УКРАИНА ОСТАЕТСЯ В КЛУБЕ МИРОВЫХ КОМСМИЧЕСКИХ ДЕРЖАВ, ОДНАКО ИЗ-ЗА НЕДОФИНАНСИРОВАНИЯ ПОТЕНЦИАЛ ОТРАСЛИ ПРОДОЛЖАЕТ СНИЖАТЬСЯ

12 апреля Украина отмечает и национальный праздник, и введенный в 2011 году по решению Генеральной ассамблеи ООН Международный день полета человека в космос.

12/04/2019
Моніторингові продукти
УКРАИНА ОСТАЕТСЯ В КЛУБЕ МИРОВЫХ КОМСМИЧЕСКИХ ДЕРЖАВ, ОДНАКО ИЗ-ЗА НЕДОФИНАНСИРОВАНИЯ ПОТЕНЦИАЛ ОТРАСЛИ ПРОДОЛЖАЕТ СНИЖАТЬСЯ

День космонавтики – не чужой для нашей страны праздник. Ракетно-космическая отрасль Украины была и пока еще остается визитной карточкой страны. 10 апреля 2019 года отметило свое 65-тилетие КБ «Южное», который в партнерстве с «Южным машиностроительным заводом» создали четыре поколения боевых ракетных комплексов, обеспечивших ядерный паритет в годы «холодной войны». С этих предприятий вышли на орбиту более 70 типов спутников и ракет-носителей, более 1100 космических аппаратов, в т.ч. более 400 – собственной разработки. Без участия отечественных предприятий не обходился ни один запуск космических кораблей в СССР. Ракетоносители отечественного производства были активно востребованы и в пост-советское время. Наша страна – один из ключевых партнеров НАСА и Европейского космического агентства по десятку разнообразных исследовательских программ.

Вместе с тем, в последние годы, невзирая на мировой тренд активизации космической деятельности, в Украине она сворачивается. Количество пусков ракет в мире выросло с 82 в 2013 году до рекордных 114 в 2018 году, но участие Украины сократилось с 7 пусков в 2013 году до 4 пусков в 2018 году, а удельный вес нашей страны по этому показателю – с 8,5% до 3,5%. За последние пять лет осуществлено всего три пуска ракетоносителя «Зенит» (последний – в 2017 году), три – ракетоносителя «Днепр» (последний – в 2015 году) – проектов, где Украина играла ведущую роль. Нам все чаще отводится роль подмастерья – изготовителя двигателя или конструкции отдельных ступеней для ракетоносителей европейского и американского производства. За три месяца 2019 года весь наш вклад в мировую космонавтику ограничился одним блоком маршевого двигателя РД-843, обеспечившим выведение на орбиту 22 марта европейского ракетоносителя легкого класса «Вега». Хотя Украина все еще имеет достаточный потенциал (и конструкторский, и производственный), чтобы изготавливать целиком готовый продукт, а не его компоненты…

Очень медленно развивается международное сотрудничество Украины в области освоения космоса, а некоторые проекты после 2013 года вообще были заморожены или прекращены. Нынешняя власть допустила свертывание проекта «Морской старт», позволила разорвать проект сотрудничества в космической отрасли с Бразилией, запущенный в начале нулевых годов нынешнего столетия. Тринадцать пусков в рамках проектов «Вега» и «Антарес» в 2016-2019 годах – это почти столько же, сколько производилось в 1994 годуза один год, когда доля Украины в космических стартах достигала почти 13%. Очень медленно продвигаются переговоры в расширение сотрудничества с Индией, Китаем, Южной Кореей…

