ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСБЮДЖЕТА ЗА 7 МЕСЯЦЕВ 2018 Г: ДОХОДЫ ПРОДОЛЖАЮТ ОТСТАВАТЬ ОТ ПЛАНА, ПРОВАЛЕН ПЛАН ПО ВНЕШНЕМУ ФИНАНСИРОВАНИЮ, В ИЮЛЕ ГОСКАЗНА СТОЛКНУЛАСЬ С ПРОБЛЕМАМИ ЛИКВИДНОСТИ, ЧТО ПРИВЕЛО К ЗАДЕРЖКЕ В ВЫПЛАТЕ ПЕНСИЙ

05/09/2018
Моніторингові продукти
ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСБЮДЖЕТА ЗА 7 МЕСЯЦЕВ 2018 Г: ДОХОДЫ ПРОДОЛЖАЮТ ОТСТАВАТЬ ОТ ПЛАНА, ПРОВАЛЕН ПЛАН ПО ВНЕШНЕМУ ФИНАНСИРОВАНИЮ, В ИЮЛЕ ГОСКАЗНА СТОЛКНУЛАСЬ С ПРОБЛЕМАМИ ЛИКВИДНОСТИ, ЧТО ПРИВЕЛО К ЗАДЕРЖКЕ В ВЫПЛАТЕ ПЕНСИЙ

Доходы

По данным Госказначейства, за январь-июль 2018 г. в госбюджет поступило 513,5 млрд. грн.,что на 65,8 млрд. грн. (+14,7%) больше, чем в январе-июле2017 года.При этомплан доходовобщего фондагосбюджета по итогам первой половины года недовыполнен на 2,9% или на 14,0 млрд. грн.

Темпы наполнения доходной части бюджета с начала года остаются ниже плановых:

При том, что в 2018 г. запланированные доходы госбюджета (с учетом внесенных изменений) должны вырасти на 17,4% по сравнению с фактом за 2017 г., фактические поступления за 7 месяцев 2018 г. опережали прошлогодние показатели за аналогичный период только на 14,7%

Поступления с начала 2018 г. стабильно отстают от плана на период. План по доходам общего фонда госбюджета в 2018 г. систематически не выполняется.За первые два месяца текущего года план по доходам общего фонда госбюджета был не выполнен на 5,8%, за 1-й квартал – на 3,1%, за 4 месяца – на 1,8%. Отставание по доходам госбюджета от плана на 5 месяцев составило 1,0%. По результатам полугодия госбюджет недобрал в общий фонд бюджета уже 3,5%.В июле ситуация несколько улучшилась, однако уровень недобора остается значительным - 2,9%. По оперативным данным Госказначейства, значительный недобор сохранился и по итогам января – августа: по общему фонду госбюджет недополучил 16,95 млрд. грн. или 3% от запланированных доходов.

При этом на динамику доходов в 2018 г. оказывают влияние ряд разнонаправленных факторов:

А. Наприростдоходов в январе - июле 2018 г. (против аналогичного периода прошлого года) повлияли в большей мере факторы, связанные не с активизацией экономической активности, которая остается слабой, а с использованием административных/ нерегулярных источников доходов,таких как увеличение трансфертов от НБУ, поступлений от платы за лицензии 4G (последние, вопреки рекомендациям МВФ учитываются Минфином в доходах, а не в части финансирования дефицита бюджета), повышение минимальной зарплаты и др.: 

(I) Доходы от НБУ. В первые семь месяцев 2018 г. в госбюджет перечислено 38 млрд. грн. поступлений  от превышений доходов над расходами НБУ. В аналогичном периоде прошлого года такие перечисление были в 1,5 раза меньше и составляли 25 млрд. грн.Всего, в соответствиис решением Совета НБУ,  к перечислению в бюджет-2018 подлежит прибыль, в размере 44,6 млрд. грн., что практически не отличается от суммы соответствующих доходов за 2017 г. (44,38 млрд. грн.).[1]При этомЗаконом о госбюджете на 2018 г.по-прежнему предусмотрены поступления от НБУ в сумме 50,549 млрд грн. Последний транш  6,6 млрд грн НБУ перечислил вначале августа.[2]Больше поступлений от НБУ в бюджет в 2018 г. не предполагается.

