ПРОБЛЕМЫ ДОЛГОВ И НЕПЛАТЕЖЕЙ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ СЕКТОРЕ ПРОДОЛЖАЮТ НАРАСТАТЬ

По информации Госстата, уровень платежей за потребленные в 2019 году коммунальные услуги составил (без учета электроэнергии) 93,9%, неоплачено полученных услуг почти на 8 млрд. грн.

26/02/2020
Моніторингові продукти
ПРОБЛЕМЫ ДОЛГОВ И НЕПЛАТЕЖЕЙ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ СЕКТОРЕ ПРОДОЛЖАЮТ НАРАСТАТЬ

Помимо этого, на 12,5% выросла задолженность за электроэнергию, общий размер которой достиг 5,4 млрд. грн.

Проблема коммунальных долгов в последние годы приобрела катастрофические масштабы из-за высоких темпов увеличения задолженности по коммунальным услугам.После того, как предыдущие власти запустили маховик роста тарифов, украинцы массово прекратили своевременно и в полном объеме рассчитываться за абсолютно все виды услуги ЖКХ – и результат получился крайне плачевный: общая задолженность выросла с 4,3 млрд. грн. на конец отопительного сезона 2015/2016 до 63,7 млрд. грн. на начало 2020 года. 

Низкой остается платежная дисциплина.Она хоть и подросла по итогам 2019 года до 93,9% от объема потребленных услуг (для сравнения: 2016 г. – 82,0%, 2017 г. – 88,1%, 2018 г. – 80,6%), но пока еще остается ниже, чем в 2010-2013 годах, когда потребители оплачивали 97-99% полученных коммунальных услуг.

Углубляется региональная дифференциация по уровню оплаты услуг ЖКХ. Если в целом по стране с начала 2019 года уровень оплаты составил 93,9%, то в ряде регионов зафиксированы значительно более низкие показатели. К примеру, жители Луганской области рассчитались всего за 74,1% потребленных ЖК-услуг, Донецкой – за 78,6%, Полтавской – за 89,8%, в то время как потребители Закарпатской области не только рассчитались за поточное потребление, но и переплатили 5,9% в счет ранее потребленных и неоплаченных услуг, в Черновицкой – дополнительно погасили долгов на 1,5%, Тернопольской области – на 1,0%, Волынской – на 0,3%. При этом нет прямой корреляции между уровнем доходов жителей разных регионов и их платежной дисциплиной. Так, вторые снизу по уровню неплатежей жители Донецкой области по уровню зарплат занимают второе место в стране после Киева, а дисциплинированные жители Черновицкой и Тернопольской области по уровню зарплат занимают 25-е (последнее) и 22 места соответственно.  

В разрезе видов коммунальных услуг наибольшие размеры задолженности накоплены по поставкам газа, централизованному отоплению и подаче горячей воды.

Газ. Уровень платежей в 2019 году составил 96,8%, что в результате сохранило за этой услугой «лидерство» среди всех других коммунальных услуг по размеру задолженности – более 27,9 млрд. грн.[1](это почти 47,9% от всей задолженности за коммунальные услуги).

Наиболее критическая ситуация с уровнем оплаты газа – в Донецкой (67,6% от начисленного), Луганской (70,6%), Одесской (85,4%) и Полтавской (86,0%) областях.

Самые высокие темпы прироста задолженности – в Луганской (+54,2%), Черкасской (+52,6%), Донецкой (+38,5%), Полтавской (+29,2%) и Винницкой (+23,4%) областях.

В абсолютном выражении в минувшем году наиболее существенно выросла задолженность населения Донецкой (+854,6 млн. грн.), Луганской (+434,7 млн. грн.), Полтавской (+433,0 млн. грн.) и Одесской (+393,5 млн. грн.) областей, чей общий вклад в прирост общеукраинской задолженности за газ составил +2115,9 млн. грн., в то время как потребители газа в Киевской области сократили задолженность на 567,8 млн. грн., Закарпатской  - на 157,2 млн. грн., Харьковской – на 137,6 млн. грн., Днепропетровской – на 120,8 млн. грн. В десяти регионах страны долги населения за газ превышают 1 млрд. грн. (в т.ч. в Харьковской, Одесской, Киевской и Днепропетровской – 2 млрд. грн., в Донецкой – 3 млрд. грн.), и на них суммарно приходится почти ? всей задолженности по этому энергоресурсу.

Централизованное отопление и поставки горячей воды. Вторая по масштабу статья в общей «корзине задолженности» - 20,4 млрд. грн. (почти 35% от всей задолженности). Расчеты за потребленное тепло и горячую воду всегда носили ярко выраженный сезонный характер – существенный рост в отопительный сезон, и сокращение – с конца весны по начало нового отопительного сезона, когда часть населения, получив более «легкие платежки», пользовалась шансом подсократить долги (этому «помогали» и традиционные летние отключения горячей воды, которые также приводили к нулевым или меньшим платежкам по этой коммунальной услуге).

