ИТОГИ РАБОТЫ АПК В 2018 Г.

АГРАРНАЯ ОТРАСЛЬ В 2018 ГОДУ: ИСТОРИЧЕСКИЕ РЕКОРДЫ В РАСТЕНИЕВОДСТВЕ, СОХРАНЕНИЕ ПРОБЛЕМ В ЖИВОТНОВОДСТВЕ, НЕПРОСТЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ НА 2019 ГОД…

25/01/2019
Моніторингові продукти
ИТОГИ РАБОТЫ АПК В 2018 Г.

По информации Госстата, по итогам 2018 года сельскохозяйственное производство по сравнению с 2017 годом увеличилось на 7,8% (в сегменте растениеводства – на 10,7%, в сегменте животноводства – на 0,3%).

2018 год складывался для аграриев неоднозначно. С февраля по апрель фиксировалось падение объемов производства, по итогам шести месяцев случился настоящий прорыв (+11,4% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года ), но уже по итогам семи – сокращение на 1,0%. Рывок за три последующие месяца привел к тому, что в целом год закончился для аграриев «хеппи-эндом»: +7,8%, и это лучший результат с 2013 года, и шестой – за 27 лет Независимости.

Увеличили объемы производства и сельскохозяйственные предприятия (+12,1%), и хозяйства населения (правда, последние – значительно скромнее, всего на 2,2%).

Локомотивом роста оказалась под-отрасльрастениеводства, где зафиксирован рост объемов производства на 10,7%, в том числе на сельскохозяйственных предприятиях – на 14,8%, в хозяйствах населения – на 4,4%.

В ушедшем году аграрии столкнулись с непривычной погодной турбулентностью, из-за чего были серьезные опасения за судьбу урожая. Выход из зимы сложился очень удачно, но затем наступил морозный март, выпадал снег, и в результате весенняя посевная кампания вместо традиционных двух месяцев длилась всего один. Затем последовал практически сухой в плане осадков май, за которым наступил период затяжных дождей. Еще в середине лета профильное министерство прогнозировало скромный урожай зерновых и зернобобовых на уровне всего 60+ млн. тонн, к середине осени – заговорили о перспективах стать ему вторым по величине за все годы независимости (~64 млн. тонн), но октябрьско-ноябрьский рывок превзошел все ожидания, и страна получила новый исторический рекорд – 70,1 млн. тонн, или +8,2 млн. тонн к собранному годом ранее.

Растениеводы 22 из 24 регионов страны нарастили свои объемы производства. В лидерах – Черкасская ( +38,1%), Полтавская (+32,9%), Киевская (+31,1%), Кировоградская (+24,9%), Житомирская (+14,6%), Сумская (+14,2%), Винницкая (+14,0%), Черниговская (+13,4%) области.

Вместе с тем, сократили производство аграрии Запорожской (-17,0%) и Донецкой (-14,7%) областей. 

Обновлен исторический рекорд сразу по трем культурам – кукурузе ( 35,5 млн. тонн, против 30,9 млн. тонн в 2013 году), подсолнечнику (13,7 млн. тонн, против 13,6 млн. тонн в 2016 году) и сое (4,4 млн. тонн, против 4,2 млн. тонн в 2016 году). Урожай по этим культурам по сравнению с 2017 годом увеличился на 44%, 12% и 13% соответственно.

Вместе с тем , на 6% сократился урожай пшеницы (24,5 млн. тонн), на 12% - ячменя (7,3 млн. тонн) и сахарной свеклы (13,0 млн. тонн), на 20% - ржи (0,4 млн. тонн), на 30% - гречки (0,13 млн. тонн).

В рамках посевной кампании украинские аграрии посеяли , как и планировали, озимых зерновых на площади 7,2 млн. га, По сравнению с аналогичными показателями посевной кампании 2017 года всходы дали лучший результат: в слабом состоянии оказались 14% озимых зерновых и 8% рапса, тогда как годом ранее соответствующие показатели составляли 19% и 13% соответственно.

Рекордный урожай 2018 года позволяет рассчитывать и на обновление исторического рекорда по экспорту украинской аграрной продукции. По итогам 2018/2019 маркетингового года (заканчивается в июне-2019) ожидается поставки зарубежным покупателям примерно 47,2 млн. тонн зерновых и зернобобовых (в 2017/2018 году – 39,9 млн. тонн).