(II) Доходы от продажи лицензий. В январе-июле 2018 года Украина получила плату за лицензии 4G в размере 8 млрд. грн. Больше таких доходов в 2018 году не планируется.

(III) Доходы от налога на прибыль.Доходы госбюджета от налога на прибыль увеличились в 1,6 раз до 54,0 млрд. грн.  Отчасти это связано с инфляционным увеличением доходов предприятий в 2017 г., а отчасти – с улучшением показателей госмонополий, в том числе НАК Нефтегаз.[3]

(IV) Административное увеличение минимальной зарплаты.Высокими темпами выросли и доходы от НДФЛ (+22,8% против аналогичного периода прошлого года). В результате в январе-июле 2018  года госбюджет получил 50,5 млрд. грн. соответствующих доходов. Причина – сохраняющиеся высокие темпы роста номинальной зарплаты (+26,0% в январе – июле 2018 г. против аналогичного периода 2017 г.), что в т.ч. связано с административным увеличением минимальной зарплаты (МЗП), которая выросла на 16,3% за указанный период (большинство работников получают зарплаты в пределах 1–2 МЗП).

Можно также отметить рост отдельных доходов от импорта, темпы прироста которых против аналогичного периода прошлого года хотя и снизились, все же оставались выше среднего:

- НДС с импортных товаров в январе-июле 2018 года вырос на 15,7% г/г до 155,8 млрд. грн.;

- Акцизный налог с импортных товаров увеличился на 17,0% до 25,7 млрд. грн.

Динамика таких доходов объясняется приростом номинальных объёмов импорта, которые по данным таможни, составили +15% (7 мес. 2018 г./7 мес. 2017 г.)[4], а также снижением на 11% курса гривны по отношению к евро,[5]к которому привязаны ставки акцизов с импортированных товаров.

В то же время, динамика поступлений налогов и платежей от импортаотставала от плановых показателей. По данным Госказначейства, таможенные органы не выполнили план по доходам общего фонда на январь-июль 2018 г. на 2,7%, недобрав 5,0 млрд. грн.[6]

Б.На снижениепоказателей выполнения доходов бюджета повлияли:

Большие объемы возмещения НДС.В январе - июле 2018 г. возмещено НДС на сумму 75,0 млрд. грн. против 68,3 млрд. грн. в аналогичном периоде прошлого года. Впрочем, задолженность по НДС с начала года сократилась ненамного. В то время как на 1 января она составляла 15,3 млрд. грн., то на 1 августа 2018 года – 13,8 млрд. грн.[7]

Снижение поступлений от рентной платы за пользование недрами.В январе-июле 2018 г. в госбюджет поступило 19,2 млрд. грн. доходов от рентной платы за пользование недрами. Это составляет всего 78,4% от доходов аналогичного периода 2017 г. (24,5 млрд. грн.). Снижение может быть связано с несколькими факторами: отсутствием перечисления вначале года авансовой платы за пользование недрами со стороны Укргаздобычи; зачислением 5% ренты за добычу нефти и газа в местные бюджеты; снижением на 0,8%  добычи газа в январе – июле 2018 г. (против аналогичного периода 2017 г.).[8]

