Практически подошел к концу период тотальной перезагрузки власти, приведшей к смене политических элит:
Избран новый «несистемный» Президент, его партия получило моно-большинство в Верховной Раде IX созыва, а вместе с ним – и право без оглядки на оппонентов сформировать собственное правительство. Заканчивается процесс смены региональной вертикали – глав областных и районных госадминистраций.
Вместе с тем, новой властной команде предстоит столкнуться с целым рядом серьезных вызовов
Краткосрочные риски
1. Провал в выполнении госбюджета по доходам (по итогам первого полугодия)
Проблема
- По итогам первой половины 2019 г. план по доходам по общему фонду госбюджета провален на 5,9% или почти на 28 млрд. грн., в целом бюджет недовыполнен на 5% или на 26,6 млрд. грн. Это худшее выполнение плана бюджета в первом полугодии за последние 9 лет.
- На самом деле, реальный уровень выполнения бюджета по доходам еще хуже, чем это представляется из отчета Госказначейства. Реальную статистику выполнения госбюджета маскируют незапланированные нерегулярные доходы, действие которых носит разовый характер (в т.ч. получение незапланированных дополнительных доходов от Нацбанка в размере 17,3 млрд. грн., доходов от растамаживания автомобилей на еврономерах – более 7 млрд. грн.)
- Причины провала: недобор по налогам от импорта из-за контрабанды, укрепления обменного курса и меньших темпов роста импорта, а также просчеты в бюджетном планировании
Риски
- Из-за низких темпов поступления доходов недофинансируются плановые расходы. Расходы общего фонда госбюджета в I полугодии недовыполнены на 8,5% или на 42,7 млрд. грн. от плана на период. Порядка 10% бюджетных программ не получили ни копейки из запланированного на период финансирования, по еще ? 10% финансирование не превышает 50%. В результате не выполняется ряд программ социальной поддержки, централизованной закупки лекарств, господдержки экономики, развития регионов. С учетом этих факторов, скромный дефицит бюджета в размере всего 0,9 млрд. грн. существует только «на бумаге». Реальный дефицит бюджета гораздо выше и, по нашим оценкам, почти в 2 раза превышает плановый показатель.
- Приток значительных средств нерезидентов преимущественно в короткие ОВГЗ (портфель вложений вырос с 6,4 млрд. грн. на начало года 86,5 млрд. грн. – на 28.08.2019) для финансирования дефицита бюджета создает риски для валютной стабильности и риски ликвидности в рефинансировании госдолга в случае ухода такого спекулятивного капитала из Украины.
2. Рост дефицита Пенсионного фонда (ПФ) и возможные задержки в выплатах пенсий
Проблема
- После снижения ставки ЕСВ в 2016 г с 41% до 22% с целью детенизации зарплат, ПФ стал еще более глубоко дефицитным, а запущенная в 2017 году пенсионная реформа не решила проблему его наполнения. В 2018 г. трансферты из госбюджета на выплату пенсий составляли 43% доходов бюджета ПФ, а в текущем году этот показатель превышает уже 47% (для сравнения в 2013 г. – 26,4%).
- ПФ с большим трудом справлялся с финансированием пенсий еще в 2018 году, допустив задержки с выплатами. При этом Госказначейство в 2018 г. регулярно предоставляло ссуды ПФ для покрытия временных кассовых разрывов, которые ПФ оказался не в состоянии вернуть в полном объёме (задолженность по таким ссудам за 2018 г. составила 4,8 млрд. грн.).
Риски
- В 2019 г. нагрузка пенсионных выплат на бюджет и экономику выросла еще больше, в т.ч. из-за несбалансированных предвыборных инициатив, утвержденных уже после принятия бюджета ПФ (как напр., дополнительные доплаты пенсионерам для индексации потерь от инфляции).Непокрытый(т.е. не обеспеченный трансфертом из госбюджета) дефицит ПФ на 2019 г. оценивается в 55,1 млрд. грн. Однако эта сумма может вырасти еще больше в случае мирного урегулирования конфликта на Донбассе и начала выплат задолженности перед пенсионерами т.н. «ДНР-ЛНР» (?103 млрд. грн.). Такой значительный непокрытый дефицит бюджета ПФ создает риски разбалансирования солидарной пенсионной системы и задержек с выплатами.
