Итоги в социально – экономической сфере в 2020 г.

31/12/2020
Моніторингові продукти
Итоги в социально – экономической сфере в 2020 г.

Украина вошла в пандемию COVID-19 с уже падающим ВВП и значительными структурными проблемами в экономике (де-индустриализация, низкий уровень инвестиций, сокращающееся банковское кредитование и т.д.). Поэтому нельзя рассматривать локдауны 2020 года как единственную и главную причину экономического спада. Экономический кризис начался до пандемии COVID-19. Пандемия и связанные с ней локдауны дополнительно усугубили ранее накопившиеся дисбалансы.

Сокращение добавленной стоимости в промышленности, сельском хозяйстве и транспорте внесли основной вклад в падение базовых отраслей и реального ВВП.

В то же время, главной особенностью нынешнего экономического спада стало сохранение относительной финансовой стабильности: инфляционной, курсовой, устойчивости банковского сектора. Это главное отличие нынешнего спада от его двух предшествующих эпизодов в 2008-2009 и 2014-2015 гг., во время которых Украина относительно быстро скатывалась в системный финансовый кризис (валютный, банковский, долговой). Сохранение такой макроэкономической стабильности, с одной стороны, стало результатом шагов, предпринятых после 2015 г., прежде всего, в части внедрения инфляционного таргетирования и гибкого обменного курса, зачистки банковского рынка (что привело к снижению кредитных рисков) и сохранения преемственности такой политики в НБУ. А с другой – стало следствием крайне благоприятных условий внешней торговли (высоких цен на руду, метал, аграрное сырье на фоне низких цен на энергоресурсы), которые смягчили последствия кризиса, в том числе снизив риски девальвации гривны.

При этом главным риском для финансовой устойчивости в 2020 г. стала высокая долговая нагрузка на экономику и бюджет. Страна остается критически зависимой от внешних кредиторов, что нашло свое отражение в росте госдолга в 2020 г. и подпитывало проблемы с выполнением бюджета, прежде всего, из-за задержек с привлечением плановых заимствований во второй половине года.

Пандемия COVID-19, увеличившая нагрузку на медицинскую сеть, обострила и без того неудовлетворительное состояние украинской системы здравоохранения, вызванное непродуманными реформами, отсутствием минимально необходимого финансирования и дефицитом врачей.

Экономический спад ожидаемо привел к росту бедности, безработицы и долгов по зарплате, хотя в целом негативный эффект на реальные доходы граждан и занятость оказался более щадящим, чем прогнозировалось в начале кризиса. По итогам первой половины 2020 г. реальные наявные доходы населения минимально, но снизились к аналогичному периоду 2019 г., однако уже в 3-м квартале и за 9 месяцев реальные доходы возобновили рост.

Децентрализация могла бы смягчить кризисные явления в экономике и социальной сфере, однако этого не произошло. До-объединение ОТГ и укрупнение районов – шаг правильный по своей сути, но не по форме, в которой оно прошло (под выборы, без всестороннего учета интересов громад) – не было поддержано дополнительными инициативами по углублению фискальной автономии местного самоуправления. Соответственно вся реформа децентрализации не привела к своему главному ожидаемому результату – появлению финансово обеспеченных территориальных громад.

Отсутствие мира на Донбассе и управленческий кризис (на старте пандемии в правительстве успело поработать по три министра финансов и здравоохранения, правительство Д. Шмыгаля работает десятый месяц без утвержденной программы) дополнительно усиливали кризисные явления в экономике.

В 2021 году политика правительства существенно не поменяется. Мирный процесс в тупике. Продолжится экономическая блокада и военный конфликт на Донбассе. Низкий уровень инвестиций, падение кредитования и ухудшение финансового результата бизнеса будут сдерживать восстановление экономики. Высокий уровень долговой нагрузки госдолга снижает возможности антикризисной государственной поддержки базовых секторов. Продолжение недофинансирования медицины и сдвиг массовой вакцинации на 2022 г. из-за отсутствия возможности законтрактовать достаточный объём вакцин может спровоцировать новые витки распространения коронавируса и новые локдауны.

Поэтому перспективы восстановления экономики в 2021 году остаются слабыми даже с учетом низкой базы уходящего года.

(1)   Кризис в реальном секторе экономики

Украина вошла в пандемию COVID-19 с уже падающим ВВП….

В январе – феврале 2020 г., т.е. еще до локдауна (который был введен 12 марта), министерство экономики оценивало падение ВВП на 0,2%, а в базовых отраслях на 1,8% (к аналогичному периоду 2019 г.), а уже по первому кварталу падение ВВП ускорилось до 1,8%. По оценкам МЭРТ, падение ВВП за 10 месяцев 2020 г. (к аналогичному периоду 2019 г.) составило 5,2%, а по итогам года, скорее всего, будет оставаться в пределах 4,8%.

-  ….и значительными структурными проблемами в экономике, которые усугубились из-за введения карантинных ограничений:

В последние годы наблюдались аномально низкие показатели инвестиций(валового накопления основного капитала, ВНОК) к ВВП. По данным Всемирного банка, в среднем за 2014-2019 гг. доля ВНОК в ВВП составила 15,8%, хотядля поддержания устойчивых темпов экономического роста надо не менее 20%,а для его ускорения – хотя бы 22-25% (для инфо: за аналогичный период в Румынии – 23,2%, Словакии – 21,4%, Венгрии – 23,3%, Южной Корее – 29,9%, Китае – 42,4%).В 2020 г. инвестиционная активность значительно сократилась:

По итогам 9 месяцев 2020 г. инвестиции уменьшились на 35,4% (к аналогичному периоду 2019 г.),в т.ч. том числе в промышленности – на 38,1%, сельском хозяйстве – на 43,2%, в наземном транспорте – на 39,7%, в авиационном транспорте – на 78%. Примерно такая же ситуация по инвестициям в социальную инфраструктуру.В здравоохранении, уровень оснащения которого особенно нуждался в обновлении на фоне вызова в виде Ковид-19 и при наличии бюджетного финансирования через антиковидный фонд (его размер составил 80,9 млрд. грн.) – инвестиции сократились на 47,4%. В образовании, невзирая на выделение средств на новую украинскую школу и еще ряд целевых субвенций на обновление материально-технической базы соответствующих образовательных учреждений, объем капитальных инвестиций уменьшился на 40,1%.

