ПРОБЛЕМЫ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ (НАКАНУНЕ НОВОГО УЧЕБНОГО ГОДА)

23/08/2019
Моніторингові продукти
ПРОБЛЕМЫ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ (НАКАНУНЕ НОВОГО УЧЕБНОГО ГОДА)

1. Сфера образования хронически недофинансируется.

o За последние пять лет показатели консолидированных бюджетных расходов на образование, посчитанные в долларовом эквиваленте, снизились более чем на 40%. Если в 2013 г. на образование ушло 13,2 млрд. дол. в эквиваленте сводных расходов бюджета, то в 2018 г. – 7,7 млрд. дол. Как доля к ВВП расходы снизились с 7,2% до 5,91% ВВП и останутся примерно на таком же уровне в 2019 г.    

 

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019 (п)

Образование (всего), млрд. грн.

105,5

100,1

114,2

129,4

177,9

210

245,6

Образование (всего), млрд. дол.

13,2

8,4

5,2

5,1

6,7

7,7

9,1

Образование,% ВВП

7,20

6,31

5,74

5,42

5,96

5,91

6,0

ВВП, млрд. грн.

1465,2

1586,9

1988,5

2385,4

2982,9

3553

4060

Официальный курс на конец года, грн./дол

7,99

11,89

21,85

25,55

26,60

27,20

26,85

o В последние годы плановые бюджетные показатели для образования систематически занижаются. Однако даже этизаниженные планы по расходам финансируется не полностью.

- В 2018 г. по сводному бюджету образование недофинансировано на 13,8 млрд. грн. или на 6,2% от плана (план на 2018 г. – 223,8 млрд. грн., фактически профинансировано – 210 млрд. грн.). Аналогичная ситуация была и в предыдущие относительно благоприятные годы. В 2016 фактические расходы по сводному бюджету отставали от плановых на 9,8 млрд. грн. (7,1%), в 2017 г. – на 14,2 млрд. грн. (7,4%).

- В первой половине 2019 г. расходы госбюджета на образование по общему фонду недофинансированы на 2,7 млрд. грн. или 14%.

2. Недофинансируются, прежде всего, делегированные расходы (образовательная субвенция и другие субвенции, в т.ч. лицам с особыми потребностями, на новую украинскую школу, расходы на содержание ПТУ)..

o По оценкам Ассоциации городов Украины (АГУ), образвательная субвенция, за счет которой выплачивается зарплата учителям общеобразовательных школ, в 2018 г. покрывала только 88% от реальных потребностей местных бюджетов (дефицит 8 млрд. грн.). Недофинансируя ежегодно образовательную субвенцию, правительство ставит местные власти перед выбором: либо доплачивать зарплату, отпускные и оздоровительные из своих ресурсов, либо увольнять педагогов.  

o Не стал исключением и 2019 г.Сигналы о недостаточности образовательной субвенции традиционно правительству поступали еще вначале года.[1]О дефиците образовательной субвенции в 2019 году на общую сумму в 740,7 млн грн в АГУ сообщили 91 город и ОТГ.[2]И хотя правительство перераспределяло дополнительные объемы в течении года, дефицит остался и для отдельных местных бюджетов он катастрофический. Так, например, вначале августа Львовская область сообщила о том, что по области не хватает 92 млн гривен образовательной субвенции и еще 31 млн грн по местным бюджетам, что может привести к возникновению задолженности по зарплате учителям уже с 1 сентября.[3]Есть информация что до конца 2019 года дефицит образовательной субвенции в г Днепр составит 125 млн грн, в г Вараш Ровенской области – 9 мл грн, Тлумацкой ОТГ Ивано-Франковской области – 8 млн грн.[4]

Дефицит средств образовательной субвенции усиливается несовершенным механизмом ее распределения между местными бюджетами.Об этом свидетельствует информация от городов и ОТГ о наличии дефицита средств субвенции, в то время как выплаты осуществляются при минимально установленных доплатах и надбавках. Дефицит субвенции, как в больших городах, так и в малых громадах приводит к отвлечению ресурсов местных бюджетов. В некоторых случаях возникает и задолженность: по информации АГУ, 73% ОТГ не имеют достаточно ресурсов, чтобы обеспечить не только делегированные, но и собственные полномочия в сфере образования.[5]

3.  Зарплаты учителям не дотягивают до обещанного уровня и значительно отстают от средних по стране.

