СТРУКТУРА ГОСБЮДЖЕТА - 2021

Государственный бюджет Украины на 2021 год имеет согласно Бюджетному кодексу, две составляющие - «тело закона» и приложения, являющиеся неотъемлемой частью бюджета.

01/02/2021
Моніторингові продукти
СТРУКТУРА ГОСБЮДЖЕТА - 2021

I. «Телом» государственного бюджета утверждаются:

- доходы (на 2021 год: всего 1 084,0 млрд. грн., в т.ч. общий фонд (ОФ) – 959,9 млрд. грн., специальный фонд (СФ) – 124,2 млрд. грн.);

- расходы (на 2021 год: всего  1 320,2 млрд. грн., в т.ч. ОФ – 1 183,9 млрд. грн., СФ – 136,3 млрд. грн.);

- возвращение (8,6 млрд. грн.) и предоставление (19,1 млрд. грн.) кредитов за счет средств госбюджета;

- граничный дефицит (на 2021 год: всего  246,6 млрд. грн., в т.ч. ОФ – 220, 9 млрд. грн., СФ – 25,8 млрд. грн.)

- граничный размер госдолга (на 31 декабря - 2.544,9 млрд. грн.) и гарантированного государством долга (на 31 декабря – 350,5 млрд. грн.);

- граничный размер госгарантий (на 2021 год – 88,7 млрд. грн.) и направления их предоставления;

- прожиточный минимум в целом и с разбивкой по категориям;

- минимальная пенсия (которая равняется прожиточному минимуму для нетрудоспособных) - с 1 января - 1769 грн., с 1 июля - 1854 грн., с 1 декабря - 1934 грн.).

- минимальная зарплата: в месячном размере (с 1 января – 6000 грн., с 1 декабря – 6500 грн.) и почасово (с 1 января - 36,1 грн., с 1 декабря – 39,12 грн.);

- источники доходов бюджета, и направления их распределения;

- размер средств, которые перечисляет в бюджет Нацбанк (на 2021 год – 33,0 млрд. грн.),

а также ряд других особенностей расходования бюджетных средств в данном конкретном году.

Приложениями к бюджету утверждаются источники доходов и финансирования бюджета, бюджетные назначения распорядителям средств в разрезе исполнителей бюджетных программ, распределение средств на осуществление правосудия, межбюджетные трансферты, список кредитов и заимствований, привлекаемых от других государств и МФО.

II. Структура доходов государственного бюджета на 2021 год.

Львиную долю доходов формируют налоговые поступления – 85,7%.

Налоговые поступления формируются за счет таких источников:

В налоговых поступлениях основная часть дохода формируется за счет «импортного» НДС (35,8%), внутреннего НДС (14,6% с учетом возмещения), НДФЛ (14,8%), налога на прибыль предприятий (11,6%), акциза с товаров внутреннего производства (8,9%, в первую очередь на табачные изделия – 6,1%), акциза на импортные товары (6,0%).

Неналоговые поступления сформированы за счет следующих источников:

В неналоговых поступлениях ключевую роль играют поступления от платы за услуги, предоставляемые бюджетными организациями (27,1%), перечисления НБУ (23,4%), часть чистой прибыли от подконтрольных государству субъектов хозяйствования (20,4%), плата за предоставление административных услуг (6,9%), сбор на пенсионное страхование с отдельных видов хозяйственных операций (6,4%), доход от продажи лицензий на игорный бизнес (5,3%).

III. Структура расходов государственного бюджета на 2021 год.

Расходы госбюджета классифицируются по:

бюджетным программам (программная классификация)

по главным распорядителям бюджетных средств (ведомственная классификация)

В законе о госбюджете и отчетах Госказначейства эти две классификации объединены в одну – программно-ведомственную, которая показывает бюджетные программы в разрезе главных распорядителей бюджетных средств.  Расходы госбюджета в разбивке по программам и главным распорядителям утверждаются отдельным приложением (№3) к закону о госбюджете и являются его неотъемлемой частью.

функциям, которые выполняют главные распорядители бюджетных средств (функциональная классификация)

по экономической характеристике бюджетных операций (экономическая классификация на текущие и капитальные расходы)

Расходы бюджета по функциональной и экономической классификации подаются Минфином как дополнительные материалы вместе с проектом бюджета, однако в отличии от программной и ведомственной классификации не утверждаются приложением к Закону о госбюджете.

