ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСБЮДЖЕТА ЗА 6 МЕСЯЦЕВ 2018 Г: ДОХОДЫ ПРОДОЛЖАЮТ ОТСТАВАТЬ ОТ ПЛАНА, ПРОВАЛЕН ПЛАН ПО ВНЕШНЕМУ ФИНАНСИРОВАНИЮ, ПОЯВИЛИСЬ ПРОБЛЕМЫ С ЛИКВИДНОСТЬЮ И ВЫПЛАТАМИ

03/08/2018
Моніторингові продукти
ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСБЮДЖЕТА ЗА 6 МЕСЯЦЕВ 2018 Г: ДОХОДЫ ПРОДОЛЖАЮТ ОТСТАВАТЬ ОТ ПЛАНА, ПРОВАЛЕН ПЛАН ПО ВНЕШНЕМУ ФИНАНСИРОВАНИЮ, ПОЯВИЛИСЬ ПРОБЛЕМЫ С ЛИКВИДНОСТЬЮ И ВЫПЛАТАМИ

Доходы

По данным Госказначейства, за январь-июнь 2018 г. в госбюджет поступило 449,0 млрд. грн.,что на 54,1 млрд. грн. (+13,7%) больше, чем в январе-июне2017 года.При этомплан доходовобщего фондагосбюджета по итогам первой половины года недовыполнен на 3,5% или на 14,9 млрд. грн.

Темпы наполнения доходной части бюджета с начала года остаются ниже плановых:

При том, что в 2018 г. запланированные доходы госбюджета должны вырасти на 15,7% по сравнению с фактом за 2017 г., фактические поступления за 6 месяцев 2018 г. опережали прошлогодние показатели за аналогичный период только на 13,7%.

- В июне 2018 разрыв между планом и фактическими поступлениями вырос.Поступления с начала 2018 г отставали от плана на период с начала года. За первые 2 месяца текущего года план по доходам общего фонда госбюджета был не выполнен на 5,8%, за 1-й квартал – на 3,1%, за 4 месяца – на 1,8%. Отставание по доходам госбюджета от плана на 5 месяцев составило 1,0%.По результатам полугодия госбюджет недобрал в общий фонд бюджета уже 3,5%.

При этом на динамику доходов в 2018 г. оказывают влияние ряд разнонаправленных факторов:

А. Наприростдоходов в январе - июне 2018 г. (против аналогичного периода прошлого года) повлияли в большей мере факторы, связанные не с активизацией экономической активности, которая остается слабой, а с использованием административных/ нерегулярных источников доходов,таких как увеличение трансфертов от НБУ, поступлений от платы за лицензии 4G (последние, вопреки рекомендациям МВФ учитываются Минфином в доходах, а не в части финансирования дефицита бюджета), повышение минимальной зарплаты и др.:  

(I) Доходы от НБУ. В первом полугодии 2018 года в госбюджет перечислено 38 млрд. грн. поступлений  от превышений доходов над расходами НБУ. В аналогичном периоде прошлого года такие перечисление были почти в два раза меньше и составляли 20 млрд. грн.Всего, в соответствиис решением Совета НБУ,  к перечислению в бюджет-2018 подлежит прибыль, в размере 44,6 млрд. грн., что практически не отличается от суммы соответствующих доходов за 2017 год (44,38 млрд. грн.).[1]При этом Законом о госбюджете на 2018год предусмотрены поступления от НБУ в сумме 50,549 млрд грн..

(II) Доходы от продажи лицензий. В первой половине 2018 года Украина получила плату за лицензии 4G в размере почти 8 млрд. грн. Больше таких доходов в 2018 году не планируется.