В первой половине 2019 г. средняя зарплата в образовании составила 7 914 грн., что ниже средней по экономике (10 027 грн.) на 21%.Однако за цифрами средней зарплаты кроются значительные диспропорции. Напр., молодой учитель без категории в 2019 г. получает оклад 3895 грн. (2 прожиточных минимума), а со всеми надбавками 5 410 грн. Тогда как в соответствии с новым законом об образовании, минимальный оклад учителя без категории до 2023 г. должен составлять 4 прожиточных минимума.

Низкие зарплаты демотивируют особенно молодых учителей оставаться работать в школах.  За последние 5 лет (2014-2018 гг.) количество учителей до 30 лет сократилось на 25%, тогда как учителей пенсионного возраста ( свыше 60 лет) выросло на 30%. Такие тенденции грозят снижением качества образовательного процесса, т.к. при всем своем опытеучителя пенсионного возраста не способны адаптироваться к новой программе и применять инновационные методы в образовании, и что самое тревожное – обернуться уже в ближайшее время серьезным кадровым дефицитом. Чтобы компенсировать нехватку профильных учителей и восполнить пробелы в знаниях детей, уроки будут проводить представители кружков или узкие специалисты.[6]

Несмотря на то, что правительство с трудом финансирует текущие обязательства по зарплатам, перекладывая их часть на места, власти продолжают давать обещания, не подкрепленные финансами.

Правительство анонсировало повышение с 1 сентября 2019 года на 10% должностных окладов педработникам,оплата труда которых осуществляется за счет местных бюджетов и которым не повысили оклады в 2018 году. Это касается педработников дошкольного, внешкольного, профессионального образования и других, кроме тех, заработная плата которых финансируется из образовательной субвенции. При этом для местных бюджетов правительство не предусмотрело никаких компенсаторных механизмов своему решению.[7]

Не обеспечено финансированием и решение правительства о повышении должностных окладов работникам ДЮСШна 42% в 2020 году. Согласно оценкам Ассоциации Городов Украины, стоимость решения – это дополнительные 677,4 млн грн, которые центральное правительство компенсировать не собирается.[8]

Под вопросом обещанное повышение окладов и зарплат всем  учителям в 2020 г. от 20% до 70%.[9]Так , в бюджетной декларации на 2020 год расходы на выплату зарплат учителям посчитаны с учетом роста социальных стандартов, а на анонсированное повышение зарплат в 2020 году необходимо найти дополнительно 19,7 млрд. грн., из них 14,8 млрд. грн. из госбюджета и 4,9 млрд. грн. – из местных бюджетов.

4. Доступность образования продолжает снижаться

Продолжается сокращение сети школ и числа учителей

- Начиная с 2014/15 учебного годапо 2018/19гг, количество школ сократилось на 2,1 тыс. (с 17,6 тыс. до 15,5 тыс.), а количество учителей - на 13 тыс. (с 454 тыс. до 441 тыс.), соответственно на 8,8% и 3% ( приведены сопоставимые данные – без АРК и зоны АТО). В то же время, на фоне уменьшения количества школ и учителей за этот период на 7,6% увеличилось количество учеников (с 3 757 тыс. в 2014/15 г. до 4 042 тыс. в 2018/19гг или  +285 тыс. человек), что уже само-по себе является тревожным фактом. При этом в городской местности, где застройщики игнорируют необходимость создания инфраструктуры – растет переполненность классов и школ.[10]Согласно данным Минрегионбуда, 50% городских школ обучают детей в переполненных классах, нередко в несколько смен.