За 10 месяцев 2020 г. приток прямых иностранных инвестиций сократился в 20 раз до 221 млн. дол. (против 4548 млн. дол. за 10 месяцев 2019 г.).

- Такие цифры не совсем коррелируют с отчетами правительства и президента о реализации самого масштабного в истории Украины проекта «Большое строительство», запуске для расширения объемов инвестиционной деятельности специальный «инвестиционных нянь» для тех, кто собирается вкладывать значительные средства в украинскую экономику.

После зачистки банковского рынка в стране каждый год сокращается кредитование экономики. Не стал исключением и 2020 год.За последние годы кредиты в экономику ужались в 2,5 раза (!) – с 62% ВВП в 2013 г. до 24% ВВП в 2020 г. Оставшимся банкам (а после чистки рынка 53,5% банковской системы по активам принадлежит государству) выгоднее вкладывать в ОВГЗ и депозитные сертификаты Нацбанка, а не кредитовать реальную экономику. За 11 месяцев 2020 г. кредиты в экономику, выданные в гривне, сократились на 2% или на 12,4 млрд. грн., в валюте – на 16% или на 2,4 млрд. дол. При этом сокращение кредитного портфеля происходит на фоне рекордно низких процентных ставок (8,6% в октябре, в гривне без овердрафта) и программы удешевления кредитования «5-7-9%» (для инфо: на 28 декабря, т.е. почти за год действия программы с февраля 2020 г., выдано 16,5 млрд. грн. кредитов, что составляет менее 1,6% от кредитного портфеля по экономики, из них новых кредитов - 5,9 млрд. грн., остальное - рефинансирование ранее выданных кредитов).

За последние годы Украина потеряли экспортные рынки стран СНГ, которые так и не были компенсированы другими направлениями, что привело к более чем 20-кратному росту внешнеторгового дефицита в 2014-2019 гг. По-прежнему не ведется системная работа по продвижению украинского экспорта, не предпринимаются усилия по ослаблению или сворачиванию торговых войн со странами СНГ.

Для инфо: в 2019 г. по сравнению с 2013 г. экспорт по направлению стран СНГ упал на 15,3 млрд. дол., тогда как в ЕС вырос всего на 4,2 млрд. дол. В 2020 г. за 10 месяцев экспорт падает как в страны СНГ (на 14,0% или 782,3 млн. дол.), так и в направлении ЕС (на 14,5% или на 2,5 млрд. дол.). В целом экспорт товаров за этот период упал на 2 млрд. дол. или на 4,8%, а импорт – на 7,1 млрд. дол. или 14,3%. Отрицательное сальдо внешней торговли товарами превысило -3,3 млрд. дол.

В 2020 г. часть потерь на экспортных рынках была частично компенсирована наращиванием экспорта в Китай (рост на 88%) и другие страны ЮВА (Вьетнам, Корея, Индонезия), что позволило снизить внешнеторговый дефицит в 2,5 раза по сравнению с прошлым годом и смягчить девальвационное давление на гривну. Этому поспособствовал ряд не зависящих от нас факторов – феноменальные темпы восстановления Китая и чрезвычайно благоприятные условия торговли (по сравнению с началом года мировые цены на сталь выросли в полтора раза – до максимума за 9 лет, на ЖРС – на 70% (максимум за 7 лет), на фоне худшего урожая выросли мировые цены на зерновые и подсолнечное масло, тогда как цены на энергоресурсы оставались большую часть года на низком уровне). К сожалению,Украина пока не воспользовались такой возможностью для закрепления диверсификации украинского экспорта (на уровне межправительственных соглашений) и углубления уровня переработки экспортируемой продукции внутри страны (путем привлечения тех же китайских инвестиций), что снизило бы риски для экономики в случае неблагоприятной смены сырьевого цикла.

Для инфо:в товарной номенклатуре экспорта продолжает превалировать сырьевая продукция. Так, продукты растительного происхождения, жиры и масла совокупно составляют 35,3% от общих объемов экспорта, а совокупно с другой традиционной позицией – металлами (18,9%) – дают 54,2% экспорта. Экспорт транспортных средств (наземных, воздушных, водных) – практически вдвое меньше экспорта древесины. Экспорт продукции машиностроения только на 40% покрывает ее импорт. Еще хуже ситуация с экспортом достаточно простой в производстве продукции легкой промышленности, где экспорт покрывает всего 34% импорта.

Не лучшая ситуация с потерей традиционных рынков складывалась и с экспортом услуг.Экспорт услуг за три квартала 2020 года сократился на 12,0% (за аналогичный период 2019 года фиксировался рост на 8,5%). Следует обратить особое внимание на уменьшение объемов экспорта услуг трубопроводного транспорта на 21,0%. Договоренности с «Газпромом», достигнутые в декабре 2019 года, предусматривали правило «транспортируй или плати» только на 2020 год объем 65 млрд. кубометров, а начиная с 2021 года – мы сможем рассчитывать гарантированно только на 40 млрд. кубометров в ближайшие несколько лет.

