
1. Сфера образования хронически недофинансируется.
o За последние пять лет показатели консолидированных бюджетных расходов на образование, посчитанные в долларовом эквиваленте, снизились более чем на 40%. Если в 2013 г. на образование ушло 13,2 млрд. дол. в эквиваленте сводных расходов бюджета, то в 2018 г. – 7,7 млрд. дол. Как доля к ВВП расходы снизились с 7,2% до 5,91% ВВП и останутся примерно на таком же уровне в 2019 г.
2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 (п) | |
Образование (всего), млрд. грн. | 105,5 | 100,1 | 114,2 | 129,4 | 177,9 | 210 | 245,6 |
Образование (всего), млрд. дол. | 13,2 | 8,4 | 5,2 | 5,1 | 6,7 | 7,7 | 9,1 |
Образование,% ВВП | 7,20 | 6,31 | 5,74 | 5,42 | 5,96 | 5,91 | 6,0 |
ВВП, млрд. грн. | 1465,2 | 1586,9 | 1988,5 | 2385,4 | 2982,9 | 3553 | 4060 |
Официальный курс на конец года, грн./дол | 7,99 | 11,89 | 21,85 | 25,55 | 26,60 | 27,20 | 26,85 |
o В последние годы плановые бюджетные показатели для образования систематически занижаются. Однако даже этизаниженные планы по расходам финансируется не полностью.
- В 2018 г. по сводному бюджету образование недофинансировано на 13,8 млрд. грн. или на 6,2% от плана (план на 2018 г. – 223,8 млрд. грн., фактически профинансировано – 210 млрд. грн.). Аналогичная ситуация была и в предыдущие относительно благоприятные годы. В 2016 фактические расходы по сводному бюджету отставали от плановых на 9,8 млрд. грн. (7,1%), в 2017 г. – на 14,2 млрд. грн. (7,4%).
- В первой половине 2019 г. расходы госбюджета на образование по общему фонду недофинансированы на 2,7 млрд. грн. или 14%.
2. Недофинансируются, прежде всего, делегированные расходы (образовательная субвенция и другие субвенции, в т.ч. лицам с особыми потребностями, на новую украинскую школу, расходы на содержание ПТУ)..
o По оценкам Ассоциации городов Украины (АГУ), образвательная субвенция, за счет которой выплачивается зарплата учителям общеобразовательных школ, в 2018 г. покрывала только 88% от реальных потребностей местных бюджетов (дефицит 8 млрд. грн.). Недофинансируя ежегодно образовательную субвенцию, правительство ставит местные власти перед выбором: либо доплачивать зарплату, отпускные и оздоровительные из своих ресурсов, либо увольнять педагогов.
o Не стал исключением и 2019 г.Сигналы о недостаточности образовательной субвенции традиционно правительству поступали еще вначале года.[1]О дефиците образовательной субвенции в 2019 году на общую сумму в 740,7 млн грн в АГУ сообщили 91 город и ОТГ.[2]И хотя правительство перераспределяло дополнительные объемы в течении года, дефицит остался и для отдельных местных бюджетов он катастрофический. Так, например, вначале августа Львовская область сообщила о том, что по области не хватает 92 млн гривен образовательной субвенции и еще 31 млн грн по местным бюджетам, что может привести к возникновению задолженности по зарплате учителям уже с 1 сентября.[3]Есть информация что до конца 2019 года дефицит образовательной субвенции в г Днепр составит 125 млн грн, в г Вараш Ровенской области – 9 мл грн, Тлумацкой ОТГ Ивано-Франковской области – 8 млн грн.[4]
o Дефицит средств образовательной субвенции усиливается несовершенным механизмом ее распределения между местными бюджетами.Об этом свидетельствует информация от городов и ОТГ о наличии дефицита средств субвенции, в то время как выплаты осуществляются при минимально установленных доплатах и надбавках. Дефицит субвенции, как в больших городах, так и в малых громадах приводит к отвлечению ресурсов местных бюджетов. В некоторых случаях возникает и задолженность: по информации АГУ, 73% ОТГ не имеют достаточно ресурсов, чтобы обеспечить не только делегированные, но и собственные полномочия в сфере образования.[5]
3. Зарплаты учителям не дотягивают до обещанного уровня и значительно отстают от средних по стране.
