МИССИЯ МВФ ЗАВЕРШИЛА СВОЮ РАБОТУ В УКРАИНЕ

04/06/2015
Моніторингові продукти
МИССИЯ МВФ ЗАВЕРШИЛА СВОЮ РАБОТУ В УКРАИНЕ

МВФ выпустил промежуточный пресс - релиз по итогам работы своей миссии в Киеве 12-29 мая.

 

Основные сигналы Фонда по итогам работы своей миссии:

§  Общая оценка выполнения программы. Достигнуто понимание с украинскими властями по большинству вопросов. Все количественные критерии (на конец марта) были выполнены, структурные маяки (по реформам) – выполнены или находятся на завершающем этапе реализации.

§  Оценка реформ. МВФ отмечает настроенность правительства на продолжение реформ в сфере фискальной консолидации и энергетическом секторе, включая дальнейшее повышение тарифов и сокращение энергопотребления. Есть прогресс по реформам в области восстановления банковского сектора и улучшению бизнеса - климата.

§  Ухудшение макропрогноза. МВФ ухудшил свой предыдущий прогноз на 2015 г.: падения ВВП с 5,5% до 9%, инфляции с 26,7% до 46% с учетом гораздо более пессимистических, чем ожидалось, результатов первого квартала. Одновременно МВФ заявил об отдельных  признаках стабилизации экономической ситуации в последнее время,  прежде всего на валютном рынке. 

§  Реструктуризация госдолга. Фонд отметил решительность властей завершить переговоры о реструктуризации в соответствии с параметрами программы EFF, что является условием для завершения первого пересмотра программы. 

§  Решение о пересмотре. Итоговое заявление (рекомендации Совету директоров) будет принято в ближайшие дни. До его принятия работа миссии продолжится на уровне экспертов.  

 

Тональность мессиджей по результатам работы миссии Фонда в Украине была в целом ожидаемой:

§  Украина выполнила количественные бенч-марки в программе, выставленные на первый квартал, по отдельным показателям, напр. по дефициту бюджета, с большим запасом. Из структурных индикаторов, помимо реструктуризации госдолга, не принятыми остаются 2 законопроекта: (1) о внесении изменений в закон об НБУ с целью усилении его политической и финансовой независимости; (2) о предоставлении Нафтогазу права взыскивать задолженность за энергоресурсы с предприятий с госдолей (25% +1) через принудительную реализацию их имущества. Однако даже если указанные законопроекты (пока оба приняты в первом чтении) не будут проголосованы до вынесения финального решения по 2-му траншу, МВФ наверняка отнесется к этой проблеме достаточно лояльно. При этом МВФ априори оценивает выполнение структурных бенч-марков формально  (принят/не принят закон), не вдаваясь в детали/ качество их реализации на практике. Напр, одним из качественных критериев, который наверняка будет засчитан как выполненный, стоит реализация до конца апреля всех шагов по запуску работы Национального антикоррупционного бюро (НАБ). Хотя по состоянию на начало июня НАБ полноценно не функционировал: в нем трудилось всего 4 человека (глава и 3 зама), не хватало ряда важных поддерживающих законов (напр., об антикоррупционной прокуратуре).

§  Ухудшение МВФ макропрогноза было также ожидаемым (о неизбежности пересмотра эксперты НОСЭП упоминали месяцем ранее) на фоне нового раунда девальвационного и инфляционного всплеска и падения ВВП в первом квартале на 17,6%. Пока неясно, как из-за ухудшения макропрогноза будет откорректирована сама программа EFF. Наученный прошлым опытом Греции, МВФ должен бы ослабить темпы фискальной консолидации для стимулирования агрегированного потребительского и инвестиционного спроса, чтобы не допустить дальнейшего углубления спада в экономике. Однако за таким пересмотром последует необходимость увеличения финансовой поддержки Украины, в чем МВФ, по крайней мере, по итогам первого пересмотра программы, явно не заинтересован. 

§  Ключевой момент, на котором акцентировал внимание пресс-релиз МВФ, - успешная реструктуризация госдолга является обязательным условием для завершения первого пересмотра программы и выделения 2-го транша в размере 1,7 млрд. дол. Скорее всего, показательная жесткость заявления (а ранее из офиса Фонда в Вашингтоне звучали разнонаправленные сигналы на эту тему) также элемент давления на кредиторов накануне переговоров 5 июня, как и заявление авансом министра финансов ФРГ Шойбле, о том страны G-7 в преддверии своего саммита «приветствуют успешное завершение реструктуризации» (как будто та уже состоялась). Основной спорный момент в переговорах – это списание (по различным оценкам, до 50%) части госдолга, с чем до последнего не был согласен комитет кредиторов (выступая за увеличение срока обращения евробондов на 10 лет и снижение процентной ставки по ним). Также отсутствует какая – либо ясность в отношении включения в общий пакет реструктуризации 3 млрд. дол. евробондов, выкупленных РФ, со сроком погашения в декабре 2015 г. Статус такого долга может трактоваться как коммерческий (настаивает Украина), так и официальный (настаивает РФ). При этом внутренние директивы МВФ запрещают Фонду кредитовать страны, допустившим дефолт по официальным суверенным долгам перед другими государствами. Вряд ли весь этот клубок долговых противоречий полностью разрешиться до 5 июня. Однако даже если по реструктуризации будет принято половинчатое решение либо переговоры не будут завершены до конца июня (предполагаемой даты совещания Совета директоров Фонда), скорее всего,  Фондом будет принято политическое решение о положительном первом пересмотре программы. НОСЭП рассматривает как крайне низкую вероятность полного провала в переговорах с кредиторами , неполучения Украиной очередного транша и соответственно реализации рисков суверенного дефолта в 2015 г. Хотя это не снимает угрозы дефолта в последующие годы на фоне слабых перспектив восстановления экономики, угроз возобновления военных действий и неготовности МВФ без конца кредитовать Украину на фоне и так зашкаливающих для него страновых кредитных рисков.  

 

Выводы

Появление окончательных выводов миссии МВФ по первому пересмотру программы EFF, изложенных в виде рекомендаций Совету директоров, отложено до урегулирования вопросов с частными кредиторами по вопросу реструктуризации госдолга. Остальные критерии результативности – в целом формально выполнены.

Несмотря на заострённое внимание к вопросу реструктуризации и жесткие сигналы кредиторам (включая принятый по согласованию с МВФ закон о моратории на выплату части внешнего госдолга), перспективы получения Украиной 2-го транша остаются высокими, даже в случае достижения половинчатого результата от реструктуризации (выполнение не всех, а части параметров устойчивости госдолга) либо не завершения переговоров в срок. МВФ своими заявлениями ранее давал понять, что в случае необходимости может проявить политическую гибкость в этом вопросе.

Для Украины это означает получение отсрочки от дефолта на ближайший год-два, однако не снимает рисков суверенного банкротства в среднесрочной перспективе из-за слабых перспектив восстановления экономики на фоне неспособности власти добиться де-эскалации ситуации на Донбассе и ускорить реформы.