ПРОБЛЕМЫ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПРОДОЛЖАЮТ НАРАСТАТЬ - ДОСТУПНОСТЬ МЕДПОМОЩИ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ УХУДШАЕТСЯ

За последние годы финансирования отрасли упало.

17/06/2019
Моніторингові продукти
ПРОБЛЕМЫ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ  ПРОДОЛЖАЮТ НАРАСТАТЬ - ДОСТУПНОСТЬ МЕДПОМОЩИ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ УХУДШАЕТСЯ

В стране взят курс на снижение социальных гарантий, в т.ч. в сфере здравоохранения. В 2017 году на законодательном уровне наполовину снижен порог гарантированного финансирования здравоохранения: с «не менее 10% от национального дохода» до  «не менее 5% от ВВП». Но даже этот сниженный уровень не выдерживается.

Доля медицины в ВВП продолжает снижаться. Так, за 5 лет  доля медицины в ВВП снизилась с 4,2% в 2013 г до 3,3% в 2018 г., а по прогнозу на 2019 г. - предполагается 3,1% ВВП.

Но даже эти средства  финансируются не в полном объёме. По итогам 4 месяцев 2019 года финансирование здравоохранения  из общего фонда Госбюджета  составило 86% от плана на период. Самый низкий уровень выборки средств  (0,02% от плана) наблюдается по госсзакупкам медикаментов (Код БК 2301400), т.е проблема последних  лет с несвоевременным обеспечением населения медикаментами для лечения ряда тяжелых болезней остается. Очень низкий уровень финансирования (16,98% от плана) программы реимбурсации и пилотного проекта по реформированию вторичной помощи в Полтавской области (38,66%). (Дополнительно смотри таблицу 1.)

За последние годы наблюдается динамика снижения реального финансирования стационарной медпомощи (больниц).

С 2013 года номинально объём средств для больниц увеличился (на 70%- 102%), а в долларовом эквиваленте произошло снижениена половину.Кроме того, в общем финансировании здравоохранения,  доля средств, которые выделялись на стационарное лечение упала с 65,4% в 2013 г до 58,9% в 2018 г. Даже роддома стали финансироваться хуже, несмотря на то, что родовспоможение вошло в бесплатный гарантированного пакет медпомощи. (с 2013 года удельный вес средств на роддома фактически не изменился, а в долларовом эквиваленте он упал на 41%).

Финансирование больниц и роддомов в сводном бюджете Украины, 2013-2018 гг.

Профинансировано

2013

2014

2015

2016

2017

2018

Разница 2013/2018

Лечебные и сан.-профилактические учреждения, млрд. грн.

40,25

36,86

46,01

46,41

62,54

68,28

+70%

Удельный вес от всего финансирования здравоохранения, %

65,4

64,5

64,8

61,5

61,1

58,9

-6,4п.п.

Объём, млрд. дол.

5,04

3,10

2,11

1,82

2,35

2,51

-50%

Больницы общего профиля , млрд. грн.      

25,86

24,04

31,63

30,32

41,42

44,14

+71%

Удельный вес от всего финансирования здравоохранения, %

42,00

42,07

44,55

40,16

40,45

38,11

-3,9п.п.

Объём, млрд. дол.

3,24

2,02

1,45

1,19

1,56

1,62

-71%

Специализированные больницы и другие специализированные учреждения, млрд. грн.

11,30

10,46

11,59

12,99

16,95

19,29

+71%

Удельный вес от всего финансирования здравоохранения, %

18,35

18,30

16,33

17,20

16,56

16,65

-1,7п.п.

Объём, млрд. дол.

1,41

0,88

0,53

0,51

0,64

0,71

-50%

Родильные дома, млрд. грн.

1,33

1,32

1,55

1,80

2,38

2,70

+102%

Удельный вес от всего финансирования здравоохранения, %

2,2

2,3

2,2

2,4

2,3

2,3

+0,16п.п.

Объём, млрд. дол.

0,167

0,111

0,071

0,071

0,090

0,099

-41%

Ухудшается ситуация с финансированием больниц по статье «медикаменты».Согласно сводного бюджета 2013/2018гг, удельный вес финансирования медикаментов от общего объёма средств выделяемых на здравоохранение снизился с 13% до 9,5% и это при том, что финансирование статьи «медикаменты» и так составляет не более 10% от потребности больниц.

Больницы недополучают медикаменты, и больные вынуждены покупать их в аптеках, где цены постоянно растут.

§  Цены на лекарства за 2013-2018гг выросли на 126%.Рост цен в 2019 г. продолжается. По итогам І кв. 2019 г средневзвешенная стоимость 1 упаковки товаров «аптечной корзины» составила 57,7 грн. и  повысилась на 16,6% по сравнению с аналогичным периодом 2018г.[1]По экспертным  оценкам в 2019 г цены на лекарства продолжат расти, т.к. поставщики уже заложили в цену лекарств +4%-20%, с учетом колебаний курса гривны, подорожания компонентов для производства препаратов (прежде всего, энергоносителей, повышения зарплат и пр.).