(III) Доходы от налога на прибыль.Доходы госбюджета от налога на прибыль увеличились в 1,6 раз до 52,2 млрд. грн.  Отчасти это связано с инфляционным увеличением доходов предприятий в 2017 году, а отчасти – с улучшением показателей государственных монополий, в том числе за счет роста тарифов для населения.[2]

(IV) Административное увеличение минимальной зарплаты.Высокими темпами выросли и доходы от НДФЛ (+22,5% против аналогичного периода прошлого года). В результате в январе-июне 2018  года госбюджет получил 42,3 млрд. грн. соответствующих доходов. Причина – сохраняющиеся высокие темпы роста номинальной зарплаты (+26,2% в январе – июне 2018 г. против аналогичного периода 2017 г.), что в т.ч. связано с административным увеличением минимальной зарплаты (МЗП), которая выросла на 16,3% за указанный период (большинство работников получают зарплаты в пределах 1–2 МЗП).

Можно также отметить рост отдельных доходов от импорта, темпы прироста которых против аналогичного периода прошлого года хотя и снизились, все же оставались выше среднего:

- НДС с импортных товаров в январе-июне 2018 года вырос на 13,8% г/г до 130,6 млрд. грн.;

- Акцизный налог с импортных товаров увеличился на 18,5% до 21,3 млрд. грн.

Динамика таких доходов объясняется приростом номинальных объёмов импорта, которые по данным таможни, составили +13,4% (6 мес. 2018 г./6 мес. 2017 г.)[3], а также снижением на 12% курса гривны по отношению к евро,[4]к которому привязано ставки акцизов с импортированных товаров.

В то же время, динамика поступлений налогов и платежей от импортаотставала от плановых показателей. По данным Госказначейства, таможенные органы не выполнили план по доходам общего фонда на первую половину 2018 г. на 3,3%, недобрав почти 5,1 млрд. грн.

Б.На снижениепоказателей выполнения доходов бюджета повлияли:

Большие объемы возмещения НДС.В январе - июне 2018 г. возмещено НДС на сумму 64,4 млрд. грн. против 57 млрд. грн. в аналогичном периоде прошлого года. Впрочем, задолженность по НДС с начала года сократилась ненамного. В то время как на 1 января она составляла 15,3 млрд. грн., то на 1 июля 2018 года – 14,7 млрд. грн.[5]

Снижение поступлений от рентной платы за пользование недрами.В январе-июне 2018 г. в госбюджет поступило 16,4 млрд. грн. доходов от рентной платы за пользование недрами. Это составляет всего 70% от доходов аналогичного периода 2017 года (23,46 млрд. грн.). Снижение может быть связано с несколькими факторами: отсутствием перечисления вначале года авансовой платы за пользование недрами со стороны Укргаздобычи; изменением порядков перечисления субвенций за льготы и субсидии, предоставленные населению ; зачислением 5% ренты за добычу нефти и газа в местные бюджеты; снижением на 0,5%  добычи газа в январе – июне 2018 г. (против аналогичного периода 2017 г.).

Сокращение объемов производства табачных изделий.Вместо ожидаемого увеличения поступлений из-за роста ставок акцизов на табачные изделия на 30%, доходы госбюджета от акцизов на произведенные в Украине товары за первое полугодие 2018 года сократились в сравнении с прошлым годом на 17,7% или на 3,2 млрд. грн. Больше всего сократились доходы от акцизов на табачные изделия: если в январе-июне 2017 года соответствующие доходы составляли 18,3 млрд. грн., то за тот же период 2018 г – 15,0 млрд. грн. (т.е. «минус» 3,2 млрд. грн.). Причина – сокращение объёмов производства табачных изделий. Согласно данным Укрстата, производство табачных изделий в Украине сократилось на 17,2 % за январь - июнь 2018 года.[6]

Недополучение части чистой прибыли/ дивидендов от госпредприятий.По сравнению с первой половиной 2017 г., такие поступления сократились на 5% или на 1,3 млрд. грн. В то же время, недобор от плана на первую половину 2018 г. составил 11,1 млрд. грн. или 37% (при плане по общему фонду 29,9 млрд. грн. – собрали только 18,8 млрд. грн.). Главная причина - недополучение дивидендов от Нафтогаза, которые компания должна перечислить с компенсации, присужденной, но пока не взысканной с Газпрома, по итогам решения Стокгольмского арбитража[7].

