Проблема задолженности в системе жилищно-коммунального хозяйства – тема не новая, но ее резко возросший масштаб создает риски для нормального функционирования отрасли и обеспечения бесперебойного снабжения потребителей ЖК-услугами.
В этой информационно-аналитической записке мы намерены исследовать динамику задолженности – как в целом, так и по видам услуг и в разрезе регионов, определить основные проблемы и факторы, которые привели к заметному росту долгов, а также предложить ряд первоочередных мер для их решения.
Проблема коммунальных долгов в последние годы приобрела катастрофические масштабы из-за высоких темпов увеличения задолженности по коммунальным услугам.За последние год и 11 месяцев коммунальные долги выросли в 2,2 раза(с 20,1 млрд. грн. на конец 2016 года до 43,4 млрд. грн. на начало декабря 2018 года), а если сравнивать с началом 2016 года – то почти в 5 раз.
Наиболее негативная динамика наблюдается по задолженности за потребленный газ – прирост в 3,5 раза (с 6,4 млрд. грн. на конец 2016 года до 22,1 млрд. грн. на начало декабря 2018 года). На газ приходится почти 51% от общего размера задолженности, и его удельный вес в общем объеме долгов продолжает расти. На втором месте – задолженность за услуги централизованного отопления и поставок горячей воды: почти 13,6 млрд. грн., что на 44,7% больше, чем на начало 2017 года (9,4 млрд. грн.). На 1,6 млрд. грн., или в 1,7 раза (с 2,4 до 4,0 млрд. грн.) вырос долг населения за содержание домов и придомовых территорий, на 1,6 млрд. грн., или более чем вдвое (с 1,5 до 3,1 млрд. грн.) – за централизованные поставку холодной воды и водоотвод.
Падает платежная дисциплина:если в 2010-2013 годах потребители оплачивали 97-99% полученных коммунальных услуг, то по итогам 2017 года этот показатель уменьшился до 88,1%, а с начала 2018 года – составил 85,0%.
Углубляется региональная дифференциация по уровню оплаты услуг ЖКХ.
Если в целом по стране с начала года уровень оплаты составил 85,0%, то в ряде регионов зафиксированы значительно более низкие показатели. К примеру, жители Луганской области рассчитались всего за 64,5% потребленных ЖК-услуг, Ивано-Франковской – 73,3%, Донецкой – 73,4%, Кировоградской – 75,7%, Черновицкой – 76,1%, Черниговской – 76,8%,
Только с начала 2018 года население не оплатило почти 13,8 млрд. грн. за потребленные за 11 месяцев услуги.
В абсолютном выражении наибольший прирост задолженности обеспечило население Днепропетровской (+1760,6 млн. грн.), Харьковской (+1319,9 млн. грн.), Донецкой (+1178,5 млн. грн.), Киевской (972,2 млн. грн.) Полтавской (720,9 млн. грн.), Запорожской (+710,2 млн. грн.), Одесской (667,2 млн. грн.), Луганской (+654,0 млн. грн.), Ивано-Франковской (615,4 млн. грн.) областей.
Рост долгов и уровень неплатежей не всегда коррелируются с уровнем доходов населения, а также с объемом государственных субсидий. Наибольший с начала года прирост долга обеспечили регионы, население которых занимает топовые места в рейтинге зарплат – Днепропетровская (5 место, 9237 грн.) и Донецкая (2 место, 9977 грн.) области, жители которых к тому же получили в январе-ноябре субсидий на сумму 6,95 млрд. грн., или 12,3% от их общего объема по стране.
В разрезе видов коммунальных услуг наибольшие размеры задолженности накоплены по поставкам газа, централизованному отоплению и подаче горячей воды.
Газ. Уровень платежей в январе-ноябре 2018 года составил 78,3%, что в результате сохранило за этой услугой «лидерство» среди всех других коммунальных услуг по размеру задолженности – более 22,1 млрд. грн.[1](это почти 46% от всей задолженности за коммунальные услуги). Если еще на начало года пять регионов имели переплату за газ (Ивано-Франковская, Ровенская, Черкасская, Кировоградская, Винницкая области), то по состоянию на начало ноября только у ровенщины сохранялся позитивный баланс в ее пользу (74 млн. грн. переплаты), а на начало декабря задолженность возникла и у нее (20,7 млн. грн.).
