Специальные экономические зоны (СЭЗ): мировой опыт и рекомендации для Украины

15/04/2021
Моніторингові продукти
Специальные экономические зоны (СЭЗ): мировой опыт и рекомендации для Украины

1. Мировая практика создания и функционирования СЭЗ

1.1. Что такое СЭЗ, их специализация и институциональные модели организации

Специальные экономические зоны (другие названия - зоны свободной торговли, зоны экспортной переработки, свободные экономические зоны, свободные портовые зоны и т.д.) – один из наиболее распространенных и востребованных в мире инструментов государственной политики, применяемых властями для содействия отраслевому развитию и активизации экономического роста через привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ), увеличение экспорта, создание рабочих мест.

По методологии UNCTAD (Конференции ООН по торговле и развитию)[1], выделяют три основные характеристики СЕЗ:

 четко выделенная географическая территория (примерно половина всех СЕЗ в мире имеют площадь 100 – 1000 гектар, эта площадь может быть физически демаркирована от остальной территории страны либо в случае больших СЭЗ совпадать с административно-территориальными границами населенного пункта/региона);

 применение регуляторных режимов отличных от тех, которые применяются на территории страны (как правило, это относится к законодательству, регулирующему таможенное, налоговое, земельное, трудовое право и т.д.);

 наличие инфраструктурной поддержки инвесторов в СЭЗ со стороны государства/местных властей.

В мире существует десятки различных форматов функционирования СЭЗ, которые можно классифицировать по:

 Специализации:

o Логистические хабы (свободные торговые зоны) – как правило, расположены возле/внутри аэропортов, портов, возле границ, возле/внутри крупных индустриальных районов; создаются для предоставления коммерческих, складских, логистических, транспортных и др. услуг с целью содействия торговле, ре-экспорта).

o Специализированные СЭЗ – могут фокусироваться на отдельных секторах (услуги, ресурсные отрасли, агро-); отраслях промышленности (машиностроение, легпром и т.д.); на глобальных цепочках создания стоимости (участие в производстве комплектующих/сборке для мировых корпораций); на предоставлении аутсорсинговых услуг для бизнесов.

o СЭЗ - центры инноваций (зоны/парки/кластеры высоких технологий) – создаются для структурной модернизации действующих и развития новых отраслей.

o Мульти-направленные или гибридные СЭЗ – создаются для общего экономического развития, без какой-то явной специализации.

 Дизайну и институциональным моделям организации:

o Четко демаркированные небольшие зоны (относительно небольшие по площади и физически огороженные в случае применения таможенного режима, отличного от остальной территории страны).

o Широкие по площади зоны, совпадающие с границами субнациональных административно-территориальных единиц (напр., провинций в Китае) и городов; во многих странах изначально задумывались как пилоты по проведению экономических реформ.

o Приграничные и трансграничные/транс-региональные зоны (зоны, созданные возле / на стыке границ 2-х и более государств для максимизации выгод межгосударственного сотрудничества и межрегиональной интеграции[2]).

o Зоны, созданные в партнерстве с иностранным капиталом (между странами - экспортерами капитала и принимающими странами с более низкими подушевыми доходами); такое партнерство может быть по линии государство – государство[3], государство – частные иностранные девелоперы зон[4], субнациональные органы/государственные предприятия – мульти-национальные компании/ частные иностранные девелоперы зон.[5]

o По степени вовлеченности государства в организацию и управление СЭЗ, последние могут быть государственными, частными и в формате государственно-частного партнерства (ГЧП). Отличие связано с правовым статусом девелопера/администратора СЭЗ, который занимается непосредственно запуском и оперативным управлением СЭЗ, и может быть представлен государственной, частной компанией либо как ГЧП.

Применение тех или иных форматов СЭЗ зависит от целей государственной политики и стадии экономического развития государства.Целью всех СЭЗ обычно является привлечение инвестиций, в развивающихся странах – прямых иностранных инвестиций. Однако фокус таких инвестиций и выбор типа зон отличается в зависимости от стадии экономического развития страны (см. табл. - лестница СЭЗ ниже).

 

 

Цели создания СЭЗ

Наиболее распространённый тип СЭЗ

1. Страны с высоким уровнем доходов

Предоставлять эффективную логистическую и сервисную платформу для сложных трансграничных цепочек поставок продукции

Фокус: способствовать торговле, избегая при этом значительных экономических перекосов

Свободные экономические зоны (как логистические хабы)

2.    Страны с уровнем доходов выше среднего

Поддержка перехода к экономике сервисного типа

Привлечение новых высокотехнологических производств и отраслей

Главный фокус: инвестиции, рабочие места, экспорт + модернизация потенциала  к инновациям

Зоны технологического развития (центры НИОКР, парки высоких технологий)

Специализированные зоны, направленные на развитие видов деятельности с высокой добавленной стоимостью или вовлечения в цепочки создания большей добавленной стоимости

Сервисные СЕЗ (финансовые услуги)

3.   Страны со средним уровнем доходов

Поддержка модернизации промышленности

Промотирование включения в глобальные цепочки создания стоимости и модернизация таких связей

Главный фокус: инвестиции, рабочие места, экспорт + распространение технологий

Специализированные СЭЗ с фокусом на отрасли, участвующие в глобальных цепочках создания стоимости (автомобильная промышленность, электроника)

Сервисные зоны (аутсорсинговые услуги для бизнеса)

4.   Страны с низким уровнем доходов

Стимулирование развития промышленности и ее диверсификации

Компенсация слабости инвестиционного климата

Проведение реформ / реализация пилотных проектов реформ по улучшению бизнес климата на ограниченной территории

Концентрация инвестиций в инфраструктуру на ограниченной территории

Главный фокус: на инвестиции, рабочие места и экспорт

Мульти-направленные зоны (без специализации)

СЕЗ с фокусом на стимулирование переработки национальных природных ресурсов 


Менее развитые страны с низким уровнем доходов, как напр., страны Юго-Восточной и Южной Азии в 60-90-е гг. или страны Суб-сахарской Африки в последнее время, как правило, использовали СЭЗ для построения отраслей промышленности, индустриализации и наращивания экспорта, показатели которых были на начальном уровне. Развивающиеся страны со средними доходами, в том числе страны с переходной экономикой (такие как бывшие постсоветские страны), обычно используют СЭЗ для структурной модернизации уже существующей промышленности, включения в глобальные цепочки создания стоимости, развития и распространения технологий, расширения экспорта с большей добавленной стоимостью. Развитые страны с высоким уровнем доходов в основном применяют формат свободных торговых зон – логистических хабов для стимулирования внешней торговли. В богатых странах также применяются разнообразные зонно-кластерные инструменты стимулирования инноваций и НИОКР, прежде всего, в рамках научных парков, где центром притяжения выступает университет, R&D центры технологических компаний. Однако обычно власти в развитых странах не предоставляют таким зонам особенные регуляторные налоговые и таможенные режимы, поэтому они не классифицируются UNCTAD как СЭЗ. Существует достаточно прецедентов, когда формат работы первых СЭЗ впоследствии перепрофилировался в соответствии с уровнем развития страны

1.2. Обзор действующих СЭЗ в мире: общее количество, в разбивке по регионам и странам

В своем современно виде первые СЭЗ начали открываться и функционировать в начале 60-х гг. прошлого столетия, начиная с первой СЭЗ, созданной в международном аэропорту «Шеннон» в Ирландии (1959 г.) и ряде СЭЗ в Южной и Юго-Восточной Азии (в Тайване, Сингапуре, Южной Корее), получив толчок в развитии в 80-е гг. (на волне применения экспортно-ориентированных промышленных стратегий в странах Азии и Латинской Америки) и в 1990 -е – 2000-е гг. (повсеместно по миру на фоне распада постсоветского блока, усиления глобализации и увеличения мировой торговли).