Налоговые долги предприятий.Сумма налоговых долгов предприятий по состоянию на 1 июля 2018 г. превысила 95,7 млрд. грн., увеличившись на 4,3 млрд. грн. с начала года. Наибольшими должниками являются энергетические, в том числе угольные, государственные компании во главе с Укрнафтой (15 млрд грн.).[8]

Расходы

В первые 6 месяцев расходы росли гораздо более высокими темпами, чем доходы.В январе-июне 2018 г. расходы госбюджета составили 459,0 млрд. грн., что на 92,9 млрд. грн. (+25%) больше, чем в аналогичном периоде 2017 г.

На какие статьи пошел прирост расходов?

Из этого прироста расходов в 92,9 млрд. грн., в абсолютном выражении больше всего денег было направлено на финансирование дефицита Пенсионного фонда (20% или + 18,3 млрд. грн.),  общественного порядка (14% или + 13 млрд. грн.), оборона (+11% или 9,9 млрд. грн.).На финансирование здравоохранения и образования было выделено дополнительно всего 1,4% и 2,0% из выше обозначенных 92,9 млрд. грн.

План расходов общего фонда на январь-июнь 2018 года был недовыполнен на 8,8% или на 41,0 млрд. грн.Наименьший уровень выполнения плана отмечается по таким сферам как здравоохранение (планнедовыполненна 49%!), экономика (45%), духовная и физическая культура (29%), охрана окружающей среды (21%), образование (11%).

По ряду направлений не выделено ни гривны либо финансирование составляет несколько процентов от плана на период (ниже приводятся цифры пообщему фондубюджета):

Непрофинансирован ряд важных социальных статей.Ни копейки не выделено на льготный проезд студентов, реконструкцию и расширение Национального института рака, меры по реабилитации детей с ДЦП. Поддержка ветеранских организаций профинансирована – на 5% отплана на полугодие, строительство лечебно-реабилитационного корпуса «Национальный институт сердечно сосудистой хирургии им. Амосова» - на 20%,  мер по соцзащите детей, семей и женщин – на 26%. Скудное финансирование в первой половине 2018 г. выделяется на программы защиты и реабилитации инвалидов. Так, за январь - июнь меры по социальной, трудовой, профессиональной реабилитации инвалидов профинансированы всего на 8% от плана на период, расходы Фонда социальной защиты инвалидов - на 14%, реабилитация детей-инвалидов – на 24%.

Финансирование отдельных социальных статей в первой половине 2018 г. по общему фонду госбюджета, млн. грн.

 

план на 2018

план 6 мес 2018

факт 6 мес 2018

Пільговий проїзд студентів ВНЗ і учнів ПТУ

18,00

9,00

0

Заходи із реабілітації хворих на дитячий церебральний параліч

14,15

7,08

0

Реконструкція і розширення Національного інституту раку

168,65

25,30

0

Надання державної підтримки для будівництва доступного житла

100,00

75,00

0

Фінансова підтримка громадських об’єднань ветеранів, заходи з відвідування військових поховань і військових пам’ятників та з відзначення святкових, пам’ятних та історичних дат

20,93

10,62

0,51

Заходи із соціальної, трудової та професійної реабілітації інвалідів

1333,36

685,72

57,72

Фонд соціального захисту інвалідів

1469,79

754,03

108,60

Будівництво лікувально-реабілітаційного корпусу ДУ "Національний інститут серцево-судинної хірургії ім. Амосова НАМНУ"

26,00

3,90

0,79

Реабілітація дітей-інвалідів

0,68

0,68

0,16

Заходи із соціального захисту дітей, сімей, жінок та інших найбільш вразливих категорій населення

100,79

50,08

13,26

Всего

3252,35

1621,4

181,05

Источник: Госказначейство Украины

Из-за нерасторопности власти не финансируется часть субвенций и расходов развития для местных бюджетов. Ни копейки не выделено по субвенции на реализацию мер по развитию сельской медицины, субвенции на осуществление мер по поддержке территорий, пострадавших от вооруженного конфликта на востоке Украины. Продолжает оставаться без финансовой поддержки программа создания рабочих мест для восстановления и развития инфраструктуры Донецкой области, субвенции на социально-экономическое развитие территорий. Фонд регионального развития получил всего 1,4% от суммы финансирования запланированного на период (28,3 млн. грн. из запланированных на полугодие 2 млрд. грн.).