Процесс закрытия школ и увольнения учителей может ускориться в 2020 г., что следует из жестких планов Минфина о повышении эффективности использования бюджетных средств в следующем году[11].Согласно расчетам профсоюзов, предложенный план правительства приведет к сокращению каждого десятого учителя (44 тысяч учителей из 439,7 тыс. работающих сегодня)

Закрывая и укрупняя сельские школы, власти не гарантирует подвоз детей.

- 30% сельских школ в Украине – малокомплектные. Согласно статистики МОН, на 01.06.2019[12], функционирует 793 опорные школы (в 2016 г - 137 опорных школ.), где обучается 347 175 учеников. Под лозунгом «оптимизации сети» идет укрупнение школ, создаются опорные школы в крупных населенных пунктах, а маленькие в селах превращаются в их филиалы, что делает их  «первыми кандидатами» на сокращение. Процесс сокращения сети был значительно облегчен, начиная с 2014 года[13], после отменены моратория на закрытие общеобразовательных учебных заведений.

- С 2017 года процесс «оптимизации» был «усилен» финансовым рычагом, после обновления формулы распределения образовательной субвенции и введения в нее детализированного показателя наполняемости классов. Новая формула ставит многиерайоны и ОТГперед фактом, что денег на школу они получат меньше, если у них высокая плотность учеников и низкий удельный вес сельского населения[14]. Школы в таких регионах  находятся в зоне самого большого риска получить невыплату зарплат (или увольнения)

Такой подход неприемлем пока не будет полностью решен вопрос подвоза детей к месту обучения.

- Одной из наибольших проблем в процессе создания сети опорных школ  остаётся низкое качество дорог в сельской местности. Согласно МОН, по состоянию на 01.06.2019 наибольшая протяженность неудовлетворительных дорог во Львовской области (1 111 км). Кроме того в ряде регионов большая часть дорог, которые требуют срочного ремонта, приходятся на ОТГ. Например, в неудовлетворительном состоянии дороги в Днепропетровской области – 1 070,11 км, из них в ОТГ – 661,11 км (61,8 %), Житомирской области – 518,9 км, из них в ОТГ – 414,0 (79,8 %), Черниговской – 352 км, из них в ОТГ – 268 км (76,1 %), Сумской – 481,7 км, из них в ОТГ – 316,8 (65,8 %).

- Вторая проблема – недостаточный автопарк школьных автобусов. Парк школьных автобусов, которые обслуживают учеников опорных школ, по стране составляет 1 351 единиц, из которых ОТГ обслуживают 610. Однако общая потребность в школьных автобусах удовлетворена только на 3/4. Дополнительно требуется еще 407 машин, из которых 214- для ОТГ (по состоянию на 01.06.2019)[15].

Автобусы для опорных школ: обеспечение/потребность. Региональный разрез (по состоянию на 01.06.2019), единиц

o  При этом значительная часть действующей школьной сети остается в неудовлетворительном состоянии:[16]

-40% школ в неудовлетворительном состоянии и требуют ремонта

-в 47% школ температура зимой не превышает 16%

-в 10% школ туалет на улице

-90% школ полностью не приспособлены для детей с инвалидностью

1. На фоне углубляющихся проблем в отрасли качество образование также снижается – уровень знаний падает

Результаты ВНО 2019 по сравнению с предыдущими годами по главным предметам не улучшились, а ухудшились. Є

- На тесте по украинскому языку и литературе оказалось, что 80% выпускников не могут внятно сформулировать собственную позицию по предложенному дискуссионному вопросу.[17]

- 2019 год был назван «годом худшего результата по украинскому языку за всю историю проведения».[18]Так, по украинскому языку и литературе в этом году 16% учеников набрали меньше проходного балла (23 балла и меньше). Это на два процентных пункта хуже, чем годом ранее. В школьниках, потерявших шанс поступить в вуз, это более 3700 человек.  В 2018 году тест не прошли 14,5% участников, а в 2017 — 7,55%. В 2016 году показатель тех, кто не прошел составил 9%, в 2015 — 8,4%, в 2014 — 9,08%.