После потери рынков сбыта и сворачивания госпрограмм поддержки усилились тенденции де-индустриализации страны, и двойной кризис 2020 года придал дополнительную динамику этому процессу.

o Кризис в промышленности начался задолго до пандемии. По итогам 2019 г. промышленность упала на 0,5%, а всего за 2014-2019 гг. – почти на 20%.

o Промышленное производство в январе-ноябре упало на 6,2% (в т.ч. в добывающей промышленности – на 3,8%, ЖКХ и энергетике – на 3,1%, в перерабатывающей – на 7,8%, т.е. более чем вдвое большими темпами, чем добывающая, углубляя крен в сторону все более сырьевого характера украинской промышленности).

o Сократили производство 15 из 17 отраслей промышленности. Незначительный рост зафиксирован только в химической (+4,8%) и фармацевтической (+0,8%) отраслях. Наибольшие темпы падения – в электронной (-29,6%), автомобилестроительной (-27,0%), угольной (-14,8%), металлургической (-10,2%) и легкой (-9,0%) промышленности.

o Объемы промышленного производства сократились в 22 из 25 регионов страны. Рост отмечен лишь во Львовской (+3,5%), Кировоградской (+2,5%) и Херсонской (+2,4%) областях. Хуже всего дела обстоят в Тернопольской (-16,0%), Черновицкой (-15,8%), Днепропетровской (-14,8%), Закарпатской (-11,7%), Луганской (-10,9%), Запорожской (-10,0%) областях.

o Если в середине этого десятилетия трендом было сворачивание производства в первую очередь высокотехнологичной продукции (в том числе по причине торговой войны с РФ), то в последние два года значительными темпами стало падать производство даже элементарнейшей продукции с низкой долей добавленной стоимости. По прежнему в глубоком кризисе оставались авиа-, судо-, автомобилестроение, ракетно-космическая отрасль и другие сегменты машиностроения.

o По итогам 9 месяцев промышленность получила значительные убытки (общий финрезультат – минус 44,9 млрд. грн.), что вместе с сокращающимся кредитованием будет ухудшать перспективы ее восстановления в 2021 году.

В 2020 г. просели и другие базовые отрасли экономики.

Сельское хозяйство

o В 2020 году этот сектор ушел в глубокий «минус», темпы падения по итогам 11 месяцев оказались двузначными (-12,4%), а на пике падения за первое полугодие опускались до -18,7%. Это наихудший результат за последние 25 лет (в 1994 году сельскохозяйственное производство сократилось на 16,5%).

o Уменьшили объемы производства как сельскохозяйственные предприятия (на 15,3% !!!), так и хозяйства населения – на 6,7%.

o Растениеводство сократилось на 14,8%, животноводство – на 2,5%.

o Падение объемов производства зафиксировано в 22 из 24 областей. Наиболее существенное сокращение производства сельскохозяйственной продукции – в Одесской (-38,5%), Кировоградской (-32,1%), Черкасской (-25,1%), Николаевской (-25,1%) областях.

Для инфо: упало производство основных видов сельскохозяйственных культур, в частности – пшеницы (-4,4%), кукурузы (-1,2%), ячменя (-9,1%), зернобобовых (-10,7%), сои (-18,0%), рапса (-13,7%), сахарной свеклы (-8,9%). Снизилась и урожайность подавляющего большинства видов сельскохозяйственных культур – пшеницы (-8,8%), кукурузы (-22,6%), ячменя (-5,8%), проса (-12,6%), зернобобовых (-6,0%), сои (-8,8%), рапса (-8,7%), подсолнечника (-19,5%), сахарной свеклы (-11,2%).

o Традиционно продолжилось сокращение производства основных видов продукции животноводства и поголовья сельскохозяйственных животных.

Для инфо: Реализация сельхозживотных на забой в живой массе уменьшилась на 0,9%, производство молока – на 4,2%, яиц – на 2,2%, шерсти – на 12,1%. По состоянию на 1 декабря по сравнению с аналогичной датой предыдущего года поголовье крупного рогатого скота сократилось на 6,1% (в т.ч. коров – на 6,0%), овец, коз и птицы – на 5,7%.

o Ключевая причина кризиса в АПК – крайне низкий уровень государственной поддержки отрасли на фоне плохих погодных условий. Финансовая поддержка сельхозтоваропроизводителям была выделена в размере всего 4,0 млрд. грн. (менее 150 млн. дол. США).На следующий год она заложена в объёме 4,5 млрд. грн. (около 155 млн. дол. США).«Под елочку» депутатами был проголосован закон о снижении НДС для определенных операций с аграрной продукцией с 20% до 14%, что по оценкам экспертов «сэкономит» сельскохозяйственным товаропроизводителям до 7,5 млрд. грн. (примерно 258 млн. дол. США). Но эта мера поддержки и близко не идет в сравнении с теми дополнительными оборотными средствами, которыми располагали аграрии до ликвидации спецрежима по НДС (20-25 млрд. грн. в год, что в долларовом эквиваленте доходило до 2,5 млрд. дол., к которым добавлялась многоканальная прямая господдержка).

Самый глубокий кризис зафиксирован в транспортном секторе. И в контексте грузовых, и пассажирских перевозок в 2020 году не было ни одного количественного параметра, который бы не упал, большинство – двузначными темпами:

o Грузоперевозки: - -15,9% по обороту и -12,5% по физическим объемам. В ключевом железнодорожном сегменте, на которые приходится более 60% оборота и половины – по объемам, падение оборота – минус 5,6%, объемов физической перевозки грузов – минус 4,3%. Существенно просели перевозки водным транспортом - -16,8% по обороту и -22,8% по объемам.

o Пассажирские перевозки: -53,7% по обороту и -39,8% по объемам. В ключевом сегменте автомобильных перевозок - -43,7% по обороту и -40,1% по количеству перевезенных пассажиров. Настоящая катастрофа – в авиаперевозках (-64,0% по обороту и количеству перевезенных пассажиров) и водных перевозках (-84,9% по обороту и -59,2% по количеству перевезенных пассажиров). И если в отношении авиационного транспорта такая ситуация в связи с закрытием границ прогнозировалась и была понятна, то на водном транспорте, где на уровне государства ограничения не вводились – масштаб потерь впечатляет. Железнодорожные перевозки, которые ограничивались по время весеннего и летне-осеннего «цветного» карантина, сократились на 62,5% по обороту и на 55,9% по количеству перевезенных пассажиров. Городской электротранспорт, который весной останавливался менее чем на 2 месяца, потерял треть и больше своих объёмов.