Сокращение объемов производства табачных изделий.Вместо ожидаемого увеличения поступлений из-за роста ставок акцизов на табачные изделия на 30%, доходы госбюджета от акцизов на произведенные в Украине товары за январь-июль 2018 г. сократились в сравнении с прошлым годом на 2,1% или на 0,8 млрд. грн., а план по сбору внутреннего акциза оказался и вовсе провален на  18,5% или на 7,3 млрд. грн. Больше всего сократились доходы от акцизов на табачные изделия: если в январе-июле 2017 г. соответствующие доходы составляли 21,8 млрд. грн., то за тот же период 2018 г. – 19,5 млрд. грн. (т.е. «минус» 2,2 млрд. грн.). Причина – сокращение объёмов производства табачных изделий. Согласно данным Укрстата, производство табачных изделий в Украине сократилось на 12,9 % за январь - июль 2018 года.[9]

Недополучение части чистой прибыли/ дивидендов от госпредприятий.По сравнению с январем-июлем 2017 г., такие поступления сократились на 5,6% или на 1,2 млрд. грн. В то же время, недобор от плана на первые семь месяцев 2018 г. составил 10,7 млрд. грн. или 35% (при плане по общему фонду 30,4 млрд. грн. – собрали только 19,7 млрд. грн.). Главная причина - недополучение дивидендов от Нафтогаза, которые компания должна перечислить с компенсации, присужденной, но пока не взысканной с Газпрома, по итогам решения Стокгольмского арбитража[10].

Налоговые долги предприятий.Сумма налоговых долгов предприятий по состоянию на 1 августа 2018 г. превысила 96,7 млрд. грн., увеличившись на 5,3 млрд. грн. с начала года. Наибольшими должниками являются энергетические, в том числе угольные, государственные компании во главе с Укрнафтой (15 млрд. грн.).[11]Интересно что статистика налогового долга которая предоставляется ГФС не совпадает с ее официальными заявлениями. Так в СМИ ГФС заявила о сокращении налогового долга[12], а на сайте – статистика  налогового долга свидетельствует о его увеличении.

Расходы

В первые 7 месяцев расходы росли гораздо более высокими темпами, чем доходы.В январе-июле 2018 г. расходы госбюджета составили 526,3 млрд. грн., что на 105,8 млрд. грн. (+25,2%) больше, чем в аналогичном периоде 2017 г.

На какие статьи пошел прирост расходов?

Из этого прироста расходов в 105,8 млрд. грн., в абсолютном выражении больше всего денег было направлено на межбюджетные трансферты (+33% или 35,1 млрд. грн.), финансирование дефицита Пенсионного фонда (20% или + 20,8 млрд. грн.),  общественного порядка (15% или + 15,6 млрд. грн.), оборона (+11% или 11,3 млрд. грн.).На финансирование здравоохранения и образования было выделено дополнительно всего по 2% из выше обозначенных 105,8 млрд. грн.

Несмотря на высокие темпы роста расходов по сравнению с прошлым годом, план расходов на текущий год систематически не выполняется.План расходов общего фонда на январь-июль 2018 года был недовыполнен на 8,6% или на 45,5 млрд. грн.Наименьший уровень выполнения плана отмечается по таким сферам как здравоохранение (планнедовыполненна 47,2%!), поддержка экономики (40,2%), духовная и физическая культура (30,7%), охрана окружающей среды (19,9%), образование (9,4%).

По ряду направлений не выделено ни гривны либо финансирование составляет несколько процентов от плана на период (ниже приводятся цифры пообщему фондубюджета):

Не профинансирован ряд важных социальных статей.По-прежнему ни копейки не выделено на реконструкцию и расширение Национального института рака, меры по реабилитации больных ДЦП. Поддержка ветеранских организаций профинансирована – на 4,2% отплана на первые семь месяцев, мер по соцзащите детей, семей и женщин – на 46,4%. Скудное финансирование в первые семь месяцев 2018 г. остается и на программы защиты и реабилитации инвалидов. Так, за январь - июль меры по социальной, трудовой, профессиональной реабилитации инвалидов профинансированы всего на 16,8% от плана на период, расходы Фонда социальной защиты инвалидов - на 22,6%, реабилитация детей-инвалидов – на 29,6%.

