ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ

01/06/2019
Моніторингові продукти
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ

1. За последние годы государственные гарантии и социальные стандарты в сфере поддержки детей и семей с детьми ухудшились.

Официально установленный (в бюджете) с 01.01.2019 по 30.06.2019 прожиточный минимум (ПМ) на детей всех возрастных групп более чемвдвоениже фактического ПМ, который рассчитан Минсоцполитики на апрель текущего года с учетом минимального набора потребительской корзины и индекса цен. В 2013 году официально установленный ПМ был всего лишь на 8,5% ниже фактического для детей до 6 лет и на 10,7% для детей в возрасте 6-18 лет. 

Прожиточный минимум (ПМ)

Официальный ПМ (бюджет) с 01.12.2013

 по 31.12.2013, грн.

Фактический ПМ, декабрь 2013, грн.

Удельный вес официального ПМ в фактическом 2013г., %

Официальный ПМ (бюджет) с 01.01.2019 по   30.06.2019, грн.

Фактический ПМ апрель 2019 г., грн.

Удельный вес официального ПМ в фактическом апрель 2019 г, %

Дети до 6 лет

1032

1128

91,5

1626

3422

47,5

Дети  6-18 лет

1286

1440

89,3

2027

4202

48,2

За прошедшие 6 лет рост ПМ на детей не перекрывает потери от инфляции и девальвации.

Не смотря на то, что номинально официально установленный ПМ для детей вырос более чем на 50% (для детей до 6 лет +57,5% или +594 грн., а для детей  6 -18 лет + 57,6% или +817 грн .),в долларовом выражении этот показатель снизился более чем вдвое:для детей до 6 лет на 67 дол., а для детей  6-18 лет – на 84 дол.

Прожиточный минимум (ПМ)

ПМ в бюджете

с 01.12.13 по 31.12.13, $

ПМ в бюджете

с 01.01.19 по  30.06.19, $

? в $2013/

май 2019, %.

? в $2013/

май 2019, $

Дети до 6 лет

129

62

-52

-67

Дети 6-18 лет

161

77

-52

-84

Сложнее стало воспитывать детей одиноким матерям - на треть уменьшилось количество одиноких матерей, получающих пособие на детей:

- До 2016 г. все одинокие матери получали не менее 30% от прожиточного минимума (по 350,1 грн. на дошкольника и 436,50 грн. на ребенка от шести до 18-ти лет). Кроме того, существовал увеличенный размер адресной помощи - тем мамам, которые получали низкие доходы.

- В действующей с 2016 г. редакции закона "О государственной помощи семьям с детьми" отсутствует норма о том, что все одинокие матери, независимо от состояния, имеют право на ежемесячную выплату. Помощь начисляется только в том случае, если среднемесячный доход на каждого ребенка окажется ниже ПМ для детей соответствующего возраста (см. вставку ниже).

По действующему закону, одинокая мать может получить пособие исходя из разницы между 100% прожиточного минимума, установленного для ребенка соответствующего возраста, и среднемесячным совокупным доходом семьи в расчете на одно лицо за предыдущие 6 месяцев.[1]Если среднемесячный доход на каждого ребенка окажется выше соответствующего ПМ - то социальные выплаты на детей не назначаются, а если ниже - тогда соцвыплата будет равняться разнице между ПМ на ребенка и среднемесячным доходом на одного члена семьи.

- По экспертным оценкам, в результате таких изменений, треть женщин, получавших пособие на ребенка, лишились на нее права.

Отменена социальная помощь по уходу за ребенком до 3-х лет.Минимальный размер такого пособия на конец 2013 г. составлял 130 грн. (16,3 дол.) и в некоторых случаях мог быть увеличен в зависимости от дохода членов семьи.

2. К официально установленному прожиточному минимуму привязана значительная часть  пособий на детей и в большинстве случаев  - уровень выплат ниже фактического прожиточного минимума.

На детей из малообеспеченных семейполагаются выплаты в размере 85% официально установленного ПМ: в 2019 году на детей  в возрасте до 6 лет размер пособия составит от 1 382 грн  до 1 512 грн, в возрасте от 6 до 18 лет  - от 1 723 грн до 1885 грн. По состоянию на апрель 2019  г – это порядка  40%  от фактического ПМ, рассчитанного Минсоцполитики.

