Социально-экономические итоги 2021 года

30/12/2021
Моніторингові продукти
Социально-экономические итоги 2021 года

Уходящий год не оправдал ожиданий относительно темпов восстановления экономики, несмотря на положительную внешнеторговую конъюнктуру на протяжении большей части года и благоприятное стечение случайных факторов (распределение СПЗ МВФ). Результаты отдельных базовых отраслей экономики (промышленности, транспорта) в ретроспективе двух лет сигнализируют об их стагнации либо падении объёмов производства. Динамика восстановления инвестиций остается крайне неудовлетворительной, а рост портфеля кредитования достигнут с настолько малой базы, что с учетом отсутствия прогресса в решении конфликта на Донбассе ни о каком фундаменте для активизации экономики в следующие годы говорить не приходится. При сохранении относительной макроэкономической стабильности (валютной, банковской, долговой), в страну вернулась двузначная инфляция, эффекты от которой (рост тарифов) еще не проявились в полной мере. Ускоренная фискальная консолидация дополнительно угнетала экономический рост и ухудшала доступность и качество медицины в условиях пандемии. Недофинансирование здравоохранения вместе с низкими темпами вакцинации обуславливали более тяжелые социальные и экономические последствия развития пандемии в 2021 г. После кризиса 2020 г. уровень бедности в стране должен немного снизиться, что видно по первому кварталу 2021 г., однако впервые за несколько лет темпы роста прожиточного минимума в бюджете отстали от итоговой инфляции, обесценившись в реальном выражении. При этом двукратный разрыв между фактическим и бюджетным прожиточным минимумом никуда не делся, а о его сокращении в правительстве уже предпочитают даже не вспоминать. На фоне высокой безработицы, долгов по зарплате, роста ЖК-тарифов и сокращения субсидий на их оплату, эти тенденции свидетельствуют, что существенного улучшения в уровне благосостояния населения в 2021 г. не произошло.

Главные тенденции в социально-экономической сфере в 2021 г.:

1. Восстановление экономики происходило медленно и неравномерно, не позволив ликвидировать последствия кризиса 2020 г.

Как и во всем мире, в 2021 г. украинская экономика восстанавливалась после глобального кризиса, связанного с распространением пандемии Covid-19. Однако темпы такого восстановления оказались хуже ожидавшихся:

 Оценки роста реального ВВП в 2021 г. постоянно ухудшались.Если изначальный прогноз Кабмина на 2021 г. предполагал рост на 4,6%, в сентябре – на 4%, то под конец года – на 3%. Аналогично в течении года ухудшались прогнозы НБУ (с 4,2% до 3,1%), МВФ (с 4% до 3,2%), ведущих инвестбанков. Усредненные прогнозы темпов роста экономики в 2021 г. составляют 3%, хотя есть и более пессимистичные оценки (2,3% - инвестбанк JPMorgan). Рост на 3% в 2021 г. не позволяет компенсировать падение по итогам 2020 г. на 4%.

 Выход из рецессии медленный.Украина начала выход из рецессии только по итогам ІІІ-го квартала 2021 г. (до этого до этого ВВП сокращался два квартала подряд). Для инфо: в 3-м квартале 2021 г. по сравнению со 2-м кварталом 2021 г. рост ВВП в реальном выражении составил 1,5%, во 2-м по сравнению с 1-м кв. 2021 г.– «минус» 0,8%, в 1-м кв. 2021 г. по сравнению с 4-м кв. 2020 г. – «минус» 1,1%. Как результат, по итогам 9 месяцев (к аналогичному периоду 2020 г.) рост ВВП оценивался всего в 2,2%.

 Отстаем от стран в регионе.Если по итогам 2020 г. можно было говорить, что Украина с меньшими потерями вышла из кризиса, чем в среднем страны ЕС (падение у нас «минус» 4%, по ЕС-27 – «минус» 6,2%),то по темпам восстановления Украина отстает от стран ЕС, в т.ч. заметно от стран в нашем регионе. Для инфо: в 3-м квартале 2021 г. ВВП в реальном выражении был на 0,9% ниже, чем в третьем квартале 2019 г. Для сравнения, страны ЕС-27 по аналогичному показателю уже практически вышли на докризисный уровень («минус» 0,45%), а такие страны как Венгрия показали рост на 1,2%, Румыния – на 1,5%, Польша – на 3,4%, Литва – на 4,3%.

 Низкие темпы восстановления в базовых отраслях (более детально см. п. 4).По данным НБУ, за 10 месяцев 2021 г. (против 10 месяцев 2020 г.) индекс базовых отраслей вырос на 3,2%. В то же время, за два года (к 10 месяцам 2019 г.) производство в базовых отраслях сократилось на 3,5 п.п. Из основных секторов кризис за два года смогли преодолеть розничная торговля, объёмы которой и не падали, строительство, которое выросло всего на 2,4% (и то во многом за счет масштабных вливаний в строительство дорог из бюджета), а ближе к концу года это удалось и аграриям.

Причины более слабого восстановления экономики:

 Низкие темпы вакцинации и проблемы с подготовкой медицинской сети к волнам пандемии в течении года (см. п. 8), что обуславливает применение более жестких карантинных мер и увеличение показателей заболеваемости/смертности. Процент полностью привитого населения в Германии – 70%, Венгрии – 62%, в Польше – 56%, в Украине – 32% (на 28 декабря). Вакцинация – не панацея, однако она позволяет смягчить последствия распространения пандемии. По оценкам НБУ, применение карантинных ограничений в первой половине года привело к снижению темпов роста ВВП на 0,6 п.п.

 Жесткая фискальная политика, угнетающая внутренний спрос.За 11 месяцев 2021 г. дефицит по общему фонду госбюджета составил всего 58,7 млрд. грн. (1,1% ВВП) при плане на период 175,8 млрд. грн. Ожидаемый дефицит по итогам года, по оценкам МВФ, составит 3,4% ВВП (при плане 5,5% ВВП). В 2021 г., по оценкам самого Минфина, Украина стала одним из лидеров в мире по фискальной консолидации (сокращению дефицита бюджета и выходу на первичный профицит)[1]. Так, по прогнозам МВФ, бюджетный дефицит по развивающимся странам должен снизиться с 9,6% ВВП в 2020 г. до 6,6% ВВП в 2021 г., тогда как в Украине он снизится с 5,3% до 3,4% ВВП. Результатом такой политики стало уменьшение соотношения госдолга к ВВП с 60,8% ВВП в 2020 г. до ожидаемых 52,1% ВВП в 2021 г. Вместе с тем, обратной стороной политики жесткой фискальной консолидации стало замедление восстановления экономики. Меньший на 2 п.п. дефицит бюджета означает не дошедшие до экономики минимум 100 млрд. грн., изъятые из внутреннего потребительского и инвестиционного спроса.

 Галопирующий рост цен на энергоносители, прежде всего природный газ.По данным Федерации работодателей, Украина – единственная страна в Европе, которая на 100% закупает газ по ценам спотового рынка, что делает продукцию, прежде всего, промышленности с высокой «газовой» составляющей не конкурентной на мировых рынках и снижает на нее спрос внутри страны. Наиболее пострадали такие виды деятельности как производство удобрений, стекла, плитки, огнеупорных материалов. В декабре об угрозе остановки / сокращения производства заявляли также хлебопекари, кондитеры и производители молочной продукции. Для инфо: в 2021 г. биржевая цена на газ для промышленности выросла в 6 раз (с 6,3 тыс. грн. до 36,3 тыс. грн. за тыс. куб. м.), а на январь 2022 года он предлагается по 72,3 тыс. грн. за 1000 кубометров.