Наиболее критическая ситуация с уровнем оплаты газа – в Луганской (55,7% от начисленного), Донецкой (59,7%), Черниговской (63,3%), Ивано-Франковской (67,7%) и Кировоградской (69,5%) областях. В Ивано-Франковской области -207,6 млн. грн. авансовой переплаты превратились в задолженность в размере 270,6 млн. грн. Винницкая область, имевшая на начало года переплату в размере 3,2 млн. грн., на начало декабря сформировала долг в сумме 379,6 млн. грн. Высокие темпы прироста задолженности – в Хмельницкой (+503,2%), Черниговской (+333,0%), Сумской (+295,3%), Херсонской (+209,4%) и Тернопольской (+187,3%) областях – при средних по стране темпах прироста долгов - +83,3%. В абсолютном выражении с начала года наиболее существенно выросла задолженность населения Киевской (+883,9 млн. грн.), Днепропетровской (+849,9 млн. грн.), Харьковской (+828,2 млн. грн.), Донецкой (+755,3 млн. грн.), Львовской (+690,3 млн. грн.), Полтавской (+659,4 млн. грн.), Одесской (+590,0 млн. грн.) областей, чей общий вклад в прирост общеукраинской задолженности за газ (+5257,1 млн. грн.) превысил 52%. В девяти регионах долги населения за газ превышают 1 млрд. грн., и на них суммарно приходится почти ? всей задолженности по этому энергоресурсу. Это Харьковская (2503,1 млн. грн.), Днепропетровская (2465,1 млн. грн.), Киевская (2490,4 млн. грн.), Одесская (2092,5 млн. грн.), Львовская (1774,1 млн. грн.), Полтавская (1312,7 млн. грн.), Донецкая (1177,1 млн. грн.), Закарпатская (1057,7 млн. грн.), Запорожская (1019,5 млн. грн.) области. Только с начала года количество регионов-членов «клуба миллиардеров» выросла в 1,5 раза (с шести до девяти).
Ситуация с расчетами за газ рискует еще более обостриться в свете реализованного решения о дальнейшем повышении тарифов на газ с 1 ноября 2018 года. Как свидетельствует практика предыдущих повышений коммунальных тарифов, такие последствия наблюдались практически после каждого пересмотра тарифов в сторону их увеличения.
Централизованное отопление и поставки горячей воды. Вторая по масштабу статья в общей «корзине задолженности» - 13,6 млрд. грн. (почти 29% от всей задолженности). Расчеты за потребленное тепло и горячую воду всегда носили ярко выраженный сезонный характер – существенный рост в отопительный сезон, и сокращение – с конца весны по начало нового отопительного сезона, когда часть населения, получив более «легкие платежки», пользовалась шансом подсократить долги (этому «помогали» и традиционные летние отключения горячей воды, которые также приводили к нулевым или меньшим платежкам по этой коммунальной услуге).
Не стал исключением и 2018 год. За первые три месяца года задолженность за отопление и горячую воду увеличилась на 4,4 млрд. грн. (с 11,1 до 15,5 млрд. грн.), а с апреля по октябрь – сократилась на 5,5 млрд. грн., опустившись ниже отметки в 10 млрд. грн. Эта услуга стала единственной из всех, по которой было зафиксировано уменьшение долгов. Еще по итогам 9 месяцев в среднем по стране уровень оплаты за тепло и горячую воду составил 107,1%. Однако и тут октябрь и особенно ноябрь внесли свои коррективы, опустив уровень платежей по итогам 11 месяцев до 91,1%, а размер задолженности – увеличив на 22,9%.
В региональном разрезе в уровне платежной дисциплины – крайне неоднородная картина. С одной стороны, потребители Закарпатской области, оплатившие 104,6% потребленной услуги, Одесской – 100,8%. На другом полюсе - Кировоградская (73,7%), Луганская (74,8%), Ровенская (80,1%), Донецкая (80,2%) области. Задолженность потребителей Волынской области с начала года выросла на 170,7%, Ровенской – на 95,2%, Хмельницкой – на 89,3%, Тернопольской – 69,6%, Черниговской – 65,9%. Сократилась задолженность за отопление и горячую воду только в Одесской (на 14,2 млн. грн.) и Закарпатской (на 0,071 млн. грн.) областях.