o В первой половине 2019 г. средняя зарплата в образовании составила 7 914 грн., что ниже средней по экономике (10 027 грн.) на 21%.Однако за цифрами средней зарплаты кроются значительные диспропорции. Напр., молодой учитель без категории в 2019 г. получает оклад 3895 грн. (2 прожиточных минимума), а со всеми надбавками 5 410 грн. Тогда как в соответствии с новым законом об образовании, минимальный оклад учителя без категории до 2023 г. должен составлять 4 прожиточных минимума.
o Низкие зарплаты демотивируют особенно молодых учителей оставаться работать в школах. За последние 5 лет (2014-2018 гг.) количество учителей до 30 лет сократилось на 25%, тогда как учителей пенсионного возраста ( свыше 60 лет) выросло на 30%. Такие тенденции грозят снижением качества образовательного процесса, т.к. при всем своем опытеучителя пенсионного возраста не способны адаптироваться к новой программе и применять инновационные методы в образовании, и что самое тревожное – обернуться уже в ближайшее время серьезным кадровым дефицитом. Чтобы компенсировать нехватку профильных учителей и восполнить пробелы в знаниях детей, уроки будут проводить представители кружков или узкие специалисты.[6]
o Несмотря на то, что правительство с трудом финансирует текущие обязательства по зарплатам, перекладывая их часть на места, власти продолжают давать обещания, не подкрепленные финансами.
- Правительство анонсировало повышение с 1 сентября 2019 года на 10% должностных окладов педработникам,оплата труда которых осуществляется за счет местных бюджетов и которым не повысили оклады в 2018 году. Это касается педработников дошкольного, внешкольного, профессионального образования и других, кроме тех, заработная плата которых финансируется из образовательной субвенции. При этом для местных бюджетов правительство не предусмотрело никаких компенсаторных механизмов своему решению.[7]
- Не обеспечено финансированием и решение правительства о повышении должностных окладов работникам ДЮСШна 42% в 2020 году. Согласно оценкам Ассоциации Городов Украины, стоимость решения – это дополнительные 677,4 млн грн, которые центральное правительство компенсировать не собирается.[8]
- Под вопросом обещанное повышение окладов и зарплат всем учителям в 2020 г. от 20% до 70%.[9]Так , в бюджетной декларации на 2020 год расходы на выплату зарплат учителям посчитаны с учетом роста социальных стандартов, а на анонсированное повышение зарплат в 2020 году необходимо найти дополнительно 19,7 млрд. грн., из них 14,8 млрд. грн. из госбюджета и 4,9 млрд. грн. – из местных бюджетов.
4. Доступность образования продолжает снижаться
o Продолжается сокращение сети школ и числа учителей
- Начиная с 2014/15 учебного годапо 2018/19гг, количество школ сократилось на 2,1 тыс. (с 17,6 тыс. до 15,5 тыс.), а количество учителей - на 13 тыс. (с 454 тыс. до 441 тыс.), соответственно на 8,8% и 3% ( приведены сопоставимые данные – без АРК и зоны АТО). В то же время, на фоне уменьшения количества школ и учителей за этот период на 7,6% увеличилось количество учеников (с 3 757 тыс. в 2014/15 г. до 4 042 тыс. в 2018/19гг или +285 тыс. человек), что уже само-по себе является тревожным фактом. При этом в городской местности, где застройщики игнорируют необходимость создания инфраструктуры – растет переполненность классов и школ.[10]Согласно данным Минрегионбуда, 50% городских школ обучают детей в переполненных классах, нередко в несколько смен.