- Единственным сегментом реального сектора экономики, где был достигнут рост объемов производства, хоть и достаточно слабый, сталостроительство– всего +1,9% за 10 месяцев. Произошло это преимущественно за счет проекта «Велике будівництво», связанного со строительством дорог, что подтверждается и статистикой. Строительство инженерных сооружений увеличилось на +10,6%, в то время как строительство зданий – сократилось на 8,1%. На дорожном строительстве было освоено за 10 месяцев 38,5 млрд. грн. (за аналогичный период 2019 года – 17,7 млрд. грн.), а его доля в общем объеме строительных работ повысилась почти вдвое - с 13,5% до 27,3%. Можно было бы порадоваться за такой результат, если бы не несколько серьезных моментов. Во-первых, в обществе проект имеет устойчивую репутацию связанного с высокими коррупционными рисками: самые «сладкие» тендеры на строительство отдаются 6 компаниям т.н. «строительного картеля». Во-вторых, стоимость отдельных дорог по факту обходится в 10 раз выше, чем озвучивал публично Президент В.Зеленский. В-третьих, на строительство дорог была направлена львиная часть средств Фонда по борьбе с COVID-19, которые в складывающейся ситуации, когда количество заболевших превысило уже 1,05 миллион человек, целесообразнее было бы направить на медицинские цели.

Важно отметить (!): вместе с тем, не стоит преувеличивать роли Ковид-19 и локдауна на системный кризис в реальных секторах экономики. В отличие от многих стран Европы, ставивших базовые отрасли своих экономик «на паузу», Украина не останавливала ни промышленность, ни сельское хозяйство, ни строительство, а весенний локдаун коснулся частично только отдельных видов пассажирских перевозок и то – менее чем на 2 месяца.

(2)   Удержание финансовой стабильности

- Спад в реальном секторе не трансформировался в системный финансовый кризис через один из возможных каналов – валютный, банковский и долговой. Долговая нагрузка и риски выросли (о чем ниже), однако в целом рост госдолга пока остается контролируемым. Властям удалось удержать макро-финансовую стабильность, что отличает нынешний кризис от предыдущих эпизодов в нынешнем столетии.

Удержание низкой инфляции.По нашим прогнозам, в среднем за 2020 г. потребительские цены вырастут на 2,7%, что станет самым низким показателем среднегодовой инфляции за последние 6 лет. Рост цен несколько ускорился в последние месяцы 2020 г., прежде всего, на фоне роста тарифов ЖКХ. Инфляция на конец 2020 г. (к декабрю 2019), скорее всего, составит около 5%. Это немногим выше, чем в 2019 г. (4,1%), но соответствует инфляционной цели НБУ (5 +/-1%).

Удержание относительной курсовой стабильностис умеренной девальвацией гривны. Средний официальный курс за 12 месяцев 2020 г. составит 26,95 грн/дол, тогда как средний курс за 2019 г. – 25,85 грн./дол. (девальвация по сравнению с 2019 г. – на 4,1%). Такая умеренная девальвация гривны является объективной и отражает состояние платежного баланса в условиях кризиса (с небольшим и контролируемым дефицитом в «минус» 0,83 млрд. дол. за 10 мес.).

Рост ЗВР.На 1 декабря 2020 г. ЗВР составляли 26,1 млрд. дол., что почти на 1/5 больше, чем на аналогичную дату прошлого года (21,9 млрд. дол.) и на 0,8 млрд. дол. выше, чем на начало нынешнего года. Однако с учетом внешних заимствований в декабре, на конец года объем ЗВР превысит 28 млрд. дол. (против 25,3 млрд. дол. на конец 2019 г.). Рост ЗВР, как и сохранение стабильных суверенных кредитных рейтингов –еще одно проявление внешней финансовой устойчивости в кризис.

Сохранение устойчивости банковского сектора. С момента кризиса неплатежеспособными признаны всего 2 банка, которые занимали 0,2% рынка по активам (для сравнения в 2014 г. неплатёжеспособными признали 33 банка, в 2015 г. – 29 банков). Сохраняется значительный приток депозитов (+134 млрд. грн. с начала года, весь прирост за счет гривневых депо), при том, что ставки по ним падают, что говорит о доверии как к банковской системе, так и к национальной денежной единице. Прибыль банковского сектора – 39,8 млрд. грн. за 10 мес. 2020 г. – второй лучший результат с 2009 г. Норматив адекватности регулятивного капитала вырос с 19,6% на конец 2019 г. до 21,8% на 1 ноября 2020 г. Доля плохих активов снизилась за аналогичный период снизилась на 5 п.п. до 43,4%. Все эти положительные тенденции свидетельствуют о том, что, несмотря на спад, банковский сектор в целом хорошо проходит этот кризис, имея достаточный запас капитала, ликвидности, сокращая кредитные риски за счет хоть и медленного, но списания плохих активов, и сохраняя прибыльность.

(3)   Невыполнение бюджета и рост госдолга

Правительство на протяжении всего года не выполняло план по доходам, расходам и финансированию дефицита бюджета. И если план по доходам под самый конец года, в ноябре, удалось выполнить, а в декабре даже немного перевыполнить, то ситуация с привлечением долгового финансирования и разрыва в финансировании расходной части оставалась неудовлетворительной.