Отдельные статьи на поддержку местных бюджетов с нулевым или близким к нулевому финансированием от плана в первом полугодии ( по общему фонду госбюджета), млн. грн.

 

план на 2018

план 6 мес 2018

факт 6 мес 2018

Субвенція на підтримку територій, що зазнали негативного впливу внаслідок збройного конфлікту на сході України

34,00

11,33

0,00

Фінансова підтримка створення робочих місць для відтворення та розвитку інфраструктури Донецької області

80,00

15,12

0,00

Субвенція на розвиток системи охорони здоров'я у сільській місцевості

1 000,00

625,00

0,00

Субвенція на соціально-економічний розвиток територій

5 000,00

1 646,22

0,00

Субвенція на реалізацію проектів в рамках Надзвичайної кредитної програми для відновлення України

500,00

163,39

2,10

Державний фонд регіонального розвитку

4 000,00

2 000,00

28,30

Всего

10 614,00

4 461,06

30,40

Источник: Госказначейство Украины

Не финансируются десятки необходимых статей расходов развития (по поддержке промышленности, экспорта, инноваций, АПК, повышению энергоэффективности).Несмотря на наличие бюджетных планов, ноль гривен выделено по новой программе создания фонда поддержки инноваций, на формирование капитала экспортно-кредитного агентства, функционирование институций по поддержке и продвижению экспорта, пополнение уставного капитала инновационного финансово-кредитного учреждения, поддержку технологических инноваций промышленности, финансовую поддержку фермерских хозяйства, удешевление кредитов для АПК, и т.д (см. табл.)

Отдельные статьи на поддержку экономики с нулевым финансированием от плана в первом полугодии (по общему фонду госбюджета), млн. грн.

 

план на 2018

план 6 мес 2018

факт 6 мес 2018

Фонд розвитку інновацій

50,00

6,26

0

Офіс із залучення та підтримки інвестицій

50,00

11,42

0

Функціонування торгових представництв за кордоном

28,07

8,97

0

Формування статутного капіталу «Експортно-кредитного агентства»

200,00

32,00

0

Функціонування інституції з підтримки та просування експорту

50,00

13,74

0

Поповнення статутного капіталу державної інноваційної фінансово-кредитної установи

100,00

100,00

0

Державна підтримка технологічних інновацій для розвитку промисловості

300,00

215,00

0

Функціонування Фонду енергоефективності

1 600,00

156,56

0

Фінансова підтримка заходів в АПК шляхом здешевлення кредитів

66,00

25,98

0

Фінансова підтримка розвитку фермерських господарств

1 000,00

239,70

0

Виконання робіт за державними цільовими програмами і державним замовленням у сфері космічної галузі

87,00

53,64

0

Всего

3 531,07

863,28

0

Источник: Госказначейство Украины

Основная причина низкого уровня финансирования -медлительность правительства в оформлении формальностей необходимых для осуществления расходов, прежде всего капитального характера. Кроме того, по состоянию на середину июня 2018 г. не были утверждены 10% (44) паспортов бюджетных программ.[9]

Дефицит/профицит

На конец июня дефицит госбюджета составил9,8 млрд. грн. При этом дефицит общего фонда госбюджета составил 13,0 млрд. грн. вместо запланированного дефицита в 39,6 млрд. грн. Следует обратить внимание, что подобные показатели –результат недовыполнения плана по расходам.

Риски выполнения бюджета в 2018 г.

Дестабилизирующие факторы

Поддерживающие факторы

Невыполнение плана по приватизации.Как и в 2014-2017 гг, план приватизации в 2018 г. скорее всего не будет выполнен. В 2017 г. от приватизации получено 3,4 млрд. грн., при плане – 17 млрд. грн. На 2018 год доходы от приватизации запланированы на уровне 21,3 млрд. грн. Из 4,6 млрд. грн.  запланированных доходов от приватизации в первые 6 месяцев в госбюджет поступило более чем в 100 раз меньше (0,05 млрд. грн.).

