В УКРАИНЕ СИСТЕМАТИЧЕСКИ НАРУШАЮТСЯ ПРАВА ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ

По официальной статистике, в Украине почти каждый шестнадцатый житель страны имеет ту или иную форму инвалидности:

02/12/2019
Моніторингові продукти
В УКРАИНЕ СИСТЕМАТИЧЕСКИ НАРУШАЮТСЯ ПРАВА ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ

- По состоянию на начало 2019 года в Украине было зарегистрировано  2659,7 тыс. человек (6,3% от всего населения) со статусом инвалида, из них 161,6 тысяч – дети[1]. Однако, по мнению  ряда экспертов, в Украине доля людей с инвалидностью может достигать 15% населения. Разница в цифрах объясняется недостатками в процессе установления инвалидности и системой их регистрации.

- Согласно статистики, на начало 2019 г. на 1000 населения приходилось 63 человека с инвалидностью.  В 2011 г эта цифра составляла 59 человек, в 2014 г - 63.

- По сравнению с 2013 годом изменилась структура формирования инвалидности среди населения. В полтора раза увеличился удельный вес впервые установленной инвалидности из числа военнослужащих. Большим и склонным к увеличению остается процент инвалидности, вызванной общими заболеваниями.

Распределение впервые определенной инвалидности  по причинам инвалидности

2013

2018

Разница 2013/2018 п.п.

В %  к общему количеству

В %  к общему количеству

От несчастного случая на производстве и профзаболевания

2,6

1,8

-0,8

От общего заболевания

85,0

85,6

+0,9

Инвалиды из числа военнослужащих

3,0

5,2

+1,5

Инвалиды детства

9,4

7,4

-1,6

Госстат Украины, Статсборник «Социальная защита населения  за 2013 и 2018 гг.

Доходы людей с ограниченными возможностями остаются более чем скромными.

Пенсии по инвалидности низкие. По данным Пенсионного Фонда по состоянию на начало октября 2019 г средний размервсехпенсий по инвалидности составлял 2 450,46 грн. (93,5 дол. - по среднегодовому официальному курсу 26,21 грн/дол за первые 10 месяцев 2019 г.).[2]Для сравнения средняя пенсия по инвалидности на начало 2014 г. составляла 1 406,5 грн. или 175,8 дол. За 2014 -9 мес. 2019 г. средняя пенсия по инвалидности выросла всего на 74%, тогда как цены на потребительские товары и услуги увеличились на 152,2%. В долларовом выражении  средняя пенсия по инвалидности составляет сегодня всего 53% от уровня на начало 2014 г.

Причина обесценивания пенсий и выплат по инвалидности кроется в занижении и неполной индексации на инфляцию прожиточного минимума, к которому привязаны такие выплаты.

o Люди с инвалидностью без стажа имеют право на социальную помощь от государства, выраженную в процентном соотношении к прожиточному минимуму (ПМ). Размеры государственной социальной помощи людям с инвалидностью[3]находятся в диапазоне 60-100%  ПМ для нетрудоспособных. Людям с инвалидностью с детства: I группы- 100%; II группы- 80%, III - группы 60%, а детям с инвалидностью  до 18 лет - 70% от ПМ. Кроме того, выплачивается надбавка на уход: I группы А - 75%; I группы Б - 50%, II и ІІІ – 15% прожиточного минимума для нетрудоспособных и ежемесячная целевая государственная помощь.

o На конец 2013 год ПМ для нетрудоспособных (минимальная пенсия), к которому привязаны выплаты для инвалидов, составлял $119 тогда как на 1 декабря 2019 г. - $62,5 (по среднегодовому курсу с начала года – 26,21 грн./дол), т.е. текущий уровень ПМ в долларовом выражении составляет 52,5% от уровня на начало 2014 г.

Средний размер пенсии по инвалидности ниже фактического прожиточного минимума для нетрудоспособных.

o Средняя пенсия по инвалидности покрывает 78,7% фактического ПМ для нетрудоспособных. По данным Минсоцполитики, в сентябре т.г. фактический прожиточный минимум для нетрудоспособных составлял 3112 грн[4], а средняя пенсия по инвалидности на 1 октября 2019 г. - 2450,46 грн.

Размер выплат  (с  1 декабря 2019 г)[5]:

Инвалиды с детства (вместе с надбавкой на уход): I группы – 3 365 грн. (группа Б - 2 457 грн.); II и III группы - 1 638 грн.