В абсолютном выражении наиболее выросли долги населения в Харьковской (+439,7 млн. грн.), Донецкой (+348,8 млн. грн.) областях, Киеве (+281,2 млн. грн.), Запорожской (+224,8 млн. грн.) и Днепропетровской (+221,8 млн. грн.) областях. Суммарно это пятерка обеспечила почти 60% от общеукраинского прироста задолженности.
Почти 79% всей накопленной задолженности приходится всего на восемь регионов. За столицей – более, чем каждая пятая гривна долга (3,1 из 13,6 млрд. грн.). Кроме нее, в тройке лидеров, значительно оторвавшихся от других регионов – население Харьковской (2317,7 млн. грн.) и Днепропетровской (1918,0 млн. грн.) области. Значительная задолженность накоплена также в Донецкой (1117,6 млн. грн.), Запорожской (867,0 млн. грн.), Одесской (568,8 млн. грн.), Киевской (445,1 млн. грн.) и Полтавской (403,9 млн. грн.) областях.
Содержание домов и придомовых территорий. Долги за эту услугу заметно меньше, чем за газ и отопление/горячую воду, но, тем не менее, они к началу декабря превышали 4 млрд. грн., увеличившись с начала года ровно на треть. Общий уровень платежей – 91,9%, стал самым высоким среди всех прочих видов коммунальных услуг, но в ряде регионов он был ниже (например, в Луганской области – 78,9%, в Днепропетровской – 83,8%, в Закарпатской – 86,9%, в Запорожской – 87,7%).
Наибольшие темпы роста долгов за содержание домов и придомовых территорий с начала года отмечены в Полтавской (72,3%) и Запорожской (+66,8%) областях – это вдвое превышает общеукраинские показатели. Высокими темпами наращивали долги также Хмельницкая (+59,2%), Черниговской (+57,8%) и Винницкая (54,0%) области. Наибольший удельный вес в абсолютном выражении в рост долгов внесли Днепропетровская область (+243,0 млн. грн.), Киев (+147,3 млн. грн.), Запорожская (+98,3 млн. грн.), Харьковская (+89,8 млн. грн.) и Донецкая (+60,5 млн. грн.) области. На них приходится почти 64% от общего прироста задолженности за содержание домов и придомовых территорий (+1009,8 млн. грн.).
Наиболее критичный уровень долгов накоплен в Днепропетровской области (831,3 млн. грн.) и Киеве (795,3 млн. грн.) – это более 40% от общей задолженности. Население Донецкой области задолжало за услугу содержания домов и придомовых территорий 373,3 млн. грн., Харьковской – 316,6 млн. грн., Одесской – 252,1 млн. грн., Запорожской – 245,5 млн. грн., Киевской – 160,6 млн. грн., Львовской – 117,5 млн. грн. На вышеупомянутые регионы приходится почти 77% всей задолженности.
Централизованные поставки холодной воды и водоотвод. Задолженность за эту услугу почти достигла 3,1 млрд. грн., уровень оплаты – 88,4% (хуже платили только за газ), при этом отмечены крайне высокие темпы роста задолженности (+74,2% - больше опять-таки только по газу).
Население Луганской области оплатило всего 68,2% от потребленной услуги, Ровенской – 77,1%, Черновицкой – 82,3%, Донецкой – 82,8%. Если на начало года четыре области имели переплату за холодную воду (Тернопольская, Кировоградская, Черниговская и Черновицкая), то к началу декабря должниками были все 25 регионов страны. В Кировоградской области переплата -6,0 млн. грн. превратилась в долг 29,2 млн. грн., в Черниговской области «минус» 3,2 млн. грн. – в долг 24,7 млн. грн., Тернопольской области переплата в 8,4 млн. грн. – в долг в 11,5 млн. грн.
При средних темпах роста задолженности по стране в размере +74,2% потребители Ивано-Франковской области нарастили долги на 4168,7%, Черкасской – на 1169,8%, Ровенской – на 1155,9%, Хмельницкой – на 805,1%, Львовской – на 612,7%, Житомирской – на 379,7%, Сумской – на 364,6%, Волынской – на 226,5%, Винницкой – на 216,1%. И хотя не эти регионы являются самыми масштабными должниками, но при таких темпах роста их вхождение в клуб лидеров – вопрос вполне обозримого будущего.