Наполнению бюджета будут способствоватьускорение инфляции и девальвация гривныво второй половине года

Невыполнение плана по перечислению прибыли НБУ. В апреле 2018 г., на основе аудиторского вывода, Совет НБУ зафиксировал  прибыль к перечислению в бюджет 2018 г. в размере 44,6 млрд. грн, в то время как при принятии бюджета этот показатель определили в сумме 50,5 млрд. грн. Т.о. НБУ перечислит в бюджет на 5,9 млрд. грн. меньше, чем запланировано.

 

Увеличение дефицита Пенсионного фонда.Главная причина - отсутствие в полном объеме средств на повышение пенсий военным пенсионерам. По расчетам Минсоцполитики на это необходимо 35 млрд. грн. Частично перерасчет профинансирован за счет дополнительных доходов ПФ от повышения МЗП, однако всей суммы не будет – понадобится трансферт из госбюджета. По информации СМИ,фонду не хватает около 12 млрд. грн., чтобы профинансировать пенсионные выплаты в 2018 г.[10]Уже в июле в связи с недостатком финансирования была задержана выплата пенсий части пенсионов, вопрос решился за счет займа с ЕКР.

 

Неполучение траншей МВФ, макро-финансовой помощи ЕС и как результат, худшие/ неприемлемые условия на размещение еврооблигаций ?невыполнение плана по внешнему финансированию дефицита бюджета. За первые 6 мес. 2018 г. план привлечения внешнего финансирования по общему фонду на 56 млрд. грн. провален полностью. 

 


По итогам первого полугодия 2018 г. можно говорить о нарастании рисков выполнения бюджета:

Темпы роста доходов бюджета отстают от плана(в т.ч. по общему фонду на 14,9 млрд. грн. или 3,5%).

- В июне разрыв между планом и фактическими поступлениями бюджета увеличился. При этом значительная часть доходов получена от НБУ и  нерегулярных (разовых) источников доходов, таких как доходы от продажи лицензий на 4G (46 млрд. грн. или 10,2% доходов Госбюджета).

- Расходы профинансированы на 8,8% или на 41 млрд. грн. ниже плана – отчасти это традиционная проблема для начала года. Тем не менее, по целому ряду статей расходов развития и социальной поддержки населения финансирование даже не было открыто, что создает риски эффективного использования этих средств до конца года.

- Помимо провалов на стороне доходов,велики риски с финансированием дефицита бюджета. Скорее всего, в 2018 г. будет традиционно не выполнен план по приватизации. В то же время, основной риск состоит в возможности привлечения внешнего финансирования. Бюджет на 2018 г. предполагает внешние займы на сумму 108,2 млрд. грн., тогда как за первые 6 месяцев Украина привлекла только 2,5% от этой суммы (2,7 млрд. грн.). По сравнению с прошлым годом условия выхода на рынок еврооблигаций ухудшились. Кроме того, размещение евробондов и получение макро-финансовой помощи от ЕС будет зависеть от продолжения программы МВФ – вопроса, которой пока остается подвешенным. В случае отсутствия поддержки донорами не исключен секвестр бюджета, так как такой объем финансирования вряд ли может быть полностью перекрыт на внутреннем рынке.

- Опережение темпов расходов над доходами в условиях ограниченного финансирования создает предпосылки для кассовых разрывов и задержек в социальных выплатах. Примером такой ситуации стали июльские задержки с выплатами пенсий. В июле проблема была решена за счет средств ЕКР (как впрочем и в предыдущее месяцы, хотя и в меньшем масштабе). Однако все финансирование таким образом не сможет быть компенсировано. Июльский заем, который получил ПФУ от Казначейства на выплату пенсий, обрушил остаток на ЕКР до минимума с января 2014 г. (по состоянию на конец июля объем средств на ЕКР составлял менее 2 млрд. грн.- см. приложение 2).