 Значительный рост других производственных издержек(прежде всего, на оплату труда и неэнергетическое сырье), что трансформируется в высокую производственную инфляцию. Для инфо: цены производителей в ноябре 2021 г. к ноябрю 2020 г. выросли на 56,7% (!), что является рекордным показателем, как минимум, за последние 15 лет, за которые доступна статистика Госстата. Частично такая инфляция перекладывается на потребительские цены, однако она также приводит к ухудшению финансовых результатов предприятий и вымыванию ресурсов для инвестиций.

 Высокая инфляция вместе с другими негативными факторам (продолжение конфликта на Донбассе, обострение конфликтов с собственниками ФПГ, инициативы по повышению налогового давления и др.) усилили негативные ожидания бизнеса. Это выливается в низкие темпы восстановления капитальных инвестиций (+9,7% за первые 9 месяцев 2021 г. против аналогичного периода 2020 г.; в сравнении с 9 месяцами 2019 г. капитальные инвестиции обвалились почти на 30%). Если посмотреть в секторальном разрезе, то в январе-сентябре инвестиции в промышленность составляют 68,7% от уровня 2019 года, в сельское хозяйство – 77,3%, в строительство (несмотря на многомиллиардные вливания на «Большую стройку») – 81,5%, в ИТ- и телекоммуникационной индустрии – 54,2%, в науке – 76,0%. В образовании, невзирая на выделение средств на «Новую украинскую школу» и еще ряд целевых субвенций на обновление материально-технической базы соответствующих образовательных учреждений, падение капитальных инвестиций за 2 года составило 52,5%.

 Слабый инвестиционный спрос на сегодня является одним из главных тормозов восстановления экономики в кратко- и среднесрочной перспективе. На этом фоне положительными факторами представляются:

- Рост прямых иностранных инвестиций (ПИИ). За 10 месяцев 2021 г. чистый приток ПИИ (по большей части это реинвестированная прибыль из низконалоговых юрисдикций типа Кипра и Нидерландов) составил 5,34 млрд. дол.(в прошлом году за аналогичный период был отток на 0,29 млрд. дол.). Это рекордные объёмы притока ПИИ с 2015 г., за который доступны сопоставимые ряды данных (для инфо: в 2020 г. НБУ изменил методику подсчета ПИИ, начав включать в нее реинвестированную прибыль, и ретроспективно пересчитав данные только до 2015 г.). Объем чистых накопленных ПИИ за 9 месяцев 2021 г. вырос до 61,1 млрд. дол. (+20% с начала года, рекорд с 2015 г.).

- Ускорение темпов роста кредитования экономики. За 11 месяцев с начала года кредиты в гривне выросли почти на четверть (24,4%) или на 146,8 млрд. грн.. Это наибольшие темпы роста кредитного портфеля в гривне с 2007 г., достигнутые на фоне снижения доли плохих кредитов (до 32,7 п.п. на 1.11.2021 с 41 п.п. на начало года), рекордной прибыли банков (65,7 млрд. грн. за 11 месяцев 2021 г.), удержания относительно низких процентных ставок (8,9% по кредитам в гривне, без овердрафта) и увеличения объемов выданных займов через госпрограмму удешевления кредитования«5-7-9».В то же время, относительный показатель кредитного портфеля к ВВП продолжил снижаться оценочно до 20,2% ВВП за 11 месяцев 2021 г. с 22,6% в 2020 г. и 24,5% в 2019 г. Это в три раз меньше, чем в 2013 г. (60 % ВВП).

 В силу низкой базы приток ПИИ и рост кредитования является недостаточным для восстановления инвестиций.Тенденции де-капитализации в Украине носят угрожающий характер. По итогам 2020 г. доля валового накопления основного капитала (ВНОК) в ВВП снизилась до 13% ВВП, а в первом квартале 2021 г. до 9,8% (последнее является историческим антирекордом как минимум в этом столетии – даже в условиях большего кризиса и ведения боевых действий в 2014 - 2015 ВНОК не падал так низко). И хотя по 9 месяцам этот показатель вырос до 11,4% - это крайне мало. Для инфо: среднегодовая доля валового накопления основного капитала (ВНОК) в Украине за последние 10 лет до пандемии Covid -19 (2010-2019 гг.) составляла 16,5% ВВП. Это худший результат в регионе Центральная и Восточная Европа. Для поддержания устойчивых темпов экономического роста рекомендуется поддерживать это соотношение в пределах 20%, а для ускорения экономического роста доля ВНОК в ВВП должна составлять выше 20% (в быстрорастущих странах Юго-Восточной и Южной Азии – доля ВНОК составляет 25% и выше).

 Ухудшение тенденций в занятости и рекордная безработица. По методологии МОТ за 9 месяцев 2021 г. безработица среди населения в возрасте 15-70 лет по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла и составила и 9,7% (9 мес. 2020 года – 9,3%). Это наихудший показатель для первых трех кварталов, как минимум, за последние почти 2 десятилетия (с 2003 г.), за которые доступна соответствующая статистика. Для сравнения, аналогичный показатель за 9 мес. 2019 г. составлял 8,1%. Т.о. за 2 года количество безработных в возрастной группе 15-70 лет выросло на 218,4 тыс. чел., а количество занятых снизилось на 913 тыс. чел. (-5%). Ситуация на рынке труда усугубляется возобновлением постоянной и сезонной трудовой миграции из Украины, потоки которой превзошли до-карантинный уровень. Такой вывод можно сделать по увеличению денежных переводов в Украину (12 млрд. дол. за 10 месяцев 2021 г. против 9,7 млрд. дол. за 10 месяцев 2019 г.), львиную долю из которых составляют переводы трудовых мигрантов по формальным и неформальным каналам. Вместе тем, переводы в Украину остаются важным источником, поддерживающим потребительский спрос в Украине, более чем в 2 раза превышая приток ПИИ.

 Слабая поддержка экспорта на государственном уровне (см. п.5).Условия внешней торговли оставались благоприятными в 2021 г., хотя и начали ухудшаться во второй половине года на фоне разворота цен на руду, сталь и роста цен на энергоносители (если в июне 2021 г. средние цены экспорта были на 30% выше средних цен импорта, то в сентябре – уже на 20%, а в октябре – на 9,3%). Украина в силу различных причин (в т.ч. проблемы с логистикой, слабая поддержка экспортеров через ЭКА, разрешенные субсидии, низкие квоты в торговле с ЕС и т.д.) не смогла в полной мере воспользоваться выгодами благоприятных условий торговли, конвертировав их в больший экономический рост.

2. Впервые с 2018 г. в Украину вернулась двузначная инфляция.

 В ноябре 2021 г. к ноябрю 2020 г. годовая потребительская инфляция составила 10,3%, оставаясь в двузначном диапазоне всю вторую половину года. По итогам года инфляция составит 10,2-10,5%, что станет наихудшим показателем с 2017 г. и намного превысит инфляционную цель НБУ (5+/-1%).

