За последние годы финансирования отрасли упало.
В стране взят курс на снижение социальных гарантий, в т.ч. в сфере здравоохранения. В 2017 году на законодательном уровне наполовину снижен порог гарантированного финансирования здравоохранения: с «не менее 10% от национального дохода» до «не менее 5% от ВВП». Но даже этот сниженный уровень не выдерживается.
Доля медицины в ВВП продолжает снижаться. Так, за 5 лет доля медицины в ВВП снизилась с 4,2% в 2013 г до 3,3% в 2018 г., а по прогнозу на 2019 г. - предполагается 3,1% ВВП.
Но даже эти средства финансируются не в полном объёме. По итогам 4 месяцев 2019 года финансирование здравоохранения из общего фонда Госбюджета составило 86% от плана на период. Самый низкий уровень выборки средств (0,02% от плана) наблюдается по госсзакупкам медикаментов (Код БК 2301400), т.е проблема последних лет с несвоевременным обеспечением населения медикаментами для лечения ряда тяжелых болезней остается. Очень низкий уровень финансирования (16,98% от плана) программы реимбурсации и пилотного проекта по реформированию вторичной помощи в Полтавской области (38,66%). (Дополнительно смотри таблицу 1.)
За последние годы наблюдается динамика снижения реального финансирования стационарной медпомощи (больниц).
С 2013 года номинально объём средств для больниц увеличился (на 70%- 102%), а в долларовом эквиваленте произошло снижениена половину.Кроме того, в общем финансировании здравоохранения, доля средств, которые выделялись на стационарное лечение упала с 65,4% в 2013 г до 58,9% в 2018 г. Даже роддома стали финансироваться хуже, несмотря на то, что родовспоможение вошло в бесплатный гарантированного пакет медпомощи. (с 2013 года удельный вес средств на роддома фактически не изменился, а в долларовом эквиваленте он упал на 41%).
Финансирование больниц и роддомов в сводном бюджете Украины, 2013-2018 гг.
Профинансировано | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | Разница 2013/2018 |
Лечебные и сан.-профилактические учреждения, млрд. грн. | 40,25 | 36,86 | 46,01 | 46,41 | 62,54 | 68,28 | +70% |
Удельный вес от всего финансирования здравоохранения, % | 65,4 | 64,5 | 64,8 | 61,5 | 61,1 | 58,9 | -6,4п.п. |
Объём, млрд. дол. | 5,04 | 3,10 | 2,11 | 1,82 | 2,35 | 2,51 | -50% |
Больницы общего профиля , млрд. грн. | 25,86 | 24,04 | 31,63 | 30,32 | 41,42 | 44,14 | +71% |
Удельный вес от всего финансирования здравоохранения, % | 42,00 | 42,07 | 44,55 | 40,16 | 40,45 | 38,11 | -3,9п.п. |
Объём, млрд. дол. | 3,24 | 2,02 | 1,45 | 1,19 | 1,56 | 1,62 | -71% |
Специализированные больницы и другие специализированные учреждения, млрд. грн. | 11,30 | 10,46 | 11,59 | 12,99 | 16,95 | 19,29 | +71% |
Удельный вес от всего финансирования здравоохранения, % | 18,35 | 18,30 | 16,33 | 17,20 | 16,56 | 16,65 | -1,7п.п. |
Объём, млрд. дол. | 1,41 | 0,88 | 0,53 | 0,51 | 0,64 | 0,71 | -50% |
Родильные дома, млрд. грн. | 1,33 | 1,32 | 1,55 | 1,80 | 2,38 | 2,70 | +102% |
Удельный вес от всего финансирования здравоохранения, % | 2,2 | 2,3 | 2,2 | 2,4 | 2,3 | 2,3 | +0,16п.п. |
Объём, млрд. дол. | 0,167 | 0,111 | 0,071 | 0,071 | 0,090 | 0,099 | -41% |
Ухудшается ситуация с финансированием больниц по статье «медикаменты».Согласно сводного бюджета 2013/2018гг, удельный вес финансирования медикаментов от общего объёма средств выделяемых на здравоохранение снизился с 13% до 9,5% и это при том, что финансирование статьи «медикаменты» и так составляет не более 10% от потребности больниц.
Больницы недополучают медикаменты, и больные вынуждены покупать их в аптеках, где цены постоянно растут.
§ Цены на лекарства за 2013-2018гг выросли на 126%.Рост цен в 2019 г. продолжается. По итогам І кв. 2019 г средневзвешенная стоимость 1 упаковки товаров «аптечной корзины» составила 57,7 грн. и повысилась на 16,6% по сравнению с аналогичным периодом 2018г.[1]По экспертным оценкам в 2019 г цены на лекарства продолжат расти, т.к. поставщики уже заложили в цену лекарств +4%-20%, с учетом колебаний курса гривны, подорожания компонентов для производства препаратов (прежде всего, энергоносителей, повышения зарплат и пр.).