Приложение 1

Основные показатели выполнения госбюджета за январь-июнь 2017-2018 гг., млрд. грн.

 

Доходы

Расходы

 

2017

2018 

 2018/  2017 

 

2017

2018

 2018/  2017 

Факт

факт

факт

факт

Подоходный налог

34,6

42,3

22,5%

Оборона +правопорядок

62,3

85,2

36,8%

Налог на прибыль

31,7

52,2

64,9%

Здравоохранение

4,0

5,3

31,8%

НДС возмещение

-57,0

-64,4

13,1%

Образование

19,8

21,6

9,5%

НДС импорт

114,7

130,6

13,8%

Соцобеспечение

59,0

77,3

30,9%

Акциз

48,6

49,8

2,5%

Обслуживание долга

52,6

55,4

5,4%

Рентная плата (недра)

23,4

16,4

-30,1%

Трансферты МБ

136,8

169,8

24,1%

Всего

394,9

449,0

13,7%

Всего

366,0

459,0

25,4%

Источник: Госказначейство Украины

Приложение 2

Вхідне сальдо ЄКР у 2010-2018 роках (станом на початок місяця), млн. грн. 

Показник

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

січень

1 055

2 724

2 062

458

1 739

3 008

9 017

14 258

5 099

лютий

1 835

6 036

4 255

4 047

4 721

8 792

16 718

34 869

20 105

березень

1 334

7 755

4 703

2 773

3 590

14 615

16 826

34 115

9 853

квітень

5 412

6 158

5 726

3 579

4 209

26 674

21 049

32 812

8 309

травень

6 312

9 441

5 640

3 766

3 811

23 560

16 245

31 071

5 546

червень

5 478

17 182

7 878

4 108

8 053

27 746

18 413

43 872

11 489

липень

7 352

7 797

5 632

3 754

3 729

25 446

17 996

45 145

9 388

серпень

8 713

8 180

3 644

3 925

6 570

33 271

10 997

44 069

1 995

вересень

13 806

11 053

6 608

3 990

13 412

45 853

23 763

63 151

 

жовтень

8 751

6 307

2 311

4 073

10 055

47 128

13 472

60 031

 

листопад

5 749

5 332

1 762

410

8 476

43 624

15 865

48 564

 

грудень

10 926

6 217

8 834

1 197

6 767

47 957

27 564

54 104

 

Источник: Госказначейство Украины

НоСЭП

[1]https://interfax.com.ua/news/economic/499293.html

[2]http://www.naftogaz.com/www/3/nakweb.nsf/0/2E5FC6B69F38A444C225827A003F721A?OpenDocument&year=2018&month=04&nt=%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%B8&

[3]http://sfs.gov.ua/mytna_statystyka/express-dovidky/305638.html Согласно данным представленным на сайте ГФС, в январе-июне 2017 импорт товаров в Украину составил 22693 млн дол США, а в первом полугодии 2018 года – 25728 млн дол США.

[4]В среднем курс евро в январе-июне 2018 г. составлял 32,4 грн/евро, в то время как в первом полугодии прошлого года  -  28,9 грн/евро

[5]http://data.gov.ua/passport/028fbcc8-98a0-40fa-b8b8-91408b3cfe35

[6]Індекси промислової продукції за видами діяльності у 2018 році

[7]https://daily.rbc.ua/rus/show/poiskah-dohodov-chemu-privedut-problemy-kabmina-1524516097.html

[8]https://espreso.tv/article/2018/07/20/naybilshi_podatkovi_borzhnyky, http://www.sfs.gov.ua/diyalnist-/pokazniki-roboti/dinamika-podatkovogo-borg/345417.html

[9]https://www.minfin.gov.ua/news/view/statystyka-kilkist-zatverdzhenykh-pasportiv-biudzhetnykh-prohram-stanom-na--roku?category=bjudzhet

[10]https://daily.rbc.ua/rus/show/tsena-populizma-hvatit-pensionnomu-fondu-1532877580.html