На начало 2019 г. в мире функционировало порядка 5 383 СЭЗ (см. табл. ниже), установленных национальным нормативным актом и подпадающих под определение и классификацию UNCTAD. 90% этих СЕЗ были созданы за последние 25 лет, 2/3 – за последние 10 лет. Т.е. массовое распространение СЭЗ получили сравнительно недавно – с середины 90-хх и в нулевые.

По оценкам UNCTAD, еще порядка 500 новых СЭЗ (10% от их общего числа на сегодня) должны заработать в ближайшие несколько лет, что говорит о сохранении высокого интереса к этому инструменту, чему не в последнюю очередь поспособствовали тенденции нарастания торгового протекционизма и на этом фоне – ренессанса индустриальных политик и усиления конкуренции за инвестиции в мире.

 

Количество СЕЗ

Мир (всего)

5383

Развитые страны

374

ЕС, в т.ч.

102

Польша

21

Литва

16

Хорватия

11

Болгария

9

Чехия

7

Испания

7

Румыния

6

США

262

Развивающиеся страны

4772

Азия, в т.ч.

4046

Китай

2543

Филиппины

528

Индия

373

Турция

102

Африка

237

Кения

61

Латинская Америка, в т.ч.

486

Доминиканская Республика

73

Страны с переходной экономикой, в т.ч

237

РФ

130

Казахстан

10

Молдова

8

РБ

7

Азербайджан

6

Грузия

4

Украина

0

 

Всего на начало 2019 г. СЭЗ функционировали в 146 странах, т.е. порядка 3/4 стран мира использовали этот инструмент в своих целях. В разбивке по регионам, ? всех СЭЗ приходится на страны Азии, для которых применение СЭЗ стало одной из составляющих быстрого экономического подъёма и в целом успешным кейсом (см. табл. ниже). Почти половина всех СЭЗ в мире – приходится на Китай, который сделал ставку на этот инструмент в начале 80-х для построения рыночной экономики и увеличения своего участия в глобальной торговле (см. бокс ниже).

Помимо Китая, странами – лидерами по количеству СЭЗ с их числом в 100 и более, являются Филиппины, Индия, США, РФ, Турция.   

Среди стран с переходной экономикой (по классификации UNCTAD – страны бывшего СССР, кроме Прибалтики, и Балканы), только Украина – единственная страна из этой выборки – не использовала на начало 2019 г.  инструмент СЭЗ (стимулы для инвесторов были отменены в 2005 г.– более детально см. главу 2).

В то же время, в нашем регионе Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) СЭЗ получили достаточно широкое распространение. Безусловным лидером по количеству СЭЗ является Польша, в которой с 1995 г. действует 21 зона (14 СЭЗ и 7 индустриальных парков), а их результаты за этот период (15% всех привлеченных ПИИ в Польше) в целом оценивается властями как история успеха. На этом фоне период работы таких СЭЗ, которые изначально открывались на 20 лет, уже дважды продлевался (последний раз до 2026 г.), несмотря на обязательства их закрыть, которые Польша брала при вступлении в ЕС. И хотя в 2018 г. в стране вступил в силу закон о национальной инвестиционной зоне, который по сути распространил льготы, действующие в СЭЗ, на квалифицированных инвесторов на остальной территории Польши, закрывать СЭЗ раньше времени польские власти не собираются.   

 

1.3. Регуляторная и институциональная рамка создания СЭЗ

Создание и функционирование СЭЗ, как правило, регулируется на уровне закона / нормативных актов, которые принимаютсяна выполнение государственных стратегий развития / программ по привлечению инвестиций, и включает следующие элементы:

Цели создания СЭЗ, что предполагает постановку количественных (привлечение ПИИ, рост экспорта, создание рабочих мест и т.д.) и качественных индикаторов (модернизация отраслей, включение в цепочки создания добавленной стоимости, развитие технологий и т.д.).

Пакет стимулов(льгот) в рамках СЭЗ для привлечения инвесторов:

- 80% всех СЭЗ в мире предлагают те или иныеналоговые стимулы, такие как освобождение от определенных налогов (обычно на 5-10 лет) или применение сниженных налоговых ставок. Налоговые льготы могут применяться к налогу на прибыль, налогам на заработную плату, НДС в части товаров и услуг, поставляемых местными поставщиками.

- все СЭЗ в мире применяютспециальные таможенные режимы, которые освобождают от уплаты ввозной пошлины на определенные товары (комплектующие, оборудование и т.д.), ввозимые в СЭЗ для производственных нужд и используемые исключительно в СЭЗ, либо снижают такие пошлины. В большинстве СЭЗ применяют упрощенные таможенные процедуры для таможенной очистки (как при импорте, так и экспорте), для чего непосредственно на территории СЭЗ размещают офисы таможенной службы.

- Треть всех СЭЗ предлагают дополнительные стимулы длясодействия инвестициям, в том числе устанавливая упрощенные и сокращенные во времени процедуры по выдаче различных разрешительных документов, необходимых для начала деятельности, регистрации инвестиций и т.д. Обычно предоставление административных услуг в СЭЗ реализуется по принципу «единого» окна, при этом может оказываться дополнительная консультационная, техническая поддержка инвесторам со стороны администраторов СЭЗ / национальных агентств по привлечению инвестиций. Кроме того, могут предоставляться дополнительные стимулы для привлечения ПИИ, отличные от национальных режимов таких инвестиций, напр. в части либерализации инвестиций в отдельные сектора, «закрытые» для ПИИ на остальной территории страны.

- 30% всех СЭЗ применяют преференционные режимыземлепользования, предлагая снижение налогов на землю, сниженной платы в случае аренды земли, сниженной цены на землю в случае продажи земли либо в отдельных случаях – бесплатной передачи земли инвестору. 

- Четверть всех СЭЗ предлагаютдополнительные гарантии для инвестиций. Обычно касается политически нестабильных стран с неэффективными госинститутами и госуправлением, которые могут давать инвестициям в СЭЗ более преференционный режим, чем на остальной территории (в т.ч. трактуя спорные вопросы между законами о СЭЗ и остальным законодательством в пользу СЭЗ, устанавливая дополнительные гарантии невозможности экспроприации инвестиций в СЭЗ или смены инвестиционных условий).

- 20% всех СЭЗ предлагают дополнительные стимулыпо упрощению отчетностив рамках деятельности компаний в СЭЗ.

- Предоставлениедоступа к инфраструктурев СЭЗ (дороги, ж/д пути, причалы, перевалочные мощности, подключение к э/э, офисы с подведенными коммуникациями и т.д.) считается базовым стандартом для всех СЭЗ. Кроме того, примерно в каждой шестой СЭЗ инвесторам предлагают дополнительные стимулы, связанные с использованием инфраструктуры (напр., сниженные портовые сборы, ж/д тарифы, сниженные тарифы на э/э и другие услуги естественных монополий, где государство выступает как регулятор и/или собственник). При необходимости может предоставляться дополнительная социальная инфраструктура (строительство госпиталей, образовательных учреждений на территории СЭЗ и т.д.).

- В редких случаях могут предлагаться стимулы, предполагающие применение более либеральных режимовтрудового законодательства(найма, увольнения персонала, работы в сверхурочное время и т.д.), отличные от национальных режимов.

Обязательства для инвесторов в СЭЗ.Нормативные акты, регулирующие создание и функционирование СЭЗ,  как правило, закрепляют встречные количественные и качественные обязательства для инвесторов в СЭЗ в обмен на предлагаемый пакет стимулов. К таким обязательствам относятся:

- Количественные требование по минимальному объему инвестиций;

- Специальные количественные требования (в зависимости от формата работы СЭЗ), напр., по числу создаваемых рабочих мест; % использованию местной рабочей силы; объёму производства; объему экспорта; доли производимой продукции, которая должна экспортироваться и т.д.