Расходы госбюджета – 2021 г. по программно-ведомственной классификации

Расходы Госбюджета на 2021-й предусмотрены в сумме 1 320,2 млрд. грн., в т.ч. по общему фонду – 1183,9 млрд. грн., специальному фонду – 136,3 млрд. грн.В рамках программно-ведомственной разбивки, Бюджетный кодекс требует, чтобы при утверждении бюджета внутри каждого из фондов расходы разбивались также на расходы потребления (в том числе расходы на зарплату и коммунальные услуги) и расходы на развитие. Законодательное требование указывать расходы на зарплату и коммуналку, которые занимают, как правило, не более 1/5 всех расходов госбюджета, призвано не допускать накопления задолженности и перерасходов главных бюджетных распорядителей по этим двум чувствительным категориям защищенных бюджетных расходов. По своей природе разбивка на расходы потребления и расходы развития наиболее схожа с экономической классификацией  госбюджета на текущие и капитальные расходы, однако не тождественна ей. Так, расходы развития, помимо капитальных расходов, включают расходы на поддержку экономической деятельности, расходы на научные исследования, на исследования и разработки по государственным программам и т.д., т.е. это более широкая категория, чем капитальные расходы. Соответственно расходы потребления отличаются от текущих расходов в меньшую сторону, т.к. как не включают часть текущих расходов, которые отнесены на расходы развития в дополнение к капитальным расходам.  

1. Из всех расходов Госбюджета (суммарно по общему и специальному фондам) расходы потребления составляют – 1 141,9 млрд. грн., а расходы развития – 176,8 790 млрд. грн. или 87% и 13% соответственно

2. В расходах потребления (суммарно по общему и специальному фондам) расходы на зарплату составляют 213,1 млрд. грн. (18,7%), а оплата коммунальных услуг и энергоносителей – 10,9 млрд. грн. или 1%. К остальным расходам относят покупку/использование бюджетными распорядителями различных некапитальных товаров и услуг (кроме оплаты «коммуналки»), обслуживание госдолга, текущие некапитальные трансферты предприятиям и местным бюджетам, выплату пенсий, стипендий, другой соцпомощи и т.д. Остальные расходы потребления в программно-ведомственной классификации отдельно по каждому распорядителю и программе не выделяются.

 

тыс. грн.

%

Расходы потребления,  из них:

1 141 862 092,0

100

- оплата труда

213 082 230,5

18,7

- оплата коммунальных . услуг и энергоносители

10 921 239,7

1,0

3. В ведомственной разбивке, самыми крупными получателями средств, которые совокупно составляют более 85% всех расходов госбюджета, являются 6 министерств и агентство автомобильных дорог (см. табл. ниже). В разбивке по бюджетным программам, наибольшая доля расходов приходится на 11 бюджетных программ[1], которые суммарно занимают около 70% всех расходов госбюджета.


 

млрд. грн.

%

Агент-во автомобильных дорог

64,4

4,9

МВД

98,3

7,4

Минобороны

117,6

8,9

Минобразования

154,4

11,7

МОЗ

162,7

12,3

Минфин

217,1

16,4

Минсоцполитики

312,4

23,7

в т.ч. Пенсионный фонд

195,3

14,8

Остальные распорядители

193,3

14,6

Всего

1320,2

100

В 2021 году самыми крупными главными бюджетными распорядителями являются (разбивку по основным программам, которые администрируют эти распорядители – см. табл. ниже):

Госагентство автомобильных дорог – 64,4 млрд. грн. (4,9% всех расходов госбюджета), которое администрирует 3 бюджетные программы по строительству и ремонту автодорог государственного значения (вкл. обслуживание ранее выданных кредитов), а также выделяет субвенцию местным бюджетам на строительство дорог местного и коммунального значения, всего на сумму 61,1 млрд. грн.

МВД, в систему которого входят аппарат МВД, ГСЧС, Миграционная служба, Погранслужба, Нацполиция (крупнейшая бюджетная программа, администрируемая МВД) и Нацгвардия, - 98,3 млрд. грн. (7,4% расходов).

Минобороны -  117,6 млрд. грн. (8,9%). Две основные программы - это (1) закупка, ремонт и модернизация военной техники и (2) обеспечение деятельности ВСУ, которые занимают 95% бюджета Минобороны. Важно (!) общие расходы на оборону и безопасность в бюджете составляют 267 млрд. грн. Помимо программ Минобороны, в эти расходы также включаются полностью или частично бюджетные программы, администрируемые СВР, СБУ, Погранслужбой и т.д.

Минобразования – 154,4 млрд. грн. (11,7%). Самая крупная бюджетная программа, которая проходит по смете МОН - это образовательная субвенция (99,6 млрд. грн.), занимающая почти 2/3 расходов этого министерства. За счет образовательной субвенции происходит финансирование системы среднего образования (школ), прежде всего в части зарплат педагогическому персоналу. Распределение образовательной субвенции по местным бюджетам зафиксировано на уровне приложения (№5) к закону о госбюджете, поэтому функция МОН в рамках этой программы скорее – транзитная (касса по выплате) и координирующая (при внесении изменений в распределении субвенции). Вторая наиболее крупная программа, администрируемая МОН, - финансирование системы высшего образования (31,7 млрд. грн.) в части госзаказа на подготовку кадров и содержание самих ВУЗов.