- Сдавшие ВНО по истории значительно ухудшили результат. Так, если в 2018 году не смогли набрать проходной балл 10,2%,  то в 2019 году таких было уже 16%.[19]

- По химии в 2018 году не сдавших оказалось 10%[20], а в 2019 году – уже 14%[21].

- Ухудшили свой результат и сдававшие биологию. Так если в прошлом году не сдали 8,4%[22], то в 2019 году – уже 8,9%.[23]

- Хуже стали учить немецкий язык. Так в прошлом году не смогли набрать проходной бал по немецкому языку 18% участников,[24]а в 2019 году – уже 20,6%.[25]

- Не особо улучшились результаты по английскому языку и математике. Так, по английскому языку не набрали нужный балл 12,7% участников, а в прошлом году (13% сдававших). По математике - порог не преодолели 19% участников тестирования (2018 г -18,6%, 2017 г  — 16,46%)[26].

o Если говорить в целом о ЗНО 2019, как и предыдущие, оно не прошло без нареканий на организацию тестирования с последующими жалобами. В этом году тестирование по английскому языку было сорвано в г Боярка Киевской области – в здании просто не оказалось света.[27]

1. За последние 5 лет (2014-2018 гг.) бюджетное финансирование сферы образования в долларовом эквиваленте сократилось более чем на 40%, а как доля в ВВП с 7,2% до 5,9%.

2. Отрасль хронически недофинансируется, свидетельством чего, помимо ежегодного невыполнения плана по расходам, является ежегодный дефицит образовательной субвенции и попытки переложить на регионы все большие не профинансированные расходы в этой сфере.

3. Зарплаты по системе образования остаются низкими и на 20% отстают от средних по стране.  В 2019 г. молодой учитель (без категории) со всеми надбавками получает зарплату на уровне 2-х прожиточных минимумов или около 200 дол по текущему курсу, что выталкивает молодых педагогов из профессии в армию трудовых  гастарбайтеров, ищущих лучшей жизни за рубежом.  За 2014-2018 гг. из системы среднего образования ушел каждый четвертый молодой учитель до 30 лет.

4. В то время как в крупных городах дети учатся в переполненных классах, по несколько смен, продолжает сокращаться сеть сельских малокомплектных школ. Начиная с 2014/15 учебного годапо 2018/19гг, количество школ сократилось на 2,1 тыс. (с 17,6 тыс. до 15,5 тыс.) или на 8,8%. Оптимизируя сеть школьных учреждений, власти таки не смогли организовать нормальный довоз детей в опорные школы. Потребность в школьных автобус удовлетворена в лучшем случае на ?, не говоря уже о разбитом состоянии значительной части самих дорог.

5. Порядка 40% всех школ будут встречать 1 сентября в неудовлетворительном состоянии, требуя ремонта, а из-за низкой энергоэффективности с наступлением холодов будут мерзнуть ученики в классах почти в каждой второй школе, температура в которых зимой не поднимается выше 16С.

6. Неудивительно, что на фоне этого вороха нерешаемых проблем, качество образования продолжает падать, о чем свидетельствуют результаты ВНО последних лет. 



[1]https://www.0412.ua/news/2351945/amu-prosit-zbilsiti-obsag-osvitnoi-subvencii-dla-8-gromad-zitomirsinihttp://www.fpsu.org.ua/nasha-borotba/15402-nasha-borotba-ekonomiya-subventsiji-za-rakhunok-lyudej-nepripustimahttp://zagittya.com.ua/ua/news/novosti/jurij_pavlenko_obratilsja_k_pravitelstvu_v_svjazi_s_zakrytiem_shkol_i_nedostatochnostju_obrazovatelnoj_subvencii_v_otg_zhitomirschiny.htmlhttps://pon.org.ua/novyny/6859-asocacya-mst-ukrayini-soldarna-z-profsplkoyu-u-neobhdnost-zblshennya-fnansuvannya-osvti.htmlhttp://oblrada.kharkov.ua/ua/press-center/news/22015-sergij-chernov-zvernuvsya-do-prem-er-ministra-ukrajini-shchodo-neobkhidnosti-pidtrimki-najbilshoji-otg-v-ukrajini