Все выплаты на детей-инвалидов не достигают фактического ПМ для детей соответствующей группы.

- На апрель т.г. максимальная выплата по этой группе льготников составляли 3 599 грн на детей 6-18 лет с инвалидностью (гр.А), заболевание которых связано  с аварией на ЧАЭС с надбавкой по уходу (фактический ПМ для этой категории в апреле  составила 4 202 грн.)., а минимальная 1 497 грн. 

3. Выплаты, которые призваны стимулировать рождаемость и реально позволяют прожить матерям с детьми, не пересматриваются уже 5 лет, а новые льготы не перекрывают  потерь последних лет.

Помощь при рождении ребенка уже 5 лет остается без изменений– 41 280 грн. (10 320 грн. – одноразовая выплата и 860 грн. – ежемесячная).

В 2014году был отменен дифференцированный принцип  выплат в зависимости от количества детей (1-й ребенок – 30 960 грн., 2-й 61 920 грн., и 3-й и больше – 123 840 грн.). Отмена такого подхода и резкое падение курса гривны уменьшили помощь при рождении детей в реальном выражениина 60% - 90%.Мера потеряла стимулирующий характер и в лучшем случае может расцениваться как слабая поддержка для малообеспеченных слоев населения.

С 2019 г. предусмотрены новые виды соцпомощи детям, но на практике они малоэффективны и не подкреплены финансовым ресурсом.

Новые выплаты многодетным семьям не могут заменить отмененных в 2014 году дифференцированных выплат по рождению детей.  С1 апреля т.г. предусмотрена выплата на 3-го и более детей до 6 лет в размере 1 700 грн/мес  на ребенка., но замена не равноценна т.к. значительно теряют семьи с 2-я детьми. Остается вопрос и с финансированием программы. В Правительстве отметили, что новая программа полностью просчитана, на ее необходимо  2,4 млрд грн и эти деньги есть в бюджете. Однако, потенциальных получателей почти 300 тыс. и дополнительный объём  средств может составить порядка 4 млрд. грн.

Услуга «муниципальная няня»  - с 1 января т.г. можно получить компенсацию за наем няни  в размере 1 626 (что соответствует ПМ для детей до 6 лет, установленный на начало 2019 г). Сам уровень выплат очень низкий. В зависимости от региона Украины, час работы няни варьируется в пределах от 70 до 100 грн/час. Например, в Киеве за эти деньги в лучшем случае в месяц можно оплатить не более 3-х дней работы няни.На практике программа не работает. Как сообщает Минсоцполитики (информация на середину мая),  с начала действия программы с заявлениями обратились (!) 43 семьи[2]. При том что в 2018 г. насчитывалось порядка 1,16 млн. детей до 3-х лет. Но даже тем, кто обратился, компенсации выплачиваются  с опозданиями[3]или же  не выплачиваются вовсе, т.к. механизм расчетов жёстко зарегулирован (перевод денег на счет няни – не позднее  5-го числа и далее представление чека в орган соцзашиты, а если эти  требования  не выполнены – компенсация не выплачивается). Кроме этого, основное условие – оформление няни как ЧП, что «отпугивает»  большую часть желающих поработать няней. Так, при отказе от работы, закрывать ЧП можно несколько месяцев, но при этом в любом случае надо платить налоги: ЕСВ и единый налог. Достаточно и технических проблем. Инициатива предусматривает электронный документооборот, а большая часть управлений соцзащиты не имеет ни оборудования, ни программных продуктов. Финансовая нагрузка по реализации этой программы лежит совместно на: госбюджете (25%), областных бюджетах (15%) и местных (60%), т.е основная нагрузка - «на местах», где не всегда есть соответствующий ресурс.