Дети-инвалиды (вместе с надбавкой на уход) до 6 лет – 2036 грн. (группа А - 2926 грн.), 6-18 лет – 2256 грн. (группа А - 3365 грн).[6]

Государственная социальная помощь для людей с инвалидностью 1-3 групп, которые не имеют права на пенсию, и людям с инвалидностью до 18 лет – 1 638 грн.

Выплаты несколько увеличиваются, если наступление инвалидности связано с аварией на ЧАЭС, военными действиями.

Низкое качество и доступность медпомощи увеличивает количество людей с инвалидностью. Как и в 2013 году лидерами по причинам впервые установленной инвалидности остаются болезни системы кровообращения, новообразования, болезни костно-мышечного аппарата, травмы, отравления и другие внешние причины. В частности, высоким остается уровень инвалидности впоследствии травм и отравлений (9,8% в 2018 г.), болезни костно-мышечного аппарата (13,3%), болезни системы кровообращения (23,1%). По новообразованиям удельный вес инвалидности увеличился на 1,7 п.п (с 20,9% в 2013 г. от общего количества впервые установленных случаев инвалидности до 22,6% в 2018г.).

Государство не выполняет немногие запланированные программы поддержки людей с инвалидностью.Низкими являются и показатели финансирования бюджетных программ помощи людям с инвалидностью(см. таблицу в приложении).Самые низки показатели за январь - октябрь 2019 года были по программе «Реабилитация детей с инвалидностью вследствие детского церебрального паралича, которая профинансирована из общего фонда Госбюджета на50,7%,а реализация государственного инвестиционный проект "Национальный научно-практический центр нейротравмы и нейрореабилитации" в составе институтанейрохирургии им. Акад. А. П.  Ромоданова НАМН Украины" – на3,9%

В УКРАИНЕ СИСТЕМАТИЧЕСКИ НАРУШАЮТСЯ ПРАВА ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ, КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ  ИНВАЛИДОВ – ПО БОЛЬШЕЙ ЧАСТИ НЕ РАБОТАЕТ[7].

Нарушения статьи 29 Конвенции «Страны – участницы гарантируют лицам с инвалидностью политические права и возможность пользоваться ими наравне с остальными».

- В этом году Украина пережила трое выборов, а доступ для людей с инвалидностью (а это порядка 2 млн. избирателей) к участию в выборах остается проблематичным. Инфраструктурная недоступность, несовершенное законодательство, информационные барьеры и препятствия продолжают удерживать людей с инвалидностью от активного и полноценного участия в политической жизни. Были зафиксированы случаи, когда сопровождающим незрячих людей не позволяли входить в кабинку для голосования,  места  для голосования не оборудованы для «спинальников» и пр.

Нарушение ст. 24 Конвенции – «Люди с инвалидностью должны иметь равный доступ к образованию».

- Инклюзивное образование, вопреки заявлениям о его всесторонней поддержке и развитии на практике не работает.

- Среди 17 тысяч украинских школ только четверть вовлечена в инклюзивное образование. В общеобразовательных учреждениях получают образование порядка 12 тысяч школьников с особенными потребностями[8]. Таким образом, лишь 17% из детей с особенными потребностями, которые получают среднее образование, учатся в инклюзивных классах.

- Все еще недостаточно школ оборудовали безбарьерный доступ для лиц с особенными потребностями к 1 этажу (74% школ), очень мало школ имеют специально оборудованные туалетные комнаты, недостаточно внимания уделяется доступности пришкольных территорий (подъезды, парковочные места), оборудованию спортивных площадок для детей с инвалидностью. Кроме того, остаются такие проблемы как неготовность педработников к работе с детьми с особенными образовательными потребностями[9].

- Из 2,5 млн. студентов отечественных вузов I-IV уровней аккредитации, только 10 тыс. –  это люди с особенными потребностями. Это – результат и инфраструктурной недоступности и отсутствие современных программ инклюзивного образования для учреждений высшего образования, неинформированность о возможностях, несовершенные формы поддержки людей с особенными образовательными потребностями.

Нарушение ст. 15 Конвенции («Свобода от пыток и жестоких, нечеловеческих, либо таких которые унижают достоинство видов поведения и наказания») и ст. 16 («Свобода от эксплуатации, насилия и надругательства»).