В абсолютных величинах наибольший вклад в прирост задолженности за холодную воду и водоотвод внесло население Киева (+174,8 млн. грн.), Днепропетровской (+171,6 млн. грн.), Донецкой (+155,6 млн. грн.), Харьковской (+130,2 млн. грн.) областей. Эти четыре региона обеспечили почти 49% общеукраинского прироста задолженности по этой услуге (+1301,3 млн. грн.). Топ-8 должников за холодную воду и водоотвод составляют Киев (657,8 млн. грн.), Днепропетровская (610,8 млн. грн.), Харьковская (357,2 млн. грн.), Донецкая (247,5 млн. грн.), Запорожская (159,9 млн. грн.), Одесская (131,3 млн. грн.), Киевская (105,6 млн. грн.) и Луганская (102,1 млн. грн.) области, на которые совокупно приходится более 77% общей задолженности.
Вывоз бытовых отходов. Общая задолженность на начало декабря превысила 568 млн. грн., увеличившись с начала года на 41,1%. Уровень платежной дисциплины составил 88,8%. В числе худших оказались Ровенская (81,9%), Днепропетровская (83,8%), Черниговская (84,3%), Луганская (84,6%) области.
Значительно более высокими темпами, чем в среднем по стране, выросла задолженность в Черниговской (+246,6%), Львовской (+110,9%), Хмельницкой (+105,4%), Кировоградской (+91,9%) Херсонской (+89,9%), областях. В абсолютных показателях наибольший прирост долгов обеспечило население Днепропетровской (+41,9 млн. грн.), Донецкой (+15,2 млн. грн.), Харьковской (+12,7 млн. грн.), Запорожской (+11,7 млн. грн.), которые совместно обеспечили более 56% от общего прироста задолженности (+165,6 млн. грн.). Безусловными лидерами по объемам накопленной на 1 декабря 2018 года задолженности являются Днепропетровская (139,7 млн. грн.), Харьковская (88,7 млн. грн.), Донецкая (58,3 млн. грн.), Одесская (41,8 млн. грн.), Запорожская (37,2 млн. грн.) области, на которые совокупно приходится более 64% всей задолженности по этой коммунальной услуге (365,7 из 568,3 млн. грн.).
Основными причинами, повлекшими рост долгов населения за коммунальные услуги, стали:
1. Углубление энергетической бедности населения стало следствием более высоких темпов роста жилищно-коммунальных тарифов по сравнению с ростом доходов населения
Начиная с 2014 года минимальный тариф на электроэнергию для населения увеличился в 4,2 раза (с 21,5 коп. до 90 коп.), стоимость газа – в 10 раз (с 850 до 8550 грн. за тыс. куб. м), стоимость отопления – в среднем в 4,2 раза (устанавливается для каждого поставщика услуги отдельно).
В то же время средняя зарплата выросла в 2,5 раза, средняя пенсия – всего на 80%, помощь по безработице – в 2,3 раза, а ряд выплат остаются неизменными с 2014 года (например, при рождении ребенка, выплата трудоспособным ВПЛ), или повысились меньшими темпами, чем рост коммунальных тарифов.
При этом государство снизило социальные нормативы потребления, в рамках которых предоставляются льготы или субсидии: по газу для индивидуального отопления – с 7 до 4,5 кубометра на 1 метр отапливаемой площади, по электроэнергии для индивидуального отопления – с 65 до 30 кВт*ч на 1 м отапливаемой площади, по газопоставкам (в зависимости от наявности плиты и/или водонагревателя) – в 1,7-1,9 раза.
Про рост энергетической бедности косвенно свидетельствует и растущая потребность населения в помощи от государства в части оплаты коммунальных услуг. Если в 2010 году при общем коммунальном счете по всей стране в размере 31,2 млрд. грн. населению понадобилось всего 2,3 млрд. грн. помощи от государства (7,3% от начисленного), то в 2017 году при счете в 86 млрд. грн. – уже 69 млрд. грн. (более 80%), а за 11 месяцев 2018 года при начисленных 91,9 млрд. грн. – более 56,7 млрд. грн. (+ почти 6,7 млрд. грн. задолженности бюджета), т.е. почти 69%, даже при том, что количество субсидиантов было сокращено вдвое, а сам размер субсидий уменьшился на треть.
2. Нехватка бюджетных ресурсов на покрытие растущего спроса на субсидии и недостаточно эффективная работа системы начисления субсидий.