 Максимумы за много лет по инфляции, вызванные рекордным ростом цен на энергоносители и продовольствие, а еще ранее мягкими режимами монетарной и фискальной политики для преодоления кризиса, фиксируются по всему миру. В Украине к этим причинам добавляется низкая поддержка агро-производителей, отсутствие эффективных инструментов для сдерживания роста цен на социально-значимые товары в части государственного регулирования цен на такую продукцию (более характерно для бывших постсоветских стран) и/или снижения ставки НДС на продовольственные товары первой необходимости (применяется во многих странах ЕС), а также неэффективное антимонопольное законодательство в отношении крупных розничных сетей. Как результат, цены на большинство социальных продуктов питания в Украине на сегодня больше, чем в соседней Польше, при том, что средняя зарплата в эквиваленте в евро в Польше в 2,6 раза выше. Например, цена на подсолнечное масло в Украине, которая является экспортером №1 этой продукции в мире, в 2021 г. оставалась одной из самых высоких в Европе, в частности на 35% (!) выше, чем в Польше.

 Высокая инфляция привела к реальному обесцениванию и так скудного прожиточного минимума, закрепленного в законе о госбюджете на 2021 г., темпы индексации которого (9,3%) отстали от итоговой инфляции в 2021 г. (см. п. 7).

3. Бюджет-2021 вытянули благодаря инфляции и разовым выплатам МВФ. Фискальная децентрализация осталась «на бумаге».

 По итогам 11 месяцев 2021 г. поступления по общему фонду госбюджета составили +10,2% от плана на период и +22,2% от факта за аналогичный период прошлого года. В то же время, основная причина такого перевыполнения кроется не в реальном увеличении ВВП или улучшении администрирования (снижении доли теневой экономики, объемов налоговой минимизации, контрабанды[2]), а в неучтенной прогнозной инфляции. Еще в мае правительство прогнозировало на 2021 г. дефлятор ВВП (интегральный показатель инфляции в экономике) на уровне 10,1% и номинальный ВВП в сумме 4510 млрд. грн., тогда как по последним оценкам НБУ эти показатели составят соответственно 20,1% и 5190 млрд. грн. Правительство «промахнулось» почти на 700 млрд. грн. с прогнозом ВВП и двукратно с инфляцией (дефлятором), что и стало основным драйвером перевыполнения бюджета.

 По сравнению с прошлым годом напряженность с финансированием дефицита бюджета уменьшилась. Последнее стало возможным благодаря распределению СПЗ МВФ на сумму 1,9 млрд. SDR, или 2,7млрд. дол., 2,45 млрд. дол. из которых были использованы на финансирование дефицита бюджета, и фискальной консолидации (меньшему за запланированный дефицит бюджета), достигнутой за счет недофинансирования расходных статей в бюджете. Так, за 11 месяцев 2021 г. расходы по общему фонду госбюджета были недофинансированы на 6,4% или на 71,8 млрд. грн., в т.ч. на медицину – на 11,2% или на 16,5 млрд. грн. от плана на период, образование – 7,7% и 3 млрд. грн., социальную защиту на случай потери трудоспособности – 17,1% и 0,5 млрд. грн., поддержку экономической деятельности – на 19,2% и 8,8 млрд. грн. Помимо угнетения экономического роста, такое недофинансирование в течении года обуславливало снижение качества и доступности медицинской помощи в разгар пандемии, накапливание задолженности по зарплате в бюджетном/ госсекторе (медики, шахтеры).

 Децентрализация могла бы смягчить кризисные явления в экономике и социальной сфере. Однако после завершения формирования ОТГ и укрупнения районов – центрального элемента всей реформы децентрализации – существенного прорыва в уровне финансовой обеспеченности местного самоуправления не произошло. По итогам 11 месяцев 2021 г. доходы местных бюджетов (без трансфертов) в сводном бюджете составили 22,8% (22,6% в 2020 г., 23,3% в 2019 г.), хотя до всех реформ межбюджетных отношений в 2013 г. эта доля была выше (23,6%). ? местных бюджетов, несмотря на их перевод на прямые отношения с Минфином, как были, так и остались дотационными. Никуда не делся вал не профинансированных делегированных расходов, сумма которых растет из года в год. Единственная положительная подвижка в этом направлении под конец 2021 г. – выделение26,9 млрд. грн. на компенсацию разницы в тарифах за прошлые годы, которые уйдут на погашение штрафов перед Нефтегазом и закупку дорогого газа (сверх объёмов по субсидируемым ценам).

4. Реальный сектор экономики лишь частично достиг доковидного уровня, демонстрируя слабые темпы восстановительного роста.

 Из базовых секторов экономики (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, торговля) – только последний демонстрирует уверенный прирост в ретроспективе двух лет. Строительство выросло всего на 2,4% (10 месяцев 2021 г. против аналогичного периода 2019 г.), что по большому счету сигнализирует о стагнации в отрасли на фоне многомиллиардных бюджетных вливаний в нее – в 2020-2021 годах в рамках «Большой стройки» по разным каналам будет выделено около 250 млрд. грн. Остальные сектора, обделенные таким финансированием – восстанавливаются медленно.

 Сложной остается ситуация в промышленности. В январе-ноябре 2021 года промышленное производство выросло всего на 1,3%, что в 4,2 раза уступает темпам падения -5,4 % – за аналогичный период 2020 года.

o Кризис в промышленности начался задолго до пандемии. По итогам 2019 г. промышленность упала на 0,5%, в 2020 году – еще на 4,5%, а всего за 2014-2020 гг.– почти на 19%.

o Добывающая промышленность в январе-ноябре выросла на всего 1,1%, перерабатывающая – на 1,5%, энергетический сектор и ЖКХ – на 0,9%.

o Из позитивного стоит выделить увеличение на 22,4% производства электрического оборудования, на 8,5% - резинотехнических и пластмассовых изделий, на 7,0% - кокса и продуктов нефтепереработки, на 5,7% – целлюлозно-бумажной продукции. Эти подотрасли уже успели восстановиться до доковидного уровня.

o В то же время во многих других подотраслях, где также достигнут рост, это произошло на фоне крайне низкой базы сравнения, и выход на докризисные уровни производства там еще не близок. К примеру, увеличившие производство на 7,5% электронная отрасль и на 6,2% - автомобилестроение, добились таких результатов после прошлогоднего обрушения на 26,6% и 26,7% соответственно, и при сохранении нынешней динамики первая выйдет на показатели выше 2019 года только в 2025 году, а вторая – в 2026 году.

o Имеется целый ряд отраслей, которые продолжали сокращать объемы производства с начала текущего года. К примеру, пищевая промышленность упала на 7,5%, фармацевтическая – на 1,6%, нефтегазодобывающая отрасль – на 2,6%.

o Общее машиностроение, которое, по данным Госстата, выросло за 11 месяцев на 8,0%, на самом деле находится по объемам производства на отметке 87,5% от уровня аналогичного периода «доковидного» 2019 года.

o Рост промышленного производства зафиксирован в 15 регионах страны. Наиболее существенными темпами – в Волынской (+9,0%), Одесской (+8,3%), Житомирской (+6,3%), Львовской и Ровенской областях (+6,0%). Давшие неплохую позитивную динамику промышленники Днепропетровской (+7,9%) и Тернопольской (+6,5%) областей добились таких показателей на фоне низкой базы сравнения – в прошлом году падение производства в этих регионах составило -13,8% и -11,3% соответственно.

o Промышленное производство сократилось в 10 из 25 регионов страны. Наибольшими темпами – в Кировоградской (-20,6%), Луганской (-8,1%), Херсонской (-7,3%), Харьковской (-6,9%) и Черновицкой (-4,3%) областях. Тревожным фактором является устойчивая динамика падения по отношению к доковидному 2019 году в упомянутых Черновицкой, Луганской, Харьковской областях, которые сократили объемы производства по сравнению с январем-ноябрем 2019 года на 19,1%, 14,2%, 11,3%  соответственно, а также Черниговщины (-10,0%).

o Одна из ключевых проблем, сдерживающих темпы восстановления промышленности – практически отсутствие каких-либо программ ее государственной поддержки (кроме ежегодного выделения средств на погашение задолженности перед шахтерами). В то время как ведущие страны мира для восстановления своих экономик вливали в них многомиллиардные средства по разным каналам, Украина оказалась той уникальной страной, которая отказалась помогать своей промышленности.