- В Украине последнее время гремят скандалы, свидетельствующие о вопиющем нарушении прав людей с инвалидностью, которые содержатся в интернатах и других специальных заведениях. Одним из наиболее громких стала история пациентов психоневрологического диспансера села Плиски Винницкой области, где физически издевались над инвалидами и снимали деньги с их банковских карточек[10]. Жестокое обращение с пациентами зафиксировано в Дунавецком психоневрологическом интернате[11]. В  селе Таврическое Запорожской области руководство коммунального учреждения "Таврический дом инвалидов" использовало людей с инвалидностью как «дармовую» рабочую силу[12].Отсутствие жесткой реакции на такие проявления дискриминации порождают новые и новые случаи подобного поведения в отношении инвалидов.

Нарушение ст. 27Конвенции «Право на труд и занятость».

- Согласно данных ВОЗ около 80% людей с инвалидностью в Украине потенциально активны и способны к труду, однако трудоустроен лишь каждый четвертый.[13]Для сравнения в странах ОЭСР этот показатель в среднем составляет 44%.[14]

Причина кроется как в общем высоком уровне безработицы, так и в провале государственной политики по обучению, профессиональной адаптации и трудоустройству лиц с ограниченными возможностями.

o При высоком уровне безработицы в Украине – 8,8% трудоспособного населения (в 1-м полугодии 2019 года) и до 15,6% - среди молодежи (15-24 года) найти работу людям с инвалидностью крайне сложно. Для сравнения в Германии по состоянию на сентябрь 2019 года уровень безработицы составлял 3,1%, Венгрии – 3.4% (август 2019), Польше - 3.3%, Болгарии-  4,1%, Литве - 6,5%.[15]

o Хотя в Украине действует законодательство, гарантирующее[16]и стимулирующее через налоговые льготы и дотации трудоустройство людей с инвалидностью, есть программы по их профессиональной адаптации и обучению на практике эти инструменты работают слабо, что признает и сама власть.

В украинских реалиях – для обычного работодателя брать на работулюдей с инвалидностью«слишком хлопотно».Для конкретного человека  с инвалидностью надо создать специальное рабочее место с учетом рекомендаций МСЭК. Обязательная аттестация рабочих мест отменена, а без нее сделать вывод о возможности работы конкретного инвалида на определенном рабочем месте достаточно сложно. В добровольном порядке аттестовать рабочее  место дорого и не всегда возможно. Даже для обычных рабочих мест этот вопрос всегда связан с риском попасть под административную ответственность[17].

o Недостаточно активна в вопросе содействия поиску работы для инвалидов и Госслужба занятости. В январе-октябре 2019 года ею трудоустроено всего 11,9 тыс. лиц с инвалидностью (что составляет около 1% от числа незанятых лиц с инвалидностью в трудоспособном возрасте и четверть тех, которые получали услуги в госслужбе занятости). Последние годы цифра трудоустроенных по линии госслужбы занятости практически не меняется.[18]

o Количество специализированных предприятий общественных организаций инвалидов и занятость на них, которая и так является невысокой, также постоянно сокращается. Если в 2015 г. в Украине действовало 317 таких предприятий, которые имели право пользования налоговыми льготами, в 2018 г. – 275, то в I полугодии текущего года - 260. Количество занятых людей с инвалидностью на таких предприятиях сократилось с 7343 чел в 2015 г. до 5950 чел во 2-м квартале 2019 г. Заработная плата тут была в два раза ниже чем в среднем по экономике (5573,3 грн./мес.). Кроме того такое трудоустройство не уберегает от работающих инвалидов от финансовых проблем – на таких предприятиях тоже существует задолженность по заработной плате (во втором квартале 2019 г более 2,8 млн. грн.).

Нарушение ст. 25 Конвенции: «Право на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации по признаку инвалидности.

Для людей с инвалидностью программы реабилитации с каждым годом становятся менее доступными. Целью государства должно быть максимальное восстановление утраченных функций у человека, вследствие чего он получил инвалидность. Но за последние годы государство все меньше денег выделяет на программу реабилитации. С 2013 по 2019 гг. реальный уровень планового финансирования этой деятельности в долларовом эквиваленте снизился почти вдвое:

 

Динамика изменения затрат на реабилитацию инвалидов ( млн. дол. США ):

Годы

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2019, в % от уровня 2013 г.