Не стал исключением и 2019 год. За первые три месяца года задолженность за отопление и горячую воду увеличилась на 2,4 млрд. грн. (с 20,0 до 22,4 млрд. грн.), с апреля по октябрь – сократилась на 8,0 млрд. грн., опустившись до отметки 14,4 млрд. грн., а в последующие месяцы снова выросла на 6,0 млн. грн. – до уровня 20,4 млрд. грн.

В региональном разрезе в уровне платежной дисциплины – крайне неоднородная картина. С одной стороны – потребители Тернопольской области, оплатившие 100,9% потребленной услуги, а также Одесской и Закарпатской областей, уровень платежей в которых чуть-чуть не дотянул до 100% (99,4%). На другом полюсе - Луганская (78,5%), Днепропетровская (82,0%) и Донецкая (82,7%) области.

Задолженность потребителей Сумской области с начала года выросла на 41,1%, Черкасской – на 31,6%, Черниговской – на 29,5%, Донецкой – на 29,4%, Днепропетровской и Кировоградской – на 28,4%, Полтавской – на 27,6%, Хмельницкой – на 26,5%.

В абсолютном выражении наиболее выросли долги населения в Киеве (+748,7 млн. грн.), Днепропетровской (+670,1 млн. грн.), Харьковской (+567,8 млн. грн.), Донецкой (+367,7 млн. грн.) и Запорожской (+249,9 млн. грн.)  областях. Суммарно это «пятерка» обеспечила 73% от общеукраинского прироста задолженности. 

На пять регионов-миллиардеров по задолженности (Киев – 4,7 млрд. грн., Харьковская – 3,3 млрд. грн., Днепропетровская – 3,0 млрд. грн., Донецкая – 1,6 млрд. грн. и Запорожская – 1,3 млрд. грн.) приходится 68% общей задолженности по стране.

Доля одного только Киева составляет почти 23%, которая обеспечена тем, что прошлогодний прирост долгов в столице составил 21% от общеукраинского. Но это не мешает руководству киевскогокоммунального предприятия«Киевтеплоэнерго» считать себя успешным и начислить своему директору только за декабрь более 625 тыс. грн. заработной платы!

Содержание домов и придомовых территорий. Долги за эту услугу заметно меньше, чем за газ и отопление/горячую воду, но, тем не менее, они на начало 2020 года превышали 5,1 млрд. грн., увеличившись за минувший год на 25,4%. Общий уровень платежей составил 94,2%, уступая только расчетам за газ, но в ряде регионов он был ниже (например, в Луганской области – 87,1%, в Запорожской – 90,3%, в Днепропетровской – 90,5%).

Наибольшие темпы роста долгов за содержание домов и придомовых территорий в 2019 году отмечены в Черкасской (+60,1%) и Запорожской (+54,4%) областях – это вдвое превышает общеукраинские показатели. Высокими темпами наращивали долги также жители Черниговской (+49,2%), Кировоградской (+44,2%) и Полтавской (+39,2%) областей.

Наибольший удельный вес в абсолютном выражении в рост долгов внесли Днепропетровская область (+190,8 млн. грн.), Киев (+151,1 млн. грн.), Запорожская (+139,0 млн. грн.) и Харьковская (+76,2 млн. грн.) области. На них приходится почти 54% от общего прироста задолженности за содержание домов и придомовых территорий (+1035,5 млн. грн.) по стране.

Наиболее критичный уровень долгов накоплен в Днепропетровской области (1040,3 млн. грн.) и Киеве (959,4 млн. грн.) – это около 40% от общей задолженности. Население Донецкой области задолжало за услугу содержания домов и придомовых территорий 408,6 млн. грн., Харьковской – 405,3 млн. грн., Запорожской – 394,2 млн. грн., Одесской – 326,8 млн. грн. Совокупно на все вышеупомянутые регионы приходится почти 70% всей задолженности.

Централизованные поставки холодной воды и водоотвод. Задолженность за эту услугу превысила 4,3 млрд. грн., уровень оплаты – 92,0%, при этом отмечены достаточно высокие темпы роста задолженности (+34,7%).

Население Луганской области оплатило всего 72,4% от потребленной услуги, Днепропетровской – 86,1%, Донецкой – 87,9%.

