ГОСБЮДЖЕТ - 2018 НЕ ВЫПОЛНЕН ПО ДОХОДАМ И РАСХОДАМ

28/02/2019
Моніторингові продукти
ГОСБЮДЖЕТ - 2018 НЕ ВЫПОЛНЕН ПО ДОХОДАМ И РАСХОДАМ

Главное

По итогам  2018 г. бюджет не выполнен ни по доходам, ни по расходам:

План подоходам(с учетом изменений) не выполнен на 1,9% или 18,5 млрд. грн.

Расходы недофинансированына 5,0% или на 48,3 млрд. грн. от плана (с учетом изменений). По целому ряду статей расходов развития и социальной поддержки населения финансирование даже не было открыто, а часть расходов профинансирована в последние месяцы, что создало риски эффективного использования этих средств. Так, в последний месяц 2018 г. оборона получила 23% годового финансирования, медицина, культура, охрана окружающей среды – более 30% финансирования, экономическая деятельность – 21% годового финансирования.

С учетом значительного недофинансирования плана по расходам, более низкий ( в сравнении с запланированным)дефицит госбюджетапо итогам года существует только на бумаге. Если бы правительство профинансировало все расходы, предусмотренные планом (с изменениями), то дефицит госбюджета составил бы 107,5 млрд. грн. (т.е. в 1,8 раза больше).  

Доходы

По данным Госказначейства, за январь-декабрь 2018 г. в госбюджет поступило 928,1 млрд. грн., что на 134,7 млрд. грн. (+17,0%) больше, чем в 2017 году. План доходов общего фонда госбюджета по итогам года недовыполнен на 1,1% или на 9,2 млрд. грн. Всего (по общему и спецфонду) план доходов, установленный законом о госбюджете и вносившимися в него изменениями, перевыполнен на 1,1% или на 10,1 млрд. грн.

Подбивая итоги 2018г., в Минфине поспешили сообщить, что план доходов по общему и специальному фонду перевыполнен[1]. Это не совсем так. При анализе выполнения годового бюджета по доходам необходимо смотреть на показатель плана, который учитывает корректировки, вносившиеся как путем принятия изменений в закон о бюджете, так и без них. Последние возможны в случае изменения плана доходов по спецфонду, прежде всего, по неналоговым поступлениям (напр., собственным доходам бюджетных учреждений, которые полностью учитываются по спецфонду). План таких доходов с учетом всех изменений корректируется Кабмином на протяжении года и учитывается Госказначейством в отчетах о выполнении бюджета (в отчетности Госказначейства – это колонка «план с учетом изменений»).

В 2018 г. план с учетом изменений (по общему и спецфонду) за 2018 г. по доходамнедовыполнен на 1,9% или на 18,5 млрд. грн[2].Эти же цифры невыполнения госбюджета по доходам озвучили 20.02.2019 Глава Госказначейства, выступая с публичным отчетом по итогам работы своего ведомства в 2018 г.[3]

Выполнениепланаотдельных статей доходов было неравномерным.Недобор от плана по внутренним налогам (- 15,1 млрд. грн. по сравнению с планом), рентным платежам ( - 1,3 млрд. грн.), отчислениям прибыли НБУ (- 5,9 млрд. грн.), доходам от спецконфиската (-4,7 млрд. грн.) был частично компенсирован ростом губительных для инвестиций прямых налогов и отчислений госпредприятий (налога на прибыль +14,6 млрд. грн., НДФЛ +0,6 млрд. грн., доходов от госпредприятий + 3,4 млрд. грн.), а также за счет получения сверх- плановых разовых доходов, таких как плата за лицензии 4 G (+1,5 млрд. грн.).

Доходы госбюджета в 2018 г., % выполнения плана

 

План(c учетом изменений)

факт

?, млрд. грн.

?, %

НДФЛ

91,1

91,7

0,6

0,7

Налог на прибыль

82,3

96,9

14,6

17,7

Рента за пользование природными ресурсами

46,5

45,3

-1,3

-2,7

Акциз (внутреннее производство)

78,1

71,1

-7,0

-8,9

Акциз (импорт)

46,0

47,7

1,7

3,7

Внутренний НДС + возмещение

84,3

79,1

-5,2

-6,1

НДС (импорт)