- В то же время программа реимбурсации (компенсации населению части стоимости лекарств для определенных категорий пациентов – «сердечников», «диабетиков», «астматиков») недофинансирована как минимум в 5 раз (выделен 1 млрд. грн. вместо необходимых 5 млрд. грн.), но (!) и эти средства профинансированы менее, чем на 17% от плана на первые 4 месяца 2019 г. (См. таблицу 1)

С целью более рационального использования средств и стремления к европейским нормам,   сеть медучреждений  за последние 5 лет  сильно сократили.

На первичном уровне:

Число медучреждений, которые предоставляют амбулаторно-поликлиническую помощь, сократилось на 26% (-984 медучреждения, с 3 726 в 2013 г. по 2 742 в 2018 г.), в том числе тех, которые имеют дневные стационары (-641,  с 2 446 по 1 805).

Число фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов)с 2014года сократилось на 5% (-713 учреждения, с 13 295 в 2013 г. до 12 582 в 2018 г.). Количество населенных пунктов, обслуживаемых ФАПами, уменьшилось на 3% (-539 населенных пункта). В то же время, число ФАПов, в которых на конец года ни одна должность не занята медперсоналом, увеличилось на 128% ( с 535 до 1 221 учреждений).

На вторичном и третичном уровне:

Общее количество больничных учреждений (по данным МОЗ) сократилось на 22%или 403 единицы (с 1 819 в 2013 г. до 1 416 учреждений в 2018 г.). Наибольшему сокращению подверглась сеть городских больниц («минус» 97 единиц или сокращение на 25%), детских городских больниц («минус» 34 единицы или 39%), участковых («минус» 91 единица и 88% соответственно), диспансеров («минус» 63 единицы и 27%).

В тех больницах, которые остаются, сокращаются койко-места. Так, показатель числа коек за 5 лет (2018/2013) сократили на четверть, но ничего населению не предложили – ни адекватной амбулаторной помощи, ни новых технологий, позволявших улучшить лечение. Т.о. стационарная помощь (койко-места)  ужимается, а первичная медпомощь (участковая служба), которая должна взять на себя основное лечение больных пока не может нормально заработать, в том числе из-за плохой матетхбазы (40% амбулаторий недоукомплектованы оборудованием) и хронического дефицита медперсонала.

Для информации. В странах Европы применяются индикативные, а не нормативные показатели, которые служат для оценки эффективности работы системы. В странах Европейского региона (ВОЗ), где системы медицинской помощи считаются эффективными, в расчете на 10 тыс. населения  показатель койко-мест составляет 56,7 коек/ на 10 тыс. населения, в странах Европейского Союза - 52,8. В Грузии и Швеции - 25,9. В России и Беларуси было 110,5 и 81,8 соответственно. В Украине в 2013г было  87,9, в 2016 г. и на сегодня -  сократили до 60.

Украина теряет медицинские кадры.За последние 5 лет (2013/2016гг) Украинская система здравоохранения потеряла 30 874 врачей(-16%), что составляет «минус» 4,13 врача на 10 тыс. населения

Основные потери приходятся на следующие специальности: терапевтическая группа – «минус» 8 929 человек, среди них терапевты - «минус» 5 524, в т.ч. участковые городских участков – «минус» 3 096 чел, хирургическая группа – «минус» 4 705, в т.ч. хирурги – 1 692, анестезиологи – 1 180 чел. Среди детских узких специалистов – потери «минус» 1953 врача. Педиатров –«минус» 3 081, в т.ч. городских участков – 1 399 чел.

Потери врачей, которые непосредственно занимаются лечением(без организаторов, стоматологов, санитарных врачей, специалистов НДИ), составили 14 390 человек, что на 10 тыс. населения составляет минус 2,8 специалиста (падение с 31,3. до 28,5 на 10 тыс. населения, что уже ниже среднего показателя по странам ЕС (30-35 на 10 тыс. населения)).

Ликвидируются и сокращаются целые врачебные специальности.С ликвидацией госсанэпидслужбы была, по сути, ликвидирована специальность (врачи гигиенисты), основной задачей которых было профилактическое направление медицины.

o Последствия не заставили себя долго ждать – разразилась эпидемия кори.Украина за год стала лидером по уровню заболеваемости корью в Европе и мире (в 2018 г.).С начала  2019 года до 9 июня 2019 года корью заболели 53 112 человек, в т.ч. 28 107 детей, от осложнений кори умерли 18 человек. В целом с начала вспышки, с лета 2017 года, корью заболели более 100 тысяч человек, 39 из которых умерли. Проблемы отмечаются и по другим группам заболеваний, например, заболеваемость дизентерией в апреле 2019 года была на 13,4%, чем в апреле 2018.  За последние 5 лет  рост вспышечной заболеваемости по всей кишечной группе составил +30% (количество вспышек острых кишечных инфекций увеличилось с 48 в 2013 году до 163 в 2018г).

