Текущая ситуация на рынке ОВГЗ

11/11/2019
Моніторингові продукти
Текущая ситуация на рынке ОВГЗ

 В 2019 г. портфель ОВГЗ вырос в абсолютных и относительных показателях. По данным НБУ, на 11 ноября 2019 г. в обращении находилось ОВГЗ на сумму 807,3 млрд. грн. С начала текущего года объем ОВГЗ в обращении вырос на 6,8% или на 51,2 млрд. грн. По данным Минфина, доля ОВГЗ в структуре общего госдолга увеличилась с 35% на начало 2019 г. до 41,3 п.п. на 30 сентября 2019 г.

Для инфо: Наибольший прирост госдолга по ОВГЗ пришелся на 2014-2017 гг. (рост более чем в 3 раза). Основная причина – нерыночные размещения ОВГЗ на: (1) рекапитализацию госбанков; (2) кредиты ФГВФЛ; (3) пополнение уставного капитала НАК Нефтегаз. Выпущенные ОВГЗ, либо оставались в уставном капитале госбанков либо монетизировались НБУ. По данным Минфина, суммарно объемы такого нерыночного размещения ОВГЗ в 2014-2017 гг. составили  423,5 млрд. грн. или 84% всего прироста ОВГЗ за этот период. Как результат, на конец 2017 г. весь нерыночный долг по ОВГЗ оценивался в 543 млрд. грн. или 72% от всего объема ОВГЗ в обращении. В этом же году правительство провело операцию по замене (репрофайлингу) части такого нерыночного долга в собственности НБУ на сумму 220 млрд. грн., увеличив сроки обращения ОВГЗ вплоть до 2025-2047 гг. Процентная ставка по 2/3 реструктуризированных ОВГЗ была привязана к инфляции.   

 В 2019 г. выросла доля гривневых облигаций в структуре ОВГЗ. Портфель ОВГЗ, размещенных в гривне, на 11.11.2019 г. составил 702,3 млрд. грн. ( 87% от всех ОВГЗ в обращении). Тогда как на начало года гривневых ОВГЗ находилось в обращении на сумму 618,1 млрд. грн. (81,7% от всех ОВГЗ).

 Самый заметный тренд в изменении структуры держателей ОВГЗ в 2019 г. – резкий прирост доли нерезидентов 

o На 11 ноября 2019 г.в сравнении с началом годадоля ОВГЗ в собственности юрлиц и физлиц не поменялась (3% и 1% соответственно). Доля банков как держателей ОВГЗ снизилась с 49% до 41%, НБУ с 46% до 42%.  В то же время,нерезиденты нарастили свой портфель с 1% до 13% от всех ОВГЗ в обращении.Для инфо:  если исключить из статистики ОВГЗ в собственности Нацбанка, на которого приходится большая часть нерыночного размещения этих облигаций, то нерезидентам будет принадлежать22% всего портфеля ОВГЗ. 

o В 2019 г. нерезиденты стали основным покупателем ОВГЗ (в т.ч. и через операции на вторичном рынке). На протяжении всего года портфель ОВГЗ в руках нерезидентов увеличился стремительными темпами: с 6,4 млрд. грн. на начало года до 20,3 млрд. грн. на конец I квартала, 56,2 млрд. грн. – конец первого полугодия, 97,8 млрд. грн. – на конец 3-го квартала, 102 млрд. грн. – на 11 ноября 2019 г .Т.е. по состоянию на текущий момент вложения нерезидентов в ОВГЗ с начала года выросли в (!) 16 раз (см. табл. ниже).

(млрд. грн.)

 

    Всего

НБУ

Банки

Юр. лица

Физлица

Нерезиденты

На 11.11.19  

807,3

337,1

332,1

26,4

9,7

102,0

На 29.12.18

756,1

348,1

374,7

20,8

6,1

6,4

Основная причина прироста портфеля нерезидентов – целенаправленная политика правительства (Минфина) по их привлечению на рынок на фоне сохраняющейся высокой доходности ОВГЗ.

- Нерезиденты (как и физлица) освобождены от уплаты налога на инвестиционную прибыль (льготу ввели в конце 2017 г.)

- 27 мая2019 г. Украина присоединилась кМеждународному центральному депозитарию Clearstream, что значительно упростило вход и выход нерезидентов в украинские ОВГЗ (Claerstreamоткрыл свой счет в НБУ, банком-корреспондентом и оператором этого счета  выступает Citibank).

o Массовый приток нерезидентов на украинский рынок ОВГЗ, которые завели в Украину более 4 млрд. дол., стал одним из главных факторов укрепления курса гривны в текущем году (с начала года гривна укрепилась на 11,5% против американского доллара).

Ставки доходности по ОВГЗ, несмотря на снижение в последние месяцы, остаются на высоком уровне.Реальная доходность ОВГЗ по сравнению с предыдущими годами выросла.

o Так, по данным НБУ, средневзвешенная доходностьпо гривневым ОВГЗза первые 10 месяцев составила 17,49% (при инфляции этот период 8,6%, прогнозной инфляции в среднем за 2019 г. – 8%), что трансформируется в реальную доходность (номинальная ставка за минусом инфляции) на уровне 9%.

o Для сравнения, по итогам 2018 г. средневзвешенная доходность по гривневым ОВГЗ составляла 17,8% (при среднегодовой инфляции – 10,9%), в 2017 г. – 15% (при среднегодовой инфляции – 14,4%),  в 2016 г. – 14,9% (при среднегодовой инфляции - 13,9%).