По результатам января-ноября 2018 года внешнеторговый оборот продукции агропромышленного комплекса достиг 21,9 млрд. дол. США или 23,1% всего внешнеторгового оборота Украины. Отечественный аграрный и пищевой экспорт за этот период увеличился на 621,4 млн. дол. США по сравнению с аналогичным периодом 2017 года и составил 17,0 млрд. дол. США.

Экспорт продукции растениеводства вырос на 489,1 млн. дол. США и достиг 15,7 млрд. дол. США.

Основу аграрного экспорта по итогам 11 месяцев 2018 года составили зерновые культуры с долей 38,1%, масло - 23,4% и семена масличных культур - 10,5%. Кроме того, украинские производители активно экспортировали сахар ( на 196,6 млн. дол. США), шоколад и другие продукты, содержащие какао (158,4 млн. дол. США), хлебобулочные, кондитерские изделия (140,8 млн. дол. США), масло соевое (139,5 млн. дол. США).

Региональная структура аграрного экспорта оставалась стабильной: крупнейшим рынком традиционно стали страны Азии, куда было экспортировано отечественной продукции на 7,3 млрд. дол. США. На втором месте - страны Европейского Союза ( 5,6 млрд. дол. США), на третьем - страны Африки (2,2 млрд. дол. США).

Традиционно все сложно было в под-отраслиживотноводства. В ней зафиксирован прирост объемов производства всего на 0,3%. Сельскохозяйственные предприятия показали рост на 2,8%, хозяйства населения – падение на 1,9%.

Если растениеводство уже не только преодолело последствия кризиса 2014-2015 годов и превзошло результаты 2013 года, то в сфере животноводства по итогам 2018 года удалось выйти на уровень только 94,7% от результатов 2013 года.

Падение объемов производства зафиксировано в 11 из 24 регионов, наиболее существенно – в Одесской (-7,8%), Николаевской (-4,3%), Запорожской (-3,9%), Днепропетровской (-3,5%), Полтавской (-2,8%) областях.

Лидерами роста стали Винницкая (+4,3%), Киевская (+4,0%) и Луганская (+2,9%) области, в остальных показавших позитивную динамику регионах результат не превысил +2,0%.

Невзирая на рост надоев молока на одну корову молочных пород производство молока в стране сократилось на 3,0%. Самыми проблемными в отношении этого продукта стали Закарпатская (-25,3%), Ивано-Франковская (-22,7%), Черновицкая (-18,3%), Полтавская (-10,9%) области.

На 8,0% выросла реализация на забой овец и коз, на 6,1% - домашней птицы, на 4,1% - производство яиц.

Вместе с тем, на 9,4% сократилась реализация мяса крупного рогатого скота, на 3,6% - свиней, выращивание в живой массе – на 6,3% и 1,2% соответственно.

Выращивание крупного рогатого скота наиболее высокими темпами сократилось в Закарпатской (-43,9%), Черновицкой (-27,0%), Полтавской (-15,9%), Луганской (-15,3%) областях, свиней – в Закарпатской (-29,9%), Луганской (-25,5%), Днепропетровской (-18,3%) и Одесской (-15,6%) областях.

Одним из самых сложных, можно сказать системных, стоящих на протяжении уже 27 лет вызовов является стойкое снижение поголовья практически всех видов домашнего скота (кроме птицы).

Всего за год по состоянию на 1.1.2019 поголовье крупного рогатого скота уменьшилось на 4,3% (в т.ч. в Николаевской области – на 29,4%, Винницкой – на 13,2%, Запорожской – на 8,1%, Львовской – на 7,2%). На 2,0% сократилось поголовье свиней (в т.ч. в Одесской области – на 27,8%, Херсонской – на 13,5%, Николаевской – на 10,7%, Волынской – на 9,5%). На 3,1% сократилось стадо овец и коз (в т.ч. в Николаевской области – на 28,4%, Винницкой – на 17,0%).

Тенденция сокращения поголовья домашнего скота не меняется уже 27 лет! За годы независимостипоголовье крупного рогатого скота уменьшилось в 7,3 раза ( с 24623,4 до 3378,8 тыс. голов), в т.ч. коров – в 4,3 раза (с 8378,2 до 1967,6 тыс. голов), свиней – в 3,2 раза (с 19426,9 до 5986,5 тыс. голов), овец и коз – в 6,6 раз (с 8418,7 до 1269,0 тыс. голов).