3. Существенная задолженность населения по оплате услуг ЖКX
Проблема
- По состоянию на 1.07.2019 задолженность населения за потребленные коммунальные услуги составляла 55,3 млрд. грн. (на 16 млрд. грн., или на 41% больше, чем на аналогичную дату годом ранее). На конец прошедшего отопительного сезона на пике долги за коммуналку превышали 69 млрд. грн. Выросшие в разы тарифы и резкое ужесточение системы субсидий (благодаря которому их лишили каждую вторую ранее получавшую субсидию семью) привели к тому, что миллионы семей не в состоянии оплатить коммунальные счета.
Риски
- Астрономические долги грозят срывами в процессе прохождения приближающегося отопительного сезона, перебоями и невозможностью в дальнейшем предоставлять ЖК-услуги населению, массовыми банкротствами предприятий ЖКХ и энергетики.
4. Отсутствие контракта с 2020 г. на транзит российского газа в Европу
Проблема
- 10-тилетний «большой газовый договор» заканчивается 31.12. 2019 г. – всего через 4 месяца. Официальные переговоры об использовании РФ украинской ГТС не начаты (первые встречи намечены на середину сентября), неофициальные консультации показывают диаметральную противоположность позиций сторон – каким должен быть транзитный контракт. РФ настаивает на пролонгации на 1-2 года действующего контракта и отказе Украины от как состоявшихся, так и дальнейших анонсированных разбирательств в Стокгольмском арбитраже. Позиция Украины – новый 10-летний контракт по европейским правилам, и вывод за скобки споров по прошлому контракту с изъятием у «Газпрома» всех присужденных Украине сумм.
Риски
- Украина уже через четыре месяца может остаться без доходов от транзита российского газа в Европу, который ежегодно приносил до 3 млрд. дол. НАК «Нефтегаз», большинство доходов которого генерировал «Укртрансгаз», может оказаться в затруднительной финансовой ситуации, а бюджет, которому НАК должен перечислять 90% своей прибыли – остаться без поступлений от компании.
5. Усугубление торговой войны с РФ
Проблема
- В ответ на введенные 10 апреля украинские санкции Правительство РФ утвердило контр-санкции, по которым расширяется запрет на ввоз украинской продукции (машиностроения, легкой промышленности, металлургии, в т.ч. трубной продукции и др.) в РФ, одновременно вводится запрет на поставки в Украину нефти и ряда нефтепродуктов, нефтяного кокса, бензола, толуола, а с 1 июня поставки угля, угольного кокса, бензина, дизтоплива, пропана, бутана становятся возможными только по индивидуальным разрешениям Минэкономразвития РФ…
Риски
- Товарооборот между Украиной и РФ, упавший на 70% за последние 5 лет, может сократиться дополнительно еще на 30% (по оценкам МЭР РФ). МЭРТ Украины оценил «стоимость» российских санкций точнее: запрет коснулся экспорта украинской продукции (в объемах 2018 года) на сумму 193 млн. дол. (5,3% всего экспорта в РФ) и 170 млн. дол. импорта российских товаров в Украину (а под разовые разрешения попадает импорт из РФ на 4,2 млрд. дол.), что составляет 54% российского импорта в Украину. Особо критичны для нас ограничения на поставки в Украину российских нефтепродуктов (ввоз из РФ в 2018 году на 2,07 млрд. дол. США - это 37,3% от общего объема их импорта) и угля (в 2018 году импорт российского угля – 12,4 млн. тонн). Только за июнь месяц поставки угля сократились на 15% (поставщики заинтересованы в стабильности и долгосрочности отношений, и не хотят рисковать из-за возможного неполучения разрешения). Достигнутые пока договоренности (например, ДТЭКа о закупках угля из Колумбии) не перекрывают те объемы, которые заходили в Украину из России.