Столкнувшись с опережающим ростом тарифов, почти каждая вторая семья вынуждена была обратиться за субсидией. В 2017 году субсидии на услуги ЖКХ, для покупки сжиженного газа, печного топлива были назначены 9,62 млн. семей – это исторический рекорд за годы независимости (справочно: количество субсидиантов в 2013 году – 2 миллиона семей). Это семьи, по которым было принято положительное решение о назначении и которые хотя бы один месяц в году получали субсидии. В апреле 2018 года (на конец отопительного сезона) в стране почти 6,8 млн. семей являлись получателями субсидий (это 45% от всех домохозяйств страны). В мае 2018 года после введения новых правил начисления субсидий право на них сохранили всего для 584,1 тысячи домохозяйств, но к концу первого полноценного отопительного месяца (ноября) количество субсидиантов увеличилось в 5,7 раза, превысив 3,35 млн. семей.
Бюджету становится все сложнее справляться с растущей потребность финансировать субсидии. Если в 2010 году на субсидии было потрачено2,3 млрд. грн.(0,95% от всех расходов по общему фонду), в 2013 году –7,4 млрд. грн.(2,0%, и в эти суммы укладывался еще и Крым с зоной АТО), в 2015 году –18 млрд. грн.(3,3%, уже без Крыма и зоны АТО), в 2016 году –47 млрд. грн.(7,3%), в 2017 году – около69 млрд. грн.(9,0%), а в бюджете-2018 потребности были оценены почти в71 млрд. грн.(7,8%).
3. Нехватка средств на субсидии провоцирует несвоевременное выполнение бюджетом взятых на себя обязательств.
Государство брало на себя два вида обязательств: 1) по предоставлению субсидий тем, кто не в состоянии самостоятельно оплачивать услуги ЖКХ; 2) по компенсации местным бюджетам разницы в тарифах, при их установлении в размерах ниже себестоимости для льготных категорий потребителей. На сегодняшний день есть проблемы и по первым, и по вторым обязательствам.
Усилившаяся нагрузка на бюджет приводит к задержкам перечисления субсидий и остановке программы компенсаций разницы в тарифах.
1.По итогам 2017 года государство оставалось должником производителей услуг ЖКХ в размере 25,9 млрд. грн. Эта сумма – треть от всех обязательств государства по субсидационной поддержке (88,85 млрд. грн.). Эти суммы приходилось брать из «субсидационного бюджета-2018», уменьшая таким образом реальный объем средств, который мог быть выделен на субсидии в 2018 году, с 71 млрд. грн. до чуть более 45 млрд. грн.
По состоянию на 1 декабря 2018 года задолженность перед поставщиками ЖК-услуг составила почти 6,7 млрд. грн., увеличившись всего за один ноябрь месяц на 2,5 млрд. грн. За 11 месяцев было израсходовано уже 56,7 млрд. грн., предназначенных для выплаты субсидий, что на более чем на 10 млрд. грн. превышает объем денег, оставшихся после погашения прошлогодних долгов.
2.Почти 19 млрд. грн. достигли обязательства государства по компенсации разницы в тарифах за предоставленные населению (а также бюджетным учреждениям) услуги по теплоснабжению и поставкам горячей воды. Бюджетом 2018 года на эти цели предусмотрено всего 1 млрд. грн., а в проекте бюджета на 2019 год такой программы вообще не предусмотрено.
4. В условиях углубления кризиса неплатежей и нехватки бюджетных средств на субсидии отсутствуют эффективные механизмов для сокращения задолженности.
Уже на протяжении многих лет потребителям, имеющим задолженность, предлагается лишь один-единственный инструмент – договора о погашении реструктуризированной задолженности. Эффективность его работы уже в течение длительного времени остается достаточно низкой. Ситуация с заключением таких договоров в 2018 году остается неблагоприятной. За 11 месяцев с начала года население не оплатило полученных услуг на почти 13,8 млрд. грн. Однако за это же время заключено договоров на рассрочку задолженности лишь на 479,5 млн. грн. (3,5%), а перечислено поставщикам ЖКХ средств в рамках заключенных договоров – всего 270,6 млн. грн. (2,0%).