- Различные качественные индикаторы эффективности, следование которым инвесторами в СЭЗ будет способствовать достижению целей развития, стоящих на повестке страны (напр., внедрение высоких технологий, повышение энергоэффективности, подготовка и переподготовка местной рабочей силы, углубление переработки и выпуск продукции с большей добавленной стоимостью).

Несоблюдение обязательств инвестором может быть основанием для расторжения договора инвестиций (конкретное применение механизма санкций прописывается в законе о СЭЗ, инвестиционном договоре).

Разделение зон ответственности органов власти (министерства, регулятора СЭЗ), девелопера СЭЗ, оператора СЕЗ:

Госагентство по реализации политики в сфере СЭЗ. В большинстве стран функционируютспециальные государственные органы, ответственные за реализацию политики в рамках СЭЗ. Это может быть отдельное агентство (в т.ч. агентство по привлечению инвестиций) или госкомпания, подотчетные президенту, премьер-министру, профильному министру экономики, торговли или финансов. Либо статус такого органа может быть ниже и сводиться к департаменту профильного министерства. Как правило, такие органы ответственны за подготовку ТЭО по планируемым зонам, составление свода правил для девелоперов зон и их отбор, проведение мониторинга эффективности функционирования отдельных зон и всей системы СЭЗ. В рамках отдельных СЭЗ функции такого органа могут включать выдачу различных разрешений (на строительство, отходы, выдачу виз).

Девелопер СЭЗ.Отвечает за строительство и открытие конкретной СЭЗ. Основные функции, как правило, сводятся к землеустройству (девелоперы обычно получают землю от властей либо могут покупать участки), строительству недостающей инфраструктуры СЭЗ и обеспечения подключения к ней. Девелопер берет на себя все или большую часть инвестиций в создание СЭЗ, которые по оценкам Всемирного банка достигают 100 млн. дол. и выше в рамках одного проекта СЭЗ средней площади. Девелопер может быть государственной компанией, частной компанией, в т.ч. с иностранным капиталом, компанией в формате частно-государственного партнёрства. Тенденции по развивающимся странам и странам с переходной экономикой в последние 10-20 лет свидетельствуют об увеличении СЭЗ, открытых с привлечением частных девелоперов.

Оператор СЭЗ.Как правило, девелопер является также и оператором СЭЗ, функции которого состоят в ежедневном управлении СЭЗ, привлечении новых инвесторов в СЭЗ, рекламе и продвижении СЭЗ, предоставлении дополнительных консультационных, образовательных, треннинговых, транспортных и др. услуг инвесторам. В то же время, оператором СЭЗ может быть и отдельная (от девелопера) компания, которая также может быть государственной, частной или частно-государственной. 

1.4. Возможный положительный экономический эффект от функционирования СЭЗ

В мире накоплен значительный позитивный опыт функционирования СЭЗ, прежде всего в развивающихся странах, взявших на вооружение инвестиционно-экспортные стратегии роста и прошедших постепенный путь промышленной модернизации.

Различают прямые и непрямые эффекты от создания и функционирования СЭЗ.

К положительным прямым результатам относят увеличение инвестиций, в т.ч. ПИИ, рост экспорта и его диверсификацию, создание рабочих мест и повышение заработных плат, приток валюты и увеличение ЗВР, что в целом должно способствовать макроэкономической стабильности и экономическому росту:

 Исходя из опроса UNCTAD 120 агентств по привлечению инвестиций в 110 странах мира, почти половина всех охваченных СЭЗ способствовала значительному ускорениюпритока ПИИ, а еще четверть обеспечила большую часть притока таких инвестиций в опрошенных странах. Напр., в Китае СЭЗ, по разным оценкам, обеспечили приток 50-80% всех накопленных ПИИ, во Вьетнаме – 60-70%, в Камбодже и Лаосе – 80-90%. В Польше СЭЗ напрямую способствовали привлечению 15% всех накопленных ПИИ (35 млрд. дол. из 232 млрд. дол на конец 2018 г.).

 Развивающиеся страны с большим числом СЭЗ, как правило, демонстрируют большие объёмы, темпы ростаэкспортаи лучшие показатели включения в глобальные цепочки создания стоимости, что прежде всего справедливо для региона Азии и Центральной и Латинской Америки (ЦЛА). Во многих странах, делавших ставку на развитие СЭЗ, последние стали одним из основных источников роста и диверсификации экспорта. Так, на долю СЭЗ приходится более 50% всего экспорта в ряде быстрорастущих стран Центральной и Латинской Америки (напр., Коста-Рике, Доминиканской Республике – лидерах по числу СЭЗ в ЛАМ), порядка 40% в Китае, 30% - в Мексике, 25% в Египте.

 Напрямую в СЭЗ занято порядка 90-100 млн. чел., что составляет около 3% всейрабочей силыв мире. Еще оценочно от 50 до 200 млн. рабочих мест создано в результате непрямого влияния СЭЗ. Занятость в СЭЗ по отдельным странам-лидерам по количеству функционирующих СЭЗ, как правило, превышает эти усредненные оценки. Напр., в Китае на СЭЗ приходится 4,1% всех занятых в стране, в Доминиканской Республике  - 10%. В Польше оценки действующих рабочих мест в СЭЗ колеблются от 1,9% до 2,7% всех занятых по стране (свыше 400 тыс. рабочих мест).

Кроме того, запуск СЭЗ может стимулировать различные непрямые динамические эффекты, позитивно влияющие на экономический рост, такие как трансферт знаний, технологий вместе с ПИИ и их дальнейшее распространение, переход к новым более сложным видам деятельности/отраслям, генерирующим большую добавленную стоимость, более эффективное региональное развитие и т.д. Со временем экономический эффект распространяется за пределы зон, стимулируя появление новых сбытовых цепочек, расширение производства и рост рабочих мест вне СЭЗ. 

В конечном итоге, СЭЗ, которые демонстрируют успешные показатели работы, способствуют общему экономическому росту страны. Причем наибольший эффект от функционирования СЭЗ проявляется в первые 5-8 лет их работы, когда рост в них превышает общенациональный. Однако затем эта динамика постепенно ослабевает: темпы роста в действующих СЭЗ, как правило, выравниваются с общенациональными или могут становиться немного ниже.

1.5.  Основные факторы, влияющие на эффективность СЭЗ

Перечисленные выше позитивные эффекты и успешные кейсы создания СЭЗ не являются универсальной гарантией, что этот опыт может быть успешно скопирован. Мировой опыт функционирования СЭЗ разнообразен и неоднозначен. Даже в странах, которые в целом демонстрируют успешные результаты функционирования системы СЭЗ, есть зоны, которые заметно не дотягивают до средних показателей эффективности,суммарный экономический эффект от которых (с учетом затрат на открытие и пакета предоставленных льгот/субсидий) является низким/ отрицательным, и которые в конечном итоге были закрыты/заморожены. По опросу UNCTAD, потенциал каждой 5-й СЭЗ в мире был существенно недоиспользована и/или такая зона простаивала по большей части без инвесторов. В странах со слабыми институтами, неэффективным контролем и регулированием, проблему могут представлять негативные практики нарушения режима трудового и природоохранного законодательства, действующего в СЭЗ. Нередки случаи использования СЭЗ в развивающихся странах для контрабанды и других незаконных видов деятельности.

В целом успешность функционирования СЭЗ определяется комбинацией благоприятных внешних факторов, на которые правительства отдельных стран практически не имеют влияния (прежде всего, в части потоков капитала в развивающиеся страны, которые зависят от глобального экономического цикла, торговых предпочтений инвесторов, динамизма региональной интеграции и торговли, конкуренции за инвестиции в данном конкретном регионе), но – что более важно – внутренних факторов, на которые страны и их правительства могут повлиять и управлять ими.  

