Президент
Украины выдал указ о внедрении единой государственной политики реформ в стране.
Предлагается создать следующий механизм разработки, координации и мониторинга
реализации реформ:
o
Национальный совет реформ – консультативно - совещательный орган при
Президенте Украины, отвечающий за стратегию и согласование ключевых позиций
реформ. Рада возглавляется Президентом Украины. В ее состав войдут глава
парламента и главы парламентских комитетов, премьер-министр и члены Кабмина -
министры, глава НБУ, 4 представителя от общественных организаций, представитель
Совещательного совета реформ. По сути
Нацсовет реформ – аналог Комитета экономических реформ (КЭР) периода
президентства Януковича.
o
Совещательный совет реформ – еще один консультативно - совещательный орган
при Президенте Украины, главной функцией которого станет внесение предложений
по реформам на основе международного опыта. Совет создается как площадка для
концентрации экспертного потенциала международных организаций, доноров и многочисленных
общественных движений (по типу Реанимационный пакет реформ), пытающихся влиять
на ход реформ в Украине.
o
Исполнительный комитет реформ - вспомогательный орган при Президенте,
занимающийся подготовкой предложений по стратегическому планированию реформ, их
реализации и мониторингу. Возглавит Комитет – замглавы АПУ Шимкив. В состав
Комитета войдут: по 2 кандидатуры, предложенные премьер-министром и спикером
парламента, одна кандидатура от главы Нацбанка и постпред Президента в Кабмине
Данилюк. Исполнительный комитет через 3 месяца должен представить на
рассмотрение Нацсовета реформ проект стратегии устойчивого развития Украины до
2020 г.
Попытка придать реализации реформ системный характер – шаг в правильном
направлении. После смены власти, КЭР был ликвидирован, национальный план
действий на 2014 г. так и не был принят. Новый Кабмин, кроме тезисной программы
своей деятельности, так и не разработал стратегию первоочередных и
среднесрочных реформ. Отдельные реформаторские законы, разработанные во многом
прошлой властью, принимаются хаотично либо под давлением обязательств, взятых
при подписании программы с МВФ и соглашения об ассоциации с ЕС. У населения и бизнеса
нет цельной картины пути, этапов и ключевых направлений трансформации страны в
успешное общество. Исполнительный комитет реформ должен наработать стратегию
таких преобразований до конца октября 2014 г. – как раз перед началом международной
инвестиционной конференции доноров, которым будет проще выделить средства под
уже структурированное видение необходимых реформ для Украины, поддержанное
широким кругом заинтересованных сторон.
То, что Нацсовет реформ вместе с экспертами и исполнительным комитетом
напишут правильную программу реформ до 2020 г., которую поддержат международные
партнеры, сомнений не вызывает. Основная сложность – в имплементации. Программа
реформ 2010 - 2014 гг. была реализована чуть более чем на треть по причинам, не
всегда связанных со слабой политической волей или отсутствием денег, а в
основном из-за бюрократического сопротивления и низкой исполнительской
дисциплиной. В этом контексте эффективность работы предложенного механизма
реформ также пока оставляет вопросы:
o
Как в условиях ограниченных конституциональных полномочий Президента будет
формально утверждаться, расшиваться по годам и реализовываться программа
реформ? Инструмент послания Президента носит рекомендательный характер. Проводить
стратегию реформ через решение СНБО также не выход: нет реального механизма
контроля, не поймут международные партнеры.
o
Кто будет отвечать за реализацию конкретных направлений реформ, и какие
будут механизмы воздействия в случае их не выполнения? В рамках работы КЭР, за
реформы по конкретному направлению отвечал отдельный министр, который лично
отчитывался перед Президентом. В рамках действующей конституции, кроме МИДа и
министерства обороны, министры напрямую не подконтрольны Главе государства.
o
Как будут решаться конфликты между стратегией реформ Президента и
программными документами Кабинета министров/ коалиции (напр., коалиционным
соглашением, программой действий правительства, программой социально -
экономического развития, если такая будет восстановлена)? Как показал
предыдущий опыт, даже в условиях концентрации власти в руках Президента, неизбежна
конкуренция программных инициатив между АП и правительством/ коалицией, в т.ч в
вопросе ежегодного финансирования реформ.
o
При этом исполнительный комитет реформ, призванный способствовать координации
реформ в системе Президент - правительство – коалиция – гражданское общество,
несмотря на урезанные полномочия Президента, создается при Президенте и
возглавляется замглавы АП. Хотя в рамках парламентско-президентской формы
правления логичней было бы его делать под «вывеской» Кабмина.
Возможно, частично на эти вопросы можно будет ответить после 15 августа,
когда будут разработаны положения по нацсовету, совещательному совету и
исполнительному комитету реформ. Однако очевидно, что, без парламента и
коалиции, сформированных под Порошенко, будущая программа реформ рискует
увязнуть в популистских, партийных или узковедомственных интересах.