 Только по итогам 11 месяцев удалось выйти на доковидный уровень аграриям.

o Благодаря рекордному урожаю зерновых и зернобобовых зафиксирован рост объемов производства на 16,7%, хотя еще по итогам девяти месяцев цифры были куда менее обнадеживающие (+1,9%). Благодаря рывку, совершенному к концу года, по итогам января-ноября уровень аналогичного периода 2019 года превышен на 2,2%.

o Выпуск аграрной продукции на сельхозпредприятиях увеличился на 22,5%, а в хозяйствах населения – на 6,3%.

o Аграрное производство выросло в 21 из 24 регионов страны.. Самые существенные темпы прироста зафиксированы в Одесской (+88,9%), Кировоградской (+47,1%), Николаевской (+43,9%), Черкасской (+36,8%), Винницкой (+24,3%), Днепропетровской (+22,5%), Киевской (+20,7%) областях.

o Уменьшились объемы аграрного производства лишь в 3 регионах – Сумской области, где зафиксировано падение на 10,5%, Закарпатской – на 4,8% и Харьковской – на 3,2%.

o Традиционно аграрный сектор добился роста за счет растениеводства, которое прирастило объемы производства на 22,7%.

o Животноводство традиционно «тянет» вниз аграрный сектор уже не первый год подряд. Объемы производства в этой подотрасли упали на 4,7%, в т.ч. на сельскохозяйственных предприятиях – на 2,9%, в хозяйствах населения – на 6,6%. Не поменялась и устойчивая тенденция уменьшения количества всех видов сельскохозяйственных животных. По состоянию на 1 декабря поголовье крупного рогатого скота сократилось по сравнению с аналогичной датой прошлого года на 6,9% (в т.ч. коров – на 6,8%), свиней – на 4,7%, овец и коз – на 5,9%, домашней птицы – на 0,6%.

o Производство мяса уменьшилось на 1,7%, молока – на 5,8%, настриг шерсти – на 6,3%, производство яиц – на 13,5% (!).

o Результаты в аграрном секторе могли бы быть и лучше, если бы не крайне низкий уровень государственной поддержки отрасли. Финансовая поддержка сельскохозяйственным товаропроизводителям в 2021 году была выделена в размере всего 4,67 млрд. грн. (менее 180 млн. дол. США). Но эти объемы и близко не идут в сравнении с теми дополнительными оборотными средствами, которыми располагали аграрии до ликвидации спецрежима по НДС (20-25 млрд. грн. в год, в долларовом эквиваленте доходило до 2,5 млрд. дол., к которым добавлялась многоканальная прямая господдержка).

 Такими же медленными темпами происходит восстановление и в транспортном секторе.

o Хотя по большинству параметров работы отрасли наблюдается позитивная динамика (за 11 месяцев грузооборот остался на уровне 2020 года, объемы перевозок грузов увеличились на 3,9%, пассажирооборот – на 27,5%, количество перевезенных пассажиров – на 3,5%), речь пока и близко не идет о восстановлении после прошлогодних двузначных падений по всем направлениям (на 15,1%, 11,6%, 53,8% и 39,9% соответственно). При сохранении нынешних темпов роста выход на уровень 2019 года по физической перевозке грузов и пассажирообороту возможен к 2024 году, а по грузообороту и количеству перевозимых пассажиров – лишь в следующем десятилетии!

o Из позитивных моментов стоит выделить грузовые перевозки автомобильным транспортом, показавшие рост и по обороту (+9,6%), и по физическим объемам (+16,9%). На 9,3% вырос грузооборот на авиационном транспорте, хотя количество перевезенных грузов сократилось на 4,8%.

o Грузооборот на трубопроводном транспорте сократился на 12,6% (по итогам 9 месяцев было -7,4%), объемы прокачки упали на 20,3%, и эти показатели из месяца в месяц продолжают ухудшаться. С учетом того, что физический запуск «Северного потока-2» - это уже всего лишь вопрос времени, и через него уже скоро смогут начать транспортировать первый газ, падение в трубопроводном сегменте грозит существенно увеличиться.

o На 5,7% сократилось количество грузов, перевезенное на водном транспорте. Флот стареет, новые суда Украина не строит, судостроительная отрасль в глубоком упадке, портовая инфраструктура находится в убитом состоянии, поэтому результат водников выглядит вполне закономерным.

5. Восстановление внешнего спроса и положительные условия торговли в определенной мере способствовали реальному сектору, однако Украина не смогла воспользоваться в полной мере благоприятной внешней конъюнктурой.

 Внешняя торговля хоть и зафиксировала высокие темпы роста (за 10 месяцев 2021 года экспорт вырос на 37,5%, в то время как импорт – на 32,1%), но это было обеспечено благоприятными факторами на международных рынках, в основном, в первой половине года, когда Украина могла дорого реализовывать свою продукцию, и в то же время пользоваться упавшими до минимума в этом десятилетии ценами на энергоносители. Системная работа по продвижению украинского экспорта и диверсификации рынков сбыта не велась и не ведется.

 Для инфо: по итогам 2021 года Китай укрепит свои лидирующие позиции как ключевого внешнеторгового партнера Украины (удельная доля экспорта украинской продукции в эту страну составляет 12%, импорт из Китая – 15%). Однако по мере ухудшения отношений между США и Китаем (а Украина во многих вопросах движется в фарватере Вашингтона), такая зависимость создает большие риски. Не добавляют позитива украинско-китайским отношениям и истории наподобие национализации у китайских покупателей АО «Мотор-Сич», и наложение санкций на граждан Китая. Китайские акционеры уже подали в международный арбитраж иск против Украины на 4,5 млрд. дол. (и это серьезная проблема – эта цифра является большей, чем выручка от экспортных поставок в Китай за 6 месяцев благоприятного в плане конъюнктуры 2021 года).

 Украина в отличие от других стран мира по-прежнему далека от построения эффективной системы поддержки отечественных экспортеров.

Так и не заработало в стране Экспортно-кредитное агентство. Вместо практической работы по содействию продвижению украинской продукции на внешние рынки эта структура потратила время на разработку «стратегического плана развития до 2026 года». А 3 ноября ЭКА было совсем парализовано – за день до отставки бывший первый вице-премьер-министр экономики А.Любченко уволил всех пятерых членов наблюдательного совета и председателя правления агентства за «крайне неудовлетворительную деятельность общества и отсутствие реагирования на это со стороны членов наблюдательного совета». За девять месяцев 2021 года агентство заключило четыре договора страхования и получило доход в размере 116 тыс. грн., зато расходы общества за это время достигли 19,5 млн. грн. Доступное длинное кредитование для R&D, покупки готовых технологий, создания мощностей для производства новой продукции практически отсутствует.