Программа «Пакунок малюка».С 1 сентября 2018 г. семья при рождении ребенка получает бесплатно  пакет с 25 вещами необходимыми новорожденному – т.н. «Пакунок малюка» или  «Бэби-бокс».  Было объявлено, что на программу потребуется порядка 2 млрд. грн. и число претендентов на нее чуть меньше 400 тыс. новорождённых за год.  По сути – это одноразовая помощь  эквивалентная 3,37 тыс. грн. Премьер отчитался, что за время работы программы  «Пакунок малюка» получили порядка 144 тис детей.  Но в целом,  разовая компенсация  на вещи для грудничка в 3 тыс. грн. существенно не влияет на уровень доходов семьи с детьми. Помимо этого надо отметить, что в 2018 г были существенные нарекания на качество «Бэби-боксов» и задержки в их получении. 

4. Количество детей в Украине сокращается – страна теряет будущее.

Количество детей, которые родились в Украине за период 2013-2018 гг сократилось почти на треть (29%).За этот период число живорожденных детей сократилось на 139 тыс. С 2013 по 2018  гг показатель рожденных на 1000 наявного населения упал с 11,1 до 8,0 (данные за 2018 г. – предварительные).  В Украине детей (возраст до  0-17 лет) на 1 января 2018 г. насчитывалось 7 609,3 тыс. лиц (на 1 января 2014 г. г – 8 009, 9 тыс. лиц), т.е. за 2014-2017 гг. число детей сократилось на 400 тыс.


Украинцы не спешат заключать браки и заводить детей.Повысился возрастной порог женщин, которые решают родить ребенка. Коэффициент  рождаемости по возрасту матери «сдвинулся» в сторону более старших женщин, что   уменьшает вероятность рождения 2-го и последующих детей в семье. Так , по семьям с детьми, удельный вес семей с одним ребёнком увеличился с 60,3% в 2000 г. до 75,5% на начало 2018 г.. В то же время доля семей с 2-мя детьми уменьшилась с 34% до 20,9%, а с 3-я и более с 5,7% до 3,6%. Одновременно за  этот период увеличился удельный вес бездетных семей - с 56,3% до 62,2%.§ Ситуация с рождаемостью в Украине ухудшается.Украина входит в очень ограниченное число стран мира, где население убывает.[4]Коэффициент рождаемости  в Украине один из самых низких в мире и продолжает падать (общий коэффициент рождаемости: 2013 год – 11,1,  2018 - (по предварительным данным) - 8,6. Удельный вес семей с одним ребенком в Украине увеличился с 60% в 2000 г до 75,5% в 2018г.

Соотношение семей (%) по количеству детей в их составе от всех домохозяйств, имеющих детей:

 

2000

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

1 ребенок

60,3

75,3

76

75,6

76

75,6

76,4

75,9

75,5

2 детей

34

22,1

21,2

22,1

20,7

21,4

20,7

21,2

20,9

3 и более детей

5,7

2,6

2,8

2,3

3,3

3

2,9

2,9

3,6

Удельный вес семей без детей (%) от общего количества домохозяйств

 

56,3

62,1

62,1

62,1

62,1

61,8

61,8

61,8

62,2

Бедность не способствует повышению  рождаемости.Появление 2-х и более детей повышают риски бедности. По последним данным, за 9 месяцев 2018 г. 43,3% семей с 2-мя детьми и 55,1% семей с 3-мя детьми находились за чертой абсолютной бедности, имея доходы ниже фактического прожиточного минимума (при среднем показателе по стране 29,3%). За чертой бедности по абсолютному критерию (доходы ниже фактического ПМ) находилось 43,2% семей с детьми до 3-х лет.[5]

Высокая безработица отпугивает молодёжь вступать в брак и брать ответственность за воспитание детей.

o Невозможность получить нормальную работу и обеспечить семью удерживает молодых людей от вступления в брак и рождения детей. Занятость среди молодежи в Украине  составляет 27% (средняя по стране 75,1%), а безработица 17,9% (средняя 8,8%).

o Плохие перспективы нормального трудоустройства и  низкие социальные гарантии привели к тому, что 65% украинцев в возрасте 14-35 лет хотят уехать за рубеж временно или навсегда.

o Масштабы трудовой миграции (от 3 млн постоянно работающих до 9 млн временно  трудоустроенных человек), где также доминируют здоровые молодые люди снижают шансы увеличения числа детей в семьях и существенно влияют на  воспитание оставшихся в стране детей мигрантов

5. Проблемы в образовании детей.