- Процесс закрытия школ и увольнения учителей может ускориться в 2020 г., что следует из жестких планов Минфина о повышении эффективности использования бюджетных средств в следующем году[11].Согласно расчетам профсоюзов, предложенный план правительства приведет к сокращению каждого десятого учителя (44 тысяч учителей из 439,7 тыс. работающих сегодня)
o Закрывая и укрупняя сельские школы, власти не гарантирует подвоз детей.
- 30% сельских школ в Украине – малокомплектные. Согласно статистики МОН, на 01.06.2019[12], функционирует 793 опорные школы (в 2016 г - 137 опорных школ.), где обучается 347 175 учеников. Под лозунгом «оптимизации сети» идет укрупнение школ, создаются опорные школы в крупных населенных пунктах, а маленькие в селах превращаются в их филиалы, что делает их «первыми кандидатами» на сокращение. Процесс сокращения сети был значительно облегчен, начиная с 2014 года[13], после отменены моратория на закрытие общеобразовательных учебных заведений.
- С 2017 года процесс «оптимизации» был «усилен» финансовым рычагом, после обновления формулы распределения образовательной субвенции и введения в нее детализированного показателя наполняемости классов. Новая формула ставит многиерайоны и ОТГперед фактом, что денег на школу они получат меньше, если у них высокая плотность учеников и низкий удельный вес сельского населения[14]. Школы в таких регионах находятся в зоне самого большого риска получить невыплату зарплат (или увольнения)
- Такой подход неприемлем пока не будет полностью решен вопрос подвоза детей к месту обучения.
- Одной из наибольших проблем в процессе создания сети опорных школ остаётся низкое качество дорог в сельской местности. Согласно МОН, по состоянию на 01.06.2019 наибольшая протяженность неудовлетворительных дорог во Львовской области (1 111 км). Кроме того в ряде регионов большая часть дорог, которые требуют срочного ремонта, приходятся на ОТГ. Например, в неудовлетворительном состоянии дороги в Днепропетровской области – 1 070,11 км, из них в ОТГ – 661,11 км (61,8 %), Житомирской области – 518,9 км, из них в ОТГ – 414,0 (79,8 %), Черниговской – 352 км, из них в ОТГ – 268 км (76,1 %), Сумской – 481,7 км, из них в ОТГ – 316,8 (65,8 %).
- Вторая проблема – недостаточный автопарк школьных автобусов. Парк школьных автобусов, которые обслуживают учеников опорных школ, по стране составляет 1 351 единиц, из которых ОТГ обслуживают 610. Однако общая потребность в школьных автобусах удовлетворена только на 3/4. Дополнительно требуется еще 407 машин, из которых 214- для ОТГ (по состоянию на 01.06.2019)[15].
Автобусы для опорных школ: обеспечение/потребность. Региональный разрез (по состоянию на 01.06.2019), единиц
o При этом значительная часть действующей школьной сети остается в неудовлетворительном состоянии:[16]
-40% школ в неудовлетворительном состоянии и требуют ремонта
-в 47% школ температура зимой не превышает 16%
-в 10% школ туалет на улице
-90% школ полностью не приспособлены для детей с инвалидностью
1. На фоне углубляющихся проблем в отрасли качество образование также снижается – уровень знаний падает
o Результаты ВНО 2019 по сравнению с предыдущими годами по главным предметам не улучшились, а ухудшились. Є
- На тесте по украинскому языку и литературе оказалось, что 80% выпускников не могут внятно сформулировать собственную позицию по предложенному дискуссионному вопросу.[17]
- 2019 год был назван «годом худшего результата по украинскому языку за всю историю проведения».[18]Так, по украинскому языку и литературе в этом году 16% учеников набрали меньше проходного балла (23 балла и меньше). Это на два процентных пункта хуже, чем годом ранее. В школьниках, потерявших шанс поступить в вуз, это более 3700 человек. В 2018 году тест не прошли 14,5% участников, а в 2017 — 7,55%. В 2016 году показатель тех, кто не прошел составил 9%, в 2015 — 8,4%, в 2014 — 9,08%.