Появление аналога Комитета реформ
при Президенте Украины было предсказуемым: помимо достижения мира, Порошенко
избрался в первом туре на волне завышенных ожиданий проведения быстрых и
успешных преобразований в стране. С урезанными конституционными полномочиями и
ситуативной поддержкой в парламенте сделать это сложно. Изменить баланс сил в
сторону Президента должны перевыборы в парламент и конституционная реформа,
усиливающая влияние Президента на силовой блок, национальных регуляторов и
сохраняющая достаточную степень его влияния на регионы через институт специальных
представителей и механизм инициирования роспуска органа местного самоуправления
по решению КС. В этом же направлении
следует рассматривать инициативы по запуску новой волны реформ с подачи Главы
государства. Кроме того, после ликвидации КЭР, в стране отсутствовал
проработанный механизм имплементации реформ, как и отсутствовала сама программа
реформ на долгосрочную перспективу.
Об эффективности запуска
программы реформ Порошенко можно будет говорить ближе к концу 2014 г. Пока же
можно предположить, что, несмотря на два мощных якоря преобразований в виде ЕС
и МВФ, успех реализации программы реформ будет во многом зависеть от
формирования пропрезидентского большинства в парламенте и соответствующего переформатирования
правительства.
МВФ готов предоставить украине второй транш (Б.Додонов)
В выпущенном МВФ пресс-релизе по итогам визита миссии Фонда в Киев
сообщается о достижении сторонами соглашения по предоставлению Украине второго
транша в размере $1,4 млрд. Фонд отмечает выполнение Украиной основных
критериев и согласен смягчить требования по дефициту бюджета и изменению
золото-валютных резервов. В свою очередь украинское правительство взяло
обязательство в течении следующих недель сократить социальные расходы для
компенсации возросших военных расходов.
МВФ высоко оценил усилия украинского правительства по выполнению программы stand-by (SBA) в условиях военного конфликта
на Донбассе. В тоже время, значительное ухудшение экономической ситуации
вынудило Фонд пересмотреть в сторону ухудшения основные экономические
показатели – рост ВВП с -5,0% до -6,5%, общий дефицит бюджета с 8,5% до 10,1%
ВВП, а соотношение госдолга к ВВП на конец 2015 г. с 62% до 69%. Прогноз
базируется на затихании конфликта на Донбассе, в случае его эскалации, МВФ указывает
на необходимости увеличения внешней поддержки украинского правительства.
Достигнутое с МФВ соглашение требует от украинского правительства
проведения реформ по следующим ключевым направлениям:
o
Для компенсации возросших расходов правительство обязалось принять пакет
мер по изменению доходов и расходов бюджета в размере 1% ВВП. Внесенный
правительством на рассмотрения парламента законопроект №4308а является частью
соглашения с МВФ.
o
В энергетическом секторе должны быть предприняты жесткие меры для повышения
платежной дисциплины. Также должна быть проведена реструктуризация Нафтогаза с
целью повышения прозрачности его деятельности и снижения затрат.
o
НБУ должен предотвратить сокращение резервов, выходя с покупками на рынок,
и быть готовым, в случае необходимости, девальвировать гривну для достижения
целевого уровня резервов. НБУ должен концентрироваться на ценовой стабильности
и тагетировании инфляции. Также должна быть усилена финансовая позиция Фонда
гарантирования вкладов для повышения доверия к его способности выполнить свои
обязательства.
o
Правительство должно предпринять дальнейшие шаги по борьбе с коррупцией для
улучшения бизнес климата – создать независимое анти-коррупционное агентство с широкими
полномочиями и принять необходимые законодательные изменения.
Хотя предоставление второго транша почти не вызывает сомнений, переговоры
не были легкими. Работа миссии МВФ дважды продлевалась и заняла почти месяц.
Наиболее сложным моментом в переговорах, вероятно, стали фискальные вопросы.
Доходы бюджета стремительно сократились из-за продолжающихся военных действий
на Донбассе и ухудшения экономической ситуации. Сегодня разрастание финансового
кризиса приостановлено, но не снято с повестки дня. Запланированные
стресс-тесты 35 крупнейших банков, скорее всего, дадут крайне неутешительные
результаты и вопрос восстановления их платежеспособности или вывода с рынка
будет стоять на повестке дня во время следующих визитов миссии МВФ в Киев.
Также правительству необходимо продемонстрировать реальные успехи по борьбе с
коррупцией, проблема которой занимает значительное место в требованиях Фонда.
Действия украинского
правительства и НБУ после получения первого транша признаны МВФ достаточно
эффективными. Предпринятые меры и взятые обязательства по снижению дефицита
бюджета, обеспечению стабильности банковского сектора, реформы Нафтогаза и
борьбе с коррупцией позволяют ожидать получения зеленого света от руководства
МВФ на выделение Украине второго транша в рамках $1,4 млрд. SBA с
МВФ.