Так и не восстановлена система торгово-экономических представительств Украины, хотя еще пять лет назад анонсировалось открытие более чем двух десятков их на всех континентах.

 По-прежнему не меняется в лучшую сторону неблагоприятная структура экспорта с креном на сырье и товары с низкой добавленной стоимостью.

 Экспортная корзина Украины по-прежнему остается примитивной. Более 71% товарного экспорта с начала года составила сырьевая продукция или товары с низкой добавленной стоимостью — металлы и металлоизделия (24,2%), растительная продукция (21,3%), минеральная продукция (13,9%), жиры и масла (9,5%), живые животные и продукты животного происхождения (1,9%). В то же время на машины и оборудование приходилось всего 7,8% (годом ранее - 9,2%) экспорта. Доля средств наземного транспорта, продукции авиа- и судостроения составила лишь 1,0% – это втрое меньше, чем экспорт древесины и изделий из нее (3,1%). Экспортируя сырье, Украина не использует возможности формирования добавленной стоимости на своей территории, не создает новые рабочие места в переработке, получает значительно меньшие, чем могла бы, доходы для государственного и местных бюджетов.

 Не лучшая ситуация складывается и с экспортом услуг. Экспорт услуг за три квартала 2021 года вырос всего на 4,0% - после прошлогоднего падения на 12,0%. При этом импорт услуг вырос на 31,0%, и это привело к снижению позитивного сальдо внешней торговли услугами почти на 1 млрд. дол. В том числе экспорт услуг трубопроводного транспорта сократился на 29,2%, и это еще далеко не предел. Договоренности с «Газпромом», достигнутые в декабре 2019 года, предусматривают правило «транспортируй или плати», начиная с 2021 года и на ближайшие четыре года, только на 40 млрд. кубометров, и уже сейчас понятно, что РФ и далее будет реализовывать политику расширения газового транзита в обход Украины.

6. Продолжают расти коммунальные тарифы, а вместе с ними и задолженность населения за потребленные услуги.

 В целом по сравнению с началом года по состоянию на 1.12.2021 тарифы ЖКХ увеличились на 9,9% (в т.ч. содержание домов – на 6,2%, холодная вода и водоотвод – на 11,8%, электроэнергия – на 26,5%, газ – на 16,3%). Последняя цифра вызывает особую тревогу – была упущена хорошая возможность закачать достаточные объемы газа в ПХГ в первой половине года, когда цены держались на минимуме, и Украина вошла в отопительный сезон с минимальными запасами за последнее десятилетие на фоне 5-6 кратного роста цен на газ на биржах в Европе.

 Если в прошлогоднем отопительном сезоне на его старте долги населения на 1.11.2020 составляли 56,1 млрд. грн., то на 1.11.2021 они выросли до 65,5 млрд. грн. И это и не удивительно при том, что если год назад украинцы получили платежек за октябрь на общую сумму 11,0 млрд. грн., то в этом году – уже на 16,4 млрд. грн.

 Общие начисления за потребленные коммунальные услуги за 10 месяцев составили 169,2 млрд. грн., тогда как за аналогичный период годом ранее – 121,7 млрд. грн. При этом впервые в истории независимости Украины еще ни разу месячные начисления не опускались даже в летний период ниже 10 млрд. грн. Поэтому вполне естественным выглядело исчерпание средств в бюджете-2021 на субсидии еще до начала нынешнего отопительного сезона, из-за чего в срочном порядке понадобилось их дофинансирование на 12 млрд. грн.

7. Несмотря на некоторое улучшение, уровень жизни и качество социальных услуг остались по-прежнему на достаточно низком уровне.

В 2021 году несколько выросли реальные доходы граждан.

 В первой половине 2021 г. (в сравнении с аналогичным периодом 2020 г.) реальные наявные доходы населения выросли на 3,3%.

Показатели бедности по первому кварталу 2021 г. улучшились, однако ожидается рост этого показателя до конца года на фоне ускорения инфляции.

 По данным Минсоцполитики[3], уровень бедности в І кв. т.г.[4]по абсолютному критерию – расходам ниже фактического прожиточного минимума в сравнении с аналогичным периодом прошлого года – уменьшился с 43,8% до 36,6%. Однако в следующие кварталы этот показатель увеличится на фоне роста инфляции.

Социальные стандарты оставались заниженными.

 Прожиточный минимум (ПМ), установленный в Законе о Госбюджете-2021, оставался ниже фактического прожиточного минимума (ФПМ), рассчитанного Минсоцполитики на основе потребительской корзины и инфляции. По состоянию на ноябрь, ПМ был в 1,93 раза ниже ФПМ (соответственно 4 419 грн. и 2 294 грн.). За 2021 год рост ПМ составил, в зависимости от социально-возрастных групп, от 165 грн. до 223 грн.

 Соответственно социальные выплаты, которые зависят от ПМ, на протяжении 2021 года оставались достаточно низкими или росли незначительно. Например, максимальные выплаты одиноким матерям в 2021 г. выросли на 179 грн. и на 223 грн. соответственно на ребенка до 6 лет и 6-18 лет (+9,3% к предыдущему году), а временная госпомощь детям, родители которых не платят алименты – на 89,5 грн. на ребенка до 6 лет и 111,5 грн. на ребенка до 6 – 18 лет (+9,3% к предыдущему году), что при ожидаемой инфляции 10,2-10,5% в 2021 г. означает обесценивание таких выплат в реальном выражении.

 Продолжала оставаться недифференцированной и не выросла помощь по рождению ребенка (разовая 10 320 грн. и помесячная 860 грн.). До 2014 г. применялся дифференцированный подход в выплатах (рост суммы в зависимости от количества детей). В долларовом эквиваленте семьи с детьми за 8 летний период потеряли от 61% до 90% в выплатах.

 Многие соцвыплаты не индексировались на уровень инфляции. Это введенная с 2019 года выплата в размере 1 700 грн. для многодетных семей, соцпомощь «на похороны», выплаты переселенцам и некоторые другие.

 Некоторые социальные выплаты были  урезаны. Например, пилотный проект по социальной защите семей с детьми «муниципальная няня»[5], который и так работал слабо из-за того, что няни, как правило, не стремились оформлять ФОП, в 2021 году решением правительства был ограничен по контингенту получателей выплат[6]. Семьи с 1 здоровым ребенком потеряли право на такую выплату.

Прибавки к пенсии в 2021 году не решили проблему низких выплат.

 В 2020 году пенсионерам в возрасте 80 и более лет начали доплачивать к пенсии 500 грн., а в 2021 году прибавка в размере 400 грн. была предусмотрена пенсионерам в возрасте 75-80 лет. Изначально прибавку планировали ввести с июля, но затем перенесли на октябрь.

 После всех прибавок и пересчетов минимальная пенсия (МП) в 2021 году по состоянию на 1 декабря составила: 1 934 грн., для 75-80 летних – 2 500 грн., и для 80-тилетних и более – 2 600 грн., что в долларовом эквиваленте соответственно составляет 71,2 дол., 92,0 дол. и 95,7 дол. Все эти три показателя МП ниже ФПМ, рассчитанного Минсоцполитики на ноябрь т.г., который составил для нетрудоспособного населения 3 727 грн. МП для этих трех групп пенсионеров меньше ФПМ соответственно на 48,9%, 33% и 30%. На 1.10.2021  половина пенсионеров получала пенсию ниже 3 тыс. грн., т.е. гораздо ниже фактического прожиточного минимума.

