ИТОГИ РАБОТЫ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЗА 2019 ГОД

По информации Госстата, в 2019 году промышленное производство составило 98,2% от уровня 2018 года.

24/01/2020
ИТОГИ РАБОТЫ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЗА 2019 ГОД

По итогам 2019 года промышленность оказалась самым проблемным сегментом реального сектора экономики.

Начав год с провала, когда в январе объемы промышленного производства составили 96,7% от аналогичного периода 2018 года, в последующие четыре месяца создавалось впечатление, что тогдашнему правительству удалось вывести этот сектор из пике, и по итогам января-мая был зафиксирован пусть небольшой, но все-таки рост, оцениваемый в +0,9%.

Как оказалось, на этом «светлая полоса» для промышленности и закончилась. За период июнь-декабрьпромышленное производство сокращалось во всех семи месяцах, в частности в июне (по отношению к аналогичному месяцу 2018 г.) - на 2,3%, июле – на 0,2%, августе – на 1,6%, сентябре – на 1,3%., в октябре – на5,0%, в ноябре – на 6,9%, в декабре – на 8,3%. Всего за последние четыре месяца, когда при власти находилось уже нынешнее правительство, темпы падения промышленности возросли в 6,4 раза!

Более того, наблюдается тревожная тенденция к усилению сырьевого характера промышленного производства – «на ноль» удалось выйти благодаря добывающей промышленности и разработке карьеров (на фоне не такой уже и высокой базы сравнения: +2,4% в предыдущий год), в то время как перерабатывающая сократилась на 2,0%, а топливно-энергетический комплекс и ЖКХ – на 4,1%.

Промышленное производство в 2019 году – это всего 80,0% от того, что было произведено в промышленности за аналогичный период 2013 года(в сопоставимых величинах, без Крыма и зоны АТО).

Если еще по итогам трех кварталоввыход на уровень 2013 года оценивался в перспективе на 2030 год (!), и то при условии сохранения благоприятной для Украины конъюнктуры на внешних рынках, то итоговое годовое падение отодвигает решение задачи восстановления промышленности на докризисный, довоенный уровень – на еще более далекие горизонты.

Промышленное производство сократилось в 17 из 25, или в ДВУХ ТРЕТЯХ регионов страны(годом ранее – всего в девяти). Более-менее заслуживающий внимания рост зафиксирован только в Винницкой (+13,5%), Одесской (+7,3%) и Ровенской (+5,8%) области – не самых индустриальных регионах страны. 

Наибольшее падение промпроизводства достигнуто в Хмельницкой (-14,8%), Закарпатской (-14,3%), Черниговской (-10,1%) и Житомирской (-7,1%) областях.Но куда большее опасение вызывает сворачивание промышленности в тех регионах, которые раньше считались «индустриальным сердцем» Украины.  В первую очередь речь идет о Запорожской (-4,6%), Луганской (-4,0%), Харьковской (-3,7%) областях.

Рост показали только семь из 17 базовых отраслей, но лишь в фармацевтической (+5,1%) и производстве компьютерно-электронной техники (+4,3%) его масштабы можно было бы посчитать хорошим результатом. Вместе с тем, обе эти отрасли не являются ведущими в общем разрезе отечественной промышленности, их продукция является малоконкурентоспособной ни на мировом, ни даже на внутреннем рынке, о чем свидетельствует заметное превалирование импортных лекарств, компьютеров и электроники в реализации конечным потребителям.

Вряд ли можно считать большим успехом +0,2% роста объемов производства в пищевой или мебельной промышленности – для первой из них это не позволило компенсировать позапрошлогоднего падения на 1,5%.

Самым сложным выдался год для отрасли, производящей электрическое оборудование.Падение всего за год сразу на 19,9% - при том, что общее падение за последние 12 лет составило 53,1% - это по сути приговор. Производство различных типов электродвигателей упало на 32,3-43,6%, трансформаторов – на 15,2%, низковольтной контрольно-распределительной аппаратуры – на 29,0%, электрических аккумуляторов – на 39,1%, бытовых приборов на газовом топливе – на 35,5%...

