КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ИНИЦИИРУЕТ СТАРТ МАСШТАБНОЙ ПРИВАТИЗАЦИИ
15/05/2015
Моніторингові продукти
Кабинет Министров принял 12 мая постановление «Про проведення прозорої та конкурентної приватизації у 2015 році» Всего на продажу предлагается около трех сотен объектов, представляющих практически все сферы национальной экономики. От их продажи в Госбюджет-2015 планируется привлечь 17 млрд. грн. Как и во многие прежние годы – приватизация рассматривается преимущественно с фискальной точки зрения (в список включены даже те объекты, которые пока находятся в списке запрещенных к приватизации). Однако ныне есть определенные сомнения по реалистичности поставленной задачи. § первое, на что стоит обратить внимание, это время издания решения правительства – середина мая. По сути, пять месяцев уже выпало из приватизационного процесса, и по многим объектам (в первую очередь это касается имеющих статус «государственное предприятие», «государственный концерн», «единый имущественный комплекс») – предстоит достаточно большой объем предприватизационной работы по корпоратизации/оценке имущества/ выведению с баланса части имущества, не подлежащего приватизации. По действующему приватизационному законодательству это может занять от 90 до 120 дней, т.е. реально к объявлению конкурсов по приватизации этих объектов можно будет приступить не ранее октября, а сами конкурсы – даже с минимальными сроками организации провести в ноябре-декабре. На «роуд-шоу», которое правительство предлагает организовать силами МЭРТ И ФГИУ – времени не остается. § второй фактор риска – предприятия, включенные в приложение 2, могут быть выставлены на приватизацию только после внесения изменений в Список объектов, не подлежащих приватизации, утверждаемый Верховной Радой. Правительство уже предпринимало попытку пересмотреть этот Список, но потерпело неудачу в декабре 2014 г., и вынуждено было перевнести измененный законопроект в апреле 2015 г. Депутаты нынешнего состава Рады очень чувствительно реагируют на все приватизационные инициативы. К примеру, 14.05.2015 депутаты пять раз отказались поддержать достаточно безобидный «процедурный» законопроект №2464 о внесении изменений в Закон «О приватизации государственного имущества» (относительно механизма приватизации), поэтому принятие изменений в Список запрещенных к приватизации объектов будет не простой задачей. § третий настораживающий фактор – правильное по идеологии, но сомнительное в нынешних реалиях решение о том, что по всем приватизируемым предприятиям, включенным в приложение 1, основным способом продажи объявляется аукцион с открытым предложением цены. По части объектов – предлагаются настолько маленькие пакеты акций, что они с высокой долей вероятности не вызовут ажиотажа (напр., в ПАТ «Укрсоцбанк» предлагается на продажу 0,00004%, в ПАТ «Укрбизнеасбанк» - 0,001%, в ПрАТ «Киевоблагросервис» - 0,004%, в ПАТ «Белоцерковский элеватор» - 0,12%, в ПрАт «Комсомольское рудоуправление» - 0,326%, в ПАТ «Васильковское грузовое АТП» -
3,134%); там же, где предлагается пакет в районе 25%+ – высок риск его покупки для последующего развязывания корпоративных войн (блокирование решений, требующих 75-%-ного квалифицированного большинства, предусмотренное ст. 42 Закона Украины «Об акционерных обществах»), что чревато вместо повышения качества управления бывшим государственным активом - расширением рейдерства; § маловероятен спрос на объекты, которые находятся в зоне АТО (например, на 36,5% акций ПАТ «Луганскнефтепродукт» или 11,3% акций находящегося практически на линии фронта ПАТ «Горловский комбинат хлебопродуктов»); Есть в списке и «голубые» фишки – такие, как Одесский припортовый завод, контрольные и блокирующие пакеты акций энергетических компаний, но время и условия для их продажи видятся не лучшими: § многие объекты в нынешних макроэкономических и военных условиях будут выглядеть недостаточно непривлекательно: o например, Одесский припортовый завод» имеет одну ценность в условиях эффективной загрузки амиакопровода «Тольятти-Одесса», и совершено другую – при понимании, что его часть проходит по зоне АТО и даже владельцы горловского «Стирола» не рискуют работать в таких условиях с куда меньшими объемами аммиака, чем необходим припортовому заводу; o ПАТ «Азовмаш», еще пару лет назад бывший признанным лидером машиностроительной промышленности, сейчас близок к банкротству. Приватизация, призванная помочь решить фискальные задачи и уменьшить масштабы бюджетного дефицита, в нынешних условиях вряд ли справится с миссией, которую на нее возлагают.