По информации Госстата, промышленное производство в 2020 году сократилось на 5,2%,в том числе в ТЭК и ЖКХ – на 2,3%, в добывающем секторе – на 3,1%, в перерабатывающем – на 6,9%. Если еще два года назад при тогдашних темпах восстановления выход на уровень 2013 года мог быть обеспечен в районе примерно 2030 года, то при нынешней динамике этот вопрос становится вообще неактуальным. По результатам 2020 года уровень промышленного производства составил всего 77,1% от уровня 2012 года.
Стоит также обратить внимание на то, что перерабатывающая промышленность упала темпами заметно более высокими, чем добывающая. Крен в сторону погружения Украину в нишу «стран – сырьевых придатков» продолжает усиливаться. Мы сворачиваем производство продукции с высоким уровнем добавочной стоимости, все больше превращаясь в эксплуатанта минерально-сырьевых ресурсов.
o Рост зафиксирован в двух подотраслях промышленности. Наиболее высокие темпы достигнуты в химической (+4,7%) и фармацевтической (+3,0%) промышленности. На этом весь позитив и исчерпывается. Коксохимическая, которая еще по итогам 8 месяцев давала микроскопический, но все-таки рост в полпроцента, по итогам года ушла в минус (-2,2%).
o Падение зафиксировано в пятнадцати (из 17) подотраслей промышленности. Наибольшими темпами сократилось производство в электронной промышленности (-27,8%), транспортном машиностроении (-25,7%), угольной (-13,8%), металлургической (-9,1%), легкой (-7,4%) промышленности. И если в электронной промышленности мы уже давно не пионеры, не производим даже элементарную бытовую технику и понемногу свыкаемся с мыслью, что она рано или поздно всё равно умрет, то ситуация в металлургии и углепроме вызывает большую тревогу. Первая – один из ключевых поставщиков валюты в страну и стабилизатор курса гривны, вторая – играет существенную роль в обеспечении повышения энергонезависимости страны.
o Объемы производства промышленной продукции уменьшились в 22 из 25, или почти в 90% регионов страны, наиболее существенными темпами: в Черновицкой (-14,5%), Тернопольской (-13,8%), Днепропетровской (-13,2%), Луганской (-11,0%), Закарпатской (-9,9%), Запорожской (-8,8%) областях. Каждый второй регион в этом списке – ранее индустриально-ориентированная область.
o Только в Херсонской (+2,8%) и Кировоградской (+1,7%) областях рост может быть признан удовлетворительным, хотя и явно недостаточным. Прирост промышленного производства во Львовской области (+4,0%) – результат низкой базы сравнения (по результатам 2019 года там было падение на 3,0%, таким образом прошлогодний рост – это всего +0,88% по сравнению с 2018 годом).
На 18,5 % сократились объемы производства в машиностроении. Медленное умирание этого некогда мощнейшего пласта промышленности уже не вызывает ни удивления, ни возмущения:
o Украина постепенно смирилась со сворачиваниемавиационной отрасли(за последние шесть лет – не имеющей ни одного серийного заказа). Как ни странно, но пандемия Covid-19 предоставила Украине уникальный маркетинговый шанс – мир почувствовал, что самым эффективным средством доставки тестов, лекарств, средств индивидуальной защиты и прочих изделий, необходимых для борьбы с этим недугом, являются украинские самолеты Ан-225 «Мрия» и Ан-124 «Руслан», в режиме маршрутных такси совершающих рейсы по всему миру и законтрактованные на месяцы наперед. Казалось бы, вот он шанс – сделать рестарт отечественного авиастроения, обеспечить КБ «Антонов» и авиазаводам страны многоканальную государственную поддержку, привлечь инвестиции и заняться перспективными разработками… Но ничего этого нет! Вместо всего этого «под елочку» нам пообещали закупку трех самолетов для нужд ВСУ. Можно было бы порадоваться этой новости, если бы не знать, что: 1) в нашей стране пока есть целых три авиазавода, и «по самолету на завод» - это просто смешно; 2) оглашенный заказ – это крупнейший государственный заказ для авиастроительной отрасли Украины… за все предыдущие 29 лет независимости…
o В коматозном состоянии находитсясудостроение(по факту и результатам деятельности – отрасль уже впору переименовывать в судоремонтно-судопокрасочную). Последнее пассажирское речное судно было спущено со стапелей еще в начале 90-х годов минувшего столетия. Несколько разовых заказов для десятка имеющихся заводов – вот нынешний предел мечтаний отечественного судостроения, в последние годы СССР ежегодно спускавшего на воду по полсотни средних и крупных гражданских суден и военных кораблей (включая легендарные авианосцы). На нулевом финансировании остается госпрограмма строительства корветов для ВМС Украины.