Серьезный урон нанесен профессии врач неотложных состояний, вследствие новации в экстренной медпомощи - заменить врачей парамедиками, снижение по этой специальности составляет  с 1,08 до 0,96 специалиста на 10 тыс. населения).

Потери среднего медперсонала. В Украине всегда был «комплект» среднего медперсонала, а по некоторым регионам и специальностям даже переизбыток. За последние годы ситуация поменялась.  Общая численность среднего медперсонала сократилась на 89 485 человек (-22%), что на 10 тыс.  населения  составляет «минус» 14 специалистов (с 89 по 74,7) или -16%.

- С каким кадровым составом останется Украинская система здравоохранения через несколько лет прогнозировать сложно, но уже сейчас процент пенсионеров среди врачей составляет 25%, а среди среднего медперсонала 13%[2]. Текучесть кадров  в здравоохранении растет, за период 2017-2019 гг. ( сравнение за І квартал) число лиц принимаемых на работу выросло на 0,2%, в то же время, тех кто был уволен – выросло на 33,8%.

Зарплата в сфере здравоохранения остается одной из самых низких по экономике.

- За 2018 год средняя з.п. по отрасли составляла 5 898 грн. (2/3 от средней по экономике) В 2019 году  по состоянию на  апрель средняя зарплата работника здравоохранения была около 6,7 тыс грн, составляя 65,7% от средней по экономике. Это один из самых низких показателей по экономике (меньше - 63,6% -  только у работников временной организации питания). Пока сотрудники здравоохранения не увидели серьезных повышений зарплат, как обещало правительство. Рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составляет 21%, что соответствует среднему росту зарплаты по экономике.

Нарастает миграция среди медиков.

- Основная причина оттока медицинских кадров из страны - низкие зарплаты. Уровень зарплаты врача или медсестры в Украине в разы меньше европейского. К примеру, ассистент врача в Германии получает за вычетом налогов (40%) 2 400 Евро.

- Процесс усиливается еще и тем, что наши ближайшие европейские соседи, потеряв свои врачебные кадры, которые мигрируют далее на запад - начали стимулировать миграционные процессы из Украины, предлагая упрощенные условия по трудоустройству и различные социальные пакеты. Лидирует в этом процессе Польша,  где врач получает не менее 1 000 Евро, может пройти упрощенное подтверждение диплома, бесплатное  изучение языка, социальный пакет, а молодая семья  может еще и рассчитывать на помощь по рождению ребенка. За Польшей развивать это направление стали Румыния, Словакия, Чехия. Начинает упрощать визовые правила Германия и Британия. К примеру, в Англии, где ожидается увеличение дефицита врачей после выхода из ЕС, будут упрощаться визовые требования для высококвалифицированных работников из стран, не входящих в ЕС, включая медиков.

Приложение

Табл. 1

Уровень финансирования  некоторых Программ в сфере здравоохранения

за январь-апрель 2019 года

Код бюджетной классификации

Общий фонд

План на 2019  год с учетом  внесённых изменений

План на январь-апрель с учетом внесенных  изменений

Направлено открытых ассигнований на обеспечение расходов за январь-апрель

Освоено за январь-апрель

% профинанси-рованных расходов

2301020

Исследования, и научно-технические разработки, выполнение работ по государственным целевым программам и государственным заказам, подготовка и повышение квалификации научных кадров в сфере здравоохранения, финансовая поддержка развития научной инфраструктуры и объектов, составляющих национальное достояние

73 927 800

21 976 700

21 911 290

17 437 190

79,34

2301170

Диагностика и лечение заболеваний с внедрением экспериментальных и новых медицинских технологий в учреждениях здравоохранения научно-исследовательских учреждений и высших учебных медицинских заведениях Министерства здравоохранения Украины

1 535 734 600

364 957 900

354 224 162

269 842 943

73,94

2301400

Обеспечение медицинских мероприятий отдельных государственных программ и комплексных мероприятий программного характера

6575019000

706 303 200

166 600

166 510,80

0,02

2301350

Организация и регулирование деятельности учреждений, и отдельные мероприятия в системе здравоохранения

140 538 500

36 779 700

34 022 782

23 627 905

64,24

2301360

Лечение граждан Украины за рубежом

689 948 900

459 965 900

459 965 900

307 953 325

66,95

2308010

Руководство и управление в сфере государственных финансовых гарантий медицинского обслуживания населения

307 311 400

67 925 100

30 263 910

27106530,57

39,91

2308030

Пилотный проект по реализации государственных гарантий медицинского обслуживания населения по программе медицинских гарантий для вторичной (специализированной) медицинской помощи в Полтавской области

966 785 800

107 420 000

107 420 000

41528607,58

38,66

2308040

Возмещение стоимости лекарственных средств для лечения отдельных заболеваний

750 000 000

83 333 300

83 333 300

14149492,77

16,98

Данные Госказначейства за январь-апрель 2019г 



[1]https://www.apteka.ua/article/498776

[2]Данные МОЗ за 2018год