Продолжает умиратьсельскохозяйственное машиностроение: выпуск тракторов сократился на 43,5%, плугов – на 16,5%, борон – 13,7%, сеялок – на 10,7%. 

Провальным оказался ушедший год и для легкой промышленности. Общее падение производства на 9,9% - хуже результат в этом столетии фиксировался только один раз (в 2009 году). Речь идет о значительном сокращении выпуска элементарнейшей продукции. К примеру, производство нетканых материалов уменьшилось на 20,6%, женских трикотажных жилетов и блейзеров – на 29,6%, женских трикотажных платьев – на 17,0%, мужских жилетов и курток – на 19,9%, мужских костюмов и комплектов – на 25,4%, женских пальто – на 14,4%, нетрикотажных женских жилетов и блейзеров – на 26,8%, футболок и маек – на 24,2%, колгот – на 20,0%, носков – на 21,8%, мужской кожаной обуви – на 30,8%. Недостаток этой и другой продукции легпрома очень оперативно заместится импортом, создавая дополнительное давление на гривну и увеличивая негативное сальдо внешней торговли.

На 5,6 % сократились объемы производства в машиностроении. Медленное умирание этого некогда мощнейшего пласта промышленности уже не вызывает ни удивления, ни возмущения: 

- Украина постепенно смирилась со сворачиваниемавиационной отрасли(за последние пять лет – не имеющей ни одного серийного заказа). Поездки украинских делегаций на авиасалоны с разработками прошлого десятилетия и макетом неувядающего, но существующего в единственном экземпляре уникального Ан-225 «Мрия», уже давно не впечатляют не только иностранных, но даже и отечественных заказчиков. Застряло выполнение заказа на один самолет по договоренности, достигнутой в предыдущие годы для Казахстана, который уже требует у Украины вернуть предоплату и выплатить неустойку за сорванный фактически заказ. И есть высокая вероятность, что такая же судьба постигнет и договоренность о сборке одного-единственного самолета для Перу.

- В коматозном состоянии находитсясудостроение(по факту и результатам деятельности – отрасль уже впору переименовывать в судоремонтно-судопокрасочную). Последнее пассажирское речное судно было спущено со стапелей еще в начале 90-х годов минувшего столетия. Несколько разовых заказов общим объемом около десятка судов – вот нынешний предел мечтаний отечественного судостроения, в последние годы СССР ежегодно спускавшего на воду по полсотни средних и крупных гражданских суден и военных кораблей (включая легендарные авианосцы). На нулевом финансировании остается госпрограмма строительства корветов для ВМС Украины. Пределом мечтаний нынешнего руководства страны является не достройка, а скорейшая распродажа готового более чем на 90% крейсера «Украина».

- Примерно так же себя чувствуетракетно-космическая отрасль(в которой из более полусотни предприятий – единицы являются прибыльными, а флагманы отрасли «Южмаш» и КБ «Южное» из самодостаточных разработчиков и изготовителей ракетоносителей многоцелевого назначения превратились в мелких подмастерьев для европейских и американских космических программ и проектов).

- Вряд ли может занести себе в актив 2019 год итранспортное машиностроение. Если бы не закарпатский "Еврокар", выпустивший за последние 12 месяцев более 86% от всего объема производства транспортных средств в стране, формально насчитывающей 8 автозаводов, картина была бы совсем печальной. Если в 2018 году за 365 дней некогда лидер отечественного легкового автопрома «АвтоЗАЗ» (еще 12 лет тому назад спустивший с конвейера  282 тыс. машин) умудрился собрать единственную легковушку, то по итогам 2019 года – не случилось даже повторения прошлогоднего «антирекорда». Производство прицепов и полуприцепов сократилось на 23,7%, транспортных контейнеров – на 20,3%, вагонов – на 5,2%.