При средних темпах роста задолженности по стране в размере +34,7% потребители Кировоградской области нарастили долги на 118,7%, Черниговской – на 99,5%, Ивано-Франковской – на 98,7%, Херсонской – на 77,4%, Черкасской, Хмельницкой и Львовской – на 70-71%. И хотя не эти регионы являются самыми масштабными должниками, но при таких темпах роста их вхождение в клуб лидеров – вопрос вполне обозримого будущего.

В абсолютных величинах наибольший вклад в прирост задолженности за холодную воду и водоотвод внесло население Днепропетровской (+252,3 млн. грн.), Харьковской (+139,0 млн. грн.) Донецкой (+96,5 млн. грн.) областей и Киева (+89,1 млн. грн.). Эти четыре региона обеспечили почти 54% общеукраинского прироста задолженности по этой услуге (+1063,9 млн. грн.).

Топ-4 должников за холодную воду и водоотвод составляют Днепропетровская область (868,6 млн. грн.), Киев (724,9 млн. грн.), Харьковская (504,5 млн. грн.) и Запорожская (252,1 млн. грн.) области, на которые совокупно приходится около 57% общей задолженности.

Вывоз бытовых отходов. Общая задолженность на начало 2020 года превысила 843,0 млн. грн., увеличившись с начала года на 46,8% - и это рекордные среди всех видов коммунальных услуг темпы роста долгов. Уровень платежной дисциплины составил 89,1% - и это также самый худший показатель в разрезе всех коммунальных услуг. В числе худших оказались Днепропетровская (80,6%) и Кировоградская (81,2%) области.

Значительно более высокими темпами, чем в среднем по стране, выросла задолженность в Кировоградской (+207,6%), Черниговской (+116,4%), Хмельницкой (+83,8%), Херсонской (+79,0%), Сумской (+68,8%), Днепропетровской (+66,1%) и Винницкой (+62,3%) областях.

В абсолютных показателях наибольший прирост долгов обеспечило население Днепропетровской (+93,5 млн. грн.), Харьковской (+43,1 млн. грн.) и Донецкой (+17,7 млн. грн.) областей, которые совместно обеспечили почти 57% от общего прироста задолженности (+268,9 млн. грн.).

Безусловными лидерами по объемам накопленной на 1 января 2020 года задолженности также являются Днепропетровская (234,9 млн. грн.), Харьковская (133,4 млн. грн.) и Донецкая (76,0 млн. грн.) области, на которые совокупно приходится около 53% всей задолженности по этой коммунальной услуге (843,0 млн. грн.).

Основными причинами, повлекшими рост долгов населения за коммунальные услуги, стали:

1. Сохранение значительной энергетической бедности населения, которая стала следствием чрезвычайно высоких темпов роста жилищно-коммунальных тарифов.Начиная с 2014 года минимальный тариф на электроэнергию для населения увеличился в 4,2 раза (с 21,5 коп. до 90 коп.), стоимость газа – в 8,5-10,9 раза (с 850 до 7250-9302 грн. за тыс. куб. м), стоимость отопления – в среднем в 6,1 раза (устанавливается для каждого поставщика услуги отдельно). Это значительно опережает темпы роста средних заработных плат, пенсий и других социальных выплат. Про рост энергетической бедности косвенно свидетельствует и растущая потребность населения в помощи от государства в части оплаты коммунальных услуг. Если в 2010 году при общем коммунальном счете по всей стране в размере 31,2 млрд. грн. населению понадобилось всего 2,3 млрд. грн. помощи от государства (7,3% от начисленного), то в 2019 году при счете в 131,4 млрд. грн. – почти 44,8 млрд. грн. (34,1%), и при этом население не смогло оплатить 8,0 млрд. грн. потребленных ими услуг.

2.Нехватка бюджетных ресурсов на покрытие растущего спроса на субсидии и недостаточно эффективная работа системы  начисления субсидий.Заложив в бюджет-2019 около 55 млрд. грн. на два канала выплаты субсидий (монетизированный населению и перечисление поставщикам услуг) – реально было выделено всего 44,8 млрд. грн. (по данным казначейства), а Госстат отчитался, что населению было насчитано 28,4 млрд. грн. на оплату услуг ЖКХ + 1,4 млрд. грн. на сжиженный газ и твердое топливо. При этом количество субсидиантов благодаря постоянным ужесточениям правил предоставления субсидий составило на конец 2019 года всего 3,3 млн. домохозяйств (до «реформы» 2018 года – более 6,9 млн. семей). Бюджету становится все сложнее справляться с растущей потребностью финансировать субсидии. Если в 2010 году на субсидии было потрачено2,3 млрд. грн.(0,95% от всех расходов по общему фонду), то в бюджете-2019 расчетная потребность была оценена в55 млрд. грн.(5,6%). При этом как нынешняя, так и предыдущая власть напрочь отказывается придерживаться философии политики субсидий – помочь тем, кто не в состоянии в силу низких доходов оплатить свои коммунальные расходы вовремя рассчитаться за потребленные услуги. И условия, и порядок начисления субсидий заточены под совершенно другое – подогнать правила игры под тот недостаточный ресурс, которые государство считает для себя возможным потратить на эти цели.