Финансирование отдельных социальных статей в январе-июле 2018 г. по общему фонду госбюджета, млн. грн.

 

план на 2018

план 7 мес 2018

факт 7 мес 2018

Заходи із реабілітації хворих на дитячий церебральний параліч

14,15

8,26

0

Реконструкція і розширення Національного інституту раку

168,65

33,73

0

Надання державної підтримки для будівництва доступного житла

100,00

95,00

0

Фінансова підтримка громадських об’єднань ветеранів, заходи з відвідування військових поховань і військових пам’ятників та з відзначення святкових, пам’ятних та історичних дат

20,93

12,39

0,52

Заходи із соціальної, трудової та професійної реабілітації інвалідів

1333,36

792,37

133,11

Фонд соціального захисту інвалідів

1469,79

872,2

196,83

Заходи із соціального захисту дітей, сімей, жінок та інших найбільш вразливих категорій населення

100,79

61,06

23,72

Реабілітація дітей-інвалідів

0,675

0,675

0,200

Заходи із соціального захисту дітей, сімей, жінок та інших найбільш вразливих категорій населення

100,79

61,06

23,72

Источник: Госказначейство Украины

Из-за нерасторопности власти не финансируется часть субвенций и расходов развития для местных бюджетов. За первые семь месяцев 2018 г, ни копейки не выделено по субвенции на реализацию мер по развитию сельской медицины, субвенции на осуществление мер по поддержке территорий, пострадавших от вооруженного конфликта на востоке Украины. Продолжает оставаться без финансовой поддержки программа создания рабочих мест для восстановления и развития инфраструктуры Донецкой области.  Лишь на 16% от плана на период профинансирована  субвенция на социально-экономическое развитие территорий. Фонд регионального развития получил всего 19,2% от суммы финансирования запланированного на период (501,2 млн. грн. из запланированных на январь-июль 2,6 млрд. грн.).

Отдельные статьи на поддержку местных бюджетов с нулевым или близким к нулевому финансированием от плана в январе-июле 2018 г ( по общему фонду госбюджета), млн. грн.

 

план на 2018

план 7 мес 2018

факт 7 мес 2018

Субвенція на підтримку територій, що зазнали негативного впливу внаслідок збройного конфлікту на сході України

34,00

15,11

0,00

Фінансова підтримка створення робочих місць для відтворення та розвитку інфраструктури Донецької області

80,00

19,07

0,00

Субвенція на розвиток системи охорони здоров'я у сільській місцевості

1 000,00

750,00

0,00

Субвенція на соціально-економічний розвиток територій

5 000,00

2196,22

352,74

Субвенція на реалізацію проектів в рамках Надзвичайної кредитної програми для відновлення України

500,00

219,18

9,14

Державний фонд регіонального розвитку

4 000,00

2 600,00

501,24

Источник: Госказначейство Украины

Не финансируются десятки необходимых статей расходов развития (по поддержке промышленности, экспорта, инноваций, АПК, повышению энергоэффективности).Несмотря на наличие бюджетных планов в январе-июле 2018 г, ноль гривен выделено по новой программе создания фонда поддержки инноваций, на формирование капитала экспортно-кредитного агентства, функционирование институций по поддержке и продвижению экспорта, пополнение уставного капитала инновационного финансово-кредитного учреждения, поддержку технологических инноваций промышленности и т.д. (см. табл. ниже)

Отдельные статьи на поддержку экономики с нулевым финансированием от плана в январе-июле 2018 г(по общему фонду госбюджета), млн. грн.

