Министр здравоохранения А.Квиташвили на пресс-конференции заявил, что
МОЗ будет избегать попадания российских препаратов в Украину, в частности
вакцин, через госсзакупки.
Формулировка отказа «избегать попадания российских вакцин на украинский
рынок» имеет значительно более политический окрас, чем
профессионально-медицинский.
Ситуация в Украине по
вакцинации населения является
крайне опасной для населения. Более того, Украина
сегодня, по словам самого же министра, «несёт угрозу Европейскому континенту»:
§ Проблема накапливалась годами. Анти-вакцинная
кампания 2007-2008 гг., раздутая
СМИ, вызвала массовый отказ родителей от
вакцинации детей. В результате резко увеличилось число не вакцинированных детей
и сегодня эта возрастная группа
уже пошла в школы. Это создает
эпидемические риски массового
заболевания. Например, много детских организованных коллективов сегодня не защищены от кори (дети могут болеть корью и в 10, и в 15 лет). Каждый
десятый случай болезни корью заканчивается пневмонией, осложнениями головного
мезга.
Уровень
вакцинации должен быть 75-90%. В Украине по документам от кори привито 50% детей, но 25% прививок (по мнению
врачей) – фиктивные. По данным организации «Иммунный щит нации» процент
покрытия вакцинацией в Украине
колеблется по разным болезням от 25% до 50%. В 2013 году Украина по информации
ЮНИСЕФ попала в список стран, где есть угроза вспышки полиомиелита. В 2014 г
вакцинировано от полиомиелита только 30% детей.
§ Проблема усугубилась из-за срыва закупки вакцин в 2014 г. В 2014 г. централизованные закупки не проводились почти 10 месяцев. Кроме
того, закупленные лекарства по объему были почти на 50% меньше планируемого,
так как МОЗ не учел введение 7% НДС и роста курса доллара. При этом, по отчету Счетной палаты, МОЗ
«потерял» , т.е. не смог использовать из всех выделенных на лекарства бюджетных средств 1,5 млн. грн, из-за недостаточно
организованной работы и отмен тендеров.
§ В текущем году ситуация с закупками – не лучше. По состоянию на июнь тендерный процесс не начался. Большие надежды
возлагались на международные закупки, в связи с чем в марте 2015 г. были
приняты: (1) закон об осуществлении закупок через международные
организации и (2) закон, освобождающий
от НДС и импортного сбора лекарства, приобретаемые через международные
организации. Прогрессивная сама по себе идея не смогла найти практической
реализации:
o
На сегодня МОЗом
не разработаны необходимые подзаконные акты. Фактически процесс запуска данного
механизма тормозится из-за медлительности чиновников.
o
МОЗ своевременно не
обеспечил договоренностей с международными организациями (хотя имел время и на этапе разработки законопроекта и после
его утверждения в парламенте). В результате, международные организации были поставлены
перед фактом. Однако в их ежегодные
планы поставки в Украину теперь будет включить достаточно трудно.
§ В целом врядли политические пристрастия должны преобладать в принятии
решений, связанных со здоровьем граждан. Проблема с российскими вакцинами на
самом деле лежит в регуляторном русле. Срок действия лицензии российского
поставщика вакцин истек. Для
перерегистрации по недавно принятому закону фирма должна иметь сертификат GMP,
которого у российских компаний нет.
§ Находясь на пороге катастрофы в 2014 г (в роддомах практически прекратили
делать БЦЖ новорожденным), МОЗ внес
изменения к закону «О лекарственных средствах». Врачам разрешено использование
509 тысяч доз вакцины БЦЖ, срок регистрации которой закончился в марте 2014
года.
§ Распределение остатков вакцин на сегодня исчерпано. Принятое решение позволило только «доиспользовать» имеющиеся на складах остатки, которых не
достаточно. Например, в Днепропетровскую обл. распределено 10 тысяч доз вакцины
БЦЖ, при потребности – 180 тыс. доз. В Киеве вакцина БЦЖ появилась в этом году
после ее годового отсутствия. Но запасов хватит на 2 недели. Некоторые больницы Киева, Ровно,
Днепропетровска получили вакцины АКДС. Но по оценкам врачебного персонала их
хватит на несколько дней.
§ Своих вакцин Украина не производит, рассчитывать можно только на зарубежные
закупки. Заявив на пресс конференции, что « мы будем
стараться в будущем российских производителей не допускать
на украинский рынок, тем более БЦЖ», А.Квиташвили послал сигнал, что,
помимо критериев цена / качество, при выборе поставщика акцент может делаться и
на дополнительные субъективные факторы, что в значительной мере не
соответствует правилам бизнес-этики и ранее задекларированным принципам
«прозрачности закупок». Конкурсные условия должны давать возможность
участвовать всем, но побеждать – лучшим.
§ Жестко выталкивая российского поставщика с рынка, МОЗ не смогло объяснить,
кто придет ему на замену. Предварительная работа с зарубежными
компаниями не проводилась, быстро найти таких поставщиков, учитывая объемы
украинских потребностей в вакцинах – крайне сложно (на складах поставщика может
и не оказаться дополнительного количества вакцин, поскольку их впрок никто не
производит: это сложный иммунобиологический препарат, на который требуется
время).
Проблема несвоевременных госзакупок вакцин постепенно приобретает
все более угрожающий характер. В условиях отсутствия порядка и стабильных
правил игры на отечественном фарм-рынке, улучшения доступности медпомощи и
лекарств для населения, не доведенных до логического конца идей о привлечении к
поставкам лекарств международных организаций искусственное вытеснение тех, кто
еще мог закрывать потребности Украины в вакцинах – достаточно рискованная
инициатива.