- Номинально финансирование образования  увеличилось на 99%, а в реальном выражении (с учетом инфляции) снизилось  на 23%[6].

Затраты на содержание школ все больше перекладываются на местный уровень. Начиная с 2017 г., на местные бюджеты переброшена значительная часть ответственности за нормальное функционирование школ. В частности, местная власть должна выделять средства на зарплату не педагогическому/техническому персоналу и оплату коммунальных услуг. Ранее эти затраты покрывались из образовательной субвенции. Образовательная субвенция хронически недофинансируется. По оценкам Ассоциации городов Украины, в 2018 г., были серьезные проблемы с  финансированием городов областного значения и ОТГ из образовательной субвенции (по данным АГУ уровень дефицита   достигал  4,4 млрд. грн.)

Детское дошкольное образование. Дефицит мест в детских дошкольных учреждениях (ДДУ) сохраняется.  Поданным Госстата  на 2018 год в Украине на 100 мест в ДДУ в среднем приходилось 108 детей. Наибольшая загруженность  в  Волынской области (128 детей), Львовской (127), Ивано-Франковской (124). 

o В ДДУ группы переполнены, детей много: по закону должно быть 20, по факту их 25-28, бывает по 30. Например, в Киеве есть садики, в которых даже по 34[7]. Вопросы пребывания детей в детских садах  зачастую не соответствует санитарным требованиям и требованиям безопасности, особенно после того как  были приняты новые санитарные правила для ДДУ. Новый документ должен был упростить процесс организации частных детских садов. Но «бума» не произошло, а те детские сады, которые организовались, не по карману уже даже среднестатистическому украинцу. Например, в Киеве цены на обучение в частных детских садиках составляют от 3 000 до 16 500 грн. и выше, плюс вступительный взнос. По некоторым, вступительный взнос — $800, а год обучения — $9000[8].

Среднее образование.Общая тенденция в Украине – это уменьшение количества школ и учителей на фоне увеличения количества школьников.  За 5 лет количество школ уменьшилось на 2,1 тыс., учителей на 13 тыс. чел, а количество учеников возросло на 285 тыс. чел.

Общеобразовательные учебные заведения(по данным Госстата)

год

Количество школ

Количество учеников

Количество учителей

 
 

2014/2015

17,6

3757

454

 

2018/2019

15,5

4042

441

 

Разница 5  лет

-2,1

285

-13

 

(на начало учебного  года; тыс..)

 

o После проведенной оптимизации (закрытие малокомплектных школ), сеть муниципальных школ сократилась. Альтернативные частные школы, которые появились в основном в городах,  не спасают положения по причине их дороговизны. Стоимость неплохой частной академической школы составляет в среднем 160 тысяч грн./год.

o Новые правила приема детей в школу «по прописке» добавили проблем, особенно в крупных городах. Основная идея была борьба с коррупцией в школах. В результате - классы оказались переполненными – вместо 30 нормативных «детей» иногда набирали до 40. Количество классов увеличивали без обеспечения нормальных условий для занятий (например, в Киеве в 2018 году набирались 3-4 класса первоклассников, которые располагались даже в подсобных помещениях). При этом злоупотребления так и не были ликвидированы – они приняли другие формы. Например, родители оформляли липовые прописки/договора аренды в микрорайонах, закрепленных за элитными школами.

Высшее образование.Количество высших учебных заведений за 5 лет сократилось на 21%, а количество выпускников на 28%.

Высшие учебные заведения (по данным Госстата)

 Учебный год

Кол-во  ВУЗов, ед.

Кол-во человек в ВУЗ, тыс. чел.

Кол-во человек выпущенных из ВУЗов, тис. лиц

2012/13

823

2170

576,3

2018/19

652

1522

412,9

Разница 5 лет, ед.