В отдельных регионах – ситуация еще более катастрофическая. К примеру, в Запорожской области прирост долгов с начала года – +710,2 млн. грн., заключено договоров на реструктуризацию (с учетом ранее накопленной задолженности – более 2,3 млрд. грн.) – 120, на общую сумму 269,4 тысячи (!) грн. – менее чем на 0,01% от накопленной задолженности.
В Черновицкой области, население которой нарастило долги на 316,7 млн. грн., доведя этот показатель до уровня 418,7 млн. грн., заключено 87 договоров на реструктуризацию на общую сумму 301,7 тыс. грн., из которых погашено в январе-ноябре 2018 года всего 132,7 тысячи (!) гривен, или 0,03% от накопленной задолженности.
Аналогичная картина фиксируется по всем регионам страны, но инициатив по совершенствованию единственного инструмента сокращения долгов пока нет.
5. Наращиванию долгов способствует низкая энергоэффективность и высокий уровень потерь в системе ЖКХ
Речь идет не только о потерях у производителей услуг, которые связаны с крайней изношенностью производственных мощностей и инфраструктуры (по оценкам экспертов, более 70% коммунальной инфраструктуры исчерпали свой технологический ресурс).
Высоки и потери в немодернизированном жилищном секторе. Потенциал экономии здесь чрезвычайно велик. Подтверждение этого – пример, приведенный вице-премьер-министром Г.Зубко: восьмиподъездный дом, построенный в 1954 году, после термомодернизации стал платить в 4 раза меньше за тепло![2]И таких успешных примеров по стране – уже десятки[3]. Но проблема упирается в недостаток средств, выделяемых на реализацию мероприятий по повышению энергоэффективности. За 2017-2018 годы на энергосбережение государство выделило из бюджета всего 2,9 млрд. грн., в то время как на субсидии (т.е. по сути финансирование потерь и повышенного энергопотребления) – 144,9 млрд. грн., или в 50 раз больше, чем на энергосбережение. Повышение энергоэффективности и энергомодернизация не требуют длительного времени. При адекватном финансировании для большого количества многоквартирных домов уже к следующему отопительному сезону стоимость коммунальных услуг для населения могла бы стать как минимум на четверть меньше, что позволяло бы бОльшему числу получателей оплачивать их вовремя и в полном объеме.
Долги населения за коммунальные услуги создают значительные проблемы и для ЖК-сектора, и для государства.
Для жилищно-коммунального хозяйства это:
1) невозможность в полном объеме предоставлять услуги потребителям. К примеру, именно долги населения плюс несвоевременно выполняемые обязательства бюджета по компенсации разницы в тарифах стали первопричиной того, что почти половина столицы страны осталась в мае-октябре без горячей воды, а во многих городах страны наблюдаются проблемы со стартом и прохождением отопительного сезона;
2) осложнение или невозможность нормально вести свою хозяйственную деятельность, ремонтировать и модернизировать изношенную уже более чем на 70% инфраструктуру. Неплатежи подвесили практически весь ЖК-сектор под угрозу банкротства или как минимум ареста счетов исполнительной службой по искам его контрагентов.
Для государства долги – это в первую очередь огромные потери для бюджета. Долг населения перед коммунальщиками, который к началу декабря 2018 года составил уже (с учетом электроэнергии) 47,7 млрд. грн. (при налоговой нагрузке в Украине около 40%) привел к тому, что те, в свою очередь недоплатили бюджетам почти 20 млрд. грн. налогов и сборов, а это не много ни мало – треть от того, что предполагается направить на субсидии в 2019 году.
Проблема коммунальных долгов – это следствие системных проблем в треугольнике «тарифы – возможности населения – возможности бюджета».
В сбалансированном состоянии этот треугольник предполагает следующее:
1) тарифы достаточны для обеспечения безубыточной деятельности предприятий ЖКХ, реализации ими мероприятий по модернизации своего производства и инфраструктуры;
2) доходы подавляющего большинства (90%+) населения позволяют им самостоятельно оплачивать ЖК-услуги;
3) всем оставшимся гражданам из социально незащищенных категорий – выделяются субсидии за счет госбюджета, и заложенных в нем средств достаточно.
