В январе - апреле 2015 г. объемы грузоперевозок в стране сократились на 20,4%
(против такого же периода 2014 г).
В транспортном секторе наблюдаются схожие со
строительной отраслью тенденции: в отличие от начала 2014 г., когда
транспортные перевозки сохранялись практически на уровне «стабильного» 2013
года (-0,3%), в январе – апреле 2015
года они стали ниже на 20,4%, а объемы перевезенных грузов сократились на 23,2%:
§ единственное отличие состоит в том, что
строительство от месяца к месяцу продолжало падать, а транспортная отрасль
зафиксировалась на некоем условном дне с колебаниями в 1% (от 75,8% от объемов
января 2014 г. до 76,8% по четырехмесячным объемам);
§ единственный сегмент перевозок, в котором
зафиксирован рост – зерно и продукты его перемола (+7,3%), но к этому
результату нужно отнестись сдержанно (это последствие прошлогоднего рекордного
урожая в 63,9 млн. тонн зерновых; если оправдаются прогнозы на нынешний год
украинских аналитиков (57,4 млн. тонн) или Министерства сельского хозяйства США
(55,3 млн. тонн) – и в этом сегменте по итогам года будет зафиксировано падение
объемов;
§ по всем другим статьям перевозок уже сейчас есть
существенное сокращение: уголь (-48,2%), нефть и нефтепродукты (-41,6%), кокс
(-39,6%), черные металлы (-31,3%), стройматериалы (-19,7%), химические и
минеральные удобрения (9,9%), цемент (-9,6%), железная и марганцевая руда
(-8,4%);
Из
транспортных подотраслей наиболее просел трубопроводный сегмент (-37,9%): перекачка аммиака сократилась на 18,4%,
газа – на 22,9%, транзит сократился на 18,4% и 26,4%. Это заметно снижает
инвестиционную привлекательность Одесского припортового завода (который
планируется приватизировать в 2015 г.), а также отечественной газотранспортной системы
(провести ее модернизацию отечественными ресурсами практически невозможно, но
еще сложнее будет уговорить иностранных инвесторов вкладывать деньги в
пустеющую с каждый годом трубу).
На
втором месте по темпам падения – автомобильные перевозки (-16,3%), спровоцированные 50-70% ростом цен на
бензины и дизтопливо.
Существенно
сократились железнодорожные перевозки (-13,8%), уже вылившиеся в невозможность обслуживать свои внешние
заимствования и объявленный 12 мая 2015 г. технический дефолт. Реагируя на такое
решение «Укрзализныци», международное агентство Standard & Poor's Ratings
Services снизило рейтинг Государственной администрации железнодорожного
транспорта Украины («Укрзализныци») с «СС» до уровня «SD» («выборочный
дефолт»). В комплексе с принятым 19 мая 2015 г. законом о наделении КМУ
правом прекратить обслуживать свои внешние обязательства (в т.ч. и по «Укрзализныци») – это до минимума снижает вероятность
привлечения новых средств в кампанию, 90% подвижного состава которой уже
исчерпало свой ресурс. В самой «Укрзализныце» видят решение проблемы в
повышении тарифов (еще на 25% по отношению к задекларированной ранее инициативе
об увеличении тарифов на 35% на грузоперевозки и 21% на пассажирские
перевозки). Крупнейшие клиенты железной дороги (металлурги, химики,
машиностроители) в ответ на такую инициативу анонсировали существенное
сокращение, а по некоторым видам продукции – полное прекращение использования
железнодорожного транспорта, что рискует привести к коллапсу «Укрзализныци».
Рост грузооборота в авиационном (+25,3%) и водном
(+13,1%) сегменте существенного влияния
на результаты работы отрасли не повлиял в силу их крайне незначительной
доли в общих объемах грузоперевозки (0,08% и 1,72% соответственно).
Пассажирооборот в январе-апреле 2015 года по сравнению с аналогичным
периодом прошлого года сократился на 11%, перевозки пассажиров – на 11,3%.
Наибольшие потери зафиксированы:
§ по пассажирообороту – автомобильный (-17,4%),
авиационный (-13,5%), железнодорожный (-6,2%) сегменты;
§ по количеству перевезенных пассажиров – также
автомобильный (-20,7%), авиационный (-12,9%) сегменты;
В части
пасажироперевозок местным транспортом (автобусные, троллейбусные, трамвайные и метрополитеновский) стоит ожидать дальнейшего падения их
объемов. После недавнего решения о том, что тарифы на перевозки более не
являются объектом государственного ценового регулирования, в середине мая по
всей стране прокатилась волна повышения тарифов, которая безусловно отразится
уже на ближайшей статистике.
Транспорт (наряду со строительной отраслью) – «маяки», характеризующие
уровень модернизации и динамику функционирования национальной экономики и ее
базовых отраслей – своей работой в январе-апреле 2015 года не дают повода
говорить о скором восстановлении экономического роста.