-171

-647,9

-163,4

Разница , %

-21

-30

-28

Данные суммарные (колледжи, техникумы, училища, университеты, академии, институты)

o За последние пять лет показатели бюджетных расходов на высшее образование (ВО),посчитанные в реальном выражении, снизились примерно вдвое(см. табл. ниже). Финансирование ВО как доля к ВВП последовательно сокращается все последние пять лет , снизившись за это время практически в 2 раза: с 2,1% ВВП в 2013 г. до 1,2% ВВП в 2018 г. Бюджетные расходы на высшее образование в долларовом эквиваленте за этот период упали более чем вдвое: с 3,8 млрд. дол. в 2013 г. до 1,6 млрд. дол. в 2018 г.

 

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019 (п)

Образование (всего), млрд. грн.

105,5

100,1

114,2

129,4

177,9

210

228,8

Высшее образование, млрд. грн.

30

28,3

31

35,2

38,8

44,2

52,2

Образование (всего), млрд. дол.

13,2

6,3

4,8

4,8

6,3

7,6

7,8

Высшее образование, млрд. дол.

3,8

1,8

1,3

1,3

1,4

1,6

1,8

Образование,% ВВП

7,20

6,31

5,74

5,42

5,96

5,91

5,61

Высшее образование, % ВВП

2,05

1,78

1,56

1,48

1,30

1,24

1,28

ВВП, млрд. грн.

1465,2

1586,9

1988,5

2385,4

2982,9

3553

4080

Официальный курс на конец года, грн./дол

7,99

15,80

24,00

27,19

28,06

27,69

29,4

Источник:Госказначейство, Госслужба статистики, собственные расчёты

За последние годы госзаказ  в ВУЗы ежегодно урезается. В 2018 году правительство снизило украинским ВУЗам госзаказ еще на 10%.[9](по сравнению с 2013 г. госзаказ уменьшился на 40% или на 126,2 тыс. мест.). Уже в этом году[10]по уровню «магистр» предложено уменьшить Госзаказ по всем отраслям знаний, кроме: «Военные науки, национальная безопасность, безопасность госграницы», «Гражданская оборона»,  «Публичное управление и администрирование». Правительство не предусматривает объёмы госзаказа по специальности «Право» заочной формы подготовки[11].

6. Проблемы с предоставлением медпомощи детям.

Медреформа последних лет обострила проблемы низкой доступности и низкого качества медпомощи. Больше всего нареканий вызывает отказ от визитов врача на дом к ребенку и сужение оснований для выезда бригады «скорой помощи» (например высокая температура), что является следствием реформы первичной и экстренной медпомощи.

- Непосильные траты возникают при серьезных травмах и заболеваниях. Цены на лекарства за последние 4 года возросли почти вдвое. Закупки медикаментов под Госпрограммы через международные организации, в т.ч. для лечения детей,  проводятся с лагом в год, лекарства запаздывают, плюс на качество закупленных препаратов были серьезные нарекания (просроченные сроки годности и противопоказания для детей).

- Диагностика дорожает. Минимальная стоимость анализов 200-300 грн., а бесплатных исследований на всех не хватает из-за скудного финансирования первичного уровня.   Обещанная с 1 июня 2019 года соответствующая программа[12]не заработает из-за  технической неготовности Национальной службой здоровья ее сопровождать[13]. Стационарное лечение - это огромная проблема – цена стартует от 1000  грн. и может достигать сотен тысяч (например, онкология).

- Педиатрические участки переполнены, количество педиатров сокращается, особенно в сельской местности. А с этого года вообще введен принцип сдерживания дополнительного набора пациентов, включая детей, который заключается в том, что за каждого «лишнего» пациента медучреждению будут платить меньше, т.е работы больше, а денег меньше. Такой подход недопустим в условиях дефицита кадров участковой службы. Средняя укомплектованность участковыми педиатрами составляет 80%. Ориентировочно можно говорить, что на 1 участкового педиатра приходится 2 291 ребенок при нормативе МОЗ на педиатрический участок 900  детей.