 

план на 2018

план 7 мес 2018

факт 7 мес 2018

Фонд розвитку інновацій

50,00

10,78

0

Офіс із залучення та підтримки інвестицій

50,00

17,00

0

Функціонування торгових представництв за кордоном

28,07

8,97

0

Формування статутного капіталу «Експортно-кредитного агентства»

200,00

42,00

0

Функціонування інституції з підтримки та просування експорту

50,00

17,73

0

Поповнення статутного капіталу державної інноваційної фінансово-кредитної установи

100,00

100,00

0

Державна підтримка технологічних інновацій для розвитку промисловості

300,00

220,00

0

Функціонування Фонду енергоефективності

1 600,00

300,19

0

Фінансова підтримка заходів в АПК шляхом здешевлення кредитів

66,00

35,98

6,56

Фінансова підтримка розвитку фермерських господарств

1 000,00

303,90

0

Виконання робіт за державними цільовими програмами і державним замовленням у сфері космічної галузі

87,00

73,64

15,5

Источник: Госказначейство Украины

Вторая причина низкого уровня финансирования -запаздывание правительства в оформлении формальностей необходимых для осуществления расходов, прежде всего капитального характера, а также тех которые требуют утверждения порядков Кабмином.[13]В частности, по данным Счетной палаты, из-за ненадлежащей работы по организации бюджетного процесса и несвоевременного оформления порядков расходования/ распределения бюджетных средств и паспортов бюджетных программ, по итогам первого полугодия не было проведено 3,5 млрд. грн. из запланированных расходов. 

Дефицит/профицит

На конец июля дефицит госбюджета составил 13,4 млрд. грн. (против 27 млрд. грн. профицита за аналогичный период прошлого года).При этом дефицит общего фонда госбюджета составил 16,2 млрд. грн. вместо запланированного дефицита в 48,2 млрд. грн. Следует обратить внимание, что относительно низкий (по сравнению с планом) дефицит бюджета – результатнедовыполнения плана по расходам и плана по финансированию дефицита бюджета,прежде всего проваленного плана по приватизации и внешнему финансированию, завязанного на получение траншей МВФ. Пауза с пересмотром программы МВФ привела к невозможности получения связанных кредитов от других МФО и макро-финансовой помощи от ЕС и обусловила значительное удорожание выхода на рынок еврооблигаций. 

Риски выполнения бюджета в 2018 г.

Дестабилизирующие факторы

Поддерживающие факторы

Невыполнение плана по приватизации.Как и в 2014-2017 гг, план приватизации в 2018 г. скорее всего не будет выполнен. В 2017 г. от приватизации получено 3,4 млрд. грн., при плане – 17 млрд. грн. На 2018 г. доходы от приватизации запланированы на уровне 21,3 млрд. грн. Из 4,6 млрд. грн.  запланированных доходов от приватизации в первые 7 месяцев в госбюджет поступило более чем в 92 раз меньше (0,05 млрд. грн.).

Наполнению бюджета будут способствоватьускорение инфляции и девальвация гривныво второй половине года

Невыполнение плана по перечислению прибыли НБУ. В апреле 2018 г., на основе аудиторского вывода, Совет НБУ зафиксировал  прибыль к перечислению в бюджет 2018 г. в размере 44,6 млрд. грн, в то время как при принятии бюджета этот показатель определили в сумме 50,5 млрд. грн. Т.о. НБУ перечислит в бюджет на 5,9 млрд. грн. меньше, чем запланировано.

 

Увеличение дефицита Пенсионного фонда.Главная причина - отсутствие в полном объеме средств на повышение пенсий военным пенсионерам. По расчетам Минсоцполитики на это необходимо 35 млрд. грн. Частично перерасчет профинансирован за счет дополнительных доходов ПФ от повышения МЗП, однако всей суммы не будет – понадобится трансферт из госбюджета. По информации СМИ,фонду не хватает около 12 млрд. грн., чтобы профинансировать пенсионные выплаты в 2018 г.[14]В июле в связи с недостатком финансирования была задержана выплата пенсий части пенсионерам, вопрос решился за счет займа с ЕКР.