МОЗ – 162,7 млрд. грн. (12,3%), из которых ? занимает программа медгосгарантий, распорядителем по которой выступает Нацслужба здоровья и за счет которой должны финансироваться бесплатные пакеты медуслуг для населения.

Минфин – 217,1 млрд. грн. (16,4%), 73% из которых занимает обслуживание госдолга. На обслуживание госдолга в 2021 г. запланировано 158,7 млрд. грн. или 12% всех расходов госбюджета.

Минсоцполитики – 312,4 млрд. грн. (23,7%). Три основные программы, которые занимают 96% в смете Минсоцполитики – это:

o Трансферт Пенсионному фонду Украины на сумму 195,3 млрд. грн. (14,8% расходов госбюджета), за счет которого покрывается выплата пенсий по специальным законам (военным, прокурорам, судьям и т.д.) и дефицит ПФУ на выплату пенсий по общему закону о пенсионном страховании.

o Выплата социальной помощи (семьям с детьми, инвалидам, ветеранам и т.д.) – 67,5 млрд. грн.

o Субсидии и льготы на оплату услуг ЖКХ – 36,6 млрд. грн.

 

млрд. грн.

%

Розвиток, закупівля, модернізація та ремонт озброєння, військової техніки, засобів та обладнання

22,7

1,7

Підготовка кадрів закладами вищої освіти та забезпечення діяльності їх баз практики

31,7

2,4

Забезпечення діяльності органів та установ Національної поліції України

34,4

2,6

Виплата пільг і житлових субсидій громадянам на оплату житлово-комунальних послуг, придбання твердого та рідкого пічного побутового палива і скрапленого газу у грошовій формі

36,6

2,8

Будівництво автодоріг (4 програми)

61,1

4,6

Виплата деяких видів допомог, компенсацій, грошового забезпечення та оплата послуг окремим категоріям населення

67,5

5,1

Забезпечення діяльності Збройних Сил України, підготовка кадрів і військ, медичне забезпечення особового складу, ветеранів військової служби та членів їхніх сімей, ветеранів війни

89,4

6,8

Освітня субвенція з державного бюджету місцевим бюджетам

99,6

7,5

Реалізація програми державних гарантій медичного обслуговування населення

123,5

9,4

Обслуговування державного боргу

158,7

12,0

Фінансове забезпечення виплати пенсій, надбавок та підвищень до пенсій, призначених за пенсійними програмами, та дефіциту коштів Пенсійного фонду

195,3

14,8

Решта програм

399,5

30,3

Всього

1320,2

100,0

IV. Дефицит бюджета и его финансирование

Дефицит бюджетав основномпокрывается за счет долгового финансирования (разницы между суммами привлечения нового госдолга и погашения накопленного госдолга в течении года, как из внутренних, так и внешних источников). Кроме того, дефицит бюджета может покрываться за счет поступлений от приватизации, а также финансирования по активным операциям (использования в течении года свободного остатка средств на ЕКС, средств на депозитах правительства, курсовой переоценки таких средств и т.д.).[2]

На 2021 г. предусмотрен дефицит госбюджета в размере 246,6 млрд. грн. (5,5% ВВП). Основной источник его покрытия – долговое финансирование, на которое приходится 94,6% всего финансирования дефицита бюджета. В то время как на приватизацию приходится 4,9%, а на активные операции – 0,5% от планового финансирования дефицита бюджета (см. диаграмму ниже).

В разрезе источников долгового финансирования дефицита в 2021 г., 55% приходится на внутренние долговые операции (ОВГЗ), 45% - на внешние (МФО, евробонды и операции по другим внешним коммерческим займам).


 

Всього

Загальний фонд

Спецфонд

Загальне фінансування

246,6

220,9

25,8

Фінансування за борговими операціями,

в тому числі

233,4

208,9

24,5

Фінансування за внутрішніми борговими операціями

127,8

127,8

0,0

Фінансування за зовнішніми борговими операціями

105,6

81,1

24,5

Надходження від приватизації державного майна

12,0

12,0

0,0

Фінансування за активними операціями

1,2

0,0

1,2



Файл с таблицами в приложенном файле


[1]Для упрощения подачи информации 4 программы по строительству дорог объединены нами в одну программу, т.е. фактически программ 14 

[2]Как правило, такое финансирование используется для покрытия краткосрочных разрывов бюджетной ликвидности на протяжении года и под конец года большая часть такого финансирования возвращается на ЕКС/депозиты.