- Сдавшие ВНО по истории значительно ухудшили результат. Так, если в 2018 году не смогли набрать проходной балл 10,2%, то в 2019 году таких было уже 16%.[19]
- По химии в 2018 году не сдавших оказалось 10%[20], а в 2019 году – уже 14%[21].
- Ухудшили свой результат и сдававшие биологию. Так если в прошлом году не сдали 8,4%[22], то в 2019 году – уже 8,9%.[23]
- Хуже стали учить немецкий язык. Так в прошлом году не смогли набрать проходной бал по немецкому языку 18% участников,[24]а в 2019 году – уже 20,6%.[25]
- Не особо улучшились результаты по английскому языку и математике. Так, по английскому языку не набрали нужный балл 12,7% участников, а в прошлом году (13% сдававших). По математике - порог не преодолели 19% участников тестирования (2018 г -18,6%, 2017 г — 16,46%)[26].
o Если говорить в целом о ЗНО 2019, как и предыдущие, оно не прошло без нареканий на организацию тестирования с последующими жалобами. В этом году тестирование по английскому языку было сорвано в г Боярка Киевской области – в здании просто не оказалось света.[27]
1. За последние 5 лет (2014-2018 гг.) бюджетное финансирование сферы образования в долларовом эквиваленте сократилось более чем на 40%, а как доля в ВВП с 7,2% до 5,9%.
2. Отрасль хронически недофинансируется, свидетельством чего, помимо ежегодного невыполнения плана по расходам, является ежегодный дефицит образовательной субвенции и попытки переложить на регионы все большие не профинансированные расходы в этой сфере.
3. Зарплаты по системе образования остаются низкими и на 20% отстают от средних по стране. В 2019 г. молодой учитель (без категории) со всеми надбавками получает зарплату на уровне 2-х прожиточных минимумов или около 200 дол по текущему курсу, что выталкивает молодых педагогов из профессии в армию трудовых гастарбайтеров, ищущих лучшей жизни за рубежом. За 2014-2018 гг. из системы среднего образования ушел каждый четвертый молодой учитель до 30 лет.
4. В то время как в крупных городах дети учатся в переполненных классах, по несколько смен, продолжает сокращаться сеть сельских малокомплектных школ. Начиная с 2014/15 учебного годапо 2018/19гг, количество школ сократилось на 2,1 тыс. (с 17,6 тыс. до 15,5 тыс.) или на 8,8%. Оптимизируя сеть школьных учреждений, власти таки не смогли организовать нормальный довоз детей в опорные школы. Потребность в школьных автобус удовлетворена в лучшем случае на ?, не говоря уже о разбитом состоянии значительной части самих дорог.
5. Порядка 40% всех школ будут встречать 1 сентября в неудовлетворительном состоянии, требуя ремонта, а из-за низкой энергоэффективности с наступлением холодов будут мерзнуть ученики в классах почти в каждой второй школе, температура в которых зимой не поднимается выше 16С.
6. Неудивительно, что на фоне этого вороха нерешаемых проблем, качество образования продолжает падать, о чем свидетельствуют результаты ВНО последних лет.
