- C 1 апреля медучреждения Украины, которые предоставляют вторичную, третичную, экстренную и некоторые другие виды медпомощи должны перейти на финансирование своей деятельности по договорам с Национальной службой здоровья (НСЗУ), т.е. уйти от бюджетно-сметного финансирования. По договорам уже более года работают медучреждения первичного уровня медпомощи, и по результатам этой работы есть много нареканий как со стороны врачей, так и со стороны пациентов.
- Со стартом 2-го этапа для всех медучреждений всех уровней медпомощи цена договоров будет рассчитана, исходя из количества услуг, которые может предоставить медучреждение и тарифа на эти услуги с учетом корректирующих коэффициентов. Объём услуг при составлении договора основан на статистических данных МОЗ по 2019 году.
- Условия для заключения договора – это соответствием медучреждения восьми критериям, которые установил МОЗ (автономизация, компьютеризация, подключение к медицинской информационной системе (МИС), наличие квалифицированной электронной подписи (КЭП), наличие лицензий на медпрактику и наркотические средства, регистрация в электронной системе здравоохранения) По этим критериям НСЗУ оценивает готовность медучреждения оказывать тот или иной вид медуслуг.
- Со II квартала и до конца года на финансирование всех договоров, которые подпишут медучреждения предусмотрена отдельная бюджетная программа в размере 72 млрд.грн. По оценкам экспертов объём программы заниженкак минимумна треть и это, не учитывая дополнительных расходов на борьбу с эпидемией COVID-19
В ДЕНЬ СТАРТА ВТОРОГО ЭТАПА МЕДРЕФОРМЫ БЫЛО ПОДПИСАНО ВСЕГО 25 ДОГОВОРОВ
1. 771 медучреждение подало документы на заключение договоров, нона 01 апреля договора были подписаны только с 25 региональными центрами экстренной медпомощи. Даже медучреждения, которые должны работать с больнымиCOVID-19, не имели договоров .2 апреля договора стали массово подписываться. Это свидетельствует о плохой подготовке к старту новых финансовых отношений в медицине.
Договора не обеспечат адекватного финансирования медучреждений
А) Низкие тарифы на услуги = низкое финансирование медучреждений, которые попишут договора
- По оценке медиков, тарифы, которые предложены для расчета цены договоров, занижены в 2-3 раза, а по некоторым видам медпомощи еще больше (например, лечение инфарктов и инсультов). Они выведены исходя из более, чем «скромного» прошлогоднего финансирования медицины, когда на медикаменты выделялось около 15% от потребности, на питание от 3 до 25 грн. в день, а зарплата медиков составляла 67% от средней по экономике. Соответственно те же «финансовые дыры» заложены и в предложенный в 2020 году тариф.
- Так, согласно отчета казначейства Украины по общему фонду госбюджета за 9 мес. 2019 года Центры экстренной медпомощи и медицины катастроф профинансированы в объёме 4,6 млрд. грн., что соответствует объёму средств, заложенному в программу госгарантий на экстренную медпомощь в 2020 году. На специализированную амбулаторную и стационарную медпомощи заложено в программе 44,1 млрд грн., что соответствует аналогичным затратам в сводном бюджете за 9 мес. прошлого года.
Б).Сокращение в договоре видов предоставляемых медуслуг- путь к снижению финансирования медучреждения
- Стоимость договора на вторичном и третичном уровне медпомощи зависит не только от количества, но и от вида(сложности) предоставляемых услуг, которые имеют разную стоимость. В рамках программы медгосгарантий выделено 26 групп медуслуг. Для каждой группы установлен свой базовый тариф и требования к медучреждению, необходимые для предоставления услуг этой группы (наличие необходимого оборудования, укомплектованность соответствующими кадрами и пр.).
- Первые данные о том, как рассматриваются предложения по договорам и заявленным видам медуслуг уже говорят о том, что перечень заявленных услуг по многим группам срезается и основанная причина по мнению НСЗУ - неготовность медучреждений их предоставлять ( хотя еще год назад, как говорит статистика, они их предоставляли). Соответственно, медучреждение получит меньше денег, чем в прошлом году.
В) Проблемы финансирования медучреждений в 2020 году по договорам усугубляются из-за эпидемии COVID-19.
- Уже сегодня все плановое лечение приостановлено, объёмы плановой помощи снижаются, что означает для медучреждений низкий уровень финансирования.
