Украина встречает День здоровья в очень сложной ситуации для здоровья населения, которая усугубляется эпидемией COVID-19
Данные о заболеваемости и смертности в Украине говорят о том, что система здравоохранения не справляется со своими функциями, начиная от профилактики и заканчивая лечением и реабилитацией населения.
По неинфекционной патологии в Украине была и остается проблема № 1 – заболеваемость и смертность от сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ).
o В течение последних лет именно ССЗ являются основной причиной смертности среди украинцев (летальность 67,0%).Для сравнения, во Франции и Японии эта составляющая в структуре летальности населения равна 29%, в США - 31%.Только в результате внезапной остановки сердца на догоспитальном этапе ежегодно умирает 50-70 тысяч человек, из них до 35 тысяч – это лица трудоспособного возраста.
o Украина занимает 2 место в Европе (после России) по темпам распространения онкопатологии. Новообразования по причинам смерти населения находятся на втором месте после ССЗ (летальность 13,6%). По данным специалистов-онкологов от онкопатологии в Украине в среднем умирает около 85 тыс. человек в год.Высокую смертность обуславливает тот факт, что рак в Украине диагностируется на поздних стадиях (более 30% всех случаев онкологических заболеваний).
По инфекционным и социально опасным инфекциям Украина остается среди европейских антилидеров.
o За последние годы Украина вошла в 5-ку мировых лидеров по уровнюзаболеваемости корью.За 2019 г заболело 53 219 человек, а всего в результате эпидемии с 2017 г в Украине заболело 115 тыс. человек, в т.ч. 41 чел. умер. Выросла заболеваемость дифтерией (+11 случаев за 2019 год по сравнению с предыдущим), выросла заболеваемость менингитами (вирусный менингит +22%), вирусным гепатитом А (+15%) и др. инфекционными болезнями.
o В Украине одни из самых высоких в Европе показателейраспространения туберкулеза. В 2019 г по данным МОЗ в Украине количество больных, которые находились на учете составляло 31 221 человек. От всех форм туберкулёза умерло в прошлом году 2,704 тыс. человек, в т.ч. 7 детей.Особо тревожным остается факт роста туберкулёза среди детей. (Так, количество детей, которые находились на учете как туберкулезные больные выросло с 544 чел. в 2014 г до 575 чел. в 2019 г),а также рост мульти-резистентного туберкулеза, который возникает по большей части от того, что пациенты прерывают или нарушают лечение. (Около 30-40% больных имеют мульти-резистентный туберкулез).
o Не лучше ситуация в стране сзаболеванием ВИЧ/СПИД. В Восточной Европе и Центральной Азии «лидируют» две страны - РФ и Украина, где регистрируется 75% (РФ - 65%, Украина - 10%) от всех новых случаев ВИЧ-инфекции. Россия и Украина дают 86% смертей от СПИДа в регионе (Россия - 61%, Украина - 25%).
Слабая система здравоохранения вносит свой негативный вклад в ухудшение демографических показателей в стране.
o Украинцы живут на 7,8 лет меньше, чем в странах Евросоюза. По данным Евростата, показатель продолжительности жизни на 2018 год в ЕС составлял 81 год (мужчины 78,3, женщины 83,6), а в Украине (с учетом всех территорий) эти показатели составляли соответственно 73,3 года (мужчины 68,1 и женщины 78 лет). По продолжительности жизни Украина проигрывает даже своим ближайшим соседям, таким как Болгария (75,0), Латвия (75,1), Румыния (75,3), Литва (76,0), Словакия (77,4) Польша (77,7) Словения (81,5).
Основной и хронической проблемой украинского здравоохранения остается его недофинансирование.
В 2017 г для здравоохранения был вдвое снижен гарантированный законом уровень финансирования (с «не менее 10% национального дохода» до «не менее 5% от ВВП»). Последние 6 лет падало и реальное финансирование. Доля медицины в ВВП постоянно уменьшалась (с 4,2% в 2013 г до 3,1% в 2019 и текущий прогноз уже с учетом пересмотренного прогноза ВВП ибез учета планируемых измененийв Госбюджет в связи с эпидемией COVID-19 - 3,3% от ВВП.Для инфо: доля в ВВП немного выросла по сравнению с 2019 г. из-за снижения прогноза номинального ВВП в конце марта 2020 г.; изначально при принятии бюджета финансирование медицины в 2020 г. составляли все те же 3,1% ВВП.).При этом даже такие скудные средства, не финансируются в полном объёме и их выделение всегда отстает от плана. Напр., за первые 2 месяца текущего года медицина недофинансирована по госбюджету на 17,3% или на 0,93 млрд. грн.
Зарплата в здравоохранении она из самых низких по экономике.
На сегодня зарплата у работников здравоохранения (данные на февраль 2020 г) составляет 7 471 грн., 68,9% от среднего уровня по экономике.). При этом надо отметить, что на начало 2020 г большая часть работников здравоохранения (63%) получали зарплату до 8 тыс. грн.
В условиях эпидемии COVID-19 власть решила поднять зарплату медикам в 3 раза,но не всем, а только тем, которые выполняют работы по ликвидации вспышки. Не обошлось без казусов. Изначально уже действующую аналогичную норму в 300% заменили на 200% и после возмущений в обществе ВР проголосовала новый закон, который ее вернул до прежнего размера - 300%. Потом, формируя перечень контингента для выплат забыли фельдшеров и водителей на «скорой», которых МОЗ обещал внести в списки в пожарном порядке.