- Сокращение поставок российского угля может заметно осложнить прохождение предстоящего отопительного сезона.
- Ограничение на нефтепродукты может привести к созданию напряженной ситуации на рынке и росту цен на топливо
- Запрет на экспорт продукции украинского машиностроения, легкой промышленности, металлургии может углубить кризис в соответствующих отраслях, во многом не готовых заменить альтернативными рынками.
6. Возможная отмена судами национализации «Привата»
Проблема
18 апреля окружной админсуд Киева отменил национализацию Привата, проведенную в 2016 г. Решение обжаловано банком и в настоящий момент рассматривается в апелляционном админсуде. Кроме того, в Верховном суде рассматривается законность применения процедуры bail-in (по списанию в уставной капитал средств связанных лиц). Дело «Привата» также рассматривается по другим судебным искам, в т.ч. по аресту имущества бывших акционеров.
Риски
Пока риски минимальны, однако в случае подтверждения в апелляции решение приведет к: (1) фискальным потерям, величина которых зависит от способа урегулирования требований бывших акционеров (до 2 млрд. дол.) либо (2) в случае реституции - банкротству банка, панике и оттоку вкладов с банковской системы, запустив финансовый кризис (банковский, валютный и долговой). Негативные последствия для Украины усилятся в случае приостановки программы с МВФ.
Средне- и долгосрочная повестка:системные вызовы и риски, сдерживающие развитие Украины
7. Низкие темпы роста экономики
Проблема
- Несмотря на ускорения роста ВВП во 2-м квартале 2019 г. до 4,6%, текущий экономический рост остается слабым и неустойчивым.В 2019 г. темпы роста ВВП составят 3-3,2% (против 3,3% в 2018 г.) и будут оставаться низкими в последующие годы (3% в 2020 г. и 3,1% в 2021 г.). При сохранении таких темпов роста, Украина сможет выйти на «докризисный» уровень ВВП, достигнутый в 2013 г., только к началу 2022 г.
Риски
- Главный риск низких темпов экономического роста состоит в углублении разрыва между Украиной и странами в регионе, консервации бедности( по ВВП/душу в текущих ценах – 3100 дол – Украина самая бедная страна Европы) инеэффективной модели развития, базирующейся на экспорте сырьевых ресурсов и трудовой силы, вырваться из которой с каждым годом будет все труднее.
8. Де-индустриализация
Проблема
- По итогам 2018 года промышленное производство в Украине составляло всего 78,1% от уровня 2012 года, когда в промышленности начали фиксироваться первые признаки нынешнего кризиса. Темпы восстановления промышленности остаются крайне низкими – по итогам 7 месяцев рост объемов производства составил всего 0,4% (в основном за счет добывающей промышленности - +2,6%). Перерабатывающая промышленность показала нулевой рост, а в топливно-энергетическом комплексе и вовсе зафиксировано падение на 1,8%.
- 2018-2019 год ознаменовались началом череды т.н. «отложенных банкротств» (когда предприятие де-факто уже не работало, но де-юре считалось «экономически активным»). Продан за 15 тыс. долларов в процессе ликвидации Николаевский судостроительный завод. Идет распродажа имущества «АвтоЗАЗа», Шосткинского ПО «Смена», демонтируются и сносятся корпуса киевских заводов «Арсенал» и «Большевик», и подобные процессы разворачиваются и в других регионах страны.
Риски
- Украина подошла к опасной черте потери целых знаковых отраслей (авиастроения – пятый год не выпущено серийно ни одного самолета; судостроения – объемы производства упали на порядок; автомобилестроения – выпуск продукции за 10 лет сократился в 49 раз), банкротства некогда голубых фишек украинской экономики (ОПЗ, авиа-, судостроения, оставшихся автозаводов)…
9. Отток трудовых ресурсов
Проблема
- на общегосударственном уровне, а на частном – решаемая через массовую трудовую миграцию. Внутренние трудовые ресурсы страны истощаются. В стране демографический кризис, который проявляется в уменьшении населения страны (за 15 лет Украина потеряла 19% своего населения), а с 2011 года началось падение численности трудоспособного населения. Потери рабочей силы подогреваться нарастающей миграцией. На постоянной основе за границей находится 3,2 млн. граждан Украины, а в сезонном миграционном процессе участвуют в среднем от 6 до 9 млн. чел в год.