 

Неполучение траншей МВФ, макро-финансовой помощи ЕС и как результат, худшие/ неприемлемые условия на размещение еврооблигаций ?невыполнение плана по внешнему финансированию дефицита бюджета. За первые 7 мес. 2018 г. план привлечения внешнего финансирования по общему фонду на 56,0 млрд. грн. провален полностью. 

 

По итогам января-июля 2018 г. можно говорить о нарастании рисков выполнения бюджета:

Темпы роста доходов бюджета отстают от плана(в том числе по общему фонду на 14,0 млрд. грн. или 2,9%).

- При том, что в июле разрыв между планом и фактическими поступлениями остается значительным, значительная часть доходов получена от НБУ и нерегулярных (разовых) источников доходов, таких как доходы от продажи лицензий на 4G (46 млрд. грн. или 9% доходов Госбюджета за период).

- Расходы профинансированы на 8,6% или на 45,5 млрд. грн. ниже плана – отчасти это традиционная проблема для первой половины года. Тем не менее, по целому ряду статей расходов развития и социальной поддержки населения финансирование даже не было открыто, что создает риски эффективного использования этих средств до конца года.

- Помимо провалов на стороне доходов,велики риски с финансированием дефицита бюджета. Скорее всего, в 2018 г. будет традиционно не выполнен план по приватизации. В то же время, основной риск состоит в возможности привлечения внешнего финансирования. Бюджет на 2018 г. предполагает внешние займы на сумму 108,2 млрд. грн., тогда как за первые 7 месяцев Украина привлекла только 3,7% от этой суммы (4,0 млрд. грн.). По сравнению с прошлым годом условия выхода на рынок еврооблигаций ухудшились. Размещение евробондов на приемлемых условиях и получение макро-финансовой помощи от ЕС будет зависеть от продолжения программы МВФ – вопрос, ясность по которому наступит не ранее середины сентября. В  конце августа 2018 г. правительству уже пришлось  взять короткий полугодичный бридж-кредит на сумму 725 млн. дол. у частных внешних кредиторов по крайне высокой ставке в 9,1%, чтобы иметь возможность пройти ближайшие выплаты по обслуживанию внешнего госдолга.

- Опережение темпов расходов над доходами в условиях ограниченного финансирования создает предпосылки для обострения рисков ликвидности - кассовых разрывов и задержек в социальных выплатах. Примером такой ситуации стали июльские задержки с выплатами пенсий. В июле проблема была решена за счет средств ЕКР (как впрочем и в предыдущее месяцы, хотя и в меньшем масштабе). Однако все финансирование таким образом не сможет быть компенсировано. Июльский заем, который получил ПФУ от Казначейства на выплату пенсий, обрушил остаток на ЕКР до минимума с января 2014 г. (по состоянию на конец июля объем средств на ЕКР составлял менее 2 млрд. грн.- см. приложение 2).

Приложение 1

Основные показатели выполнения госбюджета за январь-июль 2017-2018 гг., млрд. грн.

 

Доходы

Расходы

 

2017

2018 

 2018/  2017 

 

2017

2018

 2018/  2017 

Факт

факт

факт

факт

Подоходный налог

41,1

50,5

22,8%

Оборона +правопорядок

75,0

101,9

35,9%

Налог на прибыль

33,3

54,0

62,3%

Здравоохранение

4,8

7,1

49,9%

НДС возмещение

-68,3

-75,2

10,1%

Образование

22,6

24,8

109,8%

НДС импорт

134,7

155,8

15,7%

Соцобеспечение

68,3

89,1

30,5%

Акциз (внутр. +импорт)

58,4

61,3

5,1%

Обслуживание долга

58,3

60,1

103,2%

Рентная плата (недра)

24,5

19,2

-21,6%

Трансферты МБ

152,4

187,5

23,0%

Всего

447,7

513,5

14,7%

Всего

420,5

526,3

25,2%

Источник: Госказначейство Украины

Приложение 2

Вхідне сальдо ЄКР у 2010-2018 роках (станом на початок місяця), млн. грн. 

