СИТУАЦИЯ В РЕАЛЬНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ ПРОДОЛЖАЕТ УХУДШАТЬСЯ

Госстат обнародовал информацию об итогах работы промышленности, сельского хозяйства и транспорта в январе-мае 2020 года.

24/06/2020
Моніторингові продукти
СИТУАЦИЯ В РЕАЛЬНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ ПРОДОЛЖАЕТ УХУДШАТЬСЯ

В январе-мае промышленное производство сократилось по сравнению с аналогичным периодом 2019 года на 8,7% (для сравнения: в январе-феврале – на 3,1%, а непосредственно в мае по сравнению с маем 2019 года – на 11,7%), в том числе в ТЭК и ЖКХ – на 6,9%, добывающем секторе – на 6,6%, перерабатывающей – на 10,0% (по итогам двух месяцев отставание составляло всего 1,4%),. Если еще два года назад при тогдашних темпах восстановления выход на уровень 2013 года мог быть обеспечен после 2030 года, то при нынешней динамике этот вопрос становится вообще неактуальным. Стоит также обратить внимание на то, что перерабатывающая промышленность упала темпами заметно более высокими, чем добывающая. Крен в сторону погружения Украину в нишу «стран – сырьевых придатков» продолжает усиливаться. Мы сворачиваем производство высокотехнологичной продукции с высоким уровнем добавочной стоимости, все больше превращаясь в эксплуатанта минерально-сырьевых ресурсов.

o Рост зафиксирован в 3 подотраслях промышленности. Наиболее высокие темпы достигнуты в химической промышленности (+9,3%), но в основном благодаря резвому старту в начале года (если взять картинку последнего месяца, все уже не так радужно: май к апрелю 2020 года – минус 12,6%, май к маю 2019 года – минус 5,6%). На 6,7% за пять месяцев больше продукции выпустили предприятия фармацевтики, но в мае они заметно притормозили, сократив объемы производства по сравнению с апрелем на 10,7%. Рост в коксохимической промышленности (+0,2%) – в пределах статистической погрешности и вполне может быть скорректирован на нулевой, когда Госстат станет обрабатывать уже не экспресс, а детальные данные. На этом весь позитив и исчерпывается.

o Падение зафиксировано в четырнадцати (из 17) подотраслей промышленности. Наибольшими темпами сократилось производство в транспортном машиностроении (-30,9% !!!), угольной (-26,1%), электронной (-24,9%), легкой (-18,4%), металлургической промышленности (-16,1%). Безусловно, многое сейчас будут пытаться списать на карантин, но на самом деле ни одна из этих сфер не попала под ограничительные меры и не была даже хотя бы временно приостановлена – в отличие от, к примеру, Италии или Испании, вводивших в спящий режим всё, кроме критической инфраструктуры. И если в электронной промышленности мы ужа давно не пионеры и понемногу свыкаемся с мыслью, что она рано или поздно всё равно умрет, то ситуация в металлургии и углепроме вызывает большую тревогу. Первая – один из ключевых поставщиков валюты в страну и стабилизатор курса гривны, вторая – играет существенную роль в обеспечении повышения энергонезависимости страны, но уже длительное время пребывает далеко не в фокусе как предыдущих, так и нынешних властей

o Объемы производства промышленной продукции уменьшились в 22 из 25, или почти в 90% регионов страны, наиболее существенными темпами: в Черновицкой (-25,2%), Закарпатской (-21,6%), Днепропетровской (-18,6%), Тернопольской (-17,6%), Волынской (-14,4%), Луганской (-12,3%), Запорожской (-12,2%), Киевской (-11,0%). Каждая вторая область в этом списке – ранее индустриально-ориентированные регионы.

o Даже в тех регионах, где все еще есть математический рост – он достигнут благодаря хорошему старту в начале года. Например, в Херсонской области (+6,5% в январе-мае) промпроизводство в мае месяце сократилось по сравнению с апрелем на 6,1%, В Кировоградской области (+2,6%) за май промышленность просела по сравнению с предыдущим месяцем на 12,4%. 

На 20,2 % сократились объемы производства в машиностроении.

o Украина постепенно смирилась со сворачиваниемавиационной отрасли(за последние шесть лет – не имеющей ни одного серийного заказа). Как ни странно, но пандемия Covid-19 предоставила Украине уникальный маркетинговый шанс – мир почувствовал, что самым эффективным средством доставки тестов, лекарств, средств индивидуальной защиты и прочих изделий, необходимых для борьбы с этим недугом, являются украинские самолеты Ан-225 «Мрия» и Ан-124 «Руслан», в режиме маршрутных такси совершающих рейсы по всему миру и законтрактованные на месяцы наперед. Казалось бы, вот он шанс – сделать рестарт отечественного авиастроения, обеспечить КБ «Антонов» и авиазаводам страны многоканальную государственную поддержку, привлечь инвестиции и заняться перспективными разработками… Но ничего этого нет!