Однако сейчас «треугольник» разбалансирован по всем направлениям:
1) тарифы даже после их многократного повышения не позволяют предприятиям ЖКХ не только развиваться, но хотя бы предотвратить угрозу массового банкротства;
2) каждое второе домохозяйство не в состоянии оплачивать коммунальные расходы и нуждаются в субсидиях;
3) бюджету все сложнее справляться с выделением поддержки населению в виде субсидий, наблюдается недобор доходной его части, что ставит под угрозу возможность профинансировать даже заниженные объемы субсидационной поддержки. Задолженность бюджета по перечислению средств поставщикам услуг ЖКХ приобрела устойчивый характер.
Это вызвало необходимость ужесточить систему предоставления субсидий, предусмотрев многочисленные ограничения и барьеры для их получения населением. Но даже по новой модели количество субсидиантов в ноябре 2018 года (даже на фоне фиксируемого роста доходов населения, при отсутствии традиционно больших квитанций на тепло, а у многих – и на отключенную горячую воду) по сравнению с маем выросло почти в 5,7 раза. В разгар отопительного сезона количество субсидиантов может удвоиться (Премьер-министр Украины допускал увеличение возможного количества получателей субсидий до 7 млн. семей).
В свете повышения тарифов в рамках выполнения обязательств перед МВФ есть угроза, что бюджету все сложнее будет финансировать субсидии, и вопрос погашения бюджетных обязательств по субсидиям за прошлые периоды и ликвидации задолженности по разнице в тарифах останется нерешенным.
Еще большую остроту ситуации может добавить предстоящие повышение тарифов на электричество (до 2 грн./кВт в сравнении с нынешним минимальным тарифом – 0,9 грн./кВт), которое пока заморожено до середины 2019 года. Сегодняшние цены держатся, благодаря низкой закупочной стоимости атомной электроэнергии. Однако НАЭК «Энергоатом», чей дефицит финансирования уже достиг почти 14 млрд. грн., настаивает на повышении закупочных цен на атомную энергию вдвое. Это в свою очередь, спровоцирует по цепочке рост цен и на энергорынке, где доля «Энергоатома» составляет 55%, и для населения, причем в больших объемах, чем это прогнозируется сейчас. Далее по цепочке запуститься рост цен на холодное и горячее водоснабжение, водоотвод, поставки тепла и т.д.
Неплатежи и долги населения приводят к росту долгов и проблемам с расчетами между самими поставщиками услуг.Теплокоммунэнерго задолжали миллиарды гривен НАК «Нефтегаз Украины» за газ, который был отпущен для отопления жилых квартир и домов. Водоканалы стали хроническими крупными должниками облэнерго за электроэнергию, используемую в процессе водоснабжения и отвода воды от бытовых потребителей. Только в отличие от населения, на которое пока не распространяется система пеней и штрафов, между предприятиями и энергетиками она работает в полной мере, в разы увеличивая масштаб долгов в системе за счет выставленных друг другу штрафов, пеней, доначислений, перерасчетов и т.д. К примеру, чистые долги населения перед «Киевэнерго» за тепло составляли 2,3 млрд. грн., а далее по цепочке они сгенерировали долги «Киевэнерго» за газ уже в размере 4,8 млрд. грн. – вдвое больше, чем долг конечного потребителя (за счет долга государственного бюджета за льготы и субсидии в размере 1,1 млрд. грн. и еще 1,2 млрд. грн. - начисленных штрафов и пени, источников покрытия которых нет). Таким образом, общие долги населения в размере 47,7 млрд. грн. вполне могут на самом деле трансформироваться в сумму вдвое большую за счет долгов в сложных и густо переплетенных взаимоотношениях поставщиков различных услуг между собой, которые могут создать «эффект домино» и спровоцировать массовое банкротство предприятий отрасли.
Предприятия ЖКХ задолжали миллиарды гривен неуплаченных в бюджеты всех уровней налогов. Бюджет, в свою очередь, задолжал предприятиям ЖКХ почти 19 млрд. грн. некомпенсированной разницы в тарифах за услуги, отпускавшиеся населению и бюджетной сфере, а также еще около 6,7 млрд. грн. непрофинансированных субсидий.
Как распутать этот становящийся все более опасным и масштабным долговой клубок? Пока инициатив, позволяющих рассчитывать на кардинальное решение этого вопроса, а главное – практической работы в направлении их реализации, нет. А точечные решения (позволившие, например, вернуть горячую воду и обеспечить старт отопительного сезона в Киеве за счет выделения казначейством целевых средств в размере 750 млн. грн. для частичного погашения задолженности за газ) способны лишь на время разрядить ситуацию или оттянуть решение проблемы «на потом».