Основываясь как на позитивном, так и негативном мировом опыте, можно выделить следующие критические внутренние факторы для успешного функционирования СЭЗ:

Четкий фокус / правильная специализация создания СЭЗ.

- Специализация зоны и выбор ее типа должны соответствовать уровню экономического развития страны и лестнице СЭЗ (см. п. 1.1). Хрестоматийным является пример Бангладеш, первые эксперименты по созданию СЭЗ в которой провалились, так как власти бедной страны пытались создать высокотехнологичные зоны, не имея достаточного количества квалифицированных трудовых ресурсов, исследовательских институтов и центров НИОКР, необходимых локальных поставщиков и т.д. СЭЗ в Бангладеш начали привлекать инвестиции только после смены специализации и фокусировании на трудоемких отраслях (напр., швейная промышленность), где у одной из самых густонаселённых стран мира было очевидное конкурентное преимущество.

- Зоны, у которых есть специализация (в сравнении с зонами без таковой), как правило, демонстрируют лучшие результат по включению в глобальные цепочки создания стоимости и более высокие и устойчивые темпы роста. Одна из причин этого – кластерный эффект – максимизация выгод от взаимной кооперации для инвесторов в СЭЗ, который будет больше для компаний, работающих в одной отрасли либо схожих видах деятельности, чем для компаний из разрозненных секторов экономики.  

Правильная институциональная рамка управлением системой СЭЗ,которая предполагает:

Наличие отдельного государственного органа (регулятора), ответственного за реализацию политики в сфере СЭЗ. Такой орган должен иметь законодательные гарантии, позволяющие минимизировать давление политических и бизнес групп, не совпадающими с целями развития СЭЗ; адекватно финансироваться, чтобы иметь возможность выполнять поставленные цели в этой сфере; концентрироваться преимущественно на регуляторных функциях, а не владеть, развивать и управлять зонами. В ряде исследований указывается, что наличие такого регулятора является критическим для успеха функционирования системы всех СЭЗ в стране.

Привлечение частного капитала в развитие и управление зонами.Тенденции в функционировании СЭЗ в мире свидетельствуют об увеличении привлечении частных компаний в девелопмент и управление СЭЗ (по оценкам UNCTAD, доля таких СЭЗ увеличилась с 25% в 80-90 –е гг. до 60% в настоящее время). Аутсорсинг таких услуг по запуску, развитию и управлению СЭЗ позволяет существенно снизить капитальные затраты для государства, при прочих равных условиях привлечь больше инвестиций за счет более про-активного и таргетированного продвижения и маркетинга СЭЗ среди потенциальных инвесторов.

Внедрение механизма постоянного мониторинга и регулярной оценки результатов работы СЭЗ. Страны, добившиеся наибольшей отдачи от СЭЗ, как напр., Китай, систематически измеряют ключевые показатели эффективности СЭЗ по 40-53 показателям для различных типов зон, в т.ч. объем производства, доходы предприятий, продуктивность, вклад в ВВП, расходы на НИОКР, приток ПИИ, объём международной торговли, потребление ресурсов, выбросы отходов, уровень переработки отходов и т.д. По результатам такой оценки, принимается решение о закрытии неэффективных СЭЗ.

Применение различных практик эффективного управления для минимизации рисков использования СЭЗ для контрабанды и незаконной торговли, в т.ч. в части аудита и пост-аудита деятельности СЭЗ со стороны государства, предоставления СЭЗ информации и публикации статистики, ведения электронного учета операций в СЭЗ, запрета на инвестиции в СЭЗ для компаний и физлиц, которые не соответствуют требованиям добропорядочности и т.д. В 2019 г. ОЭСР разработала кодекс поведения по функционированию «чистых» СЭЗ, в котором собраны рекомендации для стран по минимизации рисков незаконного использования СЭЗ.

Формирование привлекательного предложения (добавленной стоимости) для инвестора

- Одним из главных конкурентных преимуществ СЭЗ для инвестора является еерасположение. Правительства многих стран пытаются использовать СЭЗ как инструмент развития депрессивных территорий или регионов с высоким уровнем безработицы. Такие зоны могут быть успешными, однако гораздо больше вероятность получить эффективно работающую СЭЗ, если последняя будет размещаться вблизи инфраструктурных хабов (порты, аэропорты) или больших агломераций - центров рабочей силы (желательно недорогой и образованной), что зачастую является определяющим при принятии решения об инвестициях. Эта гипотеза подтверждается рядом исследований, в ходе которых было выявлено, что зоны, расположенные вблизи портов или крупных городов, как правило, способствуют более динамичному развитию, чем СЭЗ в отдаленных регионах. Чем больше расстояние от СЭЗ до самого крупного города в стране, тем, как правило, менее эффективна СЭЗ. Отсюда вывод, что СЭЗ, скорее всего, не самый лучший инструмент для стимулирования развития депрессивных территорий.

- Вместе с расположением, еще одним критическим фактором успеха СЭЗ являетсядоступ к инфраструктуре, особенно если инвесторам могут предложить лучшие условия, чем на остальной территории (последнее касается прежде всего бедных стран и стран с доходами ниже среднего, с низким качеством инфраструктуры). Стандартом считается доступ, минимум, к двум видам транспорта, чтобы обеспечить интер-модальные перевозки и достаточное транспортное соединение. Инвесторам в СЭЗ должны обеспечить надежный доступ к качественным коммунальным услугам, э/э, услугам ICT, управления отходами. Помимо этого, важным элементом может быть также социальная инфраструктура, которая включает, но не ограничена, предоставлением услуг охраны, кейтеринга, образования и проф. подготовки, жилья для работников в СЭЗ и т.д.

- Предоставление пакетаналоговых стимуловобычно считается самым главным элементом, который влияет на решения инвесторов зайти в СЭЗ. Вместе с тем, последние исследования на эту тему позволяют сделать вывод, что сами по себе такие стимулы не являются определяющим фактором успешности СЭЗ и тем более тем фактором, который может «перебить» невыгодное расположение СЭЗ / отсутствие доступа к качественной и надежной инфраструктуре. Прежде всего, это связано с тем, что пакеты налоговых стимулов, которые предоставляются СЭЗ в мире, во многом стали универсальными. Обычно инвесторам предлагается в том или ином виде освобождение от уплаты импортных пошлин на оборудование и материалы, используемые для производства в СЭЗ, частичное либо полное освобождение от налога на прибыль / местные налоги. Различия в стимулах по странам и отдельным СЭЗ, как правило, незначительные и отличаются в деталях, и в этой связи не являются определяющими для выбора инвестора. Кроме того, вероятность того, что слишком «щедрые» пакеты стимулов могут противоречить международным обязательствам страны (ВТО, 2-сторонним договорам о свободной торговле) гораздо выше (см. бокс ниже).

Международные обязательства и СЭЗ

Льготы, предоставляемые инвесторам в СЭЗ, с одной стороны, и требования, накладываемые на них – с другой практически всегда пересекаются с обязательствами страны в рамках международных договоров (ВТО, двусторонним соглашениям об инвестициях, свободной торговли, создании экономических, таможенных союзов). Требования международных договоров могут как способствовать, так и ограничивать применение СЭЗ. Напр., способствовать в рамках двух- или многосторонних международных инвестиционных соглашений, предоставляя дополнительные гарантии защиты инвестиций в СЭЗ через прописывание механизма рассмотрение спорных вопросов между инвестором и государством, т.ч. в международном судебном арбитраже. В то же время, обязательства в рамках ВТО, как правило, ограничивают применение стимулов для инвесторов в СЭЗ. Речь идет, прежде всего, о Соглашении ВТО о субсидиях и компенсационных мерах (SCM), накладывающих ограничения на применение экспортных субсидий и предоставления преференционных режимов местным производителям в ущерб импортерам; Соглашении ВТО о торговых аспектах инвестиционных мер (TRIMs), Соглашении о публичных закупках (GPA), накладывающих ограничения, напр., на применение практик локализации в СЭЗ. Различные вопросы, связанные с особенностями функционирования СЭЗ, также прописываются в двух- или многосторонних договорах о свободной торговле, и могут также накладывать ограничения на деятельность СЭЗ в части правил происхождения товаров из СЭЗ и импорта таких товаров.