- За январь – ноябрь 2020 г. расходы госбюджета по общему фонду были профинансированы на 90,3% от плана на период. Т.е недофинансировано 9,7% от плана (100,6 млрд. грн.) или каждая 10-я гривна плановых расходов. В разбивке по сферам, медицина была недофинансирована на 22,2% или на 24,7 млрд. грн., образование – на 8,1% или на 2,7 млрд. грн., социальная защита на случай нетрудоспособности – на 37,8% или на 1,1 млрд. грн., социальная защита безработных – на 19,9% или на 1,4 млрд. грн., помощь в решении жилищного вопроса – 16,1% или на 5,7 млрд. грн., экономическая деятельность – на 29,1% или на 17,5 млрд. грн. Неоплаченные Госказначейством наявные финансовые обязательства на 28 декабря 2020 г. по общему фонду составляли 17,5 млрд. грн. (для сравнения на конец 2019 г. – 3,7 млрд. грн.)

Основная причина низкого уровня выполнения расходной части - срыв в привлечении долгового финансирования (как внешнего, так и внутреннего) на покрытие дефицита бюджета. По 11 месяцам заимствования по общему фонду составили 75,6% от плана на период (недобор составил 147 млрд. грн.), тогда как погашение происходило практически по графику (98,1% от плана на период).Даже резкое ускорение с привлечением долгового финансирования в последний месяц года (только с рынка ОВГЗ нетто-заимствования за минусом погашения составили 95 млрд. грн.), все равно не позволили выполнить план по расходам: на 28 декабря по общему фонду расходная часть была профинансирована на 92,1% от плана и на конец года это соотношение в лучшем случае составит 94%, что станет одним из худших результатов за последние годы.

Несмотря на списание долгов в 2015 г., страна остается критически зависимой от внешнего официального кредитования (МВФ), а долговая нагрузка на экономику - высокой. Уровень госдолга к ВВП вырос с 50,3% в 2019 г. до 59,6% за 10 месяцев 2020 г. и на конец года составит? 63,5 - 64% ВВП, что выходит за порог долговой безопасности, определенный Бюджетным кодексом. На обслуживание долгов идет 11,1% расходов бюджета (по итогам 11 месяцев 2020 г.). Повышение ставок доходности ОВГЗ будет вести к росту стоимости обслуживания госдолга в 2021 г., а возвращение на рынок ОВГЗ иностранного спекулятивного капитала – усиливать нестабильность на валютном рынке.

(4) Проблемы социальной сферы

Кризис привел к росту бедности, хотя этот рост не будет таким критичным как в 2015-2016 гг.

- По данным Минсоцполитики, уровень бедности в І квартале т.г. по абсолютному критерию (расходы ниже фактического прожиточного минимума) увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. и составил 43,8 % против 38,1 % (І кв. 2019 г.).

Достаточно высоким остается уровень бедности среди работающих.По абсолютному критерию подоходам ниже фактического прожиточного минимумауровень бедности увеличился на 1,2 п.п. и составил 16,8% (за І квартал 2019 г. – 15,6 %).

По базовому прогнозу НАН Украины в 2020 г. уровень бедности по критерию «расходы ниже фактического прожиточного минимума» вырастет с 41,3% до 45%.

Реальные наявные доходы населения в первом полугодии – минимально, но снизились.По последней доступной информации, в первой половине 2020 г. (против аналогичного периода прошлого года) реальные наявные доходы населения снизились на 0,8%.

Однако уже по 9 месяцам реальные доходы покажут рост.

Это видно по показателям роста реальной зарплаты и пенсий, которые выросли в реальном выражении (в отличие от прошлых эпизодов кризиса).

- Реальная зарплата (т.е. с учетом инфляции) за первые 11 месяцев 2020 г. выросла на 7,1% (к аналогичному периоду 2019 г.). Для сравнения: в 2009 г. реальная зарплата по году упала на 9,2%, в 2014 г. – на 6,5%.

- Средняя пенсия за 9 месяцев 2020 г. в реальном выражении выросла на 10,3% (к аналогичному периоду 2019 г.).

Резко выросла безработица.

- За январь - сентябрь 2020г. уровень безработицы среди населения в возрасте 15-70 лет составил 9,3%, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (+1,2 п.п. или +181,6 тыс. безработных). Это второй рекордный показатель безработицы за 9 месяцев, как минимум, за последние 17 лет (с 2004 г., с которого доступна сопоставимая статистка МОТ).

В 2020 году побит очередной рекорд с 2001 года по накопленной задолженности по выплате зарплат.

- На 1 ноября 2020 г. общая сумма задолженности по выплате заработной платы составила 3791,7 млн. грн. (+25% с начала года).

(5)   Рост тарифов ЖКХ

В 2020 году продолжился ползучий рост тарифов на услуги ЖКХ и долгов за потребленные коммунальные услуги.

- В целом по сравнению с началом года по состоянию на 1.12.2020 коммуналка подорожала на 13,4% (в т.ч. на содержание домов – на 2,7%, на холодную воду и водоотвод – на 18,5%, на газ – на 56,9%). Последняя цифра вызывает особую тревогу – при рекордных за последнее десятилетие закачках газа по низким летним ценам в подземное хранилище – начиная с ноября голубое топливо предлагалось населению по тарифам, которые превышают прошлогодние рекордные зимние.

- Если в прошлогоднем отопительном сезона долги населения на 1.11.2019 составляли 52,1 млрд. грн., то на 1.11.2020 они выросли до 56,1 млрд. грн. Уже в ближайшие месяцы мы увидим продолжение и углубление тенденции роста долгов населения за услуги ЖКХ, поскольку в бюджете-2021 предусмотрено снижение объемов финансирования субсидий, предпосылок для снижения тарифов пока не предвидится (более того – уже сейчас идет пересмотр ряда коммунальных тарифов в сторону увеличения, нередко на 30-50-100%), а так называемые «скидки А.Гончарука» в наступившем отопительном сезоне уже не предусмотрены. Кроме того, ВР приняла достаточно жесткий закон о т.н. «коммунальном рабстве», по которому должников ждут невиданные и постоянно увеличивающиеся в размере штрафы, даже без которых украинцы были не в состоянии оплачивать свои коммунальные счета.