Показник

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

січень

1 055

2 724

2 062

458

1 739

3 008

9 017

14 258

5 099

лютий

1 835

6 036

4 255

4 047

4 721

8 792

16 718

34 869

20 105

березень

1 334

7 755

4 703

2 773

3 590

14 615

16 826

34 115

9 853

квітень

5 412

6 158

5 726

3 579

4 209

26 674

21 049

32 812

8 309

травень

6 312

9 441

5 640

3 766

3 811

23 560

16 245

31 071

5 546

червень

5 478

17 182

7 878

4 108

8 053

27 746

18 413

43 872

11 489

липень

7 352

7 797

5 632

3 754

3 729

25 446

17 996

45 145

9 388

серпень

8 713

8 180

3 644

3 925

6 570

33 271

10 997

44 069

1 995

вересень

13 806

11 053

6 608

3 990

13 412

45 853

23 763

63 151

27 085

жовтень

8 751

6 307

2 311

4 073

10 055

47 128

13 472

60 031

 

листопад

5 749

5 332

1 762

410

8 476

43 624

15 865

48 564

 

грудень

10 926

6 217

8 834

1 197

6 767

47 957

27 564

54 104

 

Источник: Госказначейство Украины



[1]https://interfax.com.ua/news/economic/499293.html

[2]https://lb.ua/economics/2018/08/08/404629_nbu_perechislil_gosbyudzhet.html

[3]http://www.naftogaz.com/www/3/nakweb.nsf/0/2E5FC6B69F38A444C225827A003F721A?OpenDocument&year=2018&month=04&nt=%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%B8&

[4]http://sfs.gov.ua/mytna_statystyka/express-dovidky/305638.html Согласно данным представленным на сайте ГФС, в январе-июле 2017 импорт товаров в Украину составил 26,7 млрд дол США, а за 7 месяцев  2018 года – 30,7 млрд дол США.

[5]В среднем курс евро в январе-июле 2018 г. составлял 32,2 грн/евро, в то время как в первые семь месяцев прошлого года  -  29,1 грн/евро

[6]http://www.treasury.gov.ua/main/uk/publish/category/415338;jsessionid=1EFD0BF33D79109ECCD8E224AC56B0CD

[7]http://sfs.gov.ua/diyalnist-/vidshkoduvannya-pdchv/informatsiya-pro-obsyagi-vidshkoduvannya/347318.html

[8]За январь-июль 2018 года объемы добытого газа в Украине уменьшились на 100,0 млн куб. м (или на 0,8%) по сравнению с июлем прошлого года, в том числе предприятиями НАК «Нафтогаз Украины» добыча газа меньше уровня соответствующего показателя 2017 года на 100,0 млн куб. м (или на 1,1%). https://www.ukrinform.ru/rubric-economy/2529887-v-ukraine-dobyca-nefti-s-kondensatom-v-iule-vyrosla-bolee-cem-na-15-minenergo.html

[9]Індекси промислової продукції за видами діяльності у 2018 році

[10]https://daily.rbc.ua/rus/show/poiskah-dohodov-chemu-privedut-problemy-kabmina-1524516097.html

[11]https://espreso.tv/article/2018/07/20/naybilshi_podatkovi_borzhnyky, http://www.sfs.gov.ua/diyalnist-/pokazniki-roboti/dinamika-podatkovogo-borg/345417.html

[12]https://news.finance.ua/ua/news/-/432427/podatkovyj-borg-z-pochatku-2018-r-skorotyvsya-na-9-8-mlrd-grn

[13]https://www.minfin.gov.ua/news/view/statystyka-kilkist-zatverdzhenykh-pasportiv-biudzhetnykh-prohram-stanom-na--roku?category=bjudzhet

[14]https://daily.rbc.ua/rus/show/tsena-populizma-hvatit-pensionnomu-fondu-1532877580.html