На 1.10.2021 г. средняя пенсия в Украине составляла 3 915,75 грн. В то же время пенсию ниже среднего уровня получали 70,4% пенсионеров

В 2021 году не было особого прогресса в борьбе с задолженностью по выплате зарплат, а изменение методики расчета искусственно занижало этот показатель.

 На 1 декабря 2021 г. общая сумма задолженности по выплате заработной платы составила 3942,8 млн. грн. (+51%) с начала года.

 Надо отметить, что с 1 января 2021 г. Госстат поменял методику расчета зарплатной задолженности, исключив из статистики часть неликвидированных предприятий-банкротов, в результате чего задолженность на начало 2021 года резко уменьшилась с 3 137 до 2 612 млн. грн. Т.о. реальная задолженность на ноябрь 2021 года могла бы превысить 4,5 млрд. грн.

Обещания по повышению зарплат учителям вновь остались не выполненными

 Уже трижды (на 2020-2022 гг.) откладывается выполнение постановления правительства, которое принималось в 2019 г. для реализации профильного закона об образовании о повышении минимального оклада учителя до 3-х минимальных зарплат. Действие постановления правительства[7], согласно которого должны были провести повышение, под конец 2021 приостановлено до 31.12.2022.

 За 11 мес. т.г. средняя зарплата в образовании составляла 11 532грн. или 84,1% от средней по экономике.

8. В 2021 году в отечественной медицине отмечались «хронические» проблемы (недофинансирование, низкие зарплаты, задолженность по их выплате и пр.), которые были усилены эпидемией COVID-19.

 В 2021 году сфера здравоохранения вновь не получила положенные ей 5% от ВВП. По прогнозу этот уровень может составить 4,1% ВВП (по сводному бюджету), но в реальности профинансировано будет меньше (за 11 месяцев т.г. медицина профинансирована на 89% от плана на период по общему фонду).

Хроническая нехватка средств привела к тому, что некоторые программы вообще не финансировались, либо уровень финансирования был крайне низкий.

 За 11 месяцев вообще не была профинансирована программа «Создание современной клинической базы для лечения онкологических заболеваний в Национальном институте рака». Программа по госзакупкам лекарственных средств, иммунобиологических препаратов, медизделий профинансирована на 48,7% от плана на период, программа «Развитие системы экстренной медицинской помощи и модернизация и обновление материально-технической базы учреждений здравоохранения» – на 43,3%, «Общегосударственные учреждения и мероприятия в сфере медицинского образования» на 76,5%, «Специализированная и высокоспециализированная медицинская помощь, оказываемая общегосударственными учреждениями здравоохранения» – на 88%.

Медреформа в этом году была продолжена с сохранением всех рисков перевода значительной части отечественной медицины на коммерческие рельсы.

 Внесены изменения в законодательство[8], которые позволят беспрепятственно перевести государственные медучреждения в неприбыльные предприятия (по аналогии с коммунальными), чтобы заключить договора с НСЗУ. Таким образом, все риски, которые проявились в коммунальных медучреждениях с момента старта 2-го этапа медреформы (недофинансирование, сокращение перечня услуг, проблемы с выплатой зарплат, возможные увольнения персонала пр.) могут проявиться в крупных государственных больницах, клиниках НИИ.

 В 2021 году система отечественного здравоохранения пережила 2 пика заболеваемости COVID-19 (апрель и ноябрь) с серьезными перегрузками сети. Как и в прошлом году, на пике заболеваемости лечебные учреждения и государственные лаборатории работали на пределе своих мощностей, плюс ситуация усложнялась увеличением числа тяжелых больных, которые в основном не были вакцинированы и требовали дополнительного кислорода, которого не хватало.

В 2021 году для системы здравоохранения приоритетной задачей была вакцинация населения от COVID-19, итоги которой оказались сомнительными.

 Изначально старт вакцинации (24 февраля 2021г.) задержался как минимум на месяц - два по сравнению с европейскими соседями. На 29 декабря в странах ЕС всего провакцинировано 72,56% населения, и полностью – 68,93%. В Европе уже применяют бустерную дозу и начали вакцинацию детей в возрасте 5+ лет. Израиль начитает 4-й этап вакцинации.

 По состоянию на 29 декабря в Украине количество вакцинированных составило 14 639 496 человек (35,47 % населения) и полностью вакцини­ровано 13 542 266 человек или 32,81% населения, что явно недостаточно для создания коллективного иммунитета. Как следствие, КМУ принял решение про продление адаптивного карантина до марта 2022 года (пока не будет охвачено вакцинаций как минимум 70%).

 В то же время в Украине уже принято решение о вакцинации детей старше 12 лет, которые не относятся к группе риска тяжелого течения COVID-19, и при наличии у них всех обязательных рутинных прививок[9], а также есть возможность получить бустерную дозу[10](с нового года) для выделенного контингента по аналогии со странами ЕС.

При проведении вакцинальной кампании против COVID-19 в Украине возникали проблемы, которые решались с разной долей успешности

 Предложенное населению электронное приложение «Дия» получило массу нареканий со стороны пользователей, особенно на начальной стадии его применения. Приложение малодоступно сельскому населению, людям с низким достатком и значительной части пенсионеров, которые не пользуются современными гаджетами либо не имеют доступа к интернету.

 С момента введения «ковид-сертификата» не прекращаются сообщения об их подделках, как в электронном, так и в бумажном варианте. Дороговизна ПЦР-тестов (цена в приватных лабораториях стартует от 600 грн.), очереди на исследования в государственных лабораториях (особенно во время пика заболеваемости) стимулируют стремление заплатить 1 раз за фальшивый документ и не тратить время и деньги на тесты.

Меры по борьбе с эпидемией быстро исчерпывали свой стимулирующей эффект, что привело к резкому падению темпов вакцинации к концу года.

 Так, введение в октябре-ноябре ряда мер для стимулирования населения вакцинироваться (обязательная вакцинации для определенных профессий - чиновников, педагогов и др., ковид-сертификаты в комплексе с карантинными ограничениями в красных зонах) простимулировали часть населения вакцинироваться, что позволило довести количество вакцинаций в день до среднего уровня в ноябре порядка 250 тыс./день. Но уже на конец года эта цифра снизилась практически вдвое (на 29 декабря за сутки было привито 131 129 человек при том, что среднее число вакцинаций в ноябре составляло – 254,5 тыс./день, а суточный показатель по некоторым дням превышал 300 тыс.).

Эффективность новых стимулирующих мер сомнительна.

 Принято решение с  19.12.2021г. выплачивать по 1000 грн.  полностью вакцинированным  гражданам (2 дозы вакцинации). В реализации этого мероприятия много подвохов. Первое – это очень ограниченный перечень вариантов для использования «ковидной» 1000 грн., а второе – это очевидные проблемы для ее получения теми людьми, которые не пользуются приложением «Дия».

Не последнюю роль в слабой организации процесса вакцинации играет затягивание процесса с принятием окончательного решения о создании органа, который смог бы взять на себя функции ликвидированной в 2014 году СЭС.