(6)   Кризис в системе здравоохранения

В 2020 году к «хроническим» проблемам здравоохранения (недофинансирование, низкие зарплаты, задолженность по их выплате и пр.) добавились как минимум еще две - старт 2-го этапа медреформы и эпидемия COVID-19.

- В 2020 году отечественная медицина получила средств несколько больше, чем в 2019 году, но объём финансирования вновь не дотягивает до положенных 5% от ВВП (в 2029 г было3,2%от ВВП). Согласно данных Госказначейства (по сводному бюджету), здравоохранение в 2019 г было профинансировано в объёме 128,3 млрд. грн., а план на 2020 г. составляет около 179,4 млрд. грн. По прогнозу уровень финансирования медицины в 2020 г. может составить4,5%ВВП (по сводному бюджету), но в реальности профинансировано будет меньше (за 11 месяцев т.г. медицина профинансирована на 72% от плана).

- Начиная со II квартала стартовал 2-й этап медреформы. По аналогии с «первичкой», медучреждения вторичной и третичной медпомощи были преобразованы в коммунальные предприятия и переведены на договорные отношения с единым закупщиком медицинских услуг – Национальной службой здоровья Украины (НСЗУ).

o С 1 апреля большая часть больничной сети оказалась недофинансированной, т.к. договора были рассчитаны на «урезанный» объём медицинских услуг и по заниженным тарифам. Такая ситуация сложилась вследствие того, что тарифы были рассчитаны исходя не из реальной стоимости услуг, а из количества имеющихся денег, в надежде на то, что большая часть больниц вынуждена будет закрыться, т.к. не сможет выполнить поставленные МОЗ условия.

o Причина в том, что для подписания договора с НСЗУ на финансирование медучреждение должно соответствовать достаточно жестким требованиям по материально-технической базе, кадрам и некоторым другим параметрам под конкретный пакет медицинских услуг. В реальности же для многих больниц требования по ряду медуслуг оказались «неподъёмными», поскольку на отечественную больничную сеть десятилетиями не выделялись средства на ремонты, реконструкции, приобретение оборудования и пр., плюс сказался и кадровый дефицит. В результате 332 медучреждения недополучили больше половины госфинансирования по сравнению с 2019 г. и оказались на грани закрытия.

o Наиболее от «новых подходов» пострадали узкоспециализированные больницы, такие как инфекционные, психиатрические, туберкулезные и некоторые другие. В экспертной среде неоднократно отмечалось, что для них принцип финансирования «деньги ходят за пациентом» неприемлем.

- Эпидемия COVID-19 показала очевидные провалы медреформы и степень недофинансирования отрасли. Если б не серьезность ситуации, которая сложилась на всех уровнях медпомощи, начиная от первичной, то вполне возможно, чтоникто бы не обратил особого внимания на закрытие больниц, ошибочный подход по форме финансирования «деньги за пациентом» для всех без исключения медучреждений и не были бы приняты меры для предотвращения очевидного краха национальной социальной системы здравоохранения.

- Чтобы избежать полной катастрофы, в пожарном порядке пришлось пересматривать тарифы, хотя бы на лечение больных с COVID-19 (затраты на лечение не покрывали даже 10% потребности), оплату работы экстренной медпомощи, лечение инфарктов и инсультов и перезаключать договора. Так, объём программы медгосгарантий был увеличен на 16,9 млрд. грн. (с 72 млрд. грн. до 88,9 млрд. грн.), однако проблема недофинансирования вторичного и третичного уровней медпомощи не была решена, включая больницы, принимающие «ковидных» больных. В ноябре НСЗУ объявила, что ей до конца года не хватает 5,6 млрд. грн. на оплату договоров «под COVID-19», т.к. количество больниц, выделенных для лечения больных с COVID-19 увеличилось (в мае – 240, в ноябре – 437) из-за роста числа заболевших и госпитализаций.

В целом у правительства не было четкого плана (ни финансового, ни организационного), чтобы эффективно противостоять эпидемии.

- Надо отметить, что в борьбе с эпидемией страна пыталась следовать рекомендациям ВОЗ, но своего четкого плана не было.

o Во многом такая ситуация сложилась вследствие того, что в стране была госсанэпидслужба, которая многие десятилетия выполняла функцию борьбы с эпидемиями. Именно эта служба занималась отслеживанием, анализом и прогнозированием эпидситуации, а далее на основе полученных данных планировала, организовывала и контролировала меры по борьбе с эпидемиями. Страна подошла к эпидемии COVID-19 без такой целостной системы и получила практически неуправляемый эпидемический процесс.