300,1

295,4

-4,7

-1,6

Ввозная пошлина

28,1

26,6

-1,5

-5,4

Доходы от госпредприятий

36,3

39,7

3,4

9,3

Средства, перечисляемые НБУ

50,5

44,6

-5,9

-11,7

Плата за админуслуги

8,2

10,2

2,0

24,3

Др. неналоговые поступления

12,8

12,4

-0,4

-3,0

Собственные доходы бюджетных учреждений

52,6

46,7

-5,9

-11,3

Спец. конфискация

4,7

0,0001

-4,7

-100

Всего

946,6

928,1

-18,5

-1,9

Источник: Госказначейство

В разрезе доходов наибольший недобор зафиксирован па таким статьям:

Внутренний НДС включая возмещение («минус» 5,2 млрд. грн.).По данным Минфина недобор произошел из-за увеличения объёма возмещения НДС. В 2018 г. возмещено НДС на сумму 131,7 млрд. грн. против 120,1 млрд. грн. годом ранее. В то же время, несмотря на автоматическое возмещение НДС, задолженность по его компенсации из бюджета за 2018 г. выросла на 13,4 млрд. грн.Если на 1 января 2018 г. она составляла 15,3 млрд. грн., то на 1 января 2019 года – уже 28,7 млрд. грн.[4]

Акциз на произведенные в Украине товары (- 7 млрд. грн.).Основная причина - сокращение легальных объемов производства и тенизация рынка табачных изделий на фоне роста акцизов на 30%. По данным Укрстата, производство табачных изделий в Украине упало за 2018 год на 8,5 %.[5]

Рента за пользование природными ресурсами (-1,3 млрд. грн.).Основной фактор снижения доходов – использование непрозрачных схем взаимозачетов в предыдущем бюджетном периоде. Так, в декабре 2017 года авансом было уплачено 4,8 млрд. грн. рентных платежей, которые были запланированы на 2018 год.[6]

НДС на импорт (-4,7 млрд. дол.) и ввозная пошлина (-1,5 млрд. грн.). Недобор по импортному НДС и ввозной пошлине, как и в целом по налогам на импорт, объясняется  меньшими, чем ожидались, темпами девальвации гривны (по итогам 2018 г. среднегодовой курс гривны по отношению к доллару составил 27,2 грн./дол, тогда как план доходов верстался на прогнозном курсе 29,3 грн./дол). По данным Госказначейства, таможенные органы не выполнили план по доходам общего фонда на 2018 г. на 1,4%, недобрав 4,7 млрд. грн.

Доходы от НБУ (-5,9 млрд. грн.). В 2018 г. в госбюджет перечислено 44,6 млрд. грн. поступлений  от превышений доходов над расходами НБУ. При этом Законом о госбюджете на 2018 г. были предусмотрены поступления от НБУ в сумме 50,5 млрд. грн.

Кроме того, на недобор плановых показателей доходов бюджета повлиял рост налоговых долгов предприятий.Сумма налоговых долгов предприятий по состоянию на 1.01.2019 г. превысила 101,5 млрд. грн., увеличившись за год на 10.1 млрд. грн. Кроме того, предприятиям за год также списали налоговых обязательств на  4 млрд. грн. Наибольшими должниками являются энергетические, в том числе угольные, государственные компании во главе с Укрнафтой (14,1 млрд. грн.).[7]

Недобор по этим доходам был частично компенсирован за счет:

Налога на прибыль (+14,6 млрд. грн.) и доходов от госпредприятий (+3,4 млрд. грн.).Основная причина – это рост отчислений от НАК Нефтегаз , уплатившей в отчетном периоде налог с рекордной прибыли, полученной в 2017 г.[8]

Доходов от продажи лицензий. В 2018 году Украина получила плату за лицензии 4G в размере 8 млрд. грн. Это разовые доходы, которые в 2017 году не планировались и не поступали.[1] Вопреки рекомендациям МВФ доходы от платы за лицензии учитываются Минфином в доходах, а не в части финансирования дефицита бюджета.

НДФЛ (+0,6 млрд. грн.).Причина – сохраняющиеся высокие темпы роста номинальной зарплаты (+24.8% в январе - декабре 2018 г. против 2017 г.), что в т.ч. связано с административным увеличением минимальной зарплаты (МЗП), которая выросла на 16,3% за 2018 г (большинство работников получают зарплаты в пределах 1–2 МЗП).

Расходы

В 2018 году расходы госбюджета, как и доходы, также увеличились на 17%.В частности, за 12 месяцев 2018 г. расходы госбюджета составили 985,8 млрд. грн., что на 146,4 млрд. грн. (+17%) больше, чем в 2017 г.

На какие статьи пошел прирост расходов?