 В начале 2021 года принят в первом чтении законопроект «О системе общественного здоровья»[11](СОЗ), в котором законодатель попытался соединить 2 действующих закона («Об обеспечении санитарного и противоэпидемического благополучия населения» и «О защите населения от инфекционных болезней»). По мнению экспертов, это был не самый удачный вариант решения вопроса в части восстановления функции госсанэпиднадзора. Кроме того, в законопроект вшита очередная надуманная структура – координационные советы с надуманными полномочиями и высокими коррупционными рисками.

Самой большой проблемой, как и в прошлом году, остаются медицинские кадры.

 С января по октябрь 2021 года система здравоохранения Украины потеряла 21,7 тыс. работников (-3%), сократившись с 737,5 тыс. до 715,8 тыс. человек.

 Заработная плата (з.п.) в здравоохранении по-прежнему меньше, чем в среднем по экономике (за 11 мес. 2021 г. составила 11 530 грн. или 84,1% от средней по экономике).

Сфера здравоохранения в течение 2021 года стабильно была среди лидеров по росту задолженности по зарплате.

 По состоянию на 1 ноября т.г. задолженность по отрасли составила 126,6 млн. грн.,  с ростом от начала года на 356%. Такой рост задолженности является самым высоким показателем среди всех секторов экономики, по которым есть отчетность Госстата.

В течение этого года продолжалась практика «несправедливого» распределения зарплат внутри медучреждений (тех, которые стали коммунальными предприятиями).

 Распределение средств для выплат з.п. внутри медучреждения изначально в реформе было отдано на откуп администрации медучреждений. Предлагаемый метод регулирования этого процесса в виде закрепления принципа оплаты труда в коллективном договоре оказался неэффективным.

 В конце т.г. проблема была озвучена в правительстве. Было отмечено, что разница между з.п. руководителя и рядового работника может составлять 10 и более раз. Правительство приняло  решение о том, что должностной оклад руководителя не может превышать размер средней з.п. медработников учреждения здравоохранения более чем на 60%, а также задекларировало норму о необходимости дифференциации з.п. работников с учетом их квалификации, объемов, сложности, ответственности и условий выполняемой работы. Однако есть риски, что установление «потолка» для зарплат руководителей без предложения прозрачного и эффективного механизма распределения будет малоэффективным.

В 2021 г. цены на лекарства в аптеках продолжали расти, госпрограмма реимбурсации пока не может полностью обеспечить население доступными медикаментами.

 Рост стоимости 1 упаковки товаров аптечной корзины в октябре 2021 года по сравнению с аналогичным периодом 2020 года составил +19,3%, в т.ч. по лекарствам +16,3%[12].

 Несмотря на то, что программа «Доступные лекарства» полностью перешла под администрирование НСЗУ и была расширена, существенного прорыва в обеспечении населения доступными лекарствами не произошло.

 Остается проблема в привлечении к проекту аптек. По состоянию на 28.12.2021 г. НСЗУ дает информацию о 1 308 аптек, с которыми заключен договор о реимбурсации, и об имеющихся 11 635 точках отпуска медикаментов.

 Но не все аптеки – участники программы отпускают препараты. По состоянию на 28.12.21 препараты в рамках программы не отпусками 1 287 из имеющихся 11 359 точек.[13].В Украине всего насчитывается более 20,6 тыс. торговых точек, т.е. в программе по факту участвует менее половины из них.

 По мнению экспертов фармрынка, несмотря на расширение программы «Доступные лекарства» новыми нозологиями и переход к реимбурсации инсулинов, общие объемы потребления включенных в программу лекарств в октябре 2021 г. увеличились только на 3% в натуральном и 7% в денежном выражении. Возросло потребление не возмещаемых государством препаратов, а для возмещаемых – объёмы потребления почти не изменились[14].

Основные социально-экономические риски на 2022 г.

Внешняя среда (условия торговли и финансовые условия) в целом прогнозируется менее благоприятной, чем в 2021 г:

o По оценкам МВФ, темпы роста глобальной экономики замедлятся с 5,9% в 2021 г. до 4,9% в 2022 г.

o Как ожидается, ведущие Центробанки мира начнут/продолжат переходить к ужесточению монетарной политики в ответ на рекордную за последние 10-20 лет инфляцию на всех континентах. Для Украины это означает риски оттока капитала с развивающихся рынков и повышение ставок по коммерческим внешним заимствованиям. Рефинансировать госдолг в 2022 г. может быть сложнее.

o Существуют риски дальнейшего ухудшения условий торговли в 2022 г., в т.ч. продолжения снижения цен на сталь, руду, кукурузу при сохранении нынешних высоких цен на энергоресурсы, как минимум в первой половине 2022 г. Нацбанк оценивает такие риски как высокие. Это несет риски замедления темпов роста экспорта.

С появлением нового более легко передающегося штамма Омикрон распространение Covid-19 в 2022 г. ускорится. Следует ожидать, что уже в 1-м квартале 2022 г. Украина столкнется с новой 4-й волной распространения пандемии. И хотя на сегодня есть осторожные оценки перспектив снижения уровня тяжести самого заболевания, низкие темпы вакцинации и недофинансирование системы здравоохранения усиливают риски развития пандемии по негативному сценарию и введения на этом фоне ограничительных мер на региональном и центральном уровнях, что будет также тормозить восстановление экономики в 2022 г.

 Останутся высокие риски прохождения зимнего (отопительного) периода. Риски обуславливаются высокими ценами на газ, нехваткой угля для маневренной тепловой генерации, ухудшением финансового состояния предприятий ТЭК / ЖКХ и могут дополнительно обостриться в случае: (1) прогнозируемой холодной зимы; (2) усиления конфликта по линии власть – собственники активов в ТЭК; (3) принятия политических решений о запрете импорта э/э из РБ, РФ. В худшем варианте страна столкнется с системными аварийными («веерными») отключениями электроэнергии, которые затормозят дальнейшее восстановление экономики в 1-м квартале 2022 г. Усилится тенденция роста долгов населения за услуги ЖКХ, поскольку в бюджете-2022 предусмотрено снижение финансирования субсидий, на которые не хватило предусмотренных средств и в 2021 году...

 Сохранятся высокие инфляционные риски. В 2022 г. Украина столкнется с отложенными эффектами инфляции в сфере тарифов ЖКХ (газ, тепло, э/э), рост которых неизбежен после завершения текущего отопительного сезона. На фоне других про-инфляционных факторов (повышение затрат на сырье, логистику, зарплаты, повышение налогов – акцизы, рента, единый налог, «фискализация» ФОПов и тд.) это будет обуславливать медленный тренд на дез-инфляцию, которая в 2022 г. точно не вернется в рамки целевого диапазона НБУ (5+/-1%), и в силу негативного влияния на ожидания бизнеса будет ухудшать перспективы экономического роста.

 Продолжится курс на фискальную консолидацию, угнетающую экономический рост. В рамках меморандума с МВФ предполагается дальнейшее снижение дефицита бюджета с 3,5% ВВП по факту в 2021 г. до 3% ВВП по плану на 2022 г., а по факту традиционно будет еще меньше. Вместе с и так низким объёмом финансирования расходов на поддержку экономики (капитальных инвестиций), львиная доля которых идет на строительство дорог (эффект от последних в перезапуск экономики, как можно было убедиться за 2,5 года, переоценен, тогда как масштаб коррупционных рисков только растет), это будет тормозить восстановление экономики.