Вместе с тем, тот факт, что на сегодня функционирует почти 5400 СЭЗ, их число постоянно увеличивается, как и интерес к зонам со стороны властей по всему миру, говорит о том, что международные обязательства являются важным фактором, который надо учитывать при дизайне, выборе специализации и наполнении конкретной СЭЗ, однако он далеко не определяющий и это отнюдь не непреодолимый барьер на пути развития СЭЗ. Мировые страны по-разному решают возможные вопросы обхода ограничений, «выторговывая» для себя исключения при присоединении к соглашениям, длительные переходные периоды, либо используя разрешенные инструменты в рамках таких соглашений. В крайних случаях одна из сторон торгового спора инициирует разбирательства в рамках процедур ВТО, договоров о свободной торговле, которые могут длиться годами (за которые успешные СЭЗ успевает оказать положительный вклад в экономический рост) и зачастую заканчиваться принятием компромиссных решений.           

- На этом фоне в конкуренции за инвесторов в СЭЗ возрастает необходимость внедрения более простого и эффективного механизма предоставления административных услуг в зоне. Элементы такого механизма: упрощённая регистрация инвестиций, отмена разрешений на работу, напр., для нерезидентов, ликвидация лицензий на импорт – экспорт либо радикальное упрощение их получения, ускоренные таможенные проверки, либерализация финансовых расчетов и т.д.

2. Оценка украинского опыта функционирования СЭЗ

Украина имела свою историю создания и функционирования СЭЗ и ТПР, которые создавались и функционировали во второй половине 90-х минувшего – начале «нулевых» годов нынешнего столетия.

Первой ласточкой стала Северокрымская экспериментальная экономическая зона «Сиваш», созданная согласно Указу Президента Украины от 30.06.1995 №476 сроком на 5 лет на территории Армянска, Красноперекопского района и Красноперекопского городского совета по инициативе тогдашнего главы последнего С.Куницына.

Спустя 8 месяцев был принят закон «Про некоторые вопросы валютного регулирования и налогообложения субъектов экспериментальной зоны «Сиваш», состоящий всего из 4 пунктов, предполагающих три льготы – освобождение от ввозной пошлины и НДС ввозимых импортного сырья, материалов и оборудования, уменьшение на 50% налога на прибыль при условии реинвестирования в реализацию инвестиционных проектов в зоне «Сиваш» и освобождение от обязательной продажи валютной выручки.

Такими нехитрыми, но актуальными на тот момент мерами удалось достаточно быстро восстановить работу Крымского содового завода и «Крымского титана», а сам охваченный зоной регион превратился из депрессивного в один из крупнейших доноров республиканского бюджета АР Крым, а количество жителей «столицы зоны «Сиваш» достигло исторического максимума (31,2 тыс. человек).

Поскольку эксперимент был признан успешным, в конце 90-х годов минувшего столетия и другие регионы начали представлять свои инициативы относительно создания специальных экономических зон, а впоследствии – и территорий приоритетного развития.

Всего было создано 11 специальных экономических зон– на срок от 20 до 60 лет, на площадях от 27 гектар (СЭЗ «Порт Крым») до 116 тыс. гектар (СЭЗ «Яворив»); как на территории одного предприятия (СЭЗ «Порто-Франко»), так и отдельных городов («Донецк», «Азов») и районов (СЭЗ «Закарпатье»). Каждая СЭЗ имела свою «специализацию» - индустриальную («Николаев», «Донецк»), транспортно-логистическую («Рени», «Интерпорт-Ковель»), рекреационную («Курортополис Трускавец») и т.д.

В дополнение к ним было сформировано 9 ТПР(последними было охвачено 72 административно-территориальных единицы). В СЭЗ и ТПР которых на момент тотальной ликвидации налоговых льгот и специального режима хозяйствования (31.03.2005) реализовывалось более 600 инвестиционных проектов общим объемом 4,9 млрд. дол. США.

Все созданные СЭЗ и ТПР были исключительной инициативой местных органов власти, которым была предоставлена полная свобода подготовки комплексных бизнес-планов развития предложенных или отобранных ими территорий, определения сроков функционирования зоны, акцентов в сферах и отраслях, которые должны были поддерживаться, объема необходимых льгот и условий для привлечения инвесторов. Поэтому местные органы власти при формировании своих предложений ориентировались прежде всего на имеющуюся структуру региональной экономики, возможности быстро привлечь инвестиции или обеспечить ускоренное развитие того или иного сектора с учетом его интересов и потребностей.

Первые предварительные результаты были оценены как позитивные и обнадеживающие – в 2000-2004 годах увеличение объемов инвестиций опережало рост ВВП в среднем в 2,5 раза. В первые два года функционирования СЭЗ и ТПР иностранный капитал заметно опережал отечественный, в последующие два – несколько большими были уже отечественные инвестиции (за счет рефинансирования от полученных в результате работы на специальных условиях доходов).

Была зафиксирована заметная позитивная динамика интегрированного вклада СЭЗ в национальную экономику. Если в 1994 году удельный вес соответствующих территорий составлял 1,9%, то уже в 2003 году он увеличился до 7,3%. Положительно повлияли СЭЗ и на развитие регионов, в которых они были созданы. Всего за 4 года (с 1999 по 2003) доля СЭЗ в экономиках регионов выросла в среднем с 6,0% до 10% (а в Закарпатской и Львовской области и АР Крым – в 2-2,5 раза).

При этом львиная доля инвестиций пришлась на территории приоритетного развития (т.е. в действительно ранее депрессивные территории под реализацию конкретных инвестиционных проектов – 84,2% от их общего объема), а то время как СЭЗам (комплексным территориальным объединениям) досталось лишь 15,8%.

Чтобы оценить реальные возможности СЭЗ и ТПР – достаточно остановится на примере одного из самых отсталых в промышленном плане на момент старта специального экономического режима региона – Закарпатской области.Первые три годареального функционирования СЭЗ «Закарпатье» (т.е. 10% из срока, предусмотренного законом – 30 лет), несмотря на отсутствие практического опыта, противоречивость нормативно-правовой базы (далеко не сразу в налоговое законодательство были внесены необходимые изменения), необходимость бороться за привлечение инвесторов с аналогичными зонами-конкурентами, в кратчайшие сроки был реконструирован железнодорожный терминал, способный обработать до 5000 тонн грузов в сутки (ОАО «Закарпатинтерпорт»). Впервые в истории региона с нуля построены автосборочный завод ЗАО «Еврокар» мощностью 15000 автомашин в год (по состоянию на 2021 год – едва ли не единственный полноценно работающий автозавод из восьми имеющихся) и крупнейший в Центральной Европе завод автожгутов ООО «Ядзаки-Украина» мощностью на начальном этапе - 1150,0 тыс. комплектов, завод электронной аппаратуры ООО «Флекстроникс». Создано и сохранено 2100 рабочих мест (четвертая часть из запланированных на 30 лет). Из заявленных инвестиций 312,3 млн. дол. США фактически – в строгом соответствии с графиком – привлечено 81,4 млн. дол. США (25,6% заявленных), из которых иностранные составляли 37,1 млн. дол. США. Реализовано продукции и предоставлено транспортно-экспедиционных услуг на 2843,5 млн. грн., в т.ч. на экспорт – 1316,9 млн. грн. Уплачено в бюджеты налогов и сборов от реализации проектов СЭЗ «Закарпатье» - 182,3 млн. грн. Удельный вес поступлений от внедрения инвестиционных проектов на территории СЭЗ "Закарпатье" в сводный бюджет области вырос с 3% в 2003 году до 13% в 2004 году. Субъектами СЭЗ производилась 18,1% стоимости промышленной продукции области. Среднемесячная заработная плата на субъектах СЭЗ «Закарпатье» составляла 791,84 грн. (на тот момент в целом по Украине показатель составлял 703,77 грн., по Закарпатской области - 484,14 грн.).