- В условиях слабой экономики Украина не может предложить конкурентные условия для трудоспособного населения внутри страны. В январе-июне 2019 года средняя зарплата по экономике в Украине составляла 372,3 дол./мес. (она была бы меньше, если бы доллар держался на уровне заложенного в бюджет прогноза; для сравнения – в 2013 г: 408,5 дол./мес.). В Польше, которая является основным реципиентом украинских мигрантов, средняя зарплата украинского трудового мигранта составляет в среднем 670 дол, а для 15% работников – эта сумма составляет почти 1000 дол.
- Трудовую миграцию стимулируют безработица, уровень которой остается выше, чем в странах в регионе и в среднем по ЕС. (Украина 2018 год – 8,8%, в Польше – 5,7%, Словакии – 5,1%, РФ – 4,8%, Румынии – 3,9%, Венгрии – 3,6%, Молдове – 2,2%).
- В Украине переводы от трудовых мигрантов в 4-5 раз превышают приток прямых иностранных инвестиций. Это признак бедных стран, экспортирующих сырье и рабочую силу, вместо привлечения инвестиций, трансфера технологий и экспорта товаров с большей добавленной стоимостью.
Риски
- Общий демографический кризис, подогреваемый трудовой миграцией, лишает Украину возможности восполнить трудовой ресурс за счет внутренних резервов, что будет сдерживать восстановление экономики , обострять проблемы пенсионной системы и тормозить решение важных социальных вопросов
10. Ухудшение качества и доступности медицины
Проблема
- Финансирование здравоохранения упало до критического уровня. Доля медицины в ВВП за 5 лет снизилась с 4,2% в 2013 г до 3,2% в 2018 г.
- Разрушается экстренная медпомощь. Основания для выезда скорой сократили, врачи заменяются немедицинским персоналом, а большинство больниц не подготовлено. Машин не хватает, автопарк изношен на 60% (последняя масштабная закупка «скорых» была в 2013г).
- Зарплата в сфере здравоохранения остается одной из самых низких по экономике. В первом полугодии 2019 года средняя зарплата по отрасли составляла 6 822 грн. (68% от средней по экономике), при этом более трети медицинских работников получали менее 5 000 грн. (при том, что в ценах июля фактический размер прожиточного минимума оценен Минсоцполитики в 4 776 грн.). Медики на первичном уровне не получили обещанных в ходе реформы зарплат в 20 тыс. грн.
- Нарастает кадровая проблема. За 2 года из отрасли ушло ?50 тыс. персонала, в ряде регионов дефицит достигает 50%. Врачей в Украине на 10 тыс. населения меньше, чем в ЕС (24,9 против 35). Низки зарплаты толкают врачей на поиск работы за рубежом.
- Доступность лекарств упала. Цены на медикаменты в аптеках выросли за 5 лет на 126%. Гипертоники, диабетики ІІ типа и больные бронхиальной астмой, на которых рассчитана программа реимбурсации, не получили в полном объёме обещанных доступных лекарств. Средств выделяется вчетверо меньше от потребности.
- Разрушена система профилактической медицины. Последствия - вспышка кори и отсутствие эффективных мер по ее ликвидации. В этом году уже заболело 57,5 тыс. человек и от осложнений умерло 18 человек, а с начала вспышки – 115 тысяч и 39 человек соответственно.После ликвидации Госсанэпидслужбы, которая занималась вопросами профилактики, равноценная альтернатива не предложена.
Риски
- Дальнейшее падение доступности всех видов медпомощи и лекарств.
- Ухудшение эпидемической ситуации в стране. Из-за низкого уровня вакцинации, помимо вспышки кори, могут распространиться и другие инфекции (дифтерия, например).
- Снижение качества и доступности медпомощи будет негативно влиять на качество оставшихся в стране трудовых ресурсов и служить базой для социального недовольства.