- В то же время программа реимбурсации (компенсации населению части стоимости лекарств для определенных категорий пациентов – «сердечников», «диабетиков», «астматиков») недофинансирована как минимум в 5 раз (выделен 1 млрд. грн. вместо необходимых 5 млрд. грн.), но (!) и эти средства профинансированы менее, чем на 17% от плана на первые 4 месяца 2019 г. (См. таблицу 1)
С целью более рационального использования средств и стремления к европейским нормам, сеть медучреждений за последние 5 лет сильно сократили.
На первичном уровне:
- Число медучреждений, которые предоставляют амбулаторно-поликлиническую помощь, сократилось на 26% (-984 медучреждения, с 3 726 в 2013 г. по 2 742 в 2018 г.), в том числе тех, которые имеют дневные стационары (-641, с 2 446 по 1 805).
- Число фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов)с 2014года сократилось на 5% (-713 учреждения, с 13 295 в 2013 г. до 12 582 в 2018 г.). Количество населенных пунктов, обслуживаемых ФАПами, уменьшилось на 3% (-539 населенных пункта). В то же время, число ФАПов, в которых на конец года ни одна должность не занята медперсоналом, увеличилось на 128% ( с 535 до 1 221 учреждений).
На вторичном и третичном уровне:
- Общее количество больничных учреждений (по данным МОЗ) сократилось на 22%или 403 единицы (с 1 819 в 2013 г. до 1 416 учреждений в 2018 г.). Наибольшему сокращению подверглась сеть городских больниц («минус» 97 единиц или сокращение на 25%), детских городских больниц («минус» 34 единицы или 39%), участковых («минус» 91 единица и 88% соответственно), диспансеров («минус» 63 единицы и 27%).
- В тех больницах, которые остаются, сокращаются койко-места. Так, показатель числа коек за 5 лет (2018/2013) сократили на четверть, но ничего населению не предложили – ни адекватной амбулаторной помощи, ни новых технологий, позволявших улучшить лечение. Т.о. стационарная помощь (койко-места) ужимается, а первичная медпомощь (участковая служба), которая должна взять на себя основное лечение больных пока не может нормально заработать, в том числе из-за плохой матетхбазы (40% амбулаторий недоукомплектованы оборудованием) и хронического дефицита медперсонала.
Для информации. В странах Европы применяются индикативные, а не нормативные показатели, которые служат для оценки эффективности работы системы. В странах Европейского региона (ВОЗ), где системы медицинской помощи считаются эффективными, в расчете на 10 тыс. населения показатель койко-мест составляет 56,7 коек/ на 10 тыс. населения, в странах Европейского Союза - 52,8. В Грузии и Швеции - 25,9. В России и Беларуси было 110,5 и 81,8 соответственно. В Украине в 2013г было 87,9, в 2016 г. и на сегодня - сократили до 60.
Украина теряет медицинские кадры.За последние 5 лет (2013/2016гг) Украинская система здравоохранения потеряла 30 874 врачей(-16%), что составляет «минус» 4,13 врача на 10 тыс. населения
- Основные потери приходятся на следующие специальности: терапевтическая группа – «минус» 8 929 человек, среди них терапевты - «минус» 5 524, в т.ч. участковые городских участков – «минус» 3 096 чел, хирургическая группа – «минус» 4 705, в т.ч. хирурги – 1 692, анестезиологи – 1 180 чел. Среди детских узких специалистов – потери «минус» 1953 врача. Педиатров –«минус» 3 081, в т.ч. городских участков – 1 399 чел.
- Потери врачей, которые непосредственно занимаются лечением(без организаторов, стоматологов, санитарных врачей, специалистов НДИ), составили 14 390 человек, что на 10 тыс. населения составляет минус 2,8 специалиста (падение с 31,3. до 28,5 на 10 тыс. населения, что уже ниже среднего показателя по странам ЕС (30-35 на 10 тыс. населения)).
- Ликвидируются и сокращаются целые врачебные специальности.С ликвидацией госсанэпидслужбы была, по сути, ликвидирована специальность (врачи гигиенисты), основной задачей которых было профилактическое направление медицины.
o Последствия не заставили себя долго ждать – разразилась эпидемия кори.Украина за год стала лидером по уровню заболеваемости корью в Европе и мире (в 2018 г.).С начала 2019 года до 9 июня 2019 года корью заболели 53 112 человек, в т.ч. 28 107 детей, от осложнений кори умерли 18 человек. В целом с начала вспышки, с лета 2017 года, корью заболели более 100 тысяч человек, 39 из которых умерли. Проблемы отмечаются и по другим группам заболеваний, например, заболеваемость дизентерией в апреле 2019 года была на 13,4%, чем в апреле 2018. За последние 5 лет рост вспышечной заболеваемости по всей кишечной группе составил +30% (количество вспышек острых кишечных инфекций увеличилось с 48 в 2013 году до 163 в 2018г).
- Серьезный урон нанесен профессии врач неотложных состояний, вследствие новации в экстренной медпомощи - заменить врачей парамедиками, снижение по этой специальности составляет с 1,08 до 0,96 специалиста на 10 тыс. населения).