 Структурные проблемы, связанные с низким уровнем инвестиций, никуда не денутся и перенесутся на следующий год. Продолжение конфликта на Донбассе, непредсказуемый инвестиционный климат с санкциями СНБО, ужесточение налогового администрирования, плохая защита прав собственности, низкая господдержка базовых отраслей и МСБ – все это продолжит подрывать ожидания инвесторов, обуславливая медленное восстановление инвестиций даже до до-ковидного уровня, не говоря уже про до-военный. Нет инвестиций – нет долгосрочной базы для экономического роста.

 Низкие темпы восстановления экономики будут обуславливать сдержанные темпы роста реальных доходов, индексации социальных стандартов и преодоления бедности.

o По оценке специалистов НАН Украины, по самому оптимистичному сценарию в 2022 году будет происходить консервация показателей бедности.

o Соцстадарты ощутимо повышаться не будут. В бюджете на 2022 год вновь заложен прожиточный минимум (ПМ), который прогнозировано будет вдвое ниже фактического прожиточного минимума (ФПМ). Рост ПМ, заложенного в бюджете, составит 8%, а значит соцвыплаты, которые от него зависят, существенно не вырастут, и в лучшем случае будут проиндексированы на инфляцию (по нашим прогнозам, рост цен в декабре 2022 г. к декабрю 2021 г. составит 8%)

 Для системы здравоохранения следующий год также останется сложным, т.к. все негативные тенденции 2021 года сохранятся. В бюджете 2022 года на здравоохранение заложено на 38 млрд. грн. больше в сравнении с текущим годом, а именно 232,8 млрд. грн., однако этот уровень все равно не дотягивает до положенных 5% от ВВП (ориентировочно все те же4,1% ВВП).

o Обещание власти повысить зарплаты медработникам (врачам не менее 20 тыс. грн. и 13,5 тыс. грн. среднему медперсоналу) вероятнее всего будет реализовываться за счет сокращения сети медучреждений.

o В 2022 году планируется переход в статус госпредприятий бюджетных медучреждений, находящихся в госсобственности, а это в основном медучреждения третьего уровня медпомощи. Есть высокие риски, что для получения большего количества средств от НСЗУ высокоспециализированные государственные больницы и клиники НИИ станут заниматься «заробитчанством», предоставляя более простую специализированную (вторичную) медпомощь.

o Украине следует готовиться к следующим подъёмам заболеваемости перегрузкам сети в связи с распространением коронавируса Омикрон. Если прогноз оправдается и на фоне более-менее легкого течения заболевания, вызванного штаммом коронавируса Омикрон, будут преобладать амбулаторные формы лечения, дополнительная нагрузка ляжет на перегруженную и недоукомплектованную кадрами первичную сеть.

o Нет уверенности в том, что в 2022 году будет принято окончательное решение о восстановлении в полном объёме функций разрушенной СЭС. Это осложнит борьбу с эпидемией (запаздывание в принятии решений, слабый контроль их исполнения и пр.).

o В отсутствие прозрачных механизмов распределения зарплат в коммунальных медучреждениях останется проблема «несправедливости» их начисления.

 В отсутствии глобальных финансовых потрясений, значительной эскалации конфликта на Донбассе и системного энергетического кризиса, максимум на что может рассчитывать Украина в кратко- и среднесрочной перспективе – это воспроизведение своих потенциальных темпов роста на уровне 3-3,5%. В этот диапазон вписывается большинство прогнозов по росту реального ВВП на 2022 г. (МВФ, МЭРТ – 3,6%, НБУ – 3,8%, по нашим оценкам – на 3,3%). В то же время, следует понимать, что с такими темпами Украина только к 2024 г. выйдет на довоенный показатель 2013 г. по уровню реального ВВП, ни о каком сокращении разрыва в подушевых доходах со странами-соседями в регионе и речи быть не может. А значит, продолжится медленная деградация страны (депопуляция, де-индустриализация, де-капитализация) со всеми вытекающими рисками в виде сохранения высоких показателей бедности, политической нестабильности и угроз для целостности государства.



[1]Доходы минус расходы за вычетом расходов на обслуживание госдолга. По данным Минфина, за 11 месяцев 2021 г. первичный профицит общего фонда госбюджета составил 85 млрд. грн., при запланированном дефиците 67,2 млрд. грн.

[2]Налоговая эффективность НДС (НДС%, от конечных потребительских расходов) в 2019-2021 гг. ниже, чем в 2016-2018 г. Этот показатель по первой половине 2021 г. года составил 10,9%, в 2020 г. – 10%, тогда как в 2018 г. – 11,7%, в 2017 г. – 12,1%. Ухудшение произошло в первую очередь за счет снижения налоговой эффективности импортного НДС, что может косвенно свидетельствовать о росте объёмов серого импорта и контрабанды.

[3]https://www.msp.gov.ua/timeline/Pokazniki-socialnoi-sferi.html

[4]Последние доступные данные.

[5]Постановлением КМУ от 30.05.2018 № 427 "Некоторые вопросы реализации пилотного проекта по социальной защите семей с детьми и поддержке развития ответственного отцовства" с 1.01.2019 введена выплата компенсации услуги "муниципальная няня" в размере одного ПМ для детей до 6 лет, установленного на 1 января соответствующего года, и в размере 2 ПМ – в случае ухода за ребенком с инвалидностью; Постановлением КМУ от 30.01.2019 № 68 «Некоторые вопросы предоставления услуги по уходу за ребенком до трех лет» утвержден Порядок возмещения стоимости услуги „муниципальная няня” по уходу за ребенком до трех лет».

[6]Изменения от 15.12.2021 г. в Постановление КМУ «О внесении изменений в Порядок возмещения стоимости услуги по уходу за ребенком до трех лет («муниципальная няня»).

[7]Постановление КМУ от 10 июля 2019 г. № 822 «Об оплате труда педагогических, научно педагогических и научных работников учреждений образования и науки». Действие Постановления приостановлено до 31 декабря 2022 г. согласно постановлению КМУ № 822 от 28.12.2021.

[8]Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об усовершенствовании системы управления сферой здравоохранения и обеспечении медицинского обслуживания населения», принят 15.12.21

[9]Приказ МОЗ от 13.10.2021 № 2234. Детей в возрасте от 12 лет рекомендовано прививать вакциной Comirnaty от Pfizer/BioNTech. Для них эту вакцину используют по той же схеме, что и для взрослых – две дозы по 0,3 мл с интервалом 21-28 суток.

[10]Приказ МОЗ от 13 декабря 2021 № 2770 «О введении дополнительной дозы вакцины от COVID-19 в соответствии с рекомендацией Национальной технической группы экспертов по вопросам иммунопрофилактики» (НТГЭИ) №18-10/2021-1.Дополнительную дозу вакцины против COVID-19 могут получить люди с ВИЧ-инфекцией, онкологией, после трансплантации органов, лицам, проходящие иммуносупрессивную или иммуномодулирующую терапию, и лица с рядом других иммунодефицитов (независимо от того, какой вакциной они прививались ранее).

[11]Законопроект № 4142 від 22.09.2020, принят в первом чтении 04.02.2021

[12]https://www.apteka.ua/article/618058

[13]https://edata.e-health.gov.ua/e-data/dashboard/pharmacy-map

[14]https://www.apteka.ua/article/619864