Было много успешных проектов и в других СЭЗ и ТПР – например реализация в зоне «Порто-Франко» проекта по производству радиоэлектронной аппаратуры (ТОВ «Телекоммуникационные технологии»), введение в эксплуатацию контейнерного терминала (ГП «Одесский морской торговый порт») и универсального перегрузочного комплекса (ООО «Олимпикс Купе Интернешенел»). Значительно улучшилась гостиннично-туристическая и санаторно-курортная инфраструктура в СЭЗ «Курортополис Трускавец».

Результаты могли быть значительно улучшены в следующие годы – мировой опыт функционирования свободных зон подтверждает, что наибольшая экономическая эффективность СЭЗ и ТПР проявляется через 8-10 лет с момента запуска их реального функционирования. По подсчетам западных экономистов, чтобы СЭЗ оправдывала свое существование и давала соответствующий экономический эффект, государство или органы управления соответствующей территории должны обеспечивать выделение минимум 400 долларов в расчете на каждое рабочее место, обеспечить развитие инфраструктуры (дорог, инженерных коммуникаций), проводить активную рекламную компанию и т.д.

С учетом достигнутых темпов экономического роста (ВВП в 2001-2004 годах увеличился на 41,0%, промышленное производство – на 59,2%, объемы сельского хозяйства – на 19,0%, объемы строительства – на 121,1%) и реального состояния государственных финансов (в 2001-2003 годах доходы государственного бюджета выросли на 53,3%, а бюджетный дефицит 2001 и 2003 годов (-1,1% и -0,7%, в абсолютном выражении -1100,1 млн. грн) более чем двукратно перекрывался профицитами 2000 и 2002 годов (+2,0% и +2,7%, +2604,7 млн. грн.) – государство могло себе позволить такие вложения, чтобы повысить эффективность СЭЗ и довести ее до соответствующего уровня.

Однако в 2005 году возобладал политический популизм, СЭЗ и ТПР были объявлены «черными дырами» бюджета. Старт процессу уничтожения СЭЗ и ТПР был дан принятием закона Украины №2505-IV от 25 марта 2005 года о внесении изменений в бюджет, инициированным Правительством Ю.Тимошенко, которыми были отменены все льготы и преференции для всех СЭЗ и ТПР. Далее последовала еще более уничижительная политическая оценка, данная спустя 4 дня (29.03.2005) тогдашним Президентом В.Ющенко: «Сама концепция СЭЗ, которая предусматривает деятельность таких зон в Украине, уже не работает. Мы хорошо понимаем, что эта концепция строилась под определенные политэкономические планы. Таким образом, мы дискредитировали эту идею, и теперь из нее надо грамотно выйти. А пока целесообразно временно приостановить деятельность СЭЗ с точки зрения преференций от государства, и в течение года провести ревизию каждой такой зоны. Те, которые способствовали созданию новых рабочих мест в регионе, должны восстановить свою работу, а те, которые работали на клановые интересы – должны быть закрыты».

После этого никто никакой ревизии не проводил, иностранные инвесторы массово сворачивали свою деловую активность (доля ПИИ, вложенных в проекты на территориях СЭЗ и ТПР, в общем объеме иностранных инвестиций упала с 9% в 2003 году до 1,1% в 2005 году и 0,1% в 2009 году). Аналогично повели себя и отечественные инвесторы – объемы капитальных вложений упали с 4,4% от их общего объема в 2003 году до 0,6% в 2009 году.

Со времени принятия мартовского 2005 года решения о тотальной отмене льгот и преференций ни в одной СЭЗ и ТПР, перешедших на общие налоговые правила, не было зарегистрировано ни одного нового инвестиционного проекта, а в СЭЗ «Порт Крым», СЭЗ «Николаев», на ТПР в Черниговской и Сумской областях прекратилась реализация даже ранее реализуемых проектов.

По данным последнего «статистического наблюдения» за СЭЗ и ТПР, датированного 2013 годом, более чем втрое сократилось количество субъектов хозяйствования, участвующих в проектах на территориях СЭЗ и ТПР (с 543 по состоянию на 1.01.2005 до 160 по состоянию на 1.01.2013), почти впятеро – количество реализуемых инвестиционных программ и проектов (с 605 до 112). Объем вложенных в I квартале 2013 года во все СЭЗ и ТПР иностранных инвестиций выглядел шокирующим (100 тыс. !!! долларов США, т.е. эквивалент стоимости трехкомнатной квартиры в Киеве).

Вместо ожидаемых согласно ранее утвержденным инвестиционным проектам 391 тысячи новых рабочих мест – на практике создано всего около 70 тысяч.

На сегодняшний день, хоть законы о СЭЗ и ТПР не отменены и считаются действующими – де-факто все они уже не работают.

Выводы

 СЭЗ является одним из наиболее универсальных инструментов проведения государственной политики по активизации экономики и ее структурной модернизации.

 Основные цели СЭЗ состоят в привлечении инвестиций (прежде всего ПИИ), увеличении рабочих мест, расширении экспорта, включении в глобальные цепочки создания добавленной стоимости, развитии и распространении технологий, что достигается через предоставление налоговых, таможенных льгот и других субсидий инвесторам, доступа к инфраструктуре, упрощение регуляторных процедур, в обмен на встречные требования к инвесторам по объёму инвестиций, созданию рабочих мест и другим индикаторам эффективности.  

 На сегодня в том или ином виде СЭЗ применяются в 3/4 всех стран мира, а их число выросло на 50% за последние 10 лет, что говорит о высоком повсеместном интересе властей к возможностям развития, предлагаемым СЭЗ.

 Наиболее успешными, что отображается в том числе и в количестве СЭЗ, и в их результатах, в использовании этого инструмента оказались страны Азии, прежде всего Китай и другие государства региона, которые сделали ставку на экспортно-инвестиционные модели роста и последующую технологическую модернизацию экономики. В регионе ЦВЕ в когорту стран, наиболее эффективно экспериментировавших с СЭЗ, можно смело отнести Польшу, где СЭЗ за 25 лет работы обеспечили приток 15% всех накопленных ПИИ, а власти дважды продлевали сроки их функционирования (до 2026 г.), несмотря на обязательства давно закрыть зоны, взятые при вступлении в ЕС. 

 В то же время, СЭЗ не является прерогативой исключительно развивающихся стран. Так, США входит в топ-5 стран по количеству СЭЗ в мире. Т.е. СЭЗ функционируют как в самых бедных, так и в самых передовых странах мира, хотя цели, формат и специализация таких зон отличаются.

 В мире накоплен разнообразный как позитивный, так и негативный опыт функционирования СЭЗ.  Открытие СЭЗ и предоставление льгот само по себе не является гарантией успешности таких проектов. Потенциал каждой 5-й СЭЗ в мире существенно недоиспользована. В странах со слабыми институтами, неэффективным контролем и регулированием, СЭЗ могут использоваться для незаконных видов деятельности.

 Помимо льгот, важна правильная специализация зоны, ее расположение, доступ к первоклассной инфраструктуре и рабочей силе, а также эффективная институциональная рамка, предполагающая наличие отдельного государственного регулятора СЭЗ, привлечение частного капитала в развитие и управление зонами, регулярная оценка эффективности зон, использование механизмов, предохраняющих от использования СЭЗ для контрабанды и т.д.

