С НАЧАЛА ГОДА ПОКАЗАТЕЛИ ДОЛГОВОЙ НАГРУЗКИ УХУДШИЛИСЬ

Размер госдолга и основные факторы его ростам

07/09/2020
Моніторингові продукти
С НАЧАЛА ГОДА ПОКАЗАТЕЛИ ДОЛГОВОЙ НАГРУЗКИ УХУДШИЛИСЬ

В гривневом эквиваленте прямой и гарантированный госдолг с начала года вырос на 18%. На 31 июля 2020 г. госдолг составлял 2355,1 млрд. грн. (рост на 18% или 356,8 млрд. грн. с начала года), в долларовом эквиваленте - 85,05 млрд. дол. (­ на 0,8% или 0,68 млрд. дол. с начала года).

Госдолг на душу населения вырос с 47,7 тыс. грн. на начало 2020 г. до 56,4 тыс. грн. на 31.07.2020

Основные показатели долговой нагрузки на 31.07.2020

 

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

31.07.20

Госдолг, млрд. грн.

584,1

1 100,6

1 572,2

1 929,8

2 141,7

2 168,6

1 998,3

2 355,1

Госдолг, млрд. дол.

73,16

69,81

65,51

70,97

76,31

78,32

84,36

85,05

Госдолг, % ВВП

39,9

69,4

79,1

80,9

71,8

60,9

50,3

59,1*

Госдолг/ душу наявного населения, тыс. грн.

12,858

25,638

36,767

45,317

50,528

51,446

47,689

56,420

Обслуживание госдолга (без Нацбанка), % расходов госбюджета

8,5

11,9

15,0

14,2

13,2

11,7

11,1

10,7

Госдолг в валюте, % всего госдолга

59,8

61,7

70

69,7

70

70,9

63,9

66,8

Внешний госдолг, % всего госдолга

51,4

55,6

66,3

64,3

64,2

64,4

58,0

61,8

ОВГЗ в обращении, млрд. грн. (на конец периода)

247,7

457,7

505,2

667,6

750,3

756,1

822,7

872,4

в т.ч. собственности нерезидентов, млрд.грн.

12,0

21,5

22,5

6,5

5,2

6,4

115,8

92,0

*- оценочно (текущий размер госдолга к прогнозному ВВП)

Основные драйверы роста госдолга в гривневом эквиваленте – девальвация (на 14,4% за первые 7 месяцев) и необходимость увеличения заимствований для финансирования выросшего дефицита бюджета. За январь - июль 2020 г. бюджетные нетто - заимствования (привлечение минус погашение госдолга) составили 114,8 млрд. грн.

С учетом этих факторов более 80%  прироста госдолга в гривневом эквиваленте пришлось на внешний госдолг. Наиболее крупные внешние заимствования за 7 месяцев: выпуск 10-летних еврооблигаций в январе на 1,25 млрд. евро, 12 летних еврооблигаций в июле на 2 млрд. дол (из них 0,8 млрд. дол. было использовано для выкупа еврооблигаций с погашением в 2021 и 2022 гг.), получение 1 транша по новой программе stand by на 2,1 млрд. дол. и 0,5 млрд. евро. макро-финансовой помощи от ЕС в июне.

Структура госдолга

С начала года структура госдолга не претерпела кардинальных изменений. Как и ранее, почти вся задолженность приходится на три основные группы кредиторов (см. диаграмму ниже). Тем не менее, следует отметить увеличение долгового портфеля международных финансовых организаций (МФО) и других официальных кредиторов, доля которых в структуре всего госдолга за это время выросла с 26,3% до 30,3%, в т.ч. на МВФ приходится 15,5% всего госдолга.  Доля еврооблигаций также выросла с 26,4% до 28,2%, тогда как доля ОВГЗ наоборот снизилась с 41,4% до 37,2% всего госдолга  


Внешний госдолг
На внешний госдолг приходится 61,8% всего госдолга, на внутренний – 38,2% (тогда как на начало года соотношение было 58% на 42%).

В структуре внешнего госдолга – почти половина (45,7%) приходится на еврооблигации, 25% - на МВФ, 21,2% - остальные МФО (Всемирный банк, ЕБРР, ЕИБ и др.), 5,2% - на иностранные коммерческие банки и финансовые учреждения, 2,9% - правительства других стран.

По суммам внешней государственной задолженности, на 31 июля 2020 г. Украина должна внешним кредиторам 52,5 млрд. дол. (см. табл. ниже). Для инфо:еще 3,3 млрд. дол. составляет задолженность перед нерезидентам по ОВГЗ в долларовом эквиваленте, которая учитывается во внутренней части госдолга.