- Пока тариф на оказание медпомощи больным с COVID-19 меньше, чем на лечение другие инфекционных заболеваний.Если вспышка коронавирусной инфекции затянется, заболеваемость будет нарастать и придётся перепрофилировать койки под инфекционные, потери будут еще больше, ведь стоимость инфекционного случая относительно низкая (по сравнению с другими видами медпомощи). При базовой ставке на эту группу медуслуг в 4 563,64 грн. применяется коэффициент для взрослых инфекционных больных 0,894, а детей – 0, 777. На сегодня это тот тариф, который прямо можно применить для лечения больных COVID-19, поскольку он привязан к соответствующему коду по МКБ (A01A, A01С). Например, для лечения хронического вирусного гепатита В и С применяется коэффициент 1,429 (код по МКБ - B01).
- При сохранении плановой мощности больницы и применении сниженного тарифа на фоне увеличения расходов на лечение больных с COVID-19больница будет не в состоянии покрыть свои затраты.
Ситуация с финансированием «вторички» обостриться вследствие потери доходов местными бюджетами
- Местные бюджеты в условиях карантина теряют часть своих доходов, в то же время на них возлагаются дополнительные обязанности по борьбе с эпидемией (дезинфекция, доставка медиков, разворачивание мобильных коек и многое другое). Однако коммунальные расходы больниц остаются на местной власти. Возникнет проблема с их покрытием из «похудевших» местных бюджетов.
ВСЕ ЭТО ПРИВЕДЕТ К СЕРЬЕЗНЫМ РАЗРЫВАМ В ФИНАНСИРОВАНИИ БОЛЬНИЦ, И КАК СЛЕДСТВИЕ, СОКРАЩЕНИЮ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗАКРЫТИЮ!
Старт 2-го этапа медреформы приведет к закрытию больниц, предостааляющих узкоспециализированную помощь.
- Медреформа ведет к закрытию узкоспециализированных медучреждений. В особой зоне риска оказались медучреждения для лечения социально опасных болезней, в первую очередь – туберкулеза. Тубдиспансеры оказывают только один вид услуг. Они, в отличие от многопрофильных больниц, не могут компенсировать недостаток средств за счет предоставления других медуслуг или увеличения объёма медпомощи (количества больных). Учитывая, что для лечения туберкулёза, как и для всех остальных услуг изначально установлен заниженный тариф, то переход на договорные отношения в таком виде - это путь к разорению и закрытию медучреждений.
o В Украине на последние 5 лет и так уже закрыто почти половина туберкулезных специализированных медучреждений. По данным МОЗ период с 2014 г по 2019 г. Их число уменьшилось на 48% (с 33 до 17), а число коек в них – на 61%, (с 4 085 до 1 595).
- Такая практика «оправдывается» т.н. современными подходами к лечению туберкулеза, а именно курсом на перевод больных на амбулаторное лечение. В конечном итоге это приведет к полной ликвидации стационарной формы лечения. Для нашей страны это на сегодняшний день неприемлемо, учитывая общую бедность населения, особенности контингента больных, где очень много лиц ранее отбывавших наказание, перегруженность «первички» и неразвитость патронатных социальных служб. Такая политика приведет к дальнейшему росту заболеваемости
o Украина один из Европейских лидеров по заболеваемости туберкулёзом. Так, например, согласно последних данных Мирового Банка в Украине в 2018 г. было зарегистрировано 80 случаев заболевания туберкулёзом 100 тыс. населения, а в Словении этот показатель составлял – 5.3, в Венгрии -6.4, в Эстонии – 13, в Польше 16.
За все эксперименты в медицине продолжат платить пациенты
- Неподготовленное введение 2го этапа медреформы с неизбежным закрытием части медучреждений приведет к резкому падению доступности медпомощи для всего населения! Это особенно опасно в условиях, когда страна борется сэпидемией COVID-19.
Необходимо сделать:
1. Отложить по крайней мере до конца 2020 года 2-й этап медреформы и тотальный перевод всех учреждений здравоохранения на договорные отношения с НСЗУ.
2. Немедленно решить вопрос финансирования медучреждений, которые лечат больныхCOVID-19.
3. Восстановить медсубвенцию для финансирования медучреждений 2го и 3го уровня и вдвое увеличить ее объём.
4. Увеличить финансирование первичной медпомощи, вследствие возросшей нагрузки из-за эпидемии COVID-19.
5. Срочно усилить эпидемиологами оставшиеся после реформирования СЭС лабораторные центры и начать восстановление вертикали государственной санэпидслужбы Украины.