Для инфо: ставки доходности по гривневым ОВГЗ привязаны к учетной ставке НБУ и меняются вслед за принятием решения НБУ об изменении своей процентной ставки. С конца апреля 2019 г. НБУ четырежды снижал учетную ставку с 18% до 15,5%. Средневзвешенная доходность  по ОВГЗ снизилась с 19%  в 1-м квартале 2019 г. до 15,1% в сентябре – октябре.

o Ставки доходности по валютным ОВГЗ -самые высокие за последние 3 года.Средневзвешенная доходность по ОВГЗ в долларах составила за 10 мес. 2019 г. – 6,18%, тогда как по итогам 2018 г. – 5,97%, 2017 г. – 4,8%.     

В отличие от прошлого года, в выпусках ОВГЗ, размещенных в текущем году, увеличилась доля гривневых облигаций со сроком обращения более 1 года. Если в 2018 г. на долгосрочные бумаги приходилось всего 7%, то по итогам первых 10 месяцев 2019 г. -  уже 50,9% отобъёмов выпуска за этот период.  Так, за январь – октябрь 2019 г. выпуск ОВГЗ со сроком обращения от 1 до 5 лет составил 33,2%, свыше 5 лет -17,7%, до года – 49,1%от выпуска за этот период.  По ОВГЗ в долларах срочность новых выпусков в 2019 г. практически не поменялась по сравнению с прошлым годом (60% - до года, 40% - долгосрочные).

В 2019 г. выросла бюджетная нагрузка по погашению ОВГЗ.По данным Минфина, если в 2018 г. на обслуживание и погашение ушло 241 млрд. грн. (в т.ч. 74 млрд. грн. на обслуживание и167 млрд. грн. на погашение), то в 2019 г.  – уйдет  338 млрд. грн. (в т.ч. 75 млрд. грн. на обслуживаниеи 263 млрд. грн. на погашение). Рост платежей по погашению – результат политики размещения коротких ОВГЗ в 2018 г. (см. пункт выше).

На 2020 г.нагрузка по погашению должна снизиться. Платежи по обслуживанию останутся на уровне 2018-2019 гг. (78 млрд. грн.), тогда как прогнозные объёмы погашения снизятся до 136 млрд. грн.

Для инфо: обслуживание ОВГЗ – прямая статья расходов в бюджете, погашение – покрывается за счет новых размещений и в случае нехватки -  за счет средств на едином казначейском счете (либо дефолт как 1998 г). 

Резюме:

- По сравнению с 2013 г. объем ОВГЗ в обращении вырос почти в 3,3 раза с 248 млрд. грн. до 807 млрд. грн. на 11 ноября 2019 г. Однако большая часть прироста этого долга пришлась на 2014-2017 гг. и образовалась за счет нерыночных выпусков облигаций на рекапитализацию госбанков , кредиты ФГВФЛ и пополнение капитала Нафтогаза. По нашим оценкам, на сегодня доля таких нерыночных выпусков, основным держателем которых является Нацбанк, составляет около 64% всех ОВГЗ в обращении. В 2018 -2019 гг. выпуски ОВГЗ на эти цели не проводились: все выпуски шли непосредственно на финансирование дефицита бюджета. Поэтому, если говорить о рыночных размещениях ОВГЗ, то корректно оценивать динамику портфеля ОВГЗ именно за последние 2 года.

- По сравнению с 2018 г., когда объем ОВГЗ практически не поменялся, в текущем году наблюдается рост спроса на облигации и увеличение портфеля ОВГЗ в обращении (+6,8% или +51,2 млрд. грн. с начала года). Это результат политики Минфина по долгосрочному управлению госдолгом, а именно по развитию более глубокого и ликвидного внутреннего рынка коммерческих заимствований и частичной замены за счет этого внешних займов. Основным двигателем этого процесса стало упрощение доступа на украинский рынок нерезидентов за счет присоединения Украины к международному центральному депозитарию Clearstream на фоне высокой реальной доходности ОВГЗ. Нерезиденты стали основным покупателем ОВГЗ в 2019 г., заведя на эти цели более 4 млрд. дол. и увеличив свой портфель в 16 раз. В результате такой политики, доля ОВГЗ в структуре общего госдолга увеличилась с 35% на начало 2019 г. до 41,3 п.п. на 30 сентября 2019 г.

Увеличение доли внутреннего госдолга (ОВГЗ) в общем госдолге, увеличение срочности такого долга и доли гривневых ОВГЗ в их общем портфеле – в целом шаги в правильном направлении, которые при прочих равных должны снижать валютные риски и риски рефинансирования госдолга. Тем не менее, такая экспансионистская политика развития рынка ОВГЗ за счет нерезидентов (тем более, если она продолжится такими темпами в 2020 г.) несет в себе и обратные угрозы. Существенно облегчив доступ к рынку ОВГЗ для нерезидентов, Украина точно также облегчила и выход нерезидентов из этих бумаг. Поэтому в случае ухудшения экономической ситуации в Украине и/или за ее пределами отток преимущественноспекулятивного иностранного капитала из ОВГЗ, даже при нынешнем уровне вложений нерезидентов, создаст значительные риски для валютной стабильности и риски ликвидности в рефинансировании внутреннего госдолга.