Сложным остается финансовое положение космической отрасли. По результатам ее работы в 2018 году хоть зафиксирована позитивная динамика, но не следует забывать, что этот рост достигнут фактически «от дна». Все помнят, что еще пару лет назад на «Южмаше» отключили техническую воду, не было денег платить зарплату, почти 400 млн. грн. составлял долг за электроэнергию, и ведущее  предприятие отрасли было на грани «клинической смерти». Потихоньку удалось отползти от «красной черты», но нынешнее состояние и близко не соответствует потенциалу и возможностям нашей космической отрасли. Объемы реализации продукции выросли на 38%, но в денежном выражении это всего 180 млн. дол. США – ПО ВСЕЙ ОТРАСЛИ. Для сравнения – в 2011 году выручкаодного только «Южмаша»составляла 250 млн. дол. США. Прибыльными в 2018 году было всего пять из полутора десятков предприятий отрасли, но прибыль лидеров в этом списке (ОАО «Хартрон» и КБ «Южное») – всего 28,1 и 19,1 млн. грн., или 1033 и 702 тысячи долларов. У трех остальных прибыльных предприятий она не дотягивает и до 600 тыс. грн., или 22 тысячи долларов…

Космическая отрасль продолжает испытывать на себе хроническое недофинансирование…

Государственное финансирование космической отрасли осуществляется в основном через Государственное космическое агентство, в управлении которого находится 14 госпредприятий, включая «Южмаш», КБ «Южное», а  также 3 НИИ (управляются совместно с НАНУ). Объём выделяемого финансирования остается низким и не позволяет говорить не только об усилении конкурентоспособности Украины на этом рынке, но хотя бы о сохранении былых позиций.

- В реальном выражении финансированиепрограмм развитиякосмической отрасли за 2014-2019 гг. упало. 

- По сравнениюс 2013 г. общий бюджет Государственного космического агентства Украины (ГКАУ) на 2019 г. вырос в 3,4 раза (с 0,6 млрд. грн. до 2,1 млрд. грн.). Этот факт можно было бы приветствовать, однако рост произошел исключительно за счет (а)инфляциии (б)увеличения долговой нагрузкипо обслуживанию кредита на создание национальной спутниковой системы связи «Лыбидь», который брался еще в 2009 г. у Канадского экспортного агентства под госгарантии , и стоимость обслуживания которого выросла из-за девальвации (если в 2013 г. обслуживание долговых обязательств  занимало 41% в бюджете ГКАУ, то в 2018 г. – 60%, а по плану на 2019 г. – почти 70%),т.е. 7 из 10 грн., которые государство выделяет на развитие космоса идет на обслуживание долгов.     

Бюджетное финансирование Государственного космического агентства Украины, 2013-2019 гг.

 

2013

2017

2018

2019 (план)

 

млн. грн.

млн. дол.

млн. грн.

млн. дол.

млн. грн.

млн. дол.

млн. грн.

млн. дол.

Керівництво та управління у сфері космічної діяльності

13,4

1,7

26,6

1,0

36,4

1,3

33,5

1,2

Виконання робіт за державними цільовими програмами і державним замовленням у сфері космічної галузі, в тому числі загальнодержавної цільової науково-технічної космічної програми України

25,3

3,2

80,1

3,0

130,5

4,8

78,5

2,8

Надання позашкільної освіти Національним центром аерокосмічної освіти молоді ім.О.М. Макарова

4,5

0,6

6,9

0,3

8,1

0,3

8,9

0,3

Управління та випробування космічних засобів

155,8

19,5

185,1

7,0

412,7

15,2

344,8

12,2

Будівництво (придбання) житла для військовослужбовців Державного космічного агентства України

-

-

-

-

56,2

2,1

5,0

0,2

Утилізація твердого ракетного палива

169,2

21,2

264,4

9,9

264,4

9,7

185,9

6,6

Виконання боргових зобов'язань за кредитом, залученим під державну гарантію для реалізації проекту "Створення Національної супутникової системи зв'язку"*

256,1

32,1

1422,7

53,5

1418,5

52,2

1471,5

52,2

Виконання державних цільових програм реформування та розвитку оборонно-промислового комплексу, розроблення, освоєння і впровадження нових технологій, нарощування наявних виробничих потужностей на підприємствах космічної галузі для виготовлення продукції оборонного призначення

-

-

882,1

33,2

57,1

2,1

-

-

Фінансова підтримка державного підприємства «Виробниче об’єднання Південний машинобудівний завод імені О.М. Макарова» на погашення заборгованості із заробітної плати

-

-

50,0

1,9

    

Усього

624,3

78,1

2917,8

109,7

2384

87,6

2128,1

75,5

Усього (без обслуговування боргових зобов'язань)

368,2

46,1

1495,1

56,2

965,5

35,5

656,6

23,3

*- в 2013 г. Украина также обслуживала кредит по проекту «Антарес -4»

- С поправкой на инфляцию общий бюджет ГКАУ вырос всего на 24%, а в долларовом выражении снизился  на 3% (или на 2,6 млн. дол). Более того,если исключить непродуктивные расходы на обслуживание долга, бюджет ГКАУ  сократится на 50% в долларовом выражении и более чем на треть с учетом инфляции.

