ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС В ИЮНЕ И ПО ИТОГАМ ПОЛУГОДИЯ: ЕСТЬ ЛИ ПОВОД ДЛЯ ОПТИМИЗМА?

НБУ предоставил данные о состоянии платежного баланса в июне 2015 г. и по итогам первого полугодия.

04/08/2015
Моніторингові продукти
Положительные тенденции: 
  •  Платежный баланс улучшается второй месяц подряд (май – июнь 2015 г.). 
  •  Впервые с начала года кумулятивный (т.е. с начала года) показатель дефицита счета текущих операций стал положительным (+16 млн. дол. за январь – июнь 2015 г.) Для сравнения за аналогичный период прошлого года счет текущих операций был сведен с дефицитом 2,5 млрд. дол. 
  •  Это стало возможным благодаря тому, что в июне впервые с начала года баланс внешней торговли товарами был профицитным (+49 млн. дол.). Небольшой профицит, с одной стороны, был достигнут за счет возобновления роста экспорта зерновых и семян масленичных культур (в 1,9 и 3,4 раза в годовом измерении соответственно) на фоне существенных остатков урожая прошлого маркетингового года, а также увеличения экспорта по отдельным позициям неорганической химии (в 4 раза в годовом измерении), с другой – сокращением физических объемов поставок газа из РФ (более чем в 2 раза по сравнению с маем 2015 г.).
  • Остаётся положительным баланс услуг (+140 млн. дол. в июне 2015 г., + 1,02 млрд. дол. – за первое полугодие). Рост экспорта услуг во много связан с наращиванием экспорта компьютерных услуг (+37% в годовом измерении в июне).  
  • В июне второй месяц подряд наблюдается приток капитала по финансовому счету (+80 млн. дол. в июне и 330 млн. дол. в мае). Благодаря этому кумулятивный дефицит финансового счета за первое полугодие уменьшился до 1,6 млрд. дол. (хотя еще в первом квартале 2015 г. дефицит превышал 2 млрд. дол.). 
  • Финансовый счет в июне удалось улучшить за счет двух статей. Во-первых, зарегистрирован рекордный с декабря 2013 г. приток иностранных инвестиций (+437 млн. дол.), 80% объема которых зашло в банковский сектор (всего за 6 месяцев 2015 г. чистый приток ПИИ составил +1,2 млрд. дол.). Во-вторых, Украина конвертировала в доллар часть валютного свопа с КНР (в сумме 417 млн. дол.; весь своп составляет 15 млрд. юаней или 2,4 млрд. дол. в эквиваленте). Также следует отметить продолжающееся сокращение валюты вне банковской системы: на 227 млн. дол. в июне и на 431 млн. дол. с начала 2015 г. (тогда как за 6 месяцев 2014 г. валюта вне банков наоборот выросла на 2,1 млрд. дол.). 
  •  В целом в результате улучшения счета текущих операций и финансового счета, сальдо сводного платежного баланса второй месяц подряд было положительным (+489 млн. дол. в июне и 320 млн. дол. в мае). Однако кумулятивно с начала года сальдо остается отрицательным: за январь-июнь 2015 г. дефицит сводного платежного баланса составил 1,3 млрд. дол. (в аналогичный период прошлого года дефицит составлял в 3,3 р. больше).                                                                                      
Негативные тенденции: 
  •  Остаётся слабым экспорт в базовых промышленных отраслях – ГМК и машиностроении. Темпы падения экспорта в этих двух отраслях в годовом разрезе в июне практически не изменились по сравнению с маем и составили «минус» 47,3% и 43,9% соответственно. 
  •  В первом полугодии темпы падения экспорта в ЕС («минус» 39,7%), несмотря на одностороннее действие автономных торговых преференций, продолжают превышать общие темпы падения экспорта («минус» 35,4%). При этом экспорт в РФ обвалился в 2,2 раза. 
  •  Стабилизация в мае - июне по финансовому счету во многом связана либо с действием валютных ограничений, что приводит к сокращению валюты вне банковской системы, либо носит разовый характер (как напр., приток ПИИ в банковский сектор на фоне докапитализации материнских иностранных структур своих баков в Украине).  
  •  Остаётся крайне низкий roll-over (ставка перекредитования) по долгам частного сектора. Например, roll-over по обязательствам реального сектора в июне составил 24% (с начала года 22% против 47% в первом полугодии 2014 г.). Отток капитала с развивающихся рынков и неснятые риски суверенного дефолта – делают свое дело: вентиль к рынку коммерческих заимствований для украинских компаний практически перекрыт, что грозит новой волной корпоративных дефолтов. 
  •  По итогам первого полугодия общие золотовалютные резервы (ЗВР) НБУ действительно выросли до относительно комфортных 10,3 млрд. дол. (2,2 месяца импорта). Однако из них чистые резервы составляют всего 0,5 млрд. дол. (против 10,8 млрд. дол. чистых резервов в первой половине 2014 г.) Остальное из 10,3 млрд. текущих ЗВР – это средства МВФ (большая часть из которых взята  Украиной в 2014-2015 гг.). Украина остается критически зависимой от финансирования Фондом.                              
В последние два месяца платежный баланс действительно демонстрирует ряд положительных тенденций. Однако говорить об уверенных признаках стабилизации ситуации пока рано. Во-первых, в третьем квартале увеличится энергетический импорт (закупки недостающего угля и газа), что будет ухудшать торговый баланс и счет текущих операций. Во-вторых, улучшение притока капитала носит хрупкий характер и вызвано действием административных (валютные ограничения) либо разовых факторов (конвертация субординированного долга в капитал иностранными банками для выполнения требований НБУ по капитализации). В-третьих, остаются неснятыми риски суверенного дефолта, что давит на корпоративный и банковский сегмент, для которых возможности выхода на международные рынки капитала либо существенно ухудшились, либо вообще закрылись. В-четвертых, сохраняются риски дальнейшей эскалации военного конфликта на Донбассе, что угнетает восстановление экспорта и будет подрывать приток ПИИ в ближайшие 12-18 месяцев.