В 2020 Г. ЗА ЧЕРТОЙ БЕДНОСТИ МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ ДО ПОЛОВИНЫ НАСЕЛЕНИЯ УКРАИНЫ

17 октября 2020 г. под эгидой ООН отмечается Всемирный день борьбы за ликвидацию нищеты

17/10/2020
Моніторингові продукти
В 2020 Г. ЗА ЧЕРТОЙ БЕДНОСТИ МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ ДО ПОЛОВИНЫ НАСЕЛЕНИЯ УКРАИНЫ

1. Если уровеньотносительнойбедности в Украине за последнее время практически не меняется и составляет около 25%[1], тоначиная с 2014 г. показатели, измеряющие уровеньабсолютнойбедности, в частности по критериям доходы/ расходы ниже фактического прожиточного минимума (ПМ), существенно ухудшились.

По последним данным Минсоцполитики, по итогам 2019 г. 23,1% и 41,5% граждан имели доходы и расходы соответственно ниже фактического ПМ.По этим критериям в категоию бедных попадало от 9,7 до 17,4 млн. чел. Для сравнения в 2013 г. доля населения с расходами ниже фактического прожиточного минимума составляла 22,1% или ?в 2 раза ниже. Для инфо: пик показателей абсолютной бедности пришелся на 2015-2016 гг., когда доля украинцев с доходами ниже прожиточного ПМ достигла 51,9% и 51,1% соответственно, а с расходами – 58,3% и 58,6% (см. табл ниже).

Критерий бедности

Показатель

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

прог

1.        Абсолютный критерий по расходам нижефактического ПМ(Совокупные эквивалентные расходы лица нижефактического (расчетного)прожиточного минимума в среднем на душу населения)

Черта бедности, грн.

н.д.

1358

2257

2642

2941

3263

3661

н.д.

Уровень бедности,%

22,1

28,6

58,3

58,6

47,3

43,2

41,3

45

в т.ч. среди работающих

Уровень бедности,%

н.д.

н.д.

52,5

52,6

39,1

35,6

31,5

36,8

2.       Абсолютный критерий по доходам нижефактического ПМ(Общие эквивалентные доходы лица нижефактического (расчетного) прожиточного минимумав среднем на душу населения)

Черта бедности, грн.

н.д.

н.д.

2257

2642

2941

3263

3661

н.д.

Уровень бедности,%

н.д.

н.д.

51,9

51,1

34,9

27,6

23,1

н.д.

Рост уровня бедности по абсолютным критериям связан с занижением установленного в бюджете прожиточного минимума, к которому привязана большая часть социальных выплат, в т.ч. минимальная пенсия по возрасту: 

- Несмотря на обещания всех последних правительств приблизить законодательно установленный прожиточный минимум к его расчетной величине, последний составляет лишь немногим более половины от фактического ПМ, рассчитанного с учетомпотребительской корзины и инфляции(см. табл. ниже) 

 

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020 (август)

Прожиточный минимум установленный в бюджете, % от фактического ПМ

99,0

79,5

53,3

54,0

55,0

54,7

54,1

56,1

- Минимализм этой потребительской корзины товаров и услуг, в рамках которой здоровому работающему человеку положено, напр., всего 20 грамм свежей или свежемороженой рыбы в день, или 1 костюм на 5 лет, уже давно стал предметом не только для шуток и анекдотов, но и судебных разбирательств.[2]Однако потребление даже этого скудного и признанного недействительным в судебном порядке набора товаров и услуг в последние годы гарантировалось в бюджете только наполовину.

- Так, в августе 2020 г. законодательно установленный бюджетом прожиточный минимум (ПМ) составлял 2118 грн. или всего 56,1% от фактического ПМ (3778 грн., без учета обязательных платежей). В последние 6 лет это соотношение практически не меняется и остается в пределах 53-56%.Для сравнения на конец 2013 г. ПМ, законодательно установленный в бюджете, составлял 99% от фактического ПМ. 

- Причина такого несоответствия объясняется, прежде всего, тем, что в 2014-2015 гг. –в период галопирующей инфляции – правительство Яценюка в рамках Меморандума по программе EFFc МВФ заморозило минимальные соцстандарты.Как результат, за 2014-9 месяцев 2020 г. цены выросли в 2,65 раза, а ПМ в бюджете – только на 80%.