Из этого прироста расходов в 146,4 млрд. грн., в абсолютном выражении больше всего денег было направлено на межбюджетные трансферты (+18% увеличения или 26,3 млрд. грн.), финансирование дефицита Пенсионного фонда (12% или + 17 млрд. грн.), общественного порядка (20% или + 29 млрд. грн.), на оборону (+15% или 22,7 млрд. грн.). На госуправление было направлено 11% от прироста или 15,5 млрд. грн. При этом на финансирование здравоохранения и образования было выделено дополнительно всего по 5,9% и 3,0% соответственно от прироста расходов.

Согласно казначейской отчетности, план расходов бюджета, установленный Законом о госбюджете на 2018 г., недовыполнен на 0,6% или на 6,1 млрд. грн. При этом план расходов общего фонда недовыполнен на 2% или на 21,9 млрд. грн.

В то же время, план расходов на 2018 годс учетом измененийнедовыполнен на 48,3 млрд. грн. или на 5%. Недофинансирование расходов – это скрытый дефицит бюджета.

Наименьшийуровень выполнения плана с учетом изменений отмечается по таким сферам какЖКХ(план недовыполнен на 28,5% или 0,12 млрд. грн.),образование(11,1% или 5,5 млрд. грн.),поддержка экономики(14,6% или на 10,8 млрд. грн.), охрана окружающей среды (14,6% или 0,9 млрд. грн.)

Следует отметить, что выполнение плана было подкорректировано декабрьскими изменениями в закон госбюджете, урезавшими план расходов по отдельным статьям, по которым наблюдалось отставание в течении всего года. В частности была сокращена программа помощи семьям с детьми и лицам с инвалидностью на 7,2 млрд. грн., господдержка животноводства - на 1,0 млрд. грн., поддержка сельхозпроизводителей – 0,3 млрд. грн. За счет этих средств было увеличено финансирование дефицита Пенсионного фонда на 10,7 млрд. грн.

При этом в 2018 году так и не получили запланированного финансирования либо получили его в незначительных объемах целый ряд значимых социально-экономических программ:

Из социальной сферы.Не израсходовано ни копейки на меры по реабилитации больных ДЦП, компенсацию работодателю взносов по ЕСВ, улучшение качества лучевой терапии при лечении онкозаболеваний и внедрение медицинской информационной системы в Национальном институте рака. Следует отметить что другие социальные статьи не получали равномерного финансирования, что позволяет предположить низкое качество предоставляемых услуг. Примером такой программы является реабилитация детей инвалидов, которая получила практически всю сумму финансирования в последнем месяце года.

Финансирование отдельных социальных статей в 2018 г., млн. грн.

 

план с учетом изменений

факт

Заходи із реабілітації хворих на дитячий церебральний параліч

14,15

0,0

Покращення якості променевої терапії при лікуванні онкологічних захворювань в Національному інституті раку

22,3

0,0

Запровадження медичної інформаційної системи в Національному інституті раку

15,2

0,0

Компенсація роботодавцю частини фактичних витрат, пов’язаних зі сплатою ЄСВ

800

0,0

Источник: Госказначейство Украины

По поддержке местного самоуправления.Ни копейки не выделено местному бюджету Харькова на достройку метрополитена. Только на 30% профинансирована аналогичная субвенция местному бюджету г. Днепр. Менее чем на 1/5 профинансирована субвенция на реализацию проектов в рамках Чрезвычайной кредитной программы восстановления Украины (267 млн. грн. из запланированных 1500 млн. грн.). Фонд регионального развития получил немногим более половины суммы финансирования запланированного на год (3798,5 млн. грн. из запланированных 6000 млн. грн.). Осталась недофинансированной программа создания рабочих мест для восстановления и развития инфраструктуры Донецкой области.

- Часть программ получили большую часть финансирования в конце года, что является признаком неэффективного расходования средств. Так например 3,5 из 5 млрд. грн. запланированных для социально-экономического развития отдельных территорий было выделено в декабре месяце. 2/3 из запланированных 34 млн грн. на поддержку территорий, которые пострадали от вооруженного конфликта было выделено в конце года.

Отдельные статьи на поддержку местных бюджетов с низким финансированием в 2018 г., млн. грн.