 На сегодняшний день, по данным UNCTAD, Украина единственная страна с переходной экономикой, не использующая потенциал СЭЗ. Де-факто СЭЗ в Украине прекратили существование в 2005 г., пав жертвой политического популизма в ходе избирательного цикла 2004-2005 гг. и без оценки эффективности их функционирования за десятилетку, хотя этот опыт, несмотря на отдельные кейсы использования СЭЗ для незаконной торговли, в целом по системе СЭЗ был положительным.

 В последующие годы Украина добровольно лишила себя возможности использовать этот универсальный инструмент стимулирования экономического роста и привлечения инвестиций, при этом испытывая острые тенденции де-капитализации и де-индустриализации и пребывая на обочине мировых инвестиционных потоков капитала. Все эти проблемы особенно резко обострились после 2014 г. с началом военного конфликта на Донбассе и потери части территорий.

 Тем не менее, вместо восстановления формата СЭЗ, действующие украинские власти взяли на себя обязательство и прописали в последнем Меморандуме с МВФ отказ от применения налоговых льгот в рамках режимов свободных зон, ссылаясь на то, что это подрывает конкуренцию, будет вымывать доходы бюджета и в целом является нерыночной практикой, хотя СЭЗ применяются в США, Германии, Франции, Италии, Японии и др. передовых странах, степень рыночной экономики которых не подвергается сомнению. 

 Восстановление СЭЗ – при правильной их организации и развитии, вписывании в стратегию по привлечению инвестиций и расширению экспорта – может стать действенным инструментом возрождения украинской промышленности, использования уникального логистического потенциала между Европой и Азией и за счет реального рабочих мест приостановки оттока трудовых ресурсов из Украины.

Приложение

 

Примеры СЭЗ и ТПР, работавших в Украине до 2005 года

 

Специальная экономическая зона "Донецк"

Территория расположения, площадь: г. Донецк, Донецкая область, площадь - 466 га

Срок действия 60 лет

Начало работы: 21.07.1998 г.

Правовая база: Законы Украины от 24.12.1998 № 356 "О специальных экономических зонах и специальном режиме инвестиционной деятельности в Донецкой области" и от 15.07.99 № 973 "О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам налогообложения в связи с введением специального режима инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития в Донецкой области ".

Приоритетные виды экономической деятельности: машиностроение, приборостроение, электротехническая промышленность; инновационные проекты по созданию новых материалов и производственных систем.

Льготы, предоставляемые инвесторам:

· режим специальной таможенной зоны;

· ставка налогообложения прибыли - 20%;

· налогообложения доходов нерезидентов - в размере 2/3 установленной ставки;

· не справляются сборы в Государственный инновационный фонд и в Фонд для осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения;

· освобождается от налогообложения сумма инвестиций, полученная согласно инвестиционному проекту;

· поступления в иностранной валюте освобождаются от обязательной продажи;

· не взимается плата за землю на период освоения земельного участка.

Особые условия, при которых инвесторы получают льготы: разрешение Совета на осуществление предпринимательской деятельности на территории зоны.

Специальная экономическая зона "Закарпатье"

Территория расположения, площадь: Ужгородский и Мукачевский районы Закарпатской области, площадь - 737 га

Срок действия 30 лет

Начало работы: 09.01.1999 г.

Правовая база: Указ Президента Украины от 09.12.1998 № 1339 "О специальной экономической зоне" Закарпатье".

Приоритетные виды экономической деятельности: транспортная, экспедиторская деятельность, таможенные услуги, обслуживание и хранение транзитных грузов, связанные с ними финансовые функции.

Льготы, предоставляемые инвесторам:

· режим специальной таможенной зоны;

· ставка налогообложения прибыли - 20%;

· налогообложения доходов нерезидентов - в размере 2/3 установленной ставки;

· не справляются сборы в Государственный инновационный фонд;

· поступления в иностранной валюте освобождаются от обязательной продажи.

Особые условия, при которых инвесторы получают льготы: регистрация субъекта предпринимательской деятельности на территории зоны; осуществление операций по обслуживанию транзитных грузов, их хранение, доработка, сортировка, упаковка, оказание транспортно-экспедиторских, агентских и связанных с ними финансовых услуг, торговли, а также применение новейших технологий с целью производства товаров для экспорта и поставок их на внутренний рынок.

 

Специальная экономическая зона "Николаев"

Территория расположения, площадь: г. Николаев, площадь - 865 га.

Срок действия 30 лет

Начало работы: 01.01.2000 г.

Правовая база: Закон Украины от 13.07.2000 № 1909 "О специальной экономической зоне "Николаев".

Приоритетные виды экономической деятельности: машиностроение, судостроение и приборостроение; обработка древесины и производство изделий из древесины, производство промышленных газов, переработка пластмассы; строительство, энергетика, связь и другие.

Льготы, предоставляемые инвесторам:

· первые 3 года ставка налога на прибыль - 0%, с четвертого по шестой год - 50% от действующей, с четвертого по десятый год - освобождается от налогообложения часть прибыли, направленная на реализацию инвестиционного проекта;

· освобождается от налогообложения сумма инвестиций, полученная согласно инвестиционному проекту;

· налог на добавленную стоимость не взимается при ввозе из-за пределов таможенной территории Украины оборудования, устройств и комплектующих деталей к ним (кроме подакцизных товаров) для реализации инвестиционных проектов, но не более 5 лет;

· пошлина не взимается при ввозе из-за пределов таможенной территории Украины сырья, материалов, оборудования, оборудования и комплектующих деталей к ним (кроме подакцизных товаров) для реализации инвестиционных проектов, но не более 5 лет;

· операции по реализации продукции по межзаводского кооперации облагаются НДС по нулевой ставке;

· освобождение от уплаты сбора в Государственный инновационный фонд на период реализации инвестиционного проекта;

· зачисление сумм авансовых платежей на отдельные счета (очень важная особенность для судостроительной отрасли, отличающейся достаточно длинным производственным циклом!;

· поступления в иностранной валюте освобождаются от обязательной продажи;

· не взимается плата за землю на период реализации проекта;

· режим специальной таможенной зоны (на территории судостроительных предприятий).

Особые условия, при которых инвесторы получают льготы: реализация на территории специальной экономической зоны в соответствии с заключенным с органом хозяйственного развития договора (контракта) по инвестиционным проектам в приоритетных видах экономической деятельности сметной стоимостью не менее:

· 500 тыс. дол. США - в пищевой промышленности и переработке сельскохозяйственных продуктов;

·  700 тыс. дол. США - в строительстве, энергетике, сфере транспорта;

· 1 млн. дол. США - в машиностроении и приборостроении;

· 3 млн. дол. США - на предприятиях судостроительной промышленности.

Специальная экономическая зона "Курортополис Трускавец"

Территория расположения, площадь: г. Трускавец, Львовская область, площадь - 774 га.

Срок действия 20 лет.

Начало работы: 01.01.2000 г.

Правовая база: Законы Украины от 18.03.1999 № 514 "О специальной экономической зоне туристско-рекреационного типа "Курортополис Трускавец" и от 18.03.1999 № 515 "О внесении изменений в законы Украины по вопросам налогообложения в связи с созданием специальной экономической зоны туристско-рекреационного типа "Курортополис Трускавец".

Приоритетные виды экономической деятельности лечебно-оздоровительные комплексы; производство минеральных вод; рекреационный туризм, ассенизация, научные исследования в области здравоохранения.