Плохим выдался год и длядревесной и целлюлозно-бумажной промышленности, где падение производства составило 5,8%. На 8,7% уменьшилось производство необработанных древесно-стружечных плит, на 16,3% - деревянного паркета, на 22,2% - плотной бумаги и картона и на 29,1% - неплотной, на 30,0% - бумажных обоев.

На 5,1% упали объемы производства в коксо-нефтехимической отрасли(полностью нивелировав прошлогодний рост на 3,5%), что уже в ближайшее время может негативно повлиять на работу смежных отраслей, использующих продукцию коксонефтехимиков. Производство кокса сократилось на 7,1%, сжиженных пропана и бутана – на 17,1%.

На 3,1% сократились объемы производства вметаллургической промышленности. По оценкам Укрметаллургпрома, по объемам выплавки стали Украина в 2019 году установила антирекорд за все годы независимости (20,8 млн. тонн). Начавшееся в августе стремительное падение объемов выпуска продукции привело к тому, что в декабре 2019 года было выплавлено на треть меньше стали, чем в декабре годом ранее. На 2,3% сократилось производство чугуна, на 7,7% - слитков и полуфабрикатов для стальных труб, на 12,1% - стальных труб малого диаметра, на 20,1% - толстостенных труб большого диаметра, на 12,8% - стальных и чугунных сборных строительных конструкций, на 16,6% - резервуаров и цистерн…По оценкам отраслевых экспертов, металлургия входит в жесточайший кризис со времен 2008-2009 г.

С большим трудом удалось выйти в плюспищевой промышленности, но сам результат +0,2% не перекрыл прошлогоднего падения на 1,5%. Невзирая на общий позитивный результат, на 22,5% сократилось производство замороженной говядины, на 7,0% - свежей и охлажденной курятины, на 19,0% - яблочного сока, на 15,0% - сливочного масла, на 11,9% - тертого или порошкового сыра, на 10,7% - хлеба, на 10,4% - печенья, на 16,8% - сахара, на 27,0% - кондитерских изделий, содержащих какао, на 11,7% - молокосодержащих продуктов, на 13,9% - водки.

Вхимической промышленности, которая показала рост объемов производства на 3,3%, на 8,5% уменьшился выпуск бензола и толуола, на 17,1% - этилового спирта, на 17,7% - полиуретанов, на 9,9% - туалетной воды, на 32,1% - туалетного мыла.

Речь не идет о какой-то новой, трудоемкой, технологически неподъемной в условиях кризиса промышленной продукции – мы теряем объемы производства того, что выпускалось всего 12 месяцев назад, а его реализация давала людям рабочие места, а бюджету – налоговые поступления!

Непростая ситуация наблюдается в угольной промышленности.

По данным статистики, после позапрошлогоднего роста на 4,0% в 2019 году объемы производства сократились на 0,5%. Добыча угля снизилась на 2,3%, а недовыполнение плановых показателей составило 5,6% (в том числе по предприятиям, находящимися в государственной собственности - 19,6%). Недобор, который приходится покрывать импортными поставками, составил почти 1,9 млн. тонн. Государство фактически заморозило достройку шахты «Нововолынская №10», ввод в эксплуатацию которой мог добавить к угольному балансу страны ежегодно почти 1,0 млн. тонн продукции. Отрасль все больше становится одним из потенциальных источников социального взрыва в стране. Проблемы выплаты зарплаты шахтерам, задолженность перед которыми в отдельные месяцы превышала 1 млрд. грн., и решение которых сводилось к «пожарному» выделению средств на их погашение из государственного бюджета, без нахождения комплексного решения этого вопроса, грозят, что и в будущем никуда не исчезнет угроза позабытых с конца 90-х годов прошлого столетия «походов шахтеров на Киев».