- Для того, чтобы хоть как-то исправить ситуацию, в этом году срочно была восстановлена должность главного государственного санитарного врача Украины и главных государственных врачей областей и г. Киева. Но на районном и межрайонном уровне, где начинается работа врачей-эпидемиологов (в очагах, больницах, предприятиях) главные госсанврачи так и не появились.

o Созданная «обрезанная» вертикаль главных санитарных врачей без полноценно восстановленных функций мало чем помогла ситуации: достоверность сбора информации до сих пор остается под вопросом (количество больных, контактных, число исследований), т.к. не восстановлено право эпидемиологов на проверки объектов и применение санкций к нарушителям эпидрежима, а скудное финансирование не дало возможности восстановить утраченный и набрать дополнительный штат под возросшую в разы нагрузку.

o В конечном итоге, все специалисты сходятся во мнении, что если бы не ликвидировали СЭС (или восстановили ее функции в полном объёме), то это, конечно же, не предотвратило эпидемию, но борьба с ней шла бы по четкому плану, без шараханий в принятии решений в центре и на местах, была бы возможность обеспечить целенаправленный эпидконтроль, поскольку руководители СЭС разных уровней несли персональную ответственность за принимаемые решения и организацию противоэпидемических мероприятий.Страна смогла бы более эффективно сдерживать развитие эпидемии и соответственно расходовать государственные средства, предназначенные на эти цели.

o Введение различных видов карантинных ограничений (от жесткого карантина в марте - апреле до карантина выходного дня в ноябре) существенных результатов не дали – больницы не были подготовлены и не получали «передышку». В результате Украина уже в этом году перешагнула отметку в 1 млн. случаев COVID-19 (на 30.12.2020 – 1 045 348 случаев и 18 324 умерших).

Для борьбы с эпидемией достаточно оперативно был пересмотрен бюджет и создан специальный Фонд для борьбы с эпидемией и ее последствиями. После всех «добавок» и «пересмотров» фонд составил 80,9 млрд. грн. Но направления трат из этого фонда вызвали «недоумение». Так, по данным МФ на 28.12.2020 на здравоохранение было выделено 22,44 млрд. грн. Для сравнения: Мининфраструктуры на строительство дорог получило 26,2 млрд. грн. Но, выделенные на медицину средства были профинансированы не в полном объёме (14,87 млрд. грн. или 66%). Как следствие треть дополнительно развернутых коек остались без кислорода, а дефицит средств индивидуальной защиты (СИЗ), бесплатных тестов и лекарств так и не был покрыт в полном объёме (расчетная потребность на 30 дней по СИЗ колебалась в диапазоне 60-70%).

Перспективы вакцинации – туманны. Власть заявила, что контингент из групп риска численностью 21 млн. человек уже в начале 2021 г. года будут бесплатно вакцинироваться от COVID-19. В МОЗ есть план, а в бюджете-2021 выделено 2,6 млрд. грн. Но четкости в этом вопросе нет. Уже идет разговор о переносе сроков массовой вакцинации (даже до 2022 года). Есть заявления о том, что в марте будет возможность провакцинировать только 4 млн. украинцев через механизм COVAX.

При этом мир уже вошел в процесс вакцинации.(США, Британия, страны Европы - Pfizer/BioNTech, Россия и некоторые другие страны – вакциной «Спутник 5»). В Украине процесс вакцинации населения пока только в планах. План МОЗ определил приоритетный контингент, этапы и примерные сроки. При этом Директор Европейского бюро ВОЗ сообщил, что вероятнее всего, первую партию вакцин Украина получит в марте или апреле, и что в рамках проекта COVAX для 92 стран с низким уровнем дохода будет куплена наибольшая партия вакцин по наименьшей возможной цене. Надо отметить, что МОЗ молчит и о том, ведется ли какая-то работа для того, чтобы вакцина появилась у нас хотя бы в коммерческом секторе медицины.

Для Украины остается проблема и с логистикой процесса вакцинации. Ее планируется проводить на базе стационарных прививочных кабинетов, а также силами мобильных бригад. Планы грандиозные – планируется ежемесячно делать около 1,7 млн. прививок от коронавируса, однако, как будут соблюдаться условия длительного хранения (-80 град. С и в дальнейшем от +2 до +8 в течение 5 дней) – пока четкости нет. Главный госсанврач обещает привлечь частные компании и принять вакцину при такой низкой температуре, а далее МОЗ должен организовать поставки и применение вакцин в течение 5 дней, однако в реальности организация такого алгоритма пока под вопросом.

Самой большой проблемой стали медицинские кадры. Непродуманная реформа, а потом эпидемия привела к тому, что с января по октябрь 2020 г. система здравоохранения Украины потеряла 42,6 тыс. работников (6% от общей численности), в т.ч. с начала эпидемии (с марта) - 27 тыс. человек.

- Зарплаты в здравоохранении по-прежнему остаются одними из самых низких (средняя зарплата за 11 мес. 2020г - 8 618 грн. или 75,9% от средней по экономике). Масштаб проблемы уже таков, что медперсонал не могут удержать даже введенные на время эпидемии 300% надбавки за работу с «ковидными» больными. Зарплаты украинских медработников неконкурентные, а в мире из-за эпидемии потребность в медицинском персонале резко возросла. Страны идут на беспрецедентные меры для привлечения персонала в больницы. К примеру, Польша предлагает зарплату врачам в 10 раз больше чем в Украине, отменяет верификацию диплома, и дополнительно дает льготы на оплату жилья.

- Но даже мизерные зарплаты медикам в Украине не выплачиваются вовремя. Задолженность по сфере здравоохранения на 1 декабря составила 46,9 млн. грн., а рост задолженности с начала года - 166,7%.

В 2020 году цены на лекарства в аптеках продолжали расти.

- Стоимость 1 упаковки товаров аптечной корзины в ноябре 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года выросла на +7,9%.

В то же время Программа «Доступные лекарства» (рассчитана на больных сердечнососудистыми заболеваниями, сахарным диабетом II типа и бронхиальной астмой - всего более 11 млн. человек)сработала неэффективно.

Для инфо:по данным НСЗУ, на середину декабря в 2020 году программой воспользовались немногим более 2,5 млн. пациентов (22% от всех потенциальных пациентов), было выписано 13,3 млн. рецептов (8,2 на одного, хотя в теории надо 12 – по 1 рецепту в месяц), из них погашено 11,4 млн. рецептов (или 85%), т.е. реально пациенты получали лекарства нерегулярно. В программе участвовали 1155 аптек (7% от всего количества аптек в стране). Выплачено с начала года 875 млн. грн., приблизительно на уровне прошлого года. Данных о том, как программа повлияла на здоровье в стране нет, т.к. МОЗ ликвидировал соответствующую статистику. Но зато было принято решение правительства в следующем году платить аптекам только при наличии денег, что уже само по себе говорит о том, что программа пробуксовывает, и эффективность ее пока еще слабая.