Льготы, предоставляемые инвесторам:

· первые 3 года ставка налога на прибыль - 0%, с четвертого по шестой год - 50% от действующей;

· освобождается от налогообложения сумма инвестиций, полученная согласно инвестиционному проекту;

· пошлина и налог на добавленную стоимость не взимаются в случае ввоза из-за пределов таможенной территории Украины лекарственных средств, оборудования, оборудования, комплектующих деталей к ним, программного обеспечения (кроме подакцизных товаров) для реализации инвестиционных проектов;

· поступления в иностранной валюте освобождаются от обязательной продажи;

· земельный налог не взимается на период освоения земельного участка, в следующие 10 лет год он взимается по ставке 50% от действующей.

Особые условия, при которых инвесторы получают льготы: реализация субъектами предпринимательской деятельности, расположенных на территории зоны, утвержденных исполнительным комитетом Трускавецкого городского совета инвестиционных проектов в приоритетных видах экономической деятельности сметной стоимостью, эквивалентной не менее 500 тыс. дол. США, на основании договора с органом управления СЭЗ "Курортополис Трускавец".

Территории приоритетного развития со специальным режимом инвестиционной деятельности в Донецкой области

Территория расположения, площадь: города Артемовск, Угледар, Горловка, Дзержинск, Димитров, Доброполье, Донецк, Енакиево, Ждановка, Кировское, Константиновка, Краматорск, Красноармейск, Красный Лиман, Макеевка, Мариуполь, Новогрoдивка, Селидово, Славянск, Снежное, Торез, Шахтерск, а также Амвросиевский, Волновахский, Константиновский, Марьинский и Славянский районы Донецкой области, площадь - 714 тыс. га.

Срок действия 30 лет.

Начало работы: 21.07.1998 г.

Правовая база: Законы Украины от 24.12.98 № 356 "О специальных экономических зонах и специальном режиме инвестиционной деятельности в Донецкой области", от 15.07.99 № 973 "О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам налогообложения в связи с введением специального режима инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития в Донецкой области "

Приоритетные виды экономической деятельности: сельское хозяйство; рыбное хозяйство; добывающая промышленность; пищевая промышленность и переработка сельскохозяйственных продуктов; текстильная промышленность и пошив одежды производство древесины и изделий из древесины; целлюлозно-бумажная промышленность, химическая промышленность; металлургия и обработка металла; машиностроение и приборостроение; производство мебели; производство электроэнергии, газа и воды; строительство; гостиничное хозяйство; транспорт; исследования и разработки в области естественных и технических наук; геология и геологоразведки; образование и здравоохранение.

Льготы, предоставляемые инвесторам:

· первые 3 года ставка налога на прибыль - 0%, с четвертого по шестой год - 50% от действующей;

· налогообложения доходов нерезидентов - в размере 2/3 установленной ставки;

· дивиденды облагаются по ставке 10 процентов;

· пошлина и налог на добавленную стоимость не взимаются в случае ввоза из-за пределов таможенной территории Украины оборудования и оборудования (кроме подакцизных товаров) на период реализации инвестиционного проекта;

· освобождается от налогообложения сумма инвестиций, полученная согласно инвестиционному проекту;

· на период до 2009 года не взимаются сборы в Государственный инновационный фонд;

· на период до 2009 года сбор в Фонд для осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения взимается в размере 50%.

Особые условия, при которых инвесторы получают льготы: реализация на вновь предприятиях, действующих предприятиях и их структурных подразделениях, на которых происходила реструктуризация, реконструкция, модернизация, перепрофилирование, одобренных Советом инвестиционных проектов в приоритетных видах экономической деятельности, если инвестиции эквивалентны не менее 1 млн. долл. США.

Территории приоритетного развития со специальным режимом инвестиционной деятельности в Автономной Республике Крым

Территория расположения, площадь: города Ялта, Алушта, Судак, Феодосия, Красноперекопск, Армянск, Красноперекопский и Ленинский районы Автономной Республики Крым, площадь - 611 тыс. га.

Срок действия 30 лет

Начало работы: 01.01.2000 г.

Правовая база: Указ Президента Украины от 27.06.1999 г. № 740 "О специальном режиме инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития и специальной экономической зоне "Порт Крым" в Автономной Республике Крым".

Приоритетные виды экономической деятельности: здравоохранение, санаторно-курортные услуги, гостиничное хозяйство; лесное хозяйство, рыбное хозяйство, сельское хозяйство; добывающая промышленность; пищевая промышленность и переработка сельхозпродукции, текстильная промышленность и пошив одежды, химическое производство, машиностроение и приборостроение; исследования и разработки в области естественных и технических наук; производство электроэнергии, газа и воды; строительство; транспорт.

Льготы, предоставляемые инвесторам:

· первые 3 года ставка налога на прибыль - 0%, с четвертого по шестой год - 50% от действующей;

· налог на добавленную стоимость не взимается при ввозе из-за пределов таможенной территории Украины оборудования, оборудования, комплектующих деталей к ним (кроме подакцизных товаров) для реализации инвестиционных проектов, но не более чем на 5 лет;

· пошлина не взимается при ввозе из-за пределов таможенной территории Украины сырья, материалов, оборудования, оборудования, комплектующих деталей к ним (кроме подакцизных товаров) для реализации инвестиционных проектов, но не более чем на 5 лет;

· освобождается от налогообложения сумма инвестиций, полученная согласно инвестиционному проекту;

· поступления в иностранной валюте освобождаются от обязательной продажи;

· не взимается плата за землю на период освоения земельных участков, но не более 5 лет;

· не справляется сбор в Государственный инновационный фонд на период реализации инвестиционных проектов но не более, чем на 5 лет.

Особые условия, при которых инвесторы получают льготы: реализация субъектами предпринимательской деятельности, зарегистрированных на территориях приоритетного развития, согласно заключенному с органом местного самоуправления договору (контракту), инвестиционных проектов в приоритетных видах экономической деятельности сметной стоимостью не менее:

· 100 тыс. дол. США - в деятельности по сохранению исторического и природного достояния, по исследованиям и разработкам в сфере информатизации, в сфере культуры и спорта, в сфере услуг населению, по очистке территорий, в лесном хозяйстве, в производстве спортивных и галантерейных товаров, игрушек, сувенирных изделий;

·  200 тыс. дол. США - в деятельности по охране здоровья, сельском и рыбном хозяйстве, пищевой, текстильной промышленности и промышленности по переработке сельскохозяйственной продукции, производстве мебели, древесины и изделий из древесины (предельная сметная стоимость этих инвестиционных проектов уменьшается в два раза, если инвестиционным проектом предусматривается создание нового субъекта предпринимательской деятельности и в период с 1 октября по 1 апреля каждого года ежемесячная среднесписочная численность работников составляет не менее 10 человек, а размер выплачиваемой им заработной платы - не менее среднего по Автономной Республике Крым);

· 500 тыс. дол. США - в деятельности санаторно-курортных учреждений, гостиниц и ресторанов, транспорта и связи, в строительстве, обработке отходов, предоставлении услуг в сфере туризма, отдыха и развлечений;

· 1 млн. дол. США - в добывающей, обрабатывающей промышленности, в производстве электроэнергии, газа и воды.



[1]Здесь и далее, если не указано иное, используются данные отчета UNCTAD “Worldinvestmentreport 2019”, посвященному обзору СЭЗ в мире.

[2]Напр., СЕЗ «Хоргос – Восточные Ворота» в Казахстане в 6 км от границы с Китаем и совместная казахско-китайская СЕЗ «Хоргос – Хоргос», которые работают как логистический и торговый хаб в рамках транспортного коридора «Один пояс, один путь».

[3]Напр., индустриальный парк «Великий камень» в РБ, созданный в 2011 г. рамках межправительственного соглашения между РБ и Китаем.

[4]Напр., свободная индустриальная зона «Кутаиси – Хуалинг», созданная в 2015 г. в рамках меморандума между МЭРТ Грузии и частным девелопером из Китая Hualinggroup.

[5]Напр., технопарки, создаваемые Samsung, Toyota во Вьетнаме в сотрудничестве с местными властями.