[1]https://www.0412.ua/news/2351945/amu-prosit-zbilsiti-obsag-osvitnoi-subvencii-dla-8-gromad-zitomirsinihttp://www.fpsu.org.ua/nasha-borotba/15402-nasha-borotba-ekonomiya-subventsiji-za-rakhunok-lyudej-nepripustimahttp://zagittya.com.ua/ua/news/novosti/jurij_pavlenko_obratilsja_k_pravitelstvu_v_svjazi_s_zakrytiem_shkol_i_nedostatochnostju_obrazovatelnoj_subvencii_v_otg_zhitomirschiny.htmlhttps://pon.org.ua/novyny/6859-asocacya-mst-ukrayini-soldarna-z-profsplkoyu-u-neobhdnost-zblshennya-fnansuvannya-osvti.htmlhttp://oblrada.kharkov.ua/ua/press-center/news/22015-sergij-chernov-zvernuvsya-do-prem-er-ministra-ukrajini-shchodo-neobkhidnosti-pidtrimki-najbilshoji-otg-v-ukrajini
[2]https://www.auc.org.ua/novyna/amu-formula-osvitnoyi-subvenciyi-ne-zabezpechuye-spravedlyvyy-rozpodil-koshtiv-ta-potrebuye
[3]https://dyvys.info/2019/08/06/nedofinansuvaly-lvivshhyni-brakuye-groshej-na-zarplaty-osvityanam/
[4]https://www.auc.org.ua/novyna/oslobozhan-meta-reformy-osvity-zabezpechyty-diysno-yakisnymy-osvitnimy-poslugamy-vsih-uchniv
[5]https://www.auc.org.ua/novyna/oslobozhan-meta-reformy-osvity-zabezpechyty-diysno-yakisnymy-osvitnimy-poslugamy-vsih-uchniv
[6]https://podrobnosti.ua/2311905-chto-zhdet-ukrainskih-shkolnikov-s-1-sentjabrja.html
[7]https://www.auc.org.ua/novyna/z-1-veresnya-zroste-zarobitna-plata-pedagogiv-doshkilnoyi-pozashkilnoyi-ta-profesiynoyi
[8]https://www.auc.org.ua/novyna/pidvyshchennya-zarobitnyh-plat-treneriv-vykladachiv-dsyush-potribno-zabezpechyty-vidpovidnym
[9]https://www.kmu.gov.ua/ua/news/obsyag-investicij-v-novu-ukrayinsku-shkolu-sklav-ponad-7-mlrd-grn-novij-osvitnij-prostir-potribno-rozvivati-dali-glava-uryadu
[10]https://www.segodnya.ua/ukraine/kievskie-sadiki-i-shkoly-perepolneny-kak-razobratsya-problemoy-i-chem-eto-grozit-1243952.html
[11]Письмо Минфина №07010-04-3/19654 от 31.07.2019 http://auc.org.ua/sites/default/files/sectors/u-137/1378215-blank_mfu_vyhidnyy_34920.pdf.pdf
[12]https://mon.gov.ua/ua/osvita/zagalna-serednya-osvita/konferenciyi/serpneva-konferenciya-2019/sekciya-osvitnya-statistika-ta-finansuvannya
[13] Закон «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины» №76-VIII от 28.12 2014 года
[14]Для районов и ОТГ расчетная наполняемость классов, которая влияет на общий объём денег субвенции, зависит от двух показателей (процента сельского населения в административно-территориальной единице и плотности учащихся в школах на квадратный километр).
[15] https://mon.gov.ua/ua/osvita/zagalna-serednya-osvita/konferenciyi/serpneva-konferenciya-2019
[16]https://mon.gov.ua/storage/app/media/Serpneva%20conferentcia/2019/Presentacii/partskhaladze.pdf
[17]https://novosti-n.org/news/read/173426.html
[18]https://realist.online/article/rezultaty-zno-2019-ucheniki-stremitelno-uhudshayut-rezultaty-po-ukrainskomu-yazyku
[19]http://ru.osvita.ua/test/rez_zno/64829/
[20]http://ru.osvita.ua/test/rez_zno/61150/
[21]http://ru.osvita.ua/test/rez_zno/64832/
[22]http://ru.osvita.ua/test/rez_zno/61144/
[23]http://ru.osvita.ua/test/rez_zno/64830/
[24]http://ru.osvita.ua/test/rez_zno/61147/
[25]http://ru.osvita.ua/test/rez_zno/64824/
[26]http://ru.osvita.ua/test/rez_zno/64822/
[27]https://ntn.ua/ru/video/news/2019/05/29/38588