ИТОГИ РАБОТЫ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ЗА 2019 ГОД

По информации Госстата, объемы сельскохозяйственного производства в 2019 году увеличились на 1,1%.

14/02/2020
Моніторингові продукти
ИТОГИ РАБОТЫ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ЗА 2019 ГОД

В целом за последние пять лет аграрный сектор Украины постоянно пребывал в состоянии перманентных подъемов и падений: 2014 год: +2,2%, 2015 год: -4,8%, 2016 год: +6,3%, 2017 год: -2,2%, 2018 год: +8,1%, поэтому рост уже второй год подряд – это уже хоть какой-то позитивный сигнал. 

Хотя в целом 2019 год стал для сельского хозяйства Украины достаточно неоднозначным.

С одной стороны:

• рост достигнут и в сегменте растениеводства (+1,3%), и в сегменте животноводства (+0,5%);

• объемы производства выросли в большинстве (14 из 24) регионах страны, среди которых особо следует отметить Запорожскую (+23,2%), Донецкую (+17,3%), Луганскую (+10,7%) и Днепропетровскую (+7,2%) области. С одной стороны – это повод порадоваться за достигнутые результаты, но с другой стороны заметно более высокие темпы роста сельского хозяйства в регионах, ранее считавшихся преимущественно индустриальными, по сравнению с динамикой в них же промышленного производства – не самый лучший тренд;

• в очередной раз за последние годы обновленисторический рекорд по сбору зерновых и зернобобовых культур. Собрано 75,08 млн. тонн зерна с площади 15,28 млн га, что на 7,2% больше, чем в 2018 году (70,06 млн тонн). Средняя урожайность составила 49,1 центнеров с гектара (в 2018 году - 47,4). По видам культур на 15% больше получено пшеницы (28,3 млн. тонн), на 21,2% - ячменя (8,9 млн. тонн), на 110% - проса (0,2 млн. тонн). Практически на уровне прошлого года сохранился сбор кукурузы на зерно – 35,8 млн. тонн (+0,1%), а также овса – 0,3 млн. тонн (+0,8%). Отдельные регионы по части сбора зерновых нарастили объемы выпуска продукции двузначными темпами (напр., в Запорожской области – на 49,5%, в Донецкой области – на 46,3%, в Луганской области – на 24,7%, в Днепропетровской области – на 22,8%, в Николаевской области – на 17,1%, в Харьковской области – на 15,3%).

• рекордный урожай гарантированно позволитобновить и исторический рекорд по экспорту зерновых и зернобобовых: по состоянию на 29 января 2020 года зарубежным получателям отгружено 35,7 млн. тонн культур, что на 8,4 млн. тонн больше, чем на аналогичную дату годом ранее. Прогнозируемые объемы экспорта – не менее 54 млн. тонн (для сравнения, в 2018/2019 маркетинговом году – 50,0 млн. тонн).

• Украина стала третьим экспортером аграрной продукции в Европейский Союз, поставив за период с ноября 2018 года по октябрь 2019 года товары на сумму более 7,2 млрд. евро, уступив по этому показателю только США (12,3 млрд. евро) и Бразилии (11,7 млрд. евро), и опережая Китай, Аргентину и Турцию. Если же брать динамику прироста экспорта украинской продукции на европейские рынки (+40,6%) – то в Топ-20 поставщиков равных нам нет и близко (на втором месте Перу - +17,8%, на третьем – Китай с четырехкратным отставанием +9,5%, далее Таиланд - +6,7% и США - +5,7%). Таким образом, в ближайшее время наши позиции, с учетом рекордного урожая, имеют все шансы улучшиться и по итогам 2019-2020 маркетингового года.

• Украина также вошла в Топ-5 стран мира – экспортеров курятины, уступив только Бразилии, ЕС и Таиланду.

Вместе с тем, ситуацию в АПК не стоит считать такой уж и безоблачной.