Структура внешнего госдолга, млрд. дол.

МВФ

13,14

Остальные МФО

11,15

Правительства других стран

1,52

Иностранные ком. банки

2,73

Еврооблигации

24,00

Всего

52,54

Показатели долговой нагрузки и долговые риски

Уровень госдолга к ВВП (основной показатель, характеризующий долговую нагрузку на экономику) вырос с 50,3% ВВП в 2019 г. до оценочно 59,1-60,2% ВВП на конец июля текущего года(в зависимости от того, какой прогноз ВВП на 2020 г. – соответственно Кабмина или НБУ – учитывать). Вместе с тем, исходя из календаря заимствований и погашений в 2020 г., соотношение госдолга к ВВП на конец года составит порядка 62-63% ВВП, превысив порог долговой безопасности в Бюджетном кодексе (60% ВВП).Это почти в 2 раза выше средних уровней долговой нагрузки для развивающихся стран в нашем регионе (по оценкам МВФ, на конец 2019 г. среднее соотношение госдолга к ВВП по развивающимся странам Европы составляло 31,3% ВВП).По данным МВФ и ВБ, безопасный уровень госдолга для развивающихся стран таких как Украина не должен превышать 40% ВВП.

Расходы на обслуживание госдолга  (выплату процентов) в январе - июле составляли 68,3 млрд. грн. или 10,7% всех расходов госбюджета, что сопоставимо с расходами сводного бюджета на медицину за этот же период (73,1 млрд. грн.). По плану на 2020 г. эти платежи должны составить 141,3 млрд. грн. и вырасти до 11,1% расходов бюджета. Т.е. каждая 9-я гривна в бюджете уйдет только на выплату процентов кредиторам. Критический уровень для Украины – не более 10% от расходов бюджета.

Всего на обслуживание и погашение госдолга за 7 месяцев ушло 305 млрд. грн., что превышает половину доходов госбюджета за этот период. И хотя погашение госдолга было с запасом рефинансировано (профинансировано за счет размещения новых долгов), данное соотношение указывает на высокие риски, которые могут обостриться для Украины в случаеневозможности рефинансировать госдолг вовремя и/или на приемлемых условиях(на фоне оттока капитала с развивающихся рынков, повышения процентных ставок). Такие риски тем более обоснованы, если учесть, что 65% госдолга принадлежит нерезидентам.

В этом же аспекте следует рассматривать и сохраняющуюся критическую зависимость страны от МВФ и других официальных кредиторов (Еврокомиссии, Всемирного банка).Без кредитов МФО, от выделения которых зависят условия, да и сама возможность, выхода на внешние коммерческие рынки заимствований, нынешние власти не смогли бы самостоятельно рефинансировать госдолг за счет внутреннего рынка (ОВГЗ) и ресурсов на Едином казначейском счете. Обратная сторона такой долговой политики – зависимость от программных условий, выдвигаемых в кредитных соглашениях (в программе stand by, макро-финансовой помощи ЕС, по предоставлению гарантий ВБ).

Ухудшилась валютная структура госдолга, что тянет за собой усиление долговых рисков в будущем.  2/3 (66,8%) госдолга выпущено в валюте. При чем валютная часть долга за 7 месяцев 2020 г. выросла на почти на 3 п.п. По оценкам МВФ, показатель более 60% для развивающихся стран считается рискованным, обуславливая повышенную уязвимость размера госдолга перед валютными шоками.

Резюме

В Украине и до всех событий, связанных пандемией COVID -19, сохранялась высокая долговая нагрузка на экономику и бюджет. В 2020 г. на фоне кризиса, девальвации гривны и роста дефицита бюджета, она заметно выросла, снова выйдя за пределы долговой безопасности.

Долговая нагрузка на экономику выросла с 50,3% ВВП в 2019 г. до оценочно 59-60% ВВП на конец июля текущего года, а до конца года вырастет до 62-63%ВВП, что выше лимита на уровень госдолга установленного в Бюджетном кодексе (не более 60% ), и в 2 раза выше средних уровней долговой нагрузки для развивающихся стран Европы.

Только на обслуживание госдолга (выплату процентов) уходит почти столько же, сколько тратится из всех бюджетов на медицину, или ? каждая 9-я гривна в расходах бюджета.

Украинские власти остаются критически зависимыми от международных финансовых организаций и других официальных внешних кредиторов, без поддержки которых они не в состоянии самостоятельно погашать и обслуживать такой объём госдолга.