Кадровый дефицит в отрасли уже стал привычным явлением и продолжает нарастать.
В целомпо всем врачебным вакансиямс учетом совместительства в 2019 г недоукомплектованность штатов составляла 22,6%, по среднему медперсоналу 6,9%. (для сравнения в 2014 году: 21,8% и 4,1% соотвтественно).
Что особо опасно в условиях текущей эпидемии COVID-19 – это серьезный дефицит врачей-инфекционистов, который в среднем по стране составляет порядка 25% от имеющихся штатных вакансий и врачей анестезиологов – соответственно 35%. Т.о. даже если власть и сможет закупить аппараты ИВЛ, то учитывая тяжесть течения COVID-19 нет никакой гарантии, что к ним найдутся необходимые специалисты, а в противном случае новое оборудование будет бесполезно.
Еще одна проблема, которая остро проявила себя во время эпидемии COVID-19 –это возрастной состав медиков. Среди украинских врачей, работников пенсионного возраста 24,7%, среди медсестер и фельдшеров - 12,5%. Это значит, что они входят в группу риска в части тяжелого течения или летального исхода при заболевании COVID-19. При этом проблема с обеспечением средствами индивидуальной защиты в медучреждениях так окончательно и не решена – их не хватает. Как следствие, многие медсестры увольняются или же уходят в отпуск «без содержания», опасаясь за свою жизнь и жизнь своих семей.
Несмотря на огромные проблемы, возникшие во время эпидемии COVID-19, власть продолжает продавливать непродуманную мереформу.
С 1 апреля стартовал 2-й этап медреформы, который распространяет новые (договорные) отношения с Национальной службой здоровья (НСЗУ) практически на все медучреждения страны.
o Предыдущие полтора года работы первичной помощи по этой модели показали снижение качества и доступности медпомощи, а именно: 1/3 населения лишилась бесплатной первичной медпомощи, без предоставления альтернативы в сельской местности были закрыты ФАПЫ, визиты врача и выезды неотложки на дом были ликвидированы, выросли очереди в поликлиниках, участковых врачей перегрузили полномочиями, в том числе для них несвойственными (например, расследование бытовых очагов инфекционных болезней)
o На сегодня, в период эпидемии COVID-19эти «новации на первичке» привели к активизации факторов передачи коронавирусной инфекции среди населения, инфицированию врачей, медсестёр и младшего медперсонала.
Уже первые дни старта 2-го этапа медреформы показали, что не все медучреждения оказались готовыми к подписанию договоров.
o Готовность медучреждений даже по тем минимальным параметрам, которые требовала НСЗУ (автономизация, компьютеризация, наличие лицензий, подключение к электронным системам и др.) составляла 89,5%.
o Многим медучреждениям с которыми все же подписали договора «срезали» оплату некоторых видов медуслуг, поскольку НСЗУ решило, что они не в состоянии их качественно оказать из-за слабой маттехбазы, кадрового состава или других причин. Такой результат был абсолютно предсказуем, т.к. за год-два без нормального финансирования «дотянуть» полностью разрушенную маттехбазу большинства больниц страны (даже по минимальным требованиям) невозможно.
o Ограничение видов медуслуг для больницы означает, что ее финансирование ужимается. Отделения (или больницы в целом), которые признаны неспособными оказывать качественные медуслуги надо будет либо закрыть, либо перепрофилировать на более простые (дешевые) услуги, либо доукомплектовать до нужных требований. Как свидетельствует многолетний опыт, будет реализован первый сценарий и отделения или даже целые больницы будут закрыты, а персонал уволен.
o Для пациентов, также перспектива не очень обнадеживающая. Те тарифы, по которым власть собирается оплачивать медучреждениям оговоренные в договоре медуслуги (для пациента – это означает бесплатная медпомощь) занижены в 2-3, а по некоторым видам в 10 раз. Дело в том, что они рассчитаны из скудного финансирования прошлого года, а значит в них уже заложен дефицит средств. Как утверждают медики, выделенных денег не хватит на полноценное лечение, а это значит – либо пациенты не получат медпомощь, либо будут доплачивать за т.н. бесплатный пакет медуслуг.
Ситуация с договорами по заниженным тарифами очень опасна в период эпидемии.
o Хотя по заявлению МОЗ инфекционные больницы (их 242, которые в списке первой очереди на прием больных COVID-19) не вошли в реформу с ними все же подписаны договора. Согласно опубликованных договоров, тариф на лечение инфекционных больных составляет порядка 4 тыс. грн. (базовая ставка 4 563,64 грн. с коэффициентом для взрослых 0,894, а детей – 0,777). Тогда как по информации из регионов, напр. Хмельницкого, лечение 1 тяжело больного COVID стоит до 60 тыс. грн., средней тяжести – до 10 тыс. грн. Учитывая длительность и тяжесть течения болезни, а также возможное быстрое нарастание числа госпитализаций среди больныхCOVID-19,вопрос о достаточности выделенных под договора средств, равно как и самого «инфекционного» тарифа возникнет очень скоро.