Углубляются проблемы в секторе ЖКХ и энергетики. Продолжающийся последние несколько лет существенный рост тарифов привел к значительному увеличению задолженности за потребленные услуги, которая с апреля 2016 года выросла почти в 14 раз и достигла на 1 декабря 2019 года 60,1 млрд. грн., ставя за черту банкротства практически каждое предприятие отрасли. Системного решения проблемы долгов по прежнему нет. Даже невзирая на то, что отопительный сезон начался в самом конце октября и несущественно повысил цифры в платежках – уровень расчетов за потребленные услуги ЖКХ в октябре снизился до 83,2% (для сравнения – в сентябре было 116,8%), а по итогам ноября – вообще до 48,5%. Невзирая на рост тарифов, который должен был сбалансировать «экономику» отрасли – по итогам 9 месяцев 2019 года почти каждое второе предприятие ЖКХ оставалось убыточным. В 2019 году не удалось добиться заметного прогресса в повышении энергоэффективности, в первую очередь из-за недостатка средств, выделяемых на реализацию соответствующих мероприятий. В 2019 году, как и годом ранее, на эти цели направлены традиционные 2 млрд. грн. Всего же за 2017-2019 годы на энергосбережение государство выделило из бюджета всего 4,9 млрд. грн., в то время как на субсидии (т.е. по сути финансирование потерь и повышенного энергопотребления) – 200,0 млрд. грн., или в 41 раз больше, чем на энергосбережение.

2019 год запомнится продолжением цепочки банкротств предприятий украинской промышленности. С начала года объявлены банкротами ПАО «Росава» (крупнейший в стране производитель шин), «АвтоКрАЗ», Мариупольский завод тяжелого машиностроения, Полтавский автоагрегатный завод, не считая десятков более мелких предприятий, не попавших в фокус СМИ.

Теряя «старые предприятия», которые из года в год становятся все менее конкурентоспособными и все более ресурсоемкими, крайне мало вкладывается в новые, которые смогли бы их успешно заменить.В 2019 году на объектах промышленности выполнено строительных работ всего на 36,0 млрд. грн. (1392,6 млн. дол. США). Объемы строительства в горнодобывающем комплексе за 12 месяцев составили всего 595,8 млн. дол. США, в электроэнергетике – 620,0 млн. дол. США, в металлургии – 168,2 млн. дол. США, в химической промышленности – 8,1 млн. дол. США. Это усиливает угрозы продолжения де-индустриализации, причем затрагивая в первую очередь те отрасли промышленности, которые составляют заметную часть в экспорте и генерируют для страны миллиарды долларов валютной выручки.

Резюме

2019 год стал для украинской промышленности самым неудачным за последние четыре года, а динамика темпов ее падения в конце года уже сильно напоминает те процессы, которые наблюдались в кризисные 2014-2015 годы.

Если в целом по итогам 2019 года уровень промышленного производства в стране составил всего около 80% от уровня 2013 года, то в ряде отраслей отставание окажется еще более катастрофическим: в угольной отрасли – объемы производства составят всего 39,0% от уровня 2013 года, в коксохимической промышленности – 57,8%, металлургии – 74,8%, машиностроении – 72,0%.

Неудовлетворительные результаты работы промышленности привели к ухудшению негативного сальдо внешней торговли, которое стало наибольшим за последние 6 лет, повысившись с -0,5 млрд. дол. в 2014 году до -9,4 млрд. дол. по итогам 11 месяцев 2019 года. Украина все глубже уходит в нишу сырьевого придатка для цивилизованного мира. Доля судо-, автомобиле-, авиа- и вагоностроения в экспорте составила всего 1,7% - это в 1,7 раза меньше доли в общих объемах экспорта такой продукции, как древесина.

Трендом 2019 года стало резкое сокращение объемов производства уже даже элементарнейшей продукции – футболок, обуви, яблочного сока, туалетного мыла…

Промышленное производство падает уже семь месяцев подряд – но адекватной реакции на это пока не наблюдается (сложно считать таковой предновогоднюю инициативу Минэкономики по созданию «штаба по спасению промышленности).

Украина крайне остро нуждается в неотложном формировании современной Индустриальной стратегии, запуске инструментов государственной поддержки все еще пока не умерших знаковых секторов промышленности – авиа- и судостроения, ракетно-космической отрасли, ОПК.