(7) Бюджетная децентрализация в интересах громад так и не состоялась

- Децентрализация могла бы смягчить кризисные явления в экономике и социальной сфере. Однако по факту она закончилась ускоренным до-объединением ОТГ, перекраиванием районов без всестороннего учета интереса громад и не привела к своему главному ожидаемому результату – формированию финансово дееспособных территориальных громад, которые бы могли оказывать качественные услуги населению.

- Фискальная автономия местных бюджетов (доля собственных доходов) осталась низкой, тогда как доля непрофинансированных делегированных расходов, в разное время скинутых с госбюджета на местный уровень, на сегодня составляет порядка 1,5% ВВП:

o Удельный вес доходов местных бюджетов (без трансфертов) в сводном бюджете остаетсястабильно (!) ниже, чем до реформы межбюджетных отношений в 2013 г. За 10 месяцев 2020 г. доля таких доходов составила 23% против 23,8% в 2013 г. (план на 2020 г. – 23,6%). План на 2021 г. – 24%, т.е. столько же, как и до всех реформ межбюджетных отношений в 2013 г.

o Все местные бюджеты с 2021 г. перейдут на прямые отношения с госбюджетом, однако богаче от этого не станут. ? местных бюджетов, как были, так и остаются дотационными. В 2021 г. базовую дотацию из госбюджета будут получать 1095 местных бюджетов из 1463. Причем, уровень дотационности незначительно, но вырос по сравнению с нынешним годом, в котором базовую дотацию получает 71% местных бюджетов.

o Общий объём непрофинансированных расходов (без учета расходов на борьбу с пандемией), которые в последние годы были скинуты на места, превышает 60 млрд. грн.

(8)  Продолжение военного конфликта на Донбассе и правительственный кризис дополнительно углубили кризисные явления в экономике.

- 7-й год продолжается военный конфликт с экономической блокадой Донбасса (введенной зимой 2017 года). Одна блокада стоит 1 п.п. к росту ВВП.

- Постоянные эксперименты с правительством (когда в разгар пандемии за месяц успело поработать три(!!!) министра финансов и три (!!!) министра здравоохранения), у которого уже десятый месяц нет даже утвержденной программы деятельности, ведут к потере управляемости страной в кризис.

(9) Перспективы восстановления экономики, повышения уровня жизни и преодоления последствий пандемии в 2021 году остаются слабыми.

Во-первых, вряд ли стоит разделять оптимизм, что падение по итогам 2020 г. на 4,8% выглядит приемлемо (для инфо: падение в Польше прогнозируется на уровне 3,3-3,5%, в Беларуси – на 2,5-3,5%, РФ – на 3,6-4%, экономика ЕС в 2020 г. сократится на 7,4%). Это был бы приемлемый результат, если бы Украина демонстрировала устойчивые темпы роста в предыдущие годы, а так по итогам 2019 г. ВВП в реальном выражении был все еще на 5,7 процентных пунктов ниже уровня 2013 г.Нынешнее падение отбрасывают нас еще дальше. На конец 2020 г. реальный ВВП будет составлять 89,6% от уровня 2013 года. Даже с учетом официальных прогнозных темпов роста на 2021 г. (4,6%), Украина в следующем году не ликвидирует отставание по итогам 2020 года, а задача выхода на уровень 2013 года в самом оптимистичном раскладе переносится на 2023 год.Другими словами, Украина уже потеряла 10 лет, увеличив свое отставание от других стран в восточно-европейском регионе.

Во- вторых, структурные проблемы, упомянутые выше, сами по себе никуда не денутся, а перенесутся на 2021 г. Это видно по: ограниченному пакету государственной антикризисной поддержки, так и не восстановившемуся банковскому кредитованию, ухудшению финансового результата предприятий, низкому уровню инвестиций и т.д.

В-третьих, для системы здравоохранения следующий год также останется сложным т.к. все негативные тенденции сохранятся.В госбюджете на следующий год заложен дефицит ее финансирования как минимум на 50 млрд. грн. Все проблемные вопросы по борьбе с COVID-19 также переносятся на следующий год. Отсутствие ясности с бесплатной вакцинацией групп риска, которая постепенно отодвигается до 2022 года, не дает надежды на быстрое преодоление эпидемии. Кроме того, правительство не может дать ответ на вопрос – а будет ли и когда в Украине вообще зарегистрирована какая-то вакцина для официального использования хотя бы в приватных клиниках. В следующем году медучреждения, включая те, которые планируются для проведения вакцинации, так и останутся мало приспособленными для борьбы с эпидемией. Отток медицинских кадров скорее всего продолжится, т.к. зарплаты в здравоохранении существенно не повысятся. Даже профильный министр заявил, что врач должен получать как минимум 23 тыс. грн, но в бюджете для медиков заложили вдвое меньшие выплаты.

В-четвертых, страна, как была, так и остается, остается крайне зависимой от внешнего официального финансирования (МВФ и другие доноры).

Комбинация всех этих негативных факторов (нерешенные системные проблемы + продолжение кризиса в здравоохранении с неясными перспективами вакцинации и новыми локдаунами + отсутствие траншей МВФ) может спровоцировать новый виток кризиса, который обострит проблемы с выполнением бюджета, погашением госдолга, усилит давление в сторону девальвации гривны и инфляции. Даже если такой негативный сценарий не реализуется, перспективы восстановления экономики на 4,6% с учетом всех этих проблем представляются очень оптимистичными (о чем уже заявил, например, Нацбанк), и по факту рост экономики в 2021 г. будет скромнее.