- Потери среднего медперсонала. В Украине всегда был «комплект» среднего медперсонала, а по некоторым регионам и специальностям даже переизбыток. За последние годы ситуация поменялась. Общая численность среднего медперсонала сократилась на 89 485 человек (-22%), что на 10 тыс. населения составляет «минус» 14 специалистов (с 89 по 74,7) или -16%.
- С каким кадровым составом останется Украинская система здравоохранения через несколько лет прогнозировать сложно, но уже сейчас процент пенсионеров среди врачей составляет 25%, а среди среднего медперсонала 13%[2]. Текучесть кадров в здравоохранении растет, за период 2017-2019 гг. ( сравнение за І квартал) число лиц принимаемых на работу выросло на 0,2%, в то же время, тех кто был уволен – выросло на 33,8%.
Зарплата в сфере здравоохранения остается одной из самых низких по экономике.
- За 2018 год средняя з.п. по отрасли составляла 5 898 грн. (2/3 от средней по экономике) В 2019 году по состоянию на апрель средняя зарплата работника здравоохранения была около 6,7 тыс грн, составляя 65,7% от средней по экономике. Это один из самых низких показателей по экономике (меньше - 63,6% - только у работников временной организации питания). Пока сотрудники здравоохранения не увидели серьезных повышений зарплат, как обещало правительство. Рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составляет 21%, что соответствует среднему росту зарплаты по экономике.
Нарастает миграция среди медиков.
- Основная причина оттока медицинских кадров из страны - низкие зарплаты. Уровень зарплаты врача или медсестры в Украине в разы меньше европейского. К примеру, ассистент врача в Германии получает за вычетом налогов (40%) 2 400 Евро.
- Процесс усиливается еще и тем, что наши ближайшие европейские соседи, потеряв свои врачебные кадры, которые мигрируют далее на запад - начали стимулировать миграционные процессы из Украины, предлагая упрощенные условия по трудоустройству и различные социальные пакеты. Лидирует в этом процессе Польша, где врач получает не менее 1 000 Евро, может пройти упрощенное подтверждение диплома, бесплатное изучение языка, социальный пакет, а молодая семья может еще и рассчитывать на помощь по рождению ребенка. За Польшей развивать это направление стали Румыния, Словакия, Чехия. Начинает упрощать визовые правила Германия и Британия. К примеру, в Англии, где ожидается увеличение дефицита врачей после выхода из ЕС, будут упрощаться визовые требования для высококвалифицированных работников из стран, не входящих в ЕС, включая медиков.
Приложение
Табл. 1 | |||||
Уровень финансирования некоторых Программ в сфере здравоохранения за январь-апрель 2019 года | |||||
Код бюджетной классификации | Общий фонд | ||||
План на 2019 год с учетом внесённых изменений | План на январь-апрель с учетом внесенных изменений | Направлено открытых ассигнований на обеспечение расходов за январь-апрель | Освоено за январь-апрель | % профинанси-рованных расходов | |
2301020 | Исследования, и научно-технические разработки, выполнение работ по государственным целевым программам и государственным заказам, подготовка и повышение квалификации научных кадров в сфере здравоохранения, финансовая поддержка развития научной инфраструктуры и объектов, составляющих национальное достояние | ||||
73 927 800 | 21 976 700 | 21 911 290 | 17 437 190 | 79,34 | |
2301170 | Диагностика и лечение заболеваний с внедрением экспериментальных и новых медицинских технологий в учреждениях здравоохранения научно-исследовательских учреждений и высших учебных медицинских заведениях Министерства здравоохранения Украины | ||||
1 535 734 600 | 364 957 900 | 354 224 162 | 269 842 943 | 73,94 | |
2301400 | Обеспечение медицинских мероприятий отдельных государственных программ и комплексных мероприятий программного характера | ||||
6575019000 | 706 303 200 | 166 600 | 166 510,80 | 0,02 | |
2301350 | Организация и регулирование деятельности учреждений, и отдельные мероприятия в системе здравоохранения | ||||
140 538 500 | 36 779 700 | 34 022 782 | 23 627 905 | 64,24 | |
2301360 | Лечение граждан Украины за рубежом | ||||
689 948 900 | 459 965 900 | 459 965 900 | 307 953 325 | 66,95 | |
2308010 | Руководство и управление в сфере государственных финансовых гарантий медицинского обслуживания населения | ||||
307 311 400 | 67 925 100 | 30 263 910 | 27106530,57 | 39,91 | |
2308030 | Пилотный проект по реализации государственных гарантий медицинского обслуживания населения по программе медицинских гарантий для вторичной (специализированной) медицинской помощи в Полтавской области | ||||
966 785 800 | 107 420 000 | 107 420 000 | 41528607,58 | 38,66 | |
2308040 | Возмещение стоимости лекарственных средств для лечения отдельных заболеваний | ||||
750 000 000 | 83 333 300 | 83 333 300 | 14149492,77 | 16,98 | |
Данные Госказначейства за январь-апрель 2019г |
[1]https://www.apteka.ua/article/498776
[2]Данные МОЗ за 2018год