Не удалось переломить этот процесс даже невзирая на то, что в 2018 г. году на поддержку животноводов было выделено почти 2,4 млрд. грн., направленных на дотации на содержание коров и молодняка, частичную компенсацию затрат на воспроизводство племенных животных и создание новых животноводческих комплексов. 

Вместе с тем, экспортный потенциал животноводства несколько увеличился: за 11 месяцев 2018 года зарубежным потребителям поставлено продукции на 132 млн. дол. больше, чем годом ранее, достигнув 1,3 млрд. дол. США.

Вместе с тем, в 2019 году динамику роста аграрной отрасли будет сдерживать ряд системных факторов.

Во-первых, это отсутствие государственной стратегии развития аграрной отрасли.Ныне ключевым программным документом для сектора является Стратегия развития аграрного сектора экономики Украины до 2020 года, утвержденная в декабре 2013 года, и в значительной мере уже устаревшая. В связи с этим еще в конце декабря 2015 года была утверждена Концепция новой Государственной целевой программы развития аграрного сектора экономики на период до 2020 года, предусматривающая разработку и утверждение вышеупомянутой госпрограммы до конца апреля 2016 года. Профильное министерство не выполнило поручение Правительства, но реакция на это появилась лишь в феврале 2018 года, и она оказалась довольно странной: Кабинет Министров принял решение, что срок действия неутвержденной программы должен быть продлен до 2021 года. По состоянию на январь 2019 года проекта Госпрограммы по прежнему нет, и уже встает вопрос – а насколько вообще нужна такая программа с горизонтом планирования всего на 2 года – с учетом масштабов аграрной отрасли, которая по итогам 2018 года должна дать 10,7% ВВП страны? По мнению экспертов, есть смысл уже начинать работу над программой, которая охватит период как минимум до 2030 года… 

Во-вторых, это «отложенный» в очередной раз рынок сельскохозяйственных земель,из-за продления уже в десятый раз соответствующего моратория.И хотя он пролонгирован всего на год, уже сейчас можно смело прогнозировать, что де-факто мораторий не снимется как минимум до 2021 года. Для нынешнего состава парламента запрет на продажу сельхозземель – один из немногих консолидирующих вопросов для всех представленных в нем фракций и групп. Рассчитывать на радикальную смену позиции по этому вопросу до выборов – не приходится. Новый же состав парламента соберется на свое первое заседание в середине декабря 2019 года, и его первоочередными задачами станут регламентные вопросы (формирование фракций и групп, руководства ВРУ и парламентских комитетов, консультации относительно состава нового правительства), а также принятие бюджета на 2020 год. В этих условиях с большой долей вероятности можно предполагать, что до пакета «аграрно-земельных законов руки просто не дойдут», и Украина и в 2020 год сохраниться в клубе всего из шести стран, где законодательно запрещен рынок сх земли (помимо нас – это Конго, Таджикистан, КНДР, Куба и Венесуэла). Отсутствие прозрачного рынка земли – это очень четкий негативный сигнал для инвесторов, в которых очень нуждается аграрный сектор Украины. Сегодняшний рост агропроизводства в Украине достигается в основном за счет расширения посевных площадей – и это анахронизм для XXI века, в котором страны-лидеры по уровню АПК «берут вверх» за счет селекционной работы, усовершенствования агротехнологий, повышения качества удобрений и средств защиты растений, уменьшения производственных потерь.

В-третьих, это неэффективность нынешней модели господдержки.

Аграрии пока так и не отошли от негативных последствий отмены действия специального режима по НДС , действовавшего с незначительными изменениями практически с 1998 года и позволившего вывести стагнировавшую первые годы независимости отрасль в лидеры национальной экономики, оставляя ежегодно в распоряжении аграриев 20-25 млрд. грн. дополнительных оборотных средств, а с учетом динамики последних двух лет – вполне могущей в 2018 году составлять до 30 млрд. грн.