[2]https://www.auc.org.ua/novyna/amu-formula-osvitnoyi-subvenciyi-ne-zabezpechuye-spravedlyvyy-rozpodil-koshtiv-ta-potrebuye

[3]https://dyvys.info/2019/08/06/nedofinansuvaly-lvivshhyni-brakuye-groshej-na-zarplaty-osvityanam/

[4]https://www.auc.org.ua/novyna/oslobozhan-meta-reformy-osvity-zabezpechyty-diysno-yakisnymy-osvitnimy-poslugamy-vsih-uchniv

[5]https://www.auc.org.ua/novyna/oslobozhan-meta-reformy-osvity-zabezpechyty-diysno-yakisnymy-osvitnimy-poslugamy-vsih-uchniv

[6]https://podrobnosti.ua/2311905-chto-zhdet-ukrainskih-shkolnikov-s-1-sentjabrja.html

[7]https://www.auc.org.ua/novyna/z-1-veresnya-zroste-zarobitna-plata-pedagogiv-doshkilnoyi-pozashkilnoyi-ta-profesiynoyi

[8]https://www.auc.org.ua/novyna/pidvyshchennya-zarobitnyh-plat-treneriv-vykladachiv-dsyush-potribno-zabezpechyty-vidpovidnym

[9]https://www.kmu.gov.ua/ua/news/obsyag-investicij-v-novu-ukrayinsku-shkolu-sklav-ponad-7-mlrd-grn-novij-osvitnij-prostir-potribno-rozvivati-dali-glava-uryadu

[10]https://www.segodnya.ua/ukraine/kievskie-sadiki-i-shkoly-perepolneny-kak-razobratsya-problemoy-i-chem-eto-grozit-1243952.html

[11]Письмо Минфина №07010-04-3/19654 от 31.07.2019  http://auc.org.ua/sites/default/files/sectors/u-137/1378215-blank_mfu_vyhidnyy_34920.pdf.pdf

[12]https://mon.gov.ua/ua/osvita/zagalna-serednya-osvita/konferenciyi/serpneva-konferenciya-2019/sekciya-osvitnya-statistika-ta-finansuvannya

[13] Закон «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины» №76-VIII от  28.12 2014 года

[14]Для районов и ОТГ расчетная наполняемость классов, которая влияет на общий объём денег субвенции, зависит от двух показателей (процента сельского населения в административно-территориальной единице и плотности учащихся в школах на квадратный километр).

[15] https://mon.gov.ua/ua/osvita/zagalna-serednya-osvita/konferenciyi/serpneva-konferenciya-2019

[16]https://mon.gov.ua/storage/app/media/Serpneva%20conferentcia/2019/Presentacii/partskhaladze.pdf

[17]https://novosti-n.org/news/read/173426.html

[18]https://realist.online/article/rezultaty-zno-2019-ucheniki-stremitelno-uhudshayut-rezultaty-po-ukrainskomu-yazyku

[19]http://ru.osvita.ua/test/rez_zno/64829/

[20]http://ru.osvita.ua/test/rez_zno/61150/

[21]http://ru.osvita.ua/test/rez_zno/64832/

[22]http://ru.osvita.ua/test/rez_zno/61144/

[23]http://ru.osvita.ua/test/rez_zno/64830/

[24]http://ru.osvita.ua/test/rez_zno/61147/

[25]http://ru.osvita.ua/test/rez_zno/64824/

[26]http://ru.osvita.ua/test/rez_zno/64822/

[27]https://ntn.ua/ru/video/news/2019/05/29/38588