Во-первых, годовой прирост обеспечен в основном по итогам работы предыдущего правительства (в январе-июле 2019 года рост АПК составил +12,0% по сравнению с аналогичным периодом минувшего года). Уже при новом правительстве результаты стали значительно скромнее: 9 месяцев: +5,9%, 10 месяцев: +3,3%, 11 месяцев: +2,4%, 12 месяцев: +1,1%. Если же анализировать в разрезе месяц к месяцу, то за последние три отчетных периода ситуация складывается еще хуже, чем в промышленности: октябрь 2019/2018: -6,7%, ноябрь 2019/2018: -18,5%, декабрь 2019/2018: -14,4%.

Во-вторых,общий рост «вытянут» крупными агрохолдингами, в то время как хозяйства населения (к которым принято относить и мелких фермеров) сократили производство на 2,0% (в т.ч. в сегменте растениеводства на 1,2%, животноводства на 3,5%). На практике ставка делается по-прежнему на крупный и очень крупный аграрный бизнес, хотя на словах декларируется поддержка малого и приусадебного сельскохозяйственного производства, развития кооперативного движения, разведения молодняка физлицами - жителями села и т.д.

В-третьих,есть целый ряд регионов, где зафиксировано падение производства сельхозпродукции(например, в Одесской области – на 10,6%, в Киевской области – на 5,8%, в Полтавской области – на 3,4%, в Черкасской и Черниговской областях – на 2,5%). Растениеводы Одесской области сократили объемы производства на 11,5%, Киевской области – на 6,4%, Черкасской – на 6,0%, Винницкой – на 5,1%, Ивано-Франковской – на 4,7%, Полтавской – на 4,3%. Животноводство в Луганской области потеряло 11,2% своих объемов, Херсонской  области – 9,3%, Запорожской области – 8,0%, Одесской области – 5,6%, Киевской области – 4,9%. Большинство из упомянутых регионов традиционно носили характер аграрных областей, и сокращение производства в этом секторе грозит увеличением безработицы и трудовой миграции жителей села в соседние страны…

В-четвертых,есть культуры, объемы сбора которых просели по сравнению с 2018 годом двузначными темпами. Например, на 25,5% сократился сбор зернобобовых культур (составил 0,7 млн. тонн), на 26,2% - гороха (0,6 млн. тонн), на 15,1% - ржи (0,3 млн. тонн), на 37,9% - гречихи (0,1 млн. тонн). Сократилось также производство сахарной свеклы, овощей и фруктов. По отдельным направлениям это прямо бьет по отечественной перерабатывающей промышленности. Сокращение, к примеру, выращивания винограда в Украине в 2019 году на 30% (или на 141 тыс. тонн, до 327 тыс. тонн), что является наименьшим показателем за историю независимости Украины, привело к тому, что его переработка сократилась также до рекордно низкого уровня (в 2,2 раза - до 124,2 тыс. тонн), в результате чего заметно упало и производство вина. Украина в 2019 году вошла в Топ-3 импортеров турецких помидоров общей стоимостью около 30 млн. дол. США, а доля турецких помидоров и огурцов на украинском рынке составляет уже около 80% от общих объемов их импорта.

В-пятых,продолжает сокращаться поголовье всех (кроме птицы) видов сельскохозяйственных животных. Стадо крупного рогатого скота на 1 января 2020 года (всего за 12 месяцев) сократилось на 5,7% (в т.ч. коров – на 5,0%), свиней – на 4,9%, овец и коз – на 4,7%. По отдельным регионам картина выглядит еще более удручающей. За последние 12 месяцев в Запорожской области вырезано 14,3% крупного рогатого скота, в Херсонской – 12,1%, в Николаевской – 10,7%. На 22,6% сократилось поголовье овец в Херсонской области, на 16,7% - в Житомирской. Совсем тяжелая ситуация сложилась со свиньями, количество которых  во Львовской области сократилось на 15,9%, в Полтавской – на 15,1%, в Запорожской – на 14,0%, в Житомирской – на 13,8%, в Одесской – на 13,7%, в Херсонской – на 12,8%, в Николаевской – на 12,4%, в Тернопольской – на 12,2%. Тенденция вырезания домашнего скота не меняется уже 28 лет. За годы независимости поголовье крупного рогатого скота уменьшилось в 7,8 раза (с 24623,4 до 3143,8 тыс. голов), в т.ч. коров – в 4,6 раза (с 8378,2 до 1823,0 тыс. голов), свиней – в 3,4 раза (с 19426,9 до 5731,1 тыс. голов), овец и коз – в 7,0 раза (с 8418,7 до 1209,0 тыс. голов).