Сложная нынешняя многоканальная система господдержки аграриев, заменившая спец-режим по НДС, смогла предложить втрое меньше ресурса, чем тот, которым располагали сельхозтоваропроизводители до 2017 года. К тому же она оказалась несовершенной – и потому недостаточно востребованной со стороны аграриев. Почти 2,1 млрд. грн. из общего объема господдержки (6,3 млрд. грн.) в 2018 г. так и не была выбраны адресатами, и впоследствии перераспределены на другие статьи расходов государственного бюджета.

В-четвертых, это меняющаяся не в пользу Украины конъюнктура внешних рынков. Согласно индексу ФАО, цены на зерновые за последний календарный год практически не менялись (индекс на март-2018 – 165,4, декабрь-2018 – 167,1), но в связи с высокими урожаями в ряде стран (в т.ч. и в Украине) вряд ли станут расти. По остальным позициям основной тренд – снижение: мясо – со 171,0 (март-2018) до 163,6 (декабрь-2018), молочная продукция – со 197,4 до 170,0, растительные масла – со 156,8 до 125,8, сахар – со 185,5 до 179,6.

В-пятых, это углубление проблем производственного характера: 1) старение парка сельскохозяйственной техники (невзирая на выделенные в 2018 году 531,7 млн. грн. средств господдержки на удешевление сельхозтехники и оборудования), усугубляемое стагнацией в отечественном сельхозмашиностроении, которое даже при наличии средств вряд ли сможет обеспечить техническое обновление отрасли ; 2) недоступность кредитов – ставка по ним в декабре превышала 20%, в то время как рентабельность в отрасли за январь-сентябрь 2018 года составляла всего 3,9% ; 3) логистические проблемы, прежде всего сгенерированные «Укрзализныцей»: неподача и задержки с подачей вагонов обострились к концу осени до такой степени, что Правительству пришлось создать специальный штаб по ежедневному мониторингу ситуации с вывозом аграрной продукции.

В-шестых, это недостаточное внимание к развитию аграрной науки и ее в силу этого постепенная деградация. Если в 2013 году только прямое бюджетное финансирование фундаментальных и прикладных исследований в системе Национальной академии аграрных наук составляло в эквиваленте 82,5 млн. дол. США, то в 2018 году сумма бюджетной поддержки сократилось всего до 44,0 млн. дол. США, а в бюджете 2019 года предусмотрен эквивалент 43,5 млн. дол. США. В таких условиях отечественная аграрная наука вряд ли сможет добиться серьезных достижений в селекционном и племенном деле, технологиях восстановления качества земель и повышения урожайности, которые бы помогли отечественным аграриям повысить свою конкурентоспособность и эффективность.

В-седьмых, это политическая и кадровая неопределенность. И речь здесь идет не столько о предстоящем избирательном цикле, сколько об отсутствии во главе отрасли и ее ключевых компонентов стабильных полноценных руководителей. По сути, полтора года Министерство аграрной политики проработало без министра: Т.Кутовый, подавший в отставку еще весной 2017 года, был отпущен Верховной Радой со своего поста лишь в конце ноября 2018 года. В отличие от Минфина и Минветеранов, получивших своих полноправных и полномочных руководителей, Минагрополитики в «пакет кадровых голосований» не попало, и крайне велика вероятность, что во главе ведомства и весь наступивший год будет и.о., который на заседаниях Правительства имеет лишь право совещательного голоса. Вряд ли в таких условиях следует ожидать каких-либо прорывных инициатив (той же упомянутой Стратегии, или хотя бы Государственной целевой программы, не говоря уже о «дорожной карте» по подготовке к запуску рынка земли), способных поспособствовать ускоренному развитию сектора, и его деятельность будет сосредоточена в основном на обеспечении текущей аппаратной работы ведомства. Крупнейшими субъектами государственного сегмента аграрного сектора («Укрспиртом», «Украинской государственной продовольственно-зерновой корпорацией»), в значительной мере формирующие рынок спирта и зерна, также уже длительный срок руководят и.о. или временно исполняющие обязанности, а процесс реформирования этих далеко не беспроблемных структур ожидаемо «поставлен на паузу».

Аграрный сектор экономики Украины в 2018 году продемонстрировал прирост объемов производства на 7,8%, и это стало лучшим результатом с 2013 года и шестым – за всю историю Независимой Украины.

Вместе с тем, накопленные и предполагаемые неблагоприятные факторы и риски поставят под большое сомнение возможность повторить или превзойти достигнутый результат в 2019 году.


НоСЭП