Уровни абсолютной бедности по критериям доходы/ расходы ниже фактического ПМ значительно отличаются:

(а)По регионам.Напр., наибольший уровень бедности по критериюдоходыниже фактического ПМ по итогам 2019 г. наблюдался в Херсонской области – 42,3%, что почти в 2 раза превышало средний уровень по стране (23,1%) и в 5 раз уровень в Киеве (8%). Бедность традиционно выше в сельской местности, чем городах.

(б)По демографическим социальным группам и в зависимости от наличия детей.Так, в зоне риска бедности, прежде всего:

Семьи с 2 и более детьми,выплаты на рождение которых и уход за которыми резко обесценились из-за инфляции/девальвации в 2014-2018 гг. и отмены стимулирующих дифференцированных выплат по рождению в зависимости от количества детей[3]. По оценкам института им. Птухи НАН Украины, по итогам 2019 г. 44,4% семей с детьми, 55,5% семей с детьми до 3-х лет и 69,9% семей с 3-мя и более детьми находились за чертой абсолютной бедности, имея уровень потребления (расходов) ниже фактического прожиточного минимума.

Пенсионеры, выплаты которым также значительно обесценились в последние годы. При росте цен с 2014 по 2019 гг. на 161%, минимальная пенсия по возрасту за этот период выросла всего на 73%, а средняя пенсия - на 102%. По оценкам института им. Птухи НАН Украины, в 2019 г. 41,8%  населения пенсионного возраста имели уровень потребления (расходов) ниже фактического прожиточного минимума.

В то же время, в Украине широко распространена бедность не только среди социально уязвимых категорий граждан, но и среди работающих:

- По оценкам НАН Украины, в 2019 г. 31,5% или почти каждый третий работающий украинец находился за чертой абсолютной бедности с уровнем потребления (расходов) ниже фактического ПМ. Размер минимальной зарплаты в августе 2020 г. (4723 грн.) покрывал только 96% от фактического прожиточного минимума для трудоспособных лиц (4886 грн. в ценах августа с учетом обязательных отчислений, которые платятся с зарплаты работающего). И только с 1 сентября этого года с повышением минимальной зарплаты до 5 тыс. грн. можно ожидать, что ее  размер сравняется/ немногим превысит уровень фактического прожиточного минимума.Как результат, все последние годы трудоспособные украинцы массово выезжают на заработки за границу, спасаясь от бедности и безработицы, и всеми способами продолжают это делать, несмотря на карантинные мероприятия.

На фоне кризиса, связанного с пандемией COVID-19, введением карантинных мер и глобальной рецессией, следует ожидать роста показателей и уровней абсолютной бедности в 2020 г. Последнее будет связано как  с увеличением безработицы, по прогнозу МВФ, до рекордных показателей с 2001 г. (11%), так и ожидаемым снижением/ замедлением роста реальных доходов населения (напр., последние упали на 7,3% во 2-м квартале 2020 г. против аналогичного периода в 2019 г.).По оценкам Института им. Птухи НАН Украины, показатель бедности по критерию расходы ниже фактического прожиточного минимума в 2020 г. вырастет  до 45% (с 41,3% в 2019 г.,). Тогда как по прогнозам UNICEF этот показатель вырастет до 43,6% (при менее угрожающем сценарии) и до 50,8% (при более угрожающем сценарии). Т.е. в худшем сценарии, по оценкам UNICEF, за чертой бедности может оказаться более половины населения Украины.

Исходя из поданного проекта бюджета – 2021 г., в котором размер прожиточного минимума индексируется на показатель инфляции +2%, нынешняя власть намерена законсервировать высокие уровни абсолютной бедности и на 2021 г.       

2. Остается высоким уровень бедности по показателям депривации -лишения возможности потреблять определенные товары и услуги, необходимые для обеспечения не только минимальных физиологических потребностей , но и  минимального уровня жизненного комфорта и развития личности.[4]В 2019 г . уровень бедности по показателям депривации снизился по сравнению с пиком в 2015-2017 гг., однако все равно остался выше, чем в 2013 г.Кбедными по признакам депривации в 2019 можно отнести 27,6% домохозяйств (32,6% на пике в 2017 г.), а в сельской местности 43,9%  (46,9% в 2017 г.). Минимум по этим показателям за последние 10 лет наблюдался в 2013 г.: 22,4% и 38,3% соответственно.

3. В то же время, украинцы считают себя гораздо беднее по собственной самооценке, чем по монетарным критериям или показателям депривации.