3.В условиях углубления кризиса неплатежей и нехватки бюджетных средств на субсидии отсутствуют эффективные механизмы для сокращения задолженности.Уже на протяжении многих лет потребителям, имеющим задолженность, предлагается лишь один-единственный инструмент – договора о погашении реструктуризированной задолженности. Эффективность его работы уже в течение длительного времени остается достаточно низкой. Ситуация с заключением таких договоров в 2019 году оставалась такой же неудовлетворительной, как и ранее. При общей сумме задолженности (без электроэнергии) в 58,3 млрд. грн. и неоплаченных только в минувшем году 8 млрд. грн. потребленных услуг – договоров на реструктуризацию задолженности заключено всего на 532,5 млн. грн., а погашения по таким договорам составили лишь 315,5 млн. грн.

4.Наращиванию долгов способствует низкая энергоэффективность и высокий уровень  потерь в системе ЖКХ.Речь идет не только о потерях у производителей услуг, которые связаны  с крайней изношенностью производственных мощностей и инфраструктуры (по оценкам экспертов, более 70% коммунальной инфраструктуры исчерпали свой технологический ресурс). Высоки и потери в немодернизированном жилищном секторе – где реальное потребление сейчас превышает то, которое можно получить после термомодернизации, в 3-4 раза. Всего же за 2017-2019 годы на энергосбережение государство выделило из бюджета всего 4,9 млрд. грн., в то время как на субсидии (т.е. по сути финансирование потерь и повышенного энергопотребления) – 200,0 млрд. грн., или в 41 раз больше, чем на энергосбережение. Повышение энергоэффективности и энергомодернизация не требуют длительного времени. При адекватном финансировании для большого количества многоквартирных домов уже к следующему отопительному сезону стоимость коммунальных услуг для населения могла бы стать существенно меньше, что позволяло бы бОльшему числу получателей оплачивать их вовремя и в полном объеме.

Долги населения за коммунальные услуги создают значительные проблемы и для ЖК-сектора, и для государства.

Для жилищно-коммунального хозяйства  это: 1) невозможность в полном объеме предоставлять услуги потребителям; 2) осложнение или невозможность нормально вести свою хозяйственную деятельность, ремонтировать и модернизировать изношенную уже более чем на 70% инфраструктуру. Неплатежи подвесили практически весь ЖК-сектор под угрозу банкротства или как минимум ареста счетов исполнительной службой по искам его контрагентов.

Для государства долги – это в первую очередь огромные потери для бюджета. Долг населения перед коммунальщиками, который к началу 2020 года составил уже (с учетом электроэнергии) 63,7 млрд. грн. (при налоговой нагрузке в Украине около 40%) привел к тому, что те, в свою очередь недоплатили бюджетам почти 25 млрд. грн. налогов и сборов, а это не много ни мало – больше половины от того, что предполагается направить на субсидии в 2020 году (около 47 млрд. грн.).

Рецептов у правительства – что делать с многомиллиардными долгами – как не было, так и нет. Попытки президента и правительства «поиграть в скидочки» на самую чувствительную для населения статью – отопление (вместо того, чтобы взять под контроль сами тарифы и привести их к экономически обоснованному уровню, списать несправедливо сформированные долги) - больше напоминают заигрывание с электоратом в надежде оттянуть хоть чуть-чуть неизбежное падение своих рейтингов.

Ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве продолжает оставаться сложной.

Долги на начало 2020 года достигли (с учетом электроэнергии) 63,7 млрд. грн., без электроэнергии – 58,3 млрд. грн.

Население недоплатило 6,1% потребленных услуг, оцениваемых суммарно в 8 млрд. грн.  

Долги по отдельным услугам продолжали расти крайне опасными темпами (отопление и горячая вода – +21,1%, содержание домов – +25,4%, холодная вода и водоотвод – +34,7%, вывоз бытовых отходов – +46,8%).

Система субсидий продолжает оставаться неэффективной и по-прежнему не покрывает потребности тех, кто в силу низких доходов не в состоянии полностью и своевременно платить за потребленные услуги.

Недостаточность средств на повышение энергоэффективности и чрезвычайно либеральная тарифная политика властей, которые способствуют ползучему росту тарифов, приводит к тому, что государство своими руками стимулирует дальнейший рост долгов.



[1]Без учета Житомирской и Херсонской области, которая закрыла информацию о долгах населения региона за газ, ссылаясь на законодательство о конфиденциальной информации…