o В коматозном состоянии находитсясудостроение(по факту и результатам деятельности – отрасль уже впору переименовывать в судоремонтно-судопокрасочную). Последнее пассажирское речное судно было спущено со стапелей еще в начале 90-х годов минувшего столетия. Две баржи для уникальнейшего завода «Океан», несколько разовых заказов для других заводов общим объемом около десятка судов – вот нынешний предел мечтаний отечественного судостроения, в последние годы СССР ежегодно спускавшего на воду по полсотни средних и крупных гражданских суден и военных кораблей (включая легендарные авианосцы). На нулевом финансировании остается госпрограмма строительства корветов для ВМС Украины.

o Мы слышим рассказы о инициативах нынешней власти (в духе их предшественников) о масштабных проектах локализации сборки в Украине американских локомотивов General Electric, совместном с французами производстве вертолетов для МВД и ГСЧС, налаживании выпуска в Украине патрульных катеров для пограничников – НО ГДЕ ВСЕ ЭТО НА ПРАКТИКЕ? По факту имеем мучительные попытки дособирать единственный самолет для МВД Перу (сопровождаемый скандалом с попыткой «Укроборонпрома» придушить и обескровить госпредприятие «Антонов»), палки в колеса со стороны государства и СБУ для уникальнейшего запорожского завода «Мотор-Сич», многолетнее отсутствие нормального финансирования программы перевооружения ВМС и Госпогранслужбы Украины.  В глубоком кризисе предприятия ракетно-космической отрасли, имеющие уникальнейшие разработки как в военной, так и гражданской сфере.

o Если еще несколько лет назад трендом было сворачивание производства в высокотехнологичных отраслях (авиастроении, где пятый год отсутствует серийное производство самолетов, или автомобилестроении, где кое-как функционирует лишь один завод из восьми), то ныне двузначными темпами стало падать производство даже элементарнейшей низко-технологичной продукции с минимальной долей добавленной стоимости…

o Причины системных проблем в промышленности давно ясны и понятны. Кризис лишил и продолжает лишать предприятия собственных финансовых ресурсов, а кредитование в стране после массовой читки банковской системы сокращается/ стагнирует.

Значительными темпами обрушились все четыре основные показатели результатов работы транспортной отрасли. Двузначными темпами сократились за пять месяца грузооборот (на 19,9%) и объемы перевозки грузов (на 16,5%). Ключевые железнодорожные перевозки, превышающие 50% от общего объема по стране, уменьшились на 10,4% по обороту и на 9,4% по физическим объемам груза. На трубопроводном сегменте эти показатели сократились соответственно на 40,9% и 24,7% (и это еще не предел с учетом появившейся информации о том, что РАО «Газпром» начало активный демонтаж газотранспортных мощностей, ориентированных на украинский коридор в Европу). Такая же картина наблюдается и в пассажирском сегменте –  пассажирооборот упал на 51,6% (хотя по итогам I квартала было всего -18,8%), количество перевезенных пассажиров – на 43,7% (по итогам I квартала -15,5%).Это самое глубокое падение в пассажирских перевозках за все время независимости Украины с 1991 г.Перевозки людей на железнодорожном транспорте сократились на 55,9%, авиационном – на 56,2%, автомобильном – на 44,8%, метрополитенах – на 51,8% - несмотря на то, что транспорт в январе-феврале работал в штатном режиме, а постепенные ограничения вплоть до постепенного полного запрета внедрялись в середине марта! Обращает на себя также то, что фактически умерли водные пассажирские перевозки, имеющие сезонный характер и разворачивающиеся с наступлением тепла, которое в нынешнем году совпало по времени с тотальным карантином. В результате оборот пассажиров на водном транспорте составил 0,7% от уровня января-мая 2019 года, а количество перевезенных людей – 1,1%.

Ускорилось падение в сельском хозяйстве, в котором объемы производства сократились на 2,0% (тогда как год назад был достигнут рост +2,0%). Падение зафиксировано на крупных и средних предприятиях (на 0,5%), а также в хозяйствах населения (на 3,7% - эта цифра на первый взгляд выглядит небольшой, но это ощутимые потери для тех жителей села, для которых выращивание скота и птицы – едва ли не главный источник средств для выживания). Сельскохозяйственное производство падало в 21 из 24, или почти в 90% регионах Украины (за исключением Винницкой, Донецкой и Ивано-Франковской областей). Наибольшие темпы сокращения производства зафиксированы в Николаевской (-8,7%), Запорожской (-8,1%), Одесской (-7,8%), Херсонской (-7,6%), Львовской (-5,3%), Полтавской (-6,7%), Черниговской (-5,2%) областях. Продолжает сокращаться поголовье всех видов сельскохозяйственной живности: крупного рогатого скота – на 6,6% (в т.ч. коров – на 6,3%), свиней – на 5,9%, овец и коз – на 6,3%, птицы – на 1,5%.