С учетом масштаба продолжающих нарастать, как снежный ком, долгов чрезвычайно важно как можно скорее сформировать алгоритм действий по решению этой проблемы и приступить к его реализации. Особое внимание необходимо обратить на три вопроса.
Во-первых, существенно сократить объем ранее накопленной и продолжающейся копиться задолженности.Учитывая, что каждая вторая гривна задолженности населения в 2019 году будет иметь срок возникновения за пределами установленного законодательством срока исковой давности, перспективы взыскания долгов в денежной форме видятся малореальными. По таким долгам наиболее рациональным для всех станет их списание с одновременным списанием аналогичных сумм по всех цепочке производителей и поставщиков услуг. По долгам, по которым еще есть год-два в рамках сроков исковой давности, стоило бы перезапустить механизм реструктуризаций, но сделать его при этом более интересным и привлекательным и для населения, и для производителей услуг ЖКХ (например, тем, кто готов погасить сразу 60% долга – оставшиеся 30% списываются, а 10% - реструктуризируются на 2 года; тем, кто сможет погасить 40% долга – 20% списываются и 40% реструктуризируются на 3 года и т.д.). Сделав этот механизм гибким и стимулирующим, есть вероятность минимум вдвое сократить размер задолженности.
Во-вторых, обеспечить выполнение обязательств государства по отношению к производителям услуг ЖКХ.Речь идет о необходимости скорейшего погашения задолженности перед поставщиками услуг по непрофинансированным субсидиям(6,7 млрд. грн.), а также погашении в течение разумного периода (например, в 2019-2021 году) невыплаченной компенсации разницы в тарифах (19 млрд. грн.) или проведения зачета на эту сумму путем списания задолженности предприятий перед государственным бюджетом.
В-третьих, чтобы уменьшить риски возникновения новых долгов, надо скорректировать тарифную и субсидиационную политику.
- В политике тарифообразования следует ускорить завершение перехода (там, где это еще не произошло) от методики cost+, в которой учитываются все пожелания производителей, к методике формирования граничной цены, в которую будут включены инвестиционные составляющие, но исключены неоправданные, неэффективные, непродуктивные издержки. Финансируемая потребителем инвестиционная программа производителя должна иметь короткие временные горизонты и четкие сроки, когда и на сколько в результате энергомодернизации производственных мощностей и инфраструктуры будут снижены тарифы для потребителя (например, инвестпрограмма на 2 года с повышением тарифа на этот период на 10% и снижением его через 2 года на 20%). Стимулирование устранения потерь – это самый верный путь к экономически обоснованным тарифам.
- В политике субсидирования необходимо предусмотреть более прозрачные и эффективные критерии для назначения субсидий, в основе которых должны лежать принципы: 1) государство помогает действительно нуждающимся, и главным критерием для определения их круга является доход;2) государство не дискриминирует и не вводит искусственные ограничения для уязвимых категорий при назначении субсидий (сейчас введены дополнительные барьеры для отсечения не обеспеченных, а уязвимых – безработных, гастарбайтеров, мелких ФОПов).
В-четвертых, необходимо:
- простимулировать масштабные мероприятия по повышению энергоэффективности и энергосбережению в жилом секторе, которые позволят уменьшить «коммунальный счет» для населения, повысив возможности по его своевременной и полной оплате;
- наладить 100%-ный коммерческий учет количества и качества коммунальной услуги, предоставляемой населению, чтобы потребитель оплачивал ровно то, что он потребил, а предоставление услуги несоответствующего качества освобождало бы его от насчитываемых сумм, или сокращало их размер пропорционально ухудшению качества реальной услуги по сравнению с установленными стандартами;
- приступить к реализации программы комплексной модернизации объектов энергетики и ЖКХ, замене инфраструктуры, изношенной более чем на 80%, на современные решения в этой сфере, способные в разы улучшить эффективность работы этого сектора.
Ирина Акимова, Владислав Мельник, Аналитический центр
«Новая социальная и экономическая политика» (НОСЭП)
[1]Без учета Житомирской области, которая закрыла информацию о долгах населения региона за газ, ссылаясь на законодательство о конфиденциальной информации…
[2]https://www.obozrevatel.com/economics/ukraintsam-obyasnili-kak-platit-za-otoplenie-v-4-raza-menshe.htm