- Так, по дынным Госслужбы статистики, в 2019 г. 65,3% украинцев считали себя бедными (для информации – на пике в 2016 таких было 74%, в 2013 – 68%), 33,6% - считали себя не бедными, но и не средним классом, и только 1,1% - считали себя средним классом (к богатым украинцы себя не причисляли и вовсе). При этом 36,7% населения хватало только на еду, и оно было вынуждено отказывать себе в наиболее необходимом, а 2,8% ( а это немного - не мало 417 тысяч семей) - не хватало даже на еду. 62% - не ждало на улучшение своего финансового положения в 2019 г., 24% - ожидало его ухудшения, и только 13% – в этом плане с оптимизмом смотрел в 2019 г.

По собственной самооценке домохозяйств, хоть и не намного, но ухудшается доступ к медицинской помощи, что также является одним из проявлений бедности.Так в 2019 г. почти каждое четвертое домохозяйство в Украине (24,4%), один из членов которого требовал медицинской помощи, покупки лекарств и медсредств, не смог получить такую помощь. Для сравнения в 2018 г. таких было 21% (в 2013 г. – 22,2%).

Преодоление бедности – комплексная задача, которая включает в себя различные направления: это и снижение безработицы, и социальная политика ( повышение адресности и общего уровня защиты наиболее уязвимых категорий граждан, снижение социального неравенства), и адекватная тарифная политика в сфере естественных монополий, и жилищная политика, и повышение качества и доступности базовых социальных услуг (медицины и здравоохранения). В то же время, реализация всех этих направлений в конечном итоге упирается в обеспечение высоких темпов экономического роста, повышение подушевых доходов и общего уровня благосостояния нации.

Выводы

Несмотря на определённое снижение показателей бедности по сравнению с пиковыми значениями в 2015-2016 гг., уровень бедности по абсолютным критериям и критериям депривации остается значительным и затрагивает ?до 25-40% всего населения. 

В зоне наибольшего риска – семьи с 2-мя и более детьми и пенсионеры, выплаты которым не были в полном объёме проиндексированы на инфляцию в 2014-2020 гг.

Распространена бедность среди работающих, почти каждый третий из которых имеет уровень расходов ниже фактического прожиточного минимума. Бедность, высокая безработица и общая неустроенность стимулирует массовую трудовую миграцию из Украины в последние годы.

В 2020 г. – на фоне экономического кризиса – уровень абсолютной бедности в стране может увеличиться до 45-51% (по прогнозам НАН Украины и UNICEF; по критерию расходы ниже фактического ПМ).

Низкие темпы экономического роста и подушевых доходов ухудшают перспективы преодоления бедности в долгосрочной перспективе.  



[1]В 2019 г. за чертой относительной бедности проживало около 24,4% населения (против 24,5% в 2013 г.). Однако этот критерий не может отобразить количество граждан, которым не хватает средств даже на минимальный набор продуктов питания и услуг. Этот показатель демонстрирует лишь процент граждан, которые умудряются выживать с расходами ниже средних стандартов общества (в Украине – это менее 75% от медианного уровня среднедушевых совокупных расходов).

[2]Решением окружного административного суда г. Киева от 25.04.2018 и постановлением Киевского апелляционного административного суда от 10.07.2018 по делу № 826/3639/17 Постановление КМУ от 11.10.2016 № 780, которым утвержден набор товаров и услуг для потребительской корзины, признано недействительным.

[3]Введенная в 2019 г . выплата многодетным семьям (на 3-го и каждого следующего до 3 лет ребенка) в размере 1 700 грн., а также компенсации за услуги т.н. «муниципальной няни» в размере прожиточного минимума на детей в возрасте до 6 лет (с 1 июля 2020 -  1 859 грн.), выдача беби боксов (эквивалент 3200 грн..)  и близко не компенсирует потерь, которые понесли семьи с детьми за последние 5-6 лет.

[4]Напр. иметь возможность употреблять мясо и рыбу через день, купить базовую бытовую технику – холодильник, телевизор, мобильный (при ее отсутствии), провести недельный отпуск один раз в год вне дома, поддерживать теплую температуру в доме в отопительный сезон, покрыть непредвиденные расходы и т.д. Список состоит из 18-33 позиций (в зависимости от применяемой методики Госстата). Домохозяйство считается бедным, если лишено возможности удовлетворить потребности по 4 и более позициям из списка.