ПРАВИТЕЛЬСВО УТВЕРДИЛО МАКРОПРОГНОЗ НА 2016-2019 ГГ.

Кабинет министров постановлением № 558 от 5 августа утвердил прогноз основных показателей социально – экономического развития Украины на 2016 и 2017-2019 гг.

11/08/2015
Моніторингові продукти

Базовый прогноз в части основных макроэкономических показателей (номинальный ВВП, темпы роста экономики, инфляция) – взят с обновленного Меморандума об экономической и финансовой политике в рамках программы EFF. Заседание совета директоров МВФ, на котором утвердили первый пересмотр программы EFF и одобрили выделение второго транша (1,7 млрд. дол.), состоялось 31 июля, а уже 5 августа на первом ближайшем заседании Кабинета министров – был вынесен и принят подогнанный под Меморандум правительственный прогноз на кратко- и среднесрочную перспективу. По отдельным показателям (напр., уровень безработицы, зарплата, сальдо внешней торговли товарами и услугами), между прогнозом МВФ и правительства есть расхождения, однако они крайне незначительны. 

Прогноз правительства предполагает два сценария развития – базовый (сценарий 1, С1), который будет браться за основу при разработке проекта бюджета на 2016 г., и пессимистический (сценарий 2, С2). Прогноз по отдельным индикаторам по годам приводится ниже в табл. 

 

2016

2017

2018

2019

 

С 1

С 2

С 1

С 2

С 1

С 2

С 1

С 2

ВВП, млрд. грн.

2262

2245,7

2572,1

2536,8

2888,1

2854,6

3183,1

3154,6

ВВП,%

2

-0,3

3,5

1

4

3

4

3

Потребительская инфл (к дек)

12

14,7

8,1

10,3

5,5

7,6

5,2

5,8

Производственная инфл (к дек)

10,4

12,2

8,5

11,1

5,9

6,7

4,7

5,3

Реальная зарплата, %

2,3

-0,5

3,7

0,7

4

2,2

4,6

2,8

Безработица (МОТ), %

10,4

10,8

9,2

10,2

8,4

9,5

7,7

9

Внешнеторг сальдо, млрд. дол.

-1,57

-1,07

-2

-1,1

-2,46

-1,28

-3,27

-1,64

Экспорт, %

7,1

3,8

11,5

9,1

11,8

10,5

11

10,9

 В соответствии с базовым сценарием в 2016 г. ожидается рост ВВП на 2% при инфляции 12% (декабрь/ к декабрю). В сравнении с предыдущим макро-прогнозом от 14.02.2015 ухудшился прогноз по инфляции (ранее правительство и НБУ намеривались достигнуть 9%-й инфляции по итогам 2016 г.). Тогда как прогноз темпов роста экономики остался неизменным (хотя при этом правительство заложило меньшие темпы падения в пессимистическом сценарии – предыдущий прогноз исходил из того, что при неблагоприятных сценариях развития ВВП может упасть на 2,5 -7%).  В сравнении с предыдущим прогнозом несколько ухудшился прогноз на 2016 г. по безработице, улучшился по – внешнеторговому сальдо и темпам роста экспорта, а также реальной зарплате.

Исходя из текущей оценки рисков, базовый прогноз на 2016 г. представляется оптимистичным, хотя при благоприятном развитии событий и не является чем-то сверх - недостижимым.  Напр., усреднённый майский консенсус - прогноз МЕРТ предполагает более скромные оценки - рост экономики на 0,7% при инфляции 14,8%. В соответствии с обновленным Меморандумом правительство и МВФ рассчитывают, что в 2016 г. рост возобновится на фоне усиливающегося потребительского и инвестиционного спроса, постепенной реабилитации банковского сектора и восстановления разрушенных связей в ГМК /ТЭК. Такие предположения имеют право на существование, хотя ожидания восстановления внутреннего спроса могут и не оправдаться. Сохранение курса на жесткую бюджетную консолидацию – а в обновленном Меморандуме общие показатели снижения дефицита бюджета и выхода на первичный профицит в 2015-2016 гг. остались практически без изменений – с учетом глубокого падения экономики в этом году и сохраняющихся дефляционно-инфляционных ожиданий будет угнетать, прежде всего, потребительский спрос и тормозить восстановление экономики.

В целом возобновление роста в 2016 г., как и достижение всего макро-прогноза, остается подверженным значительным нисходящим внутренним и внешним рискам:

§   Внешняя среда скорее будет оставаться неблагоприятной. Позитив в том, что цены на нефть, а значит и природный газ, будут оставаться низкими. Однако негативов больше – на локальных минимумах продолжат находиться мировые цены на другие сырьевые товары (в т.ч. агро-сырье и металлы – основные статьи украинского экспорта); экономика ЕС – главного торгового партнера Украины – восстанавливается слишком медленно,  а экономика РФ, которая стала вторым по величине рынком для нашего экспорта, входит в затяжную рецессию; экономисты обсуждают нарастающие дисбалансы в экономике Китая на фоне снижения цен на сырье,  формирования спекулятивного рынка квази-банковского кредитования, обвала фондового рынка и соответственно риски жесткой посадки китайской экономики, что приведет к замедлению роста в мире.  

§   Сохраняется ключевой риск, который в гораздо большей мере, чем вешние факторы, влияет на неопределенность экономической среды, - это продолжение и возможная дальнейшая эскалация конфликта на Донбассе. Помимо прямых потерь для экономики, продолжение войны в Донецкой и Луганской области подогревают сохранение кризиса доверия, который трансформируется в отток вкладов из банковской системы, раунды обвальной девальвации и импорта инфляции, низкий приток внутренних и иностранных инвестиций.

§   Несмотря на прогресс в переговорах с кредиторами, окончательное решение о реструктуризации части внешнего госдолга все еще не принято. После разблокирования переговоров в июле риски введения моратория на обслуживание госдолга и объявления суверенного дефолта хотя и снизились, однако полностью не сняты (что подтверждается отклонением последних предложений сторонами переговоров, переносом встречи Яресько с комитетом кредиторов на предстоящую среду и заявлением Минфина, что эта встреча, независимо от ее результатов, будет последней). Объявление дефолта окончательно закроет рынки внешних заимствований для корпораций и усилит девальвационные ожидания. 

§   Не последним по значимости риском, подрывающим реализацию экономических прогнозов на 2016 г. и среднесрочную перспективу, остаются неудовлетворительные темпы реформ. По информации Нацсовета реформ, на 1 июня 2015, по заданиям, срок реализации которых уже наступил, коалиционное соглашение было выполнено только на 39% (61% - не выполнено). Соглашение об Ассоциации (СА) – на 1 мая выполнено на 28% (24% - в процессе, 48% - неизвестно). По оценкам самого МВФ, политическая ситуация в стране остается сложной. С приближением местных выборов нарастает политическое давление не проводить реформы: коалиция внесла несколько популистских законопроектов, пересматривающих уже осуществленные реформы в энергетике и фискальной сфере (часть из которых как закон о конвертации валютных кредитов) была принята. Попытки борьбы с коррупцией пока не увенчались существенным и постоянным снижением ее уровня и не трансформировались в улучшение инвестиционного климата.