Социальная, трудовая и професиональная реабилитация инвалидов

105,9

75,1

52,0

46,3

48,7

54,4

57,6

54,4%

          

Резюме

В 2020 году Украина будет в очередной раз отчитываться о выполнении Конвенции о правах инвалидов, но уже сейчас можно сделать вывод – многие положения конвенции не выполняются, а права людей с инвалидностью – систематически нарушаются.

Уровень финансовой поддержки людей с инвалидностью низкий и зачастую даже не дотягивает до фактического прожиточного минимума.

Острой остается проблема занятости среди людей с инвалидностью, обеспечения инфраструктурной доступности для инвалидов.

Дети и молодежь с инвалидностью не имеют надлежащего доступа к дошкольному, среднему и высшему образованию.

Нередкими остаются случаи жестокого отношения к людям с инвалидностью со стороны людей, функцией которых является облегчение жизни инвалидов.

Приложение

Финансирование отдельных социальных статей в январе-октябре 2019 г. по общему фонду госбюджета, млн. грн.

КПКВ 

 Наименование программы

План на 2019 г с учетом изменений

План на январь-октябрь с учетом изменений

Выполнено за январь-октябрь, грн.

Выполнено за январь-октябрь, % от плана на 10 мес., %

.

2501070

Специализированная протезно-ортопедическая и медико-реабилитационная помощь лицам с инвалидностью в клинике Научно-исследовательского института протезирования, протезостроения и восстановления работоспособности

115,9

111,1

90,4

81,4

2507030

Мероприятия по социальной, трудовой и профессиональной реабилитации лиц с инвалидностью

1 445,8

1 381,3

1 049,3

76,0

2507040

Обеспечение деятельности Фонда социальной защиты инвалидов

93,3

77,0

68,9

89,5

2507100

Реабилитация детей с инвалидностью вследствие детского церебрального паралича

80,0

80,0

40,6

50,7

3401110

Развитие спорта среди лиц с инвалидностью и их физкультурно-спортивная реабилитация

752,5

670,4

544,7

81,2

3401120

Подготовка и участие национальных сборных команд в Паралимпийских и Дефлимпийских играх

142,5

19,0

11,3

59,7

6561860

Реализация государственного инвестиционного проекта "Национальный научно-практический центр нейротравмы и нейрореабилитации" в составе Государственного учреждения "Институт нейрохирургии им. Акад. А. П. Ромоданова НАМН Украины" "

50,0

35,0

1,4

3,9

Источник: Госказначейство Украины,  отчет за10 мес. т.г.



[1]http://www.ukrstat.gov.ua. Стат сборник «Социальная защита населения», 2018г.

[2]https://www.pfu.gov.ua/2002786-stanom-na-01-10-2019-roku/

[3]Закон Украины «О государственной социальной помощи инвалидам детства и детям-инвалидам»

[4]https://www.msp.gov.ua/news/17882.html

[5]https://www.msp.gov.ua/content/socialni-standarti.html

[6]https://www.unian.ua/society/10405728-dityacha-dopomoga-u-2019-roci-vidi-ta-rozmir-viplat.html

[7]Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года

[8]https://mon.gov.ua/storage/app/media/inkluzyvne-navchannya/statistika-inklyuziya.pdf

[9]https://mon.gov.ua/storage/app/media/inkluzyvne-navchannya/prezentacii/mon2019-01-25inklyuzivne.pdf

[10]https://www.rbc.ua/rus/styler/skandal-psihbolnitse-patsientov-derzhali-1572466508.html

[11] https://ye.ua/syspilstvo/43120_U_Dunayivcyah_v_psihdispanseri_zafiksuvali_zhorstoke_povodzhennya_z_pidopichnimi.html

[12]https://styler.rbc.ua/rus/zhizn/zaporozhskoy-oblasti-internate-lyudey-invalidnostyu-1537362725.html

[13]https://docs.google.com/viewer?embedded=true&url=http://www.msp.gov.ua/files/zvitu/sz2017.docx

[14]http://www.who.int/features/factfiles/disability/facts/ru/index4.html

[15]https://countryeconomy.com/countries/compare/lithuania/bulgaria

[16]Для работодателей установлен норматив рабочих мест для трудоустройства людей с инвалидностьюв размере 4% от штатных работников, а если работают от 8 до 25 человек – одно рабочее место (абз. 1., ст. 19 Закона «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине»)

[17]ст. 13 Закона «Об охране труда»

[18]https://www.dcz.gov.ua/analitics/68