В-шестых, невзирая на общий рост производства отдельных видов животноводческой продукции (мяса в живой массе – на 4,8% -естественное следствие вырезания скота, яиц – на 3,4%) –ситуация в отдельных регионах страны значительно отстает от «средней по больнице». К примеру, в Николаевской области реализация мяса на забой сократилась на 10,1%, в Хмельницкой – на 8,2%, в Одесской – на 8,0%. В Херсонской области производство яиц уменьшилось на 21,3%, в Одесской – на 19,2%, в Хмельницкой – на 5,7%. Еще хуже ситуация обстоит спроизводством молока, которое сократилось по стране на 3,7%(в т.ч. в Запорожской области – на 9,8%, в Киевской – на 8,4%, в Николаевской – на 7,9%, в Сумской – на 7,5%, в Винницкой – на 7,3%, в Донецкой – на 7,0%, в Житомирской – на 6,5%). Дефицит украинского молочного сырья приводит к тому, что на рынке существенно выросло присутствие импортных молокопродуктов. По данным "Института аграрной экономики", стоимость импорта молочных продуктов увеличилась с 66,3 млн дол. США в 2017 году до 152,2 млн дол. США в 2019 году, то есть в 2,3 раза.

В-седьмых,низкие объемы производства в АПК продолжают бить по перерабатывающей отрасли.Если объемы сельскохозяйственного производства выросли на 1,1%, то объемы перерабатывающей пищевой промышленности – всего на 0,2% (не позволив покрыть ее прошлогоднее падение на 1,5%). На 22,5% сократилось производство замороженной говядины, на 7,0% - свежей и охлажденной курятины, на 19,0% - яблочного сока, на 15,0% - сливочного масла, на 11,9% - тертого или порошкового сыра, на 10,7% - хлеба, на 10,4% - печенья, на 16,8% - сахара, на 27,0% - кондитерских изделий, содержащих какао, на 11,7% - молокосодержащих продуктов, на 13,9% - водки. Вместо попыток углубить переработку и выходить на внешние рынки с готовой продукцией – в 2019 году продолжился тренд на «собрать сырье и вывезти за рубеж».

В-восьмых,малоэффективной остается экономика отрасли. При том, что многие производственные показатели оказались не хуже прошлого года, а совокупные затраты на производство сельхозпродукции даже сократились по сравнению с 2018 годом на 0,6% - цены на продовольственные товары увеличились на 8,0%. При этом ровно 50% сельскохозяйственных предприятий в январе-сентябре 2019 года оставались убыточными (в среднем по экономике этот показатель составил 22,7%). Аграрная отрасль традиционно находится во второй половине списка по размеру средних заработных плат (в 2019 году – 8738 грн., или 338 дол. США), но даже это не гарантирует от их невыплаты и не спасает от роста зарплатных долгов, которые за последние 12 месяцев увеличились на 46,4%, достигнув на 1.01.2020 суммы 19,2 млн. грн. Наряду с деградацией инфраструктуры села, которое «стареет» и демографически, и инфраструктурно, все это существенно увеличивает риски того, что уже в ближайшее время отрасль продолжит терять рабочие руки, устремляющиеся в поисках лучшей жизни на работу в поля и фермерские хозяйства за рубеж. Помимо этого, с каждым годом отрасль будет все чаще сталкиваться с выбыванием техники, часть из которой еще работает со времен бывшего СССР, и нехваткой новой – и даже не по причине отсутствия средств на ее покупку, а из-за ускорения умирания отечественного сельскохозяйственного машиностроения (в 2019 году выпуск тракторов сократился на 43,5%, плугов – на 16,5%, борон – 13,7%, сеялок – на 10,7%.).