- По основным расходам развития ситуация такая же. Напр., в 2019 против 2013 года расходы по статье управление и испытание космических средств в долларовом эквиваленте упадут почти на 40%. Расходы в рамках общегосударственной целевой научно-технической программы упадут на 13% и составят всего (!) 2,8 млн. дол. При этом в 2018 г. правительство внесло законопроект с обновленной космической программой на 2019-2023 гг., в котором обещает привлечь более 1 млрд. дол. инвестиций в отрасль для реализации этой программы.

Тревожная тенденция последних 3-х лет – сокращение даже номинального финансирования.В 2017-2019 гг., несмотря на инфляцию и ползучую девальвацию, финансирование отрасли, осуществляемое через Государственное космическое агентство Украины, сокращается. Особенно это заметно по бюджету 2019 г. По сравнению с прошлым годом бюджет ГКАУ урезается на четверть миллиарда грн. или более чем на 10% ( при том что затраты на обслуживание долга продолжают расти), в т.ч. расходы по статье управление и испытание космических средств урезаются на 68 млн. грн., расходы строительство жилья в  жилья на 51 млн. грн. и т.д.

По мировым меркам Украина на государственном уровне финансирует незначительный объем средств в рамках своего «космического бюджета».По итогам 2018 г. госфинансирование космических программ составит 0,07% ВВП (вкл. обслуживание долга) и 0,03% (без расходов по долгу). Для сравнения ведущие космические державы расходуют на государственном уровне: США (0,23% ВВП), РФ (0,22% ВВП), Франция (0,1% ВВП). По последним доступным данным ООН, государственные расходы на космос в Украине в долларовом эквиваленте 85 раз ниже чем в РФ, в 3,4 раза ниже чем в Казахстане, в 1,7 раза ниже чем в Беларуси.[1] 

Отрасль все острее сталкивается с проблемой оттока кадров.На фоне недофинансирования и низких зарплат предприятия космической отрасли продолжают терять персонал. Хоть номинальная зарплата в 2018 году и выросла на 15,6%, достигнув 8790 грн., но это эквивалент всего 323 долларов. В результате всего за один только 2018 год количество работающих в отрасли сократилось на 4,2%. Мы потеряли более 720 человек! Для отрасли, где на подготовку специалиста нужны не меньше десятилетия, и где уже остались в основном люди близкого к пенсионному возраста – это катастрофа. В утвержденной нынешним правительством в сентябре 2018 года концепции целевой Государственной космической программы на 2018-2022 годы поставлена задача поднять зарплату работникам отрасли в 1,5 раза. Если ставить такие приземленные и низкие цели, к 2022 году отрасль покинет половина работников! На приход новых молодых кадров надеяться также не приходится – в 2018 году Киевский политехнический институт им. И.Сикорского решил закрыть единственный в Украине факультет авиационным и космических систем, влив остатки его профессорско-преподавательского состава в механико-машиностроительный институт. Названная при этом причина прозаична – нет госзаказа на подобных специалистов, и нет достаточного количества желающих более пяти лет учиться за свои деньги, чтобы потом не иметь возможности устроиться на работу «по профилю» и идти трудится по совершенно другой специальности…

Несмотря на позитивную динамику результатов работы космической отрасли в 2018 году она по-прежнему находится в крайне сложном положении. Хроническое недофинансирование, снижающаяся вовлеченость Украины в реализацию международных проектов и программ, низкие зарплаты и спровоцированный ими ускоряющийся отток кадров грозят ускорить потерю Украиной своего потенциала и все ближе подталкивают нашу страну к «двери на выход» из космического клуба…



[1]http://www.unoosa.org/documents/pdf/copuos/stsc/2016/symp-01E.pdf