- При эпидосложнениях дети, как правило, страдают первыми, а в Украине растет инфекционная заболеваемость и 2-й год продолжается эпидемия кори.

o По сравнению с 2017 годом инфекционная заболеваемость в 2018 г (без гриппа и носительства) среди детей до 17 лет выросла на 10%, грипп вырос на 14,23%. Болезнь Лайма (клещевой боррелёз) – 13%,  вирусный менингит – в 2,5 раза. Среди тех инфекций, которые можно было  предотвратить путем вакцинации, годовой рост 2017/2018 гг, составляет: краснуха – 5,34%, эпидпаротит (свинка) – 16,8%,корь – 9,65 раз.

o По состоянию на май  2019 г., с начала подъёма заболеваемости  (с 2016 года) корью заболело 108 тыс. человек (2016 - 102, 2017г - 4 782, 2018г - 53 219 и в 2019 г – 50 000), среди заболевших большая половина  52% (по 2019 году) – это дети.Причина – низкий охват прививками, в том числе по причине отсутствия вакцин в Украине из-за провала госзакупок через международные организации  в 2014-2015гг. 

o Немаловажную роль в распространении инфекционных заболеваний в Украине и эпидемии кори сыграла ликвидация в 2014 году санэпидслужбы, которая была основной составляющей в организации профилактической  медицины  в стране.

За последние годы государственные гарантии и социальные стандарты в сфере поддержки детей и семей с детьми в реальном выражении ухудшились. Заложенный в бюджете прожиточный минимум на детей, к которому привязано большинство выплат на детей не покрывает и половины фактического прожиточного минимума, рассчитываемого Минсоцполитики.

Новые выплаты и льготы, предложенные семьям с детьми  в 2018-2019 году,  не могут заменить тех, которые были отменены в 2014 году, в частности дифференцированные выплаты по рождению детей. Демографическая ситуация в стране критическая, молодые люди не спешат обзаводиться детьми, покидают страну, рождаемость падает и в конечном итоге Украина теряет будущий человеческий потенциал.

Снижается качество и доступность образования на всех его этапах, начиная от детского дошкольного и закачивая высшим.

Непродуманные реформы в сфере здравоохранения снижают финансовую и физическую доступность медпомощи для детей, включая обеспечение медикаментами, медпомощь участковой и экстренной служб.



[1]Совокупный доход семьи за 6 месяцев необходимо разделить на 6, а затем - на количество членов такой семьи, далее полученный после деления доход необходимо сравнить с соответствующим ПМ  - разница составит размер помощи

[2]https://www.ukrinform.ua/rubric-society/2667912-reva-skazav-skilki-grosej-zaklali-u-budzet-dla-bagatoditnih-simej.html

[3] https://www.segodnya.ua/kiev/kother/v-kieve-ne-rabotaet-usluga-municipalnaya-nyanya-1269586.html

[4]С 1991 г. общая численность населения сократилась в Армении, Грузии, Беларуси, Болгарии, Венгрии, Молдове, Румынии, России, Украине, Эстонии, Латвии, Литве, Албании, Боснии, Хорватии Сербии. В целом в странах восточной Европы население сократилось на 17,5 млн. человек, среди них - 6,5 млн. чел. в Украине.

[5]https://www.msp.gov.ua/news/17003.html

[6]Данные исходя из сводного бюджета за 2013 и 2018 гг

[7]https://kiev.segodnya.ua/kother/detskie-sady-kieva-vse-sekrety-i-osobennosti-chast-pervaya-1112253.html

[8]https://kiev.zagranitsa.com/article/2049/nedetskii-vopros-pravila-priema-i-tseny-v-chastnyk

[9]Общий объем приема специалистов 191 100 человек, в том числе по дневной форме обучения – 171 355 человек, что меньше утвержденных в 2017 году показателей на 9,6% и 9,5% соотвтетсвенно.

[10]https://life.pravda.com.ua/society/2019/05/20/236948/

[11]https://www.kmu.gov.ua/ua/news/minekonomrozvitku-zatverdit-proektni-obsyagi-osvitnogo-zamovlennya-na-pidgotovku-fahivciv-u-2019-roci

[12] КПК Программы «Пилотный проект по реализации государственных гарантий медицинского обслуживания населения по программе медицинских гарантий для вторичной (специализированной) медицинской помощи в Полтавской области» - 966,78 млн. грн

[13]https://life.pravda.com.ua/health/2019/05/14/236868/