В-девятых, видя эту ситуацию,государство  совершенно игнорирует мировую практику поддержки аграриев. В 2017 году закончилось действие спецрежима по НДС, который ежегодно позволял аграриям накапливать от 20 до 25 млрд. грн. дополнительных оборотных средств, направляемых на развитие производства. Взамен было обещано внедрение европейской практики прямых бюджетных дотаций, но они не только не покрывают потери от отмены вышеупомянутого спецрежима, и близко не сопоставимы с европейскими объемами финансирования, но еще и уменьшаются из года в год. По данным Минэкономразвития, в 2018 году на программы поддержки CAP (Common Agricultural Policy) было направлено более 58,8 млрд. евро, или почти 37% общего бюджета Евросоюза. В то же время в Украине аграрные дотации в 2018 году составили 6,3 млрд. грн. (210 млн. евро), в 2019 году – 5,9 млрд. грн. (204 млн. евро), а на 2020 год – предусмотрено всего 4,2 млрд. грн. (прогнозно – менее 150 млн. евро). Помимо этого, дальнейшее выделение господдержки и вовсе не гарантированно: прошлой осенью монобольшинство  внесло изменения в Бюджетный кодекс, согласно которым теперь аграриям гарантируется до конца 2021 годавместо «не меньше» - «не больше»1% выпуска продукции в сельском хозяйстве, что позволит уже через 11 месяцев свести эту программу до минимума, а с начала 2022 года – и вовсе отказаться от государственной поддержки АПК.  

В-десятых,никуда не делись внешние сдерживающие факторы, в том числе квоты, которые тормозят рост аграрного сектора. Уже не первый год с момента запуска СА и ЗСТ с ЕС наблюдается одна и та же картина, когда ряд квот на поставки продукции в ЕС выбирается уже в первый месяц, а то и недели наступившего года. Украина в последние годы ведет себя достаточно пассивно в этом вопросе, удовлетворяясь обтекаемыми заявлениями наших европейских партнеров о «договоренности договариваться».

Увеличиваются риски прилета для аграриев своеобразных «черных лебедей» региональных или глобального характера. К примеру, 22 января вечером была обнародовано решение о приостановке ввоза в ЕС мяса птицы, мясной продукции из птицы и термически необработанных продуктов из птицы, которое для отечественной Госпотребслужбы стало «ошеломляюще неожиданным» и «не учитывающим предыдущие партнерские договоренности». По состоянию на сегодня, эмбарго на экспорт курятины в ЕС остаётся в силе. Значительную турбулентность для аграриев создает и распространяющийся высокими темпами «уханьский коронавирус» - особенно с учетом того, что именно Китай сейчас является ключевым импортером продукции украинского АПК. Мнения экспертов пока разделились: одни считают, что влияние будет незначительным, другие же убеждены, что падение спроса неминуемо приведет к падению цен и объемов закупок украинской аграрной продукции. Все будет зависеть от того, насколько быстро удастся справиться с проблемой, но «первые ласточки» пока подтверждают вторую позицию: в черноморском регионе упали цены на подсолнечное масло, американские биржи фиксируют падение цен на сою и т.д.

Наконец, дестабилизировать работу аграрного сектора могут и внутренние малопродуманные инициативы.Чего стоит только стоит затеянный эксперимент по вливанию Минагрополитики в гипер-монстр Минэкономторгагро. После Майдана туда уже впихивали бывшее Минпромполитики – и результат оказался более чем провальным: страна не просто уже шесть лет живет без собственной индустриальной политики, но ведомство за этот срок так и не смогло принять ни одного программного документа в этой сфере, или хотя бы актуализировать прошлые наработки. Четыре последних месяца Минагрополитики погрузилось в хаос в связи с ликвидацией-увольнениями-переводами-слияниями, после чего непродуманность решения была оценена на самом высшем уровне с поручением Президента откатать этот вопрос назад. Но теперь процесс формирования аграрной политики будет поставлен на еще более длительную паузу в связи в разделением «мегамонстра» на два отдельных министерства, утверждением положения-структуры-штата, поиском персонала и организацией обязательных конкурсов, внесением изменений в бюджет, перепаспортизацией бюджетных программ и т.д. Постановка подобных экспериментов над отраслью, дающей работу и средства к существованию более чем 5 миллионам человек категорически неприемлема!