o В глубоком кризисе предприятия ракетно-космической отрасли, имеющие уникальнейшие разработки как в военной, так и гражданской сфере. Четверть века тому назад доля Украины в мировом запуске ракетоносителей в космос достигала 13%, в космос в 1994 году было отправлено 12 ракетоносителей исключительно отечественного производства. В 2020 году – 4 ракетоносителя «Антарес» и «Вега», где мы выступаем лишь как подмастерье в европейской и американской космической программе.
o Не стал неожиданностью очередной провальный год и в сфере автомобилестроения. Всего за год производство всех видов автомобилей сократилось на 31,8%, в том числе легковых – на 32,8%, грузовых – на 62,5%, автобусов – на 20,2%. Среднесуточная сборка на 8 автозаводах страны целых 13,5 автомобилей – охарактеризовать другим словом, как позор – просто нельзя.
o Мы слышим рассказы о масштабных проектах локализации сборки в Украине американских локомотивов General Electric, совместном с французами производстве вертолетов для МВД и ГСЧС, налаживании выпуска в Украине патрульных катеров и сотрудничество с Великобританией в части кораблестроения – НО ГДЕ ВСЕ ЭТО НА ПРАКТИКЕ? По факту имеем мучительные попытки дособирать единственный самолет для МВД Перу, палки в колеса со стороны государства для уникальнейшего запорожского завода «Мотор-Сич», многолетнее отсутствие финансирования программы перевооружения ВМС Украины.
o Если еще несколько лет назад трендом было сворачивание производства в высокотехнологичных отраслях, то ныне двузначными темпами стало падать производство даже элементарнейшей низко-технологичной продукции с минимальной долей добавленной стоимости – мужских костюмов (-45,8%) и брюк (-48,6%), женских костюмов (-58,5%) и брюк (-42,2%), шкур крупного рогатого скота (-43,3%), хвойной древесины (-42,2%), школьных тетрадок (-21,4%), резиновых трубок (-51,0%), канцелярских принадлежностей (-37,2%), автомобильного стекла (-75,3%), кирпича (-19,2%), камня для могильных плит (-69,3%), железных или стальных прутьев (-30,9%)…
Причины системных проблем в промышленности давно ясны и понятны.
o Отсутствие четкого представления, что делать и в каком направлении развивать украинский производственный потенциал. Если в программе А.Гончарука промышленность упоминалась, хотя всего лишь дважды (в контексте «промышленного безвиза» и промышленных отходов), то Д.Шмыгаль и его правительство уже 11 месяцев работают вообще без программы. Где-то затерялись в правительственных кабинетах два программных документа: разработанный еще в июле 2016 (!) года проект распоряжения КМУ «Об одобрении Стратегии развития высокотехнологических отраслей до 2025 года и утверждении плана мер по ее реализации», а также апрельский 2018 (!) года проект распоряжения КМУ «Об одобрении Стратегии развития промышленного комплекса Украины на период до 2025 года».. В принятом госбюджете-2021 господдержка промышленности остается минимальной.
o Созданное для решения проблем ВПК специальное министерство пока не замечено в какой либо полезной активности, а все, к чему свелась его деятельность – это перевод под себя из МЭРТа части бюджетных программ и попытка выхватить в управление часть ликвидных предприятий оборонной промышленности.
o Кризис лишил и продолжает лишать предприятия собственных финансовых ресурсов, а кредитование в стране после массовой читки банковской системы продолжает сокращаться. Общий финансовый результат до налогообложения в промышленном секторе за 9 месяцев 2020 года – убыток в размере 44,9 млрд. грн. Общий уровень рентабельности за этот же период – «минус» 2,6%. Долги по зарплате на 1 декабря 2020 года достигли почти 3,1 млрд. грн., увеличившись по сравнению с началом года на 28,5%. С такой «экономикой» сектора у многих предприятий перспектива банкротства выглядит гораздо вероятней, чем перспектива развития.
2020 год стал для отечественной промышленности одни из самых неудачных за последние годы. Больше в нынешнем столетии она падала только трижды – в 2009 (-20,6%), 2015 (-12,3%) и 2014 (-10,1%) годах. В условиях отсутствия стратегии развития и государственной поддержки – на восстановление индустриального сектора до уровня хотя бы 10-летней давности в ближайшей перспективе можно уже и не надеяться.