 

план с учетом изменений

факт

Субвенція з державного бюджету міському бюджету міста Харкова на подовження третьої лінії метрополітену у м. Харкові

30,0

0,0

Підтримка регіональної політики

823,8

75,8

Фінансова підтримка створення робочих місць для відтворення та розвитку інфраструктури Донецької області

80,0

61,7

Субвенція з державного бюджету міському бюджету міста Дніпра на завершення будівництва метрополітену у м. Дніпрі

1 367,4

411,2

Субвенція на реалізацію проектів в рамках Надзвичайної кредитної програми для відновлення України

1 500

267,4

Державний фонд регіонального розвитку

6 000,0

3798,5

Источник: Госказначейство Украины

По поддержке экономического развития.В 2018 году не было освоено ни копейки по программам торговых представительств за рубежом, поддержки технологических инноваций промышленности. Незначительные (по сравнению с планом) средства были потрачены на функционирование институций по поддержке и продвижению экспорта (3 млн. грн. вместо 15,7 млн. грн.. предусмотренных планом с изменениями). Только на 60% профинансированы расходы по привлечению и поддержке инвестиций, на 70% - общегосударственная программа  «Питьевая вода Украины», на 71% - господдержка углепрома (при этом средства по статье повышение охраны труда и техники безопасности на угледобывающих предприятиях в сумме 0,1 млрд. грн. были перенаправлены на погашение задолженности по зарплате перед шахтерами).

Отдельные статьи на поддержку экономики с низким финансированием в 2018 г., млн. грн.

 

план с учетом изменений

факт

Офіс із залучення та підтримки інвестицій

50,0

30,3

Функціонування торгових представництв за кордоном

17,2

0

Держпідтримка вугледобувних підприємств

1500

1072,2

Функціонування інституції з підтримки та просування експорту

15,7

3,0

Источник: Госказначейство Украины

Дефицит/профицит

На конец 2018 года госбюджет сведен с дефицитом в 59,2 млрд. грн. (против 47,9 млрд. грн. дефицита в 2017 году). При этом законом о госбюджете был запланирован дефицит в размере 80,6 млрд. грн., а с учетом изменений его величина по итогам года планировалась на уровне 94,1 млрд. грн. Лучший (по сравнению с планом) показатель сальдо бюджета – результатнедовыполнения плана по финансированию дефицита бюджета (и как следствие недовыполнения плана по расходам):

- План долгового финансированиядефицита бюджета в 2018 г. предусматривал нетто-привлечение (за вычетом погашения) 58,7 млрд. грн. нового госдолга, в то время как по факту правительство погасило на 52,0 млрд. грн. больше, чем заимствовало.

- План поступления отприватизации,как и в предыдущие пять лет, оказался полностью проваленным. Из 21,3 млрд. грн. изначально (без учета декабрьских изменений бюджета) запланированных доходов от приватизации в госбюджет поступило в 80 раз меньше (0,3 млрд. грн.).

Основные показатели выполнения госбюджета за 2017-2018 гг., млрд. грн.

 

Доходы

Расходы

 

2017

2018 

 2018/  2017 

 

2017

2018

 2018/  2017 

Факт

факт

факт

факт

Подоходный налог

75,0

91,7

22,3%

Оборона +правопорядок

162,2

213,9

31,9%

Налог на прибыль

66,9

96,9

44,8%

Здравоохранение

16,7

22,6

35,2%

НДС возмещение

-120,1

-131,7

9,7%

Образование

41,3

44,3

7,3%

НДС импорт

250,5

295,4

17,9%

Соцобеспечение

144,5

163,9

13,4%

Акциз (внутр. +импорт)

66,3

71,1

7,3%

Обслуживание долга

110,5

115,4

4,5%

Рентная плата (недра)

43,9

39,8

-9,2%

Трансферты МБ

272,6

298,9

9,7%

Всего

793,4

928,1

17,0%

Всего

839,5

985,8

17,4%

Источник: Госказначейство Украины



НоСЭП

[1]https://www.minfin.gov.ua/uploads/redactor/files/Macroeconomic_outlook_MFU_Feb_2019.pdf

[2]https://news.finance.ua/ru/news/-/444293/byudzhet-2018-nedovypolnen-na-2

[3]https://www.treasury.gov.ua/ua/news/publ-zvit

[4]http://sfs.gov.ua/diyalnist-/vidshkoduvannya-pdchv/informatsiya-pro-obsyagi-vidshkoduvannya/366502.html

[5]Індекси промислової продукції за видами діяльності у 2018 році

[6]https://www.minfin.gov.ua/uploads/redactor/files/MinFin_budget_2018_.pdf(стр 6)

[7]http://sfs.gov.ua/dovidniki--reestri--perelik/pereliki-/296361.html  http://www.sfs.gov.ua/diyalnist-/pokazniki-roboti/dinamika-podatkovogo-borg/365623.html

[8]По итогам 2017 г. прибыль до налогообложения составила 51,3 млрд. грн.

http://www.naftogaz.com/www/3/nakweb.nsf/0/2E5FC6B69F38A444C225827A003F721A?OpenDocument&year=2018&month=04&nt=%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%B8&