лечения остаются недоступными для больных детей, а совмещение лечебного процесса со строительными работами приводит к снижению качества и безопасности лечения в смежных со стройкой отделениях.

Даже при наличии средств, профильное министерство допускает их неэффективное использование.За последние годы, по заключению  Счетной палаты, с нарушением действующего законодательства было использовано 498,4 тыс. долл. США и 314,1 тыс. евро (23 096,0 тыс.грн), непродуктивно – 9 464,6 тыс. долл. США и 1 126,2 тыс. евро (286 536,4 тыс. грн), не по целевому назначению - 16,3 тыс. евро (554,0 тыс. грн.) -всего 310 млн. грн.Наибольшей огласки достигли нарушения при использовании бюджетных средств, выделенных для лечения онкобольных за рубежом, что привело к гибели пациентов.

 На фоне значительных проблем с проведением медреформы, в том числе связанными с отсутствием должного финансирования, очень низкими темпами используются средства  целевого  кредита Мирового Банка. Так  на 2018 год в специальном фонде Госбюджета было предусмотрено для Министерства здравоохранения 253 млн. грн. и 1,745 млн. грн. в виде  субвенции местным бюджетам на реформирование региональных систем здравоохранения. По факту за 4 месяца т.г. по обеим программам выбрано 2,17% и 6,16 % соответственно.

 

 

 



[1]https://interfax.com.ua/news/economic/499293.html

[2]http://www.naftogaz.com/www/3/nakweb.nsf/0/2E5FC6B69F38A444C225827A003F721A?OpenDocument&year=2018&month=04&nt=%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%B8&

[3]В среднем курс евро в январе-апреле 2018 г. составлял 33,1 грн/евро, в то время как год назад -  28,8 грн/евро

[4]http://data.gov.ua/passport/028fbcc8-98a0-40fa-b8b8-91408b3cfe35

[5]https://www.obozrevatel.com/ukr/economics/nedobir-po-podatkam-v-byudzhet-vzhe-perevischue-sumu-80-mlrd-grn.htm, http://www.sfs.gov.ua/diyalnist-/pokazniki-roboti/dinamika-podatkovogo-borg/338845.html

[6]http://www.treasury.gov.ua/main/uk/publish/category/23599

[7]